Умственное развитие ребенка понятия в педагогике

Умственное развитие ребенка понятия в педагогике thumbnail

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

Необходимость, значение и задачи
умственного воспитания

Умственное развитие — это совокупность
количественных и качественных изменений,
происходящих в мыслительной деятельности
ребенка в связи с возрастом, обогащением
опыта и под влиянием воспитательных
воздействий. В дошкольном возрасте
быстрым темпом идет накопление знаний,
формируется речь, совершенствуются
познавательные процессы, ребенок
овладевает простейшими способами
умственной деятельности. Обеспечение
умственного развития дошкольника имеет
большое значение для всей его дальнейшей
деятельности.

Умственное развитие ребенка осуществляется
под влиянием социальной среды. В процессе
общения с окружающими он усваивает
язык, а вместе с ним и сложившуюся систему
понятий. В результате уже в дошкольном
возрасте ребенок овладевает языком
настолько, что пользуется им свободно
как средством общения.

Умственное развитие дошкольника
происходит в процессе деятельности:
вначале в общении, предметной деятельности,
игре, а затем и в учебной, трудовой,
продуктивной (рисование, лепка, аппликация,
конструирование).

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года по нормам садика

Наиболее эффективно умственное развитие
происходит под влиянием обучения и
воспитания.

Современная педагогическая наука
считает, что основными показателями
умственного развития являются усвоение
системы знаний, накопление их фонда,
развитие творческого мышления и овладение
способами познавательной деятельности,
необходимыми для приобретения новых
знаний.

Чтобы правильно организовать умственное
воспитание дошкольников, надо знать
закономерности и возможности их
умственного развития. С их учетом
определяются задачи, содержание,
организация и методы умственного
воспитания. Советская психология и
педагогика занимаются изучением
закономерностей и возможностей
умственного развития в дошкольном
возрасте, чтобы найти пути оптимального
решения задач умственного воспитания:
максимально использовать возможности
ребенка, с одной стороны, и не допустить
перегрузки, которая может вызвать общее
угнетение организма, — с другой.

Ученые исследуют многие вопросы
умственного развития и воспитания.
Изучаются закономерности развития
ощущений, восприятия, что необходимо
для разработки содержания и методов
сенсорного воспитания как основы
умственного воспитания дошкольников;
исследуется формирование
наглядно-действенного, наглядно-образного
и понятийного, логического мышления
детей; выясняются особенности формирования
познавательных способностей;
разрабатываются содержание и методы
умственного воспитания в разные периоды
дошкольного детства и др.

К концу дошкольного возраста у детей
накапливается достаточно большой запас
элементарных знаний об окружающем, они
владеют основными мыслительными
операциями (сравнением, обобщением и
др.), способны выделять существенные и
несущественные признаки предметов и
явлений, устанавливать некоторые
причинно-следственные связи, у них
формируются зачатки учебной деятельности.
Полноценное умственное развитие
происходит только в процессе организованной
деятельности, поэтому задача педагогов
заключается как в создании соответствующих
условий для этого, так и в осуществлении
целенаправленных воспитательных
воздействий на ребенка.

Умственное воспитание — это целенаправленное
воздействие взрослых на развитие
активной мыслительной деятельности
детей. Оно включает: сообщение доступных
знаний об окружающем мире, их систематизацию,
формирование познавательных интересов,
интеллектуальных навыков и умений,
развитие познавательных способностей.

Особенно велика роль умственного
воспитания в подготовке детей к школе.
Овладение запасом знаний, развитие
умственной активности и самостоятельности,
приобретение интеллектуальных умений
и навыков — это важные предпосылки для
успешного обучения в школе и для
подготовки к предстоящей трудовой
деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду»
определены следующие задачи умственного
воспитания детей дошкольного возраста:
формирование правильных представлений
о простейших влениях окружающей жизни;
развитие познавательных психических
процессов: ощущений, восприятий, памяти,
воображения, мышления, речи; развитие
любознательности и умственных
способностей; развитие интеллектуальных
умений и навыков, формирование простейших
способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Ребенок в дошкольные годы каждый день
сталкивается с новыми для него предметами
и явлениями. Л. Н. Толстой писал о
дошкольном возрасте: «Разве не тогда я
приобретал все то, чем я теперь живу, и
приобретал так много, так быстро, что
во всю остальную жизнь я не приобрел и
одной сотой того? От пятилетнего ребенка
до меня только шаг. А от новорожденного
до пятилетнего страшное расстояние».

