Программа творческого развития ребенка инвалида

Программа творческого развития ребенка инвалида thumbnail

Лариса Тагирова
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия)

Чем бы ни занимался в своей жизни «особый» ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе – он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации, если окружающий его мир признает возможности творческой реабилитации.

Дети-инвалиды не такие, как все. Они рисуют, лепят, мастерят. Их рисунки наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. Они пытаются говорить с нами на языке искусства.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды – это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Между тем, эти дети, особенно, если они одарены талантом, воспринимают этот мир острее, ярче и глубже, чем их здоровые сверстники. Они вдумчивее, усерднее и внимательнее, так как их физические возможности ограничены.

Творчество, как показывает опыт, — одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие дети, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни; конечно же, поддержке окружающих, повергает в изумление и

стремление каждого человека достичь максимальных высот своего развития, быть полноценной личностью, востребованным и уважаемым членом общества, а у людей с особыми потребностями эти желания выражены острее. И наша общая задача – помочь им в этом.

В нашем реабилитационном центре разработано несколько направлений творчества. В студии изобразительного искусства дети занимаются рисованием и некоторыми видами декоративно-прикладного искусства. В швейной мастерской каждый может выбрать себе занятие по душе: бисероплетение, вышивку крестом, шитье мягкой игрушки, рисование нитью на картоне (изонить, вязание на спицах, крючком. Интерес к швейной мастерской проявляют и девочки, и мальчики. В столярной мастерской мальчики и некоторые девочки постигают азы резьбы по дереву.

. Цель занятий – стимулирование творческого потенциала детей и подростков, как необходимого элемента социального и культурного развития

Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья ребенку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками. Главная задача – увлечь творчеством, подобрать и предложить им тот материал и вид деятельности, с которым они смогут справиться самостоятельно. Навыки, полученные на занятиях, конечно же пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время. Дети на занятиях получают прежде всего положительные эмоции, которые являются лучшими лекарствами.

На занятиях в студии изобразительного искусства я создаю условия для коррекции движения, развития мелкой моторики рук, здесь решаются задачи адаптации, развиваются творческое мышление, творческая активность, художественный вкус, эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства, наблюдательность, память, расширяется кругозор. Кроме того, занятия призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи.

Есть много способов заставить работать воображение ребенка и помочь ему начать творить. Это важно, так как начиная творить, фантазировать, ребенок включается в состояние творческого процесса. Состояние творческого процесса вполне доступно ребенку, нужно только его подтолкнуть.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем, снижаются болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать хотя бы психологически.

Творческая реабилитация является неотъемлемой частью социальной реабилитации, так как реализует потребность детей-инвалидов в общении, способствует их успешной интеграции в социуме, позволяет получить профессиональные навыки. Все это формирует возможность независимого образа жизни и способствует развитию личности ребенка-инвалида, т. е. обеспечивает его социальную реабилитацию.

Источник

Дополнительная обучающая программа художественной направленности «Твори добро».

Пояснительная записка

Актуальность программы
В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромная работа по реабилитации данной категории людей. Особое место в этой группе занимают дети.
Жизнь ребенка с особыми потребностями протекает в сложных условиях: она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих талантов и способностей и их проявления. И как показывает практика, среди такой категории очень много музыкально, поэтически и художественно одарённых детей.
Однако инфраструктура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг, как правило, не приспособлена к удовлетворению их потребностей и дети зачастую лишены возможности быть равными среди равных.
С целью оптимизации жизненного пространства детей с особыми потребностями, проявляющими интерес к декоративно-прикладному творчеству и разработана дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Твори добро».
Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Программа «Твори добро» так же направлена на решение проблемы социальной адаптации ребёнка. В процессе обучения происходит социальная реабилитация детей, проявляющаяся в том, что ребенок может участвовать во всевозможных выставках: в Центре развития творчества детей и юношества, в городском музее, в городской библиотеке. Лучшие работы принимают участие в областном фестивале для детей с ограниченными возможностями «Рождественские встречи друзей». Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной значимости и уверенности в собственных силах.
Особенность программы
Обучение по данной программе может осуществляться как индивидуально на дому, так и дистанционно через общение по скайпу и видеомастерские, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка. Для этого, совместно с городским телевидением «ТВ 12 канал» разработана серия видеомастерских, технологические карты, дидактические пособия, позволяющие детям самостоятельно закреплять пройденный материал.
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества.

