Развитие ребенка знакомство с цифрой 4

Развитие ребенка знакомство с цифрой 4 thumbnail

Оксана Шемякина
Конспект НОД по математике в средней группе «Знакомство с числом и цифрой 4»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с числом и цифрой 4; с образованием числа 4; продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.

2. Формировать представление о равенстве и не равенстве групп.

3. Закреплять знание геометрических фигур.

4. Выкладывание предмета по образцу (схематическое изображение, работа по словесной инструкции взрослого.

5. Продолжать воспитывать и закреплять знания о правилах этикета.

6. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

7. Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

Оборудование:

Куклы: «Три медведя и маша», кукольная посуда, цифры, счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

-Ребята давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

-Давайте, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте.

2. Счет до 4-х, число и цифра 4.

– У нас сегодня гости из сказки. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна. (Медведь)

-Правильно Медведь.

-как вы догадались, что медведь? (спит в берлоге всю зиму, просыпается весной)

-давайте посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?

-Один, два, три. Три медведя.

-Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей? (напоить чаем)

-Возьмем чашки и расставим вместе, сколько поставим чашек для медведей?

-Что можно сказать о количестве чашек и гостей?

-Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.

Ребята, подойдите к столу, пока наши гости пьют чай мы с вами немножко поиграем.

Покажите цифрой, сколько к нам пришло медведей? (3)

Положите на стол столько кругов, сколько ушек у одного медведя? (2)

Поднимите цифру, сколько на столе кружек красного цвета (1)

-Посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.

-Пригласим Машу к столу.

-Сколько теперь стало гостей? Посчитаем – 4.

-Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)

-Как сделать поровну?

-Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.

Посмотрите – к трем «кругам» добавить один «круг» получится 4.

3. Цифра 4.

-Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).

-А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:

Уронила Маша стул в квартире,

Стал похож он на …четыре!

4. Закрепление образа цифры 4.

Посмотрите, а у меня тоже есть стул, только нарисованный. Вывешивается образец «Стул».

Мы можем выложить его из счетных палочек. Давайте посмотрим, из чего он состоит (ножки (2, сиденье, спинка). Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить стул? (4)

Присаживайтесь за стол, возьмите листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.

(У детей на столе только 3 палочки). (У нас не получается (Почему, не хватает палочек (Сколько не хватает) 1) Воспитатель дает детям еще по одной палочке и спрашивает: «А теперь, у вас получилось?» (Да) Сколько вам понадобилось палочек?

-А теперь давайте аккуратно перевернем листок с палочками, какая у вас получилась цифра …4

-Молодцы, все справились с заданием.

5. «Собери бусы»

Маша с Мишуткой взяли без спроса мамины бусы, случайно порвалась нитка. Как вы думаете, что случилось с бусинками (рассыпались). Что теперь делать? Они просят вас помочь. Посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы. Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую вы и выкладывайте у себя на листе. Напоминаю, выкладывать начинаем с лева на право. (Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом «Черно-белое фото маминых бус», с какой фигуры начинаются бусы (квадрат, после квадрата какая фигура идет (треугольник, а следующая фигура за треугольником (круг) Ну что ж и с этим заданием вы тоже справились, молодцы.

6. Итог

Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.

-Вспомним, как вы помогали им.

-С какой цифрой познакомились?

Что вы выкладывали из палочек? Почему у вас не получилось с первого раза?

— Ребята, Машенька дарит вам цветы, но они необычные. На каждом цветке живет цифра с которой мы сегодня познакомились, это цифра 4.

Источник

Наталья Малышева
Конспект занятия «Знакомство с числом 4»

Цель занятия: показать уровень сформированности знаний детьми в разделе «Развитие математических представлений»: счет, геометрические фигуры, сравнение двух множеств.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с числом 4.

Познакомить детей с образованием числа 4.

• Развитие мышления через отгадывание загадки.

• Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.