Однако накопление знаний и представлений
без соответствующего руководства идет
бессистемно: они могут быть поверхностны,
нередко ошибочны. Ребенок думает, что
«облако — это вата», а «звезды — электрические
лампочки». Наблюдая окружающую жизнь,
он самостоятельно пытается делать
выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух
до пяти» приведено немало детских
высказываний, свидетельствующих о
пытливости ума ребенка.

Задача педагога состоит в последовательном
увеличении у детей запаса знаний, их
упорядочении, уточнении, систематизации.
Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах,
их назначении, некоторых качествах
(цвет, величина, форма) и свойствах
(бьется, ломается, рвется, льется и др.),
о материалах, из которых они сделаны.
Он приобретает также знания о некоторых
природных явлениях, их взаимосвязях и
закономерностях (характерных признаках
времен года и взаимосвязи между этими
признаками, типичных особенностях
некоторых животных и связи их с образом
жизни этих животных и т. п.). В процессе
наблюдений за явлениями неживой природы,
развитием растений, насекомых, животных
воспитатель формирует у детей зачатки
материалистических представлений о
мире.

Дошкольников знакомят с доступными им
общественными явлениями и событиями:
трудом советских людей, с общенародными
праздниками; с Москвой — столицей
Советского государства, с некоторыми
народами, живущими в нашей стране. Детей
знакомят с жизнью и деятельностью В. И.
Ленина и его соратников. Ознакомление
с общественными явлениями и событиями
способствует воспитанию у детей интереса
к общественной жизни страны, формированию
чувства любви к Родине и основ
интернационализма.

Важной задачей умственного воспитания
является развитие познавательных
психических процессов — ощущений,
восприятия, памяти, воображения, мышления,
а также развитие речи.

Познание окружающего мира начинается
с ощущений и восприятий. Чем выше уровень
их развития, тем богаче возможности
познания окружающей действительности.
Поэтому в детском саду большое внимание
уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте
принадлежит развитию речи. Человек
пользуется родным языком для выражения
своих мыслей и понимания высказанного
другими. Овладение речью дает ребенку
возможность получать знания о
действительности опосредованно (через
рассказ, художественное произведение,
объяснение воспитателя и т. п.), а не
только путем непосредственного восприятия
предметов или явлений. В детском саду
решаются такие задачи речевого развития,
как обогащение словаря, формирование
грамматического строя, развитие связной
речи.

Читайте также:  Проблеме влияния среды на развитие современного ребенка

В дошкольном возрасте у детей формируется
способность сознательного запоминания,
увеличивается объем памяти; задача
состоит в том, чтобы упражнять произвольную
память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию
воображения; оно необходимо для всякой
творческой деятельности. В первые
дошкольные годы — это воссоздающее
воображение, на основе которого с
накоплением жизненного опыта и развитием
мышления формируется творческое
воображение. Для младшего дошкольника
характерно наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. На этой
основе развивается словесно-логическое,
понятийное мышление. Воспитатель
формирует у детей аналитико-синтетическую
мыслительную деятельность, которая
дает возможность глубже понимать
явления, выделять существенные и
несущественные их стороны.