Читайте также:  Актуальное развитие ребенка дошкольного возраста

Задачи:
обучающие:
-расширять знания, умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества.
развивающие:

-развивать память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности;
-расширять кругозор;
воспитывающие:
-воспитывать чувство собственного достоинства;
-содействовать преодолению отрицательных стереотипов представлений
окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;
-содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа «Твори добро» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом) в возрасте от 10 до 16 лет, проявляющими интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий (образовательный процесс происходит преимущественно в домашних условиях).
Объём материала программы рассчитан на два года обучения. С годовой нагрузкой 144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
Основная форма проведения занятия – индивидуально на дому. В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория — практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости.

Основные этапы программы
Программа 1-го года обучения относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем)
На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и умения работы с природным и бросовым материалом, лепки из соленого теста и пластилина, бумагопластики (торцевание и модульное оригами). Занимается изготовлением сувениров из различных материалов и в разных техниках.
Программа 2-го года обучения относится к творческому уровню программ дополнительного образования, поскольку учащиеся работают по собственному замыслу, активно применяя полученные знания и умения. Участвуют в различных конкурсах и выставках (в том числе авторских).
Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.
Для успешной реализации программы необходимо:
— психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде
консультаций психолога);
— сотрудничество с родителями;
— соответствующее материально-техническое обеспечение.
Основные принципы программы:
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).

Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленной цели используются следующие формы и методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, работа с литературой, интернетресурсами); исследовательские (наблюдение, опыт, эксперимент, исследования); наглядные (демонстрация, показ); практические; важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма.
Ожидаемые результаты:
Кроме расширения объема знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству и раскрытия творческого потенциала учащихся, ожидается:
— повышение социальной активности;
— положительная динамика развития познавательных психических процессов;
— сформированность устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
— реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и
самостоятельности;
— сформированность чувства собственного достоинства и самоуважения;
— расширение кругозора ребенка.
Формы контроля
На всех этапах обучения осуществляется входной, промежуточный и итоговый контроль, в результате которого отслеживаются имеющиеся и приобретенные знания, умения, навыки и личностные качества учащихся.
На 1 году обучения ведущими формами промежуточного контроля являются: игры, викторины, конкурсы. На 2 году обучения – опрос, графические диктанты, тесты, участие в городских, областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях. На всех этапах контроля важным является включение детей во внутренний контроль (анализ работ, самоанализ, «Сравни с образцом», «Помоги товарищу»). Итоги контроля помогают корректировать программный материал на всех годах обучения и осуществлять принцип продвижения развития личности ребенка.

Читайте также:  Раннее развития ребенка в севастополе

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной психолого-педагогической карте.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание Часы Примечание
Всего Теория Практика
1.Вводное занятие 2 1 1
2.Работа с природным и бросовым материалом 16 4 12 в теч. года
3.Лепка: пластилин, соленое тесто 32 6 26 в теч. года
4.Бумагопластика, торцевание 58 10 48 в теч. года

5.Изготовление сувениров 34 7 27 в теч. года
6.Итоговое занятие 2 2 —
ИТОГО: 144 31 113