• совершенствовать знания геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Развивающие:

• Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.

Воспитательные:

• прививать интерес к математике на примере любимых литературных героев известных сказок; умение слушать и слышать воспитателя и других детей.

Основные методы, используемые при проведении занятия: игровой, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материал: изображения 3 медведей и Маши, чайные пары на каждого ребенка (из картона, блоки Дьенеша, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем!

2. Эмоциональный настрой

Психологический настрой на занятие.

Утром солнце просыпалось

Улыбалось из-за туч

Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч!

Улыбнемся солнцу, лугу

И травиночке любой

Улыбнемся мы друг другу

Просто так сейчас с тобой!

Давайте и мы улыбнёмся и

поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию:

Дидактические задачи: мотивировать детей около себя.

-Любите ли вы сказки?

-Какие сказки у вас самые любимые?

— К нам сегодня пришли гости из одной сказки. А кто они, узнаете, если отгадаете загадку:

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

-Правильно Медведь.

-как вы догадались, что медведь?

— А в гости к нам пришел не один медведь а сразу целая семья.

-как вы думаете, из какой сказки к нам в гости пришли медведи?

-Правильно. Три медведя.

-Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?

(напоить чаем)

2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.

Игра «Накроем на стол»

Дети по 4 человека садятся за столы, на которых на каждого ребенка лежат по 3 чашки и 3 блюдца разного цвета и размера.

-Одинаковые или разные чашки у нас?

-Что у них разное? (размер)

-Расставьте чашечки по порядку от самой большой до самой маленькой.

-Нашим Мишкам надо поставить к чашкам блюдца, и они немного волнуются, хватит ли блюдечек. Как это узнать? Посчитать.

Дети считают чашки и блюдца.

-Сколько всего у нас чашек? Сколько блюдец?

(Чашек- 3 и блюдец-3, их поровну.)

— Но Мишки не умеют считать, как им показать, что блюдец действительно хватит?

Дети должны догадаться, что под каждую чашечку надо положить блюдечко, после чего попросить посчитать чашки и блюдца (3 чашки, 3 блюдца- поровну)

Далее воспитатель сообщает детям о том, что к нам в гости пришла Маша

— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.

-Пригласим Машу к столу

-Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.

-Как получилось что к нам пришли 4 гостя? (было 3 пришла 1)

-Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)

-Что нужно сделать, что их стало поровну?

-Правильно, нужно поставить еще одну чайную пару, и тогда их будет тоже …4.

На стол детям кладутся еще по одной чашке и блюдцу каждому.

Дети хором считают

-Что можно сказать о количестве чашек и гостей? (4 чайных набора и 4 гостя)

-Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Мишка косолапый»

3. Маша пришла в гости с угощением для медведей.

— Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

В работе с детьми возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. используются блоки Дьенеша. ребенок выбирает блок «печенье» с использованием карточек с символами свойств.

Последовательность действий (алгоритм) игры.

• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

• Ребенок вынимает из стопки любую карточку

• Находит «печенье» с таким же свойством

• Угощает мишку.

4. Итог

-Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.

-Вспомним, как вы помогали им.

-С каким числом познакомились?

-Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам еще в гости на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.

Источник

Дьячкова Наталья
Конспект занятия «Цифра 4 и число 4» для старшей группы в ДОУ

Дьячкова Наталья

Конспект занятия «Цифра 4 и число 4» для старшей группы в ДОУ

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Цифра 4 и число 4»

Цель: Знакомство с цифрой 4 и числом 4

Задачи:

1. Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4

2. Развивать логическое мышление;

3. Закреплять знания о геометрических фигурах,

4. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;

5. Закреплять знания об образовании новых чисел путем прибавления единицы;

6. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов;

7. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно и в команде

8. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

9. Прививать аккуратность при выполнения поставленных задач.