Любознательность — качество, присущее
ребенку. Оно выражается в активном
интересе к окружающему миру, в стремлении
все рассмотреть, потрогать, привести в
действие. О наличии любознательности
свидетельствуют и многочисленные
вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность
дошкольников, организуя наблюдения,
стараясь вовремя ответить на возникающие
у них вопросы, направляя их мысль на
самостоятельный поиск ответа. Задача
умственного воспитания — развивать
детскую любознательность, пытливость
ума и формировать на их основе устойчивые
познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача
развивать умственные способности
ребенка. Способностями в психологии
принято называть такие свойства личности,
которые создают предпосылки к успешному
овладению той или иной деятельностью.
Способности проявляются и развиваются
в процессе соответствующей тельности.
Умственные способности человека могут
характеризоваться такими качествами
ума, как сообразительность (быстрота
умственной реакции), критичность
(способность объективно оценивать
факты, явления, результаты труда и
анализировать их, замечать ошибки и т.
д.), пытливость (способность к настойчивому
поиску решения умственной задачи,
использование различных способов для
отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует
умственную деятельность детей, чтобы
способствовать развитию этих качеств.
Для развития сообразительности он
проводит игры, где надо быстро дать
ответ («Назови следующее число», «Скажи
наоборот», «Летает — не летает» и др.), в
быстром темпе решать несложные задачи;
для развития критичности ума привлекает
детей к анализу детских работ, ответов;
для развития пытливости организует
элементарную исследовательскую
деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Одной из задач умственного воспитания
дошкольников является развитие
интеллектуальных умений и навыков, т.
е. формирование простейших способов
умственной деятельности: обследование
предметов, выделение в них существенных
и несущественных признаков, сравнение
с другими предметами и т. д. Эти умения
и навыки являются составными элементами
познавательной деятельности, они
помогают ребенку успешно овладевать
знаниями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Умственное развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Рис. 21. Методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания. Его методологические основы представлены в виде схемы (рис. 21).

Пока формировались методологические и теоретические подходы к определению сущности и содержанию умственного воспитания дошкольников, определение умственного воспитания тоже менялось. На данный момент его можно сформулировать следующим образом.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности (скоростные, вариативные и эргические показатели) и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания. Связанные с ними условия и этапы умственного воспитания дошкольников представлены на рис. 22.

Условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Рис. 22. Условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.).

Па второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет 4 основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:

  • – первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;
  • – вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;
  • – третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;
  • – четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информацию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде.

У детей дошкольного возраста И. С. Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:

  • – первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;
  • – второй тип – умение преобразовать структуру и пространственное положение образца;
  • – третий тип – построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.
Читайте также:  Развитие ребенка от года подписаться

На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Постепенно формируется словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др. Понятия, которые формируются в процессе использования данных операций мышления, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения (по Ч. Коферу, Д. Фоли и др.):

  • – существования и несуществования;
  • – части и целого, целого и части;
  • – родо-видовые отношения, отношения координации;
  • – субъекта и действия, действия и субъекта;
  • – уменьшительности, количества и качества;
  • – определения и объекта;
  • – омонимии;
  • – противоположности и контраста; последовательности, а также пространства и времени;
  • – причинно-следственные отношения и т.д.

Данные отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словеснологическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека и благодаря этому обобщенно решать сложные мыслительные задачи.

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком все более совершенными способами познания действительности, в ходе которого дошкольник переходит от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними.

Понимая это, исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП, экологическим образованием. Это неспецифическое содержание.

Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду):

  • – фигуральный тип – информация представлена в виде образов;
  • – символический тип – информация дается в форме условных знаков;
  • – семантический тип – информация дается словами;
  • – поведенческий тип – невербальная информация по взаимодействию людей.

Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение.

Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:

К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

Сериация – упорядочивание объектов но выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Классификация (от фр. classification: лат. classis – разряд + fasere – делать) – мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий но классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах:

  • – культура познания как качество познавательной деятельности характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания;
  • – культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

При этом педагог должен знать, что у культуры познания есть несколько компонентов – в соответствии с ними в дошкольной педагогике выделяются несколько групп методов и приемов, позволяющих формировать культуру познания.

Краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, доказательств, выводов, экспериментирование, моделирование и другие методы позволяют отработать механизм познания и сформировать технологический компонент культуры познания.

Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.

Методы вживания, перевоплощения, идентификации (дети принимают на себя роль предмета познания), решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально-оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Источник