В течение учебного года могут быть внесены дополнительные темы, изменено количество часов по темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Тема: «Вводное занятие» 2 часа
Теория: Знакомство с планом работы на год.
Практика: Игры на закрепление цвета «Выложи цветные полоски от светлого до темного», «Какой цвет получится, если смешать…?»; на развитие памяти и внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»
2.Тема: «Работа с природным и бросовым материалом» 16 часов
Теория:Технология работы с природным и бросовым материалом. Их разновидности. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом.
Практика: Выполнение панно с использованием природного и бросового материала. Оформление рамок для панно. Художественное оформление работ.
3.Тема: «Лепка: пластилин, соленое тесто» 32 часа
Теория: Инструменты, материал. Технология работы с пластилином. Технология приготовления соленого теста и правила работы с ним.
П р а к т и к а: Выполнение изделий из пластилина и соленого теста: панно,животные, растительный мир. Практическое приминение в быту изделий, выполненных из этих материалов.
4.Тема: «Бумагопластика, торцевание» 58 часов
Теория: Материал (бумага разных видов, клей ПВА). Инструменты (резак, ножницы) и ТБ работы с ними. Освоение приемов сгибания, разгибания. Выполнение завитков, складок. Приемы работы с гофрированной бумагой. Приминение и назначение этих изделий в быту.
П р а к т и к а: Выполнение объемных изделий из различных видов бумаги: насекомые, животные, растения, снежинки. Выполнение изделий в технике торцевание объемное и плоскостное: кактус, цветы, насекомые.
5.Тема: «Изготовление сувениров» 34 часа
Теория: Разновидности сувениров, материал, инструменты, ТБ с ними.
П р а к т и к а: Выполнение сувениров в разных техниках к разным календарным датам, используя различные материалы: тесто, пластилин, бумагу, природный и бросовый материал.
6. Итоговое занятие. 2 часа
Подведение итогов. Награждение. Планы на следующий учебный год. Пожелания.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Содержание Часы Примечание
Все Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Работа с природным и бросовым материалом 16 4 12 в теч. года
3. Лепка: пластилин, соленое тесто, глина 32 6 26 в теч. года
4. Бумагопластика, модульное оригами, торцевание, папье-маше,
оригами 58 10 48 в теч. года

5. Изготовление сувениров 34 7 27 в теч. года
6.Итоговое занятие 2 2 —
ИТОГО: 144 31 113
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Тема: «Вводное занятие» 2 часа
Теория: Знакомство с планом работы на год.
Практика: Игры на развитие пространственного мышления и воображения «На что похожа эта фигура?», «Что получится, если добавить…?».
2.Тема: «Работа с природным и бросовым материалом» 16 часов
Теория:Закрепление ранее полученных знаний о работы с природным и бросовым материалом. Их приминение. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом. Получение новой информации о работе с этими материалами (работа с компьютером).
Практика: Составление эскиза панно с использованием природного и бросового материала. Самостоятельное выполнение работы. Художественное оформление работы.
3.Тема: «Лепка: пластилин, соленое тесто, глина»
Теория: Инструменты, материал. Закрепление знаний и умений работы с пластилином. Новые приемы использования в лепке пластилина, соленого теста, глины. Правила работы с этим материалом.
П р а к т и к а: Выполнение панно, украшений из пластилина, соленого теста и глины, используя новые приемы. Практическое приминение в быту изделий, выполненных из разных материалов.
4.Тема: «Бумагопластика, модульное оригами, торцевание»
Теория: Закрепление знаний и умений, полученных ранее о материале (бумага разных видов, клей ПВА), инструментах (резак, ножницы, клей) и ТБ работы с ними. Приемы работы с картоном. Технология выполнения папье-маше. Изготовление треугольного модуля и сборка иделия из них. Оригами.
П р а к т и к а: Выполнение объемных изделий из треугольных модулей и картона. Оформление ваз в технике торцевание. Изготовление цветка георгина объемным торцеванием. Выполнение предметов в технике папье-маше. Самостоятельная работа с материалами и инструментами. Приминение изделий в быту.
5.Тема: «Изготовление сувениров»
Теория: Закрепление знаний о разновидности сувениров. Материал, инструменты, ТБ с ними. Назначение подарков.
П р а к т и к а: Выполнение сувениров в разной технике. Новые виды материала и способы выполнения сувениров и подарков. Работа по замыслу учащегося.
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение. Предложения.