10. Закреплять навыки ориентировки в пространстве (влево, вправо)

Оборудование для педагога:

Демонстрационный — изображения ежиков, грибочков,, карточка «стул» для игры «Собери по образцу» карточки для игры «Четвертый лишний»

Раздаточный – геометрические фигуры, карточки с цифрами1,2,3,4 и картинками, счетные палочки.

Методы обучения: словесный,наглядный, частично –поисковый, объяснительно-иллюстрационный

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая

Типы занятия: изучение нового материала

Ход занятия

Организационный момент

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, здоровья, счастья. Давайте и мы улыбнемся, подарим друг другу прекрасное настояние. Ребята, вновь приглашаю вас в удивительное путешествие по увлекательной и занимательной стране математике, а отправимся мы на ковре самолете.

Приглашаю занять свои места. Ой, ребята, а самолет не полетит, смотрите, он весь прохудился. Нужно его починить и расставить заплатки.

Дети берут по одной карточке (геометрические фигуры) и «ставят заплатку».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все заняли свои места?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Пока прогревается мотор ковра -самолета, я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

Сейчас утро или вечер?

Сколько раз в году вы празднуете свое день рождение?

Сколько углов у треугольника?

А у овала?

Сколько носов у трех котов?

Сколько ушей у двух мышей?

Что больше море или океан?

Ребята, объявляю посадку!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и прилетели, приглашаю вас на сказочную лесную полянку.

(Садимся на стульчики перед мольбертом).Слышите кто-то шуршит?

Нет ни ушей, невидно ножек.

Свернулся в клубок. Кто же это?

ДЕТИ: Это ежик!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Жили -были ежи: папа, мама, дочка, сыночек. Пошли они как-то в лес по грибы. Папа еж нашел большой гриб белый гриб.

(Выходит ребенок, выставляет на мольберте. Папу ежа и под ним белый гриб. Возвращается на место.)

Мама ежиха принесла подберёзовик. (Выходит второй ребенок выставляет маму и под ней подберезовик)

Дочка – малышка нашла лисичку. (Выходит третий ребенок, прикрепляет дочку и под ней гриб-лисичку)

А сыночек – озорник весь лес оббежал – ничего не нашёл. Сколько ежей?

ДЕТИ: Четыре!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько грибов?

ДЕТИ: Три!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сравните, что больше: количество ежей или количество грибов?

ДЕТИ: Количество ежей!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как сделать поровну?

ДЕТИ: Надо добавить ещё один гриб.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Т. е. мы к трем грибам прибавили один, получили четыре.

+ =

На доске появляется:

3 + 1 = 4

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наверное во время посадки мы случайно устроили беспорядок, смотрите карточки с картинками перемешались. Наведем порядок?

Проводится игра «Найди пару»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Расставим все на места?

ДЕТИ: Да!

Каждый возьмите себе по карточке. (на карточках картинки или цифры. Дети у кого картинки -1 –ая команда, у кого цифры – 2-ая команда).Когда играет музыка вы можете побегать по коврику, музыка заканчивается, нужно соотнести количество изображенных предметов с цифрой и стать со своей парой. (Спросить у детей,почему занял (а) свое место)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы!

Закрепление образа цифры 4

Вывешивается образец «Стул»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что это?

ДЕТИ: Стул!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Возьмите свои цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул. (Справа две палочки, слева- уголок)

Дети подходят к столами и выполняют задание

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если вы аккуратно привернёте листок с палочками. У вас получится цифра?

ДЕТИ: Четыре!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, все справились с заданием.

А пока немного отдохнём, физкультминутка. Руки на пояс.

Физкультминутка: Любопытная Варвара смотрит -влево (повернуть корпус _ смотрит вправо (повернуть корпус) смотрит вверх (наклон назад) смотрит вниз (наклон вперед) чуть присела на карниз (пружинистые полуприсед.) , а потом свалилась вниз (падают на пол).

Проводится игра «Четвертый лишний»

На доске вывешиваются картинки

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на картинку,кто по вашему мнению здесь лишний?