Читайте также:  Роль воспитания в развитии и формировании личности ребенка

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации образовательной программы
созданы необходимые условия:
— имеется компьютер;
-иллюстративный материал альбомы, таблицы, схемы, слайды;
-раздаточный материал эскизы, шаблоны, трафареты, лекала и т.д.;
-наглядный материал образцы, ребусы, рисунки, фотографии и т.д.;
-технологический материал инструкции по технике безопасности, цветовой круг, образцы по материаловедению, технологические карты;
-информационно-методический материал литература, журналы, методические разработки, тесты, материал по физминуткам;
-при работе с бумагой: ножницы, клей, цветная бумага, шило, нож, линейка, карандаши, циркуль;
Методические материалы к программе
1. Бумагопластика (методическое пособие)
2. Альбом «Экспонаты, выполненные учащимися т.о.
«Художественная мастерская»
3. Дидактические материалы к проведению диагностики
4. Папка «Бумажная пластика»
5. Альбом с материалом презентаций учащихся по материалам программы
6. Технологические карты по выполнению различных изделий
7.Видеоматериалы с мастер-классами по материалам программы

Терминологический словарь

Аппликация — создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала, изображение, узор, созданный таким способом.
Шаблон — образец, путь когда получается гарантированный продукт с заданными свойствами
Эскиз — предварительный набросок, рисунок
Папье-маше — техника выполнения изделий из бумаги в несколько слоев
(от 4 до 10 слоев) с помощью клея. Папье-маше очень податливый материал, он находит очень широкое применение во многих странах мира. Техникой папье-маше изготавливают вазы, подносы, шкатулки, игрушки.
Природный материал – материал, который растет в природе. Его можно использовать для выполнения панно, композиций. Это — листья, шишки, трава, веточки, мох, камни, ракушки, плоды растений и т.д.
Бросовый материал – бросовый материал находится под рукой: яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. Поделки из бросового материала помогут ценить каждую мелочь.
Торцевание – вид творчества, аппликационная мозайка. Торцевание бывает плоскостным и объемным, на пластилине и с помощью клея. Материалы для торцевания: бумага, природный материал — шишки, ракушки и т.д.
Оригами – вид декоративно-прикладного искусства складывания фигурок из бумаги. Оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Оригами модульное — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Иногда для прочности добавляют клей. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Пластилин, глина – пластичный материал для лепки
Шар, цилиндр, пирамида – геометрические фигуры
Циркуль, карандаш, линейка – инструменты для рисования и черчения

Список литературы

для педагога:
1.Власова А. А. «От умения к мастерству», Санкт-Петербург, 1993 – 87с.
2.Гагарин Б. «Конструирование из бумаги» Ташкент 2005г.- 46с.
3.Гин А. А. «Приемы педагогической техники», «Вита», 2000 -54с.
4.Гибсон «Поделки» (рубрика «Наши руки не знают скуки»)1997г.- 56с.
5.Джексон Д. «Поделки из бумаги» Москва 1997г. – 43с.
6.Нагибин М.«Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Ярославль 2004 – 47с.
7.Нагибин М.«Чудеса из ткани своими руками» Ярославль 2004 – 47с..
8.Цирулик Н.А. Уроки творчества, Учебник для 2 класса, 3-е изд., — Самара, Издательство «Учебная литература», 2005. – 112 с.
9.Януш Корчак «Как любить ребенка», Москва, 1990 – 56 с.

для детей:
1.Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». С-П. 1997г.- 102с.
2.Дженкинс Дж. Поделки и сувениры из бумажных ленточек (Текст): пер. с англ. Джейн Дженкинс. – М.: Мой мир, 2008.- 80с.: цв. ил.
3.Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом Анджело Шептуля. – М.: Эксмо, 2007.-64с.: ил.
4.Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. – М.; Изд-во Эксмо, 2006.- 80с., ил.- (Азбука рукоделия).

Таблицы к программе «Твори добро»

Рекомендуем посмотреть:

Программа творческого развития ребенка инвалида
Программа кружка дополнительного образования

Программа творческого развития ребенка инвалида
Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения

Программа творческого развития ребенка инвалида
Программа студии «Город мастеров» пояснительная записка

Программа творческого развития ребенка инвалида
Программа студии «Город мастеров» 1 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Источник