Дети называют, что (или кто)лишний на картинке.

Предлагается несколько картинок.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята,нам пора возвращаться в детский сад, а где же наш ковер –самолет?

Появляется персонаж добрая Баба- Яга.

БАБА –ЯГА: Ой, так торопилась, с ног сбилась (тяжело дышит). Подождите не улетайте! Мне тут сорока на хвосте принесла, что ребятишки тут есть, умненькие, хорошенькие, считают, математику знают. Я дом современный себе решила построить из кирпича, да вот беда одна машина может перевести не более четырех кирпичей, а я то считаю плохо. Помогите,милые дети!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, поможем?

Проводится подвижная игра «Перевези кубики»

Ребята делятся на три команды. У каждой команды по грузовичку. У линии старта воспитатель кладет в грузовик каждому из стартующих (три человека) несколько кубиков, чередуя 1,2,3, потом 2,3,1, потом3,2,1., нужно доехать до обруча (в каждом обруче по 6 кубиков) с кубиками и доложить в грузовик до четырех нужное количество кубиков. Затем продолжать движение до «пункта контроля»(Баба-Яга и ее помощники три человека). Когда все кубики будут перевезены,задание выполнено.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА. Песня «Бабка-Ежка выгляни во окошко» ребята танцуют с персонажем.

Баба яга довольна. Благодарит детей.

Прощаемся с персонажем. Занимаем прежние места на ковре –самолете.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, пока мы летим,посмотрите вокруг, скажите,а чего бывает по четыре, где еще в жизни, в сказках, рассказах вы встречались с четверкой.

ДЕТИ:

Четыре ножки у стола

Четыре колеса у машины.

Четыре лапки у зверей.

Четыре угла у квадрата (ромба, прямоугольника, трапеции)

Четыре времени года, времени суток, стороны горизонта.

Сказка «Маша и три медведя»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все верно! Вот мы уже в группе.

Рефлексия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше?

Ответы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, вы были молодцы!

Источник

МБОУ БГО «Средняя Общеобразовательная Школа № 6 города Борисоглебска Воронежской области»

(дошкольное образование)

Конспект по развитию математических представлений на тему: « Знакомство с цифрой 4»

Подготовила:

Воспитатель

Лукьянова О.А

Борисоглебск 2017

Тема: «Знакомство с цифрой 4».

Цель: познакомить детей с составом числа четыре.

Задачи:

Обучающие:

— научить детей составлять число четыре из двух меньших чисел;

— выработать алгоритм сложения числа один с числом (один, два, три), как переход к следующему числу (два, три, четыре).

Развивающие:

— формировать и развивать навык закономерного построения числового ряда: каждое следующее по порядку число больше предыдущего на одну единицу (каждое предыдущее по порядку число меньше следующего на единицу).

– продолжать развивать умение ориентироваться на плоскости листа книги, тетради;

— развивать умение определять «лишний» предмет, объясняя логически свой выбор.

Воспитывающие:

– воспитывать такие качества как дружелюбие, взаимопомощь, общительность;

— желание и умение работать группой, подгруппами;

— способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.

Тип занятия: тематическое занятие.

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 30 минут

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование: фишки цветные – 3 желтых, 1 – красная – для игры с детьми; ручки, тетради; набор предметов, в составе которых есть «лишние» предметы, доска для записи.

Ход НОД:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу вместе с воспитателем и произносят слова, сопровождая движениями:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем налево,

А теперь пойдем направо,

В центре круга соберемся

И опять назад вернемся.

Друг на друга посмотрели

Улыбнемся, подмигнем,

И сейчас играть начнем.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте отправимся с вами в одно интересное приключение по стране «Математика». Там мы найдем очень много интересных и познавательных заданий. Скорее в путь!

Для начала я предлагаю вам поиграть в одну интересную игру. Называется она «В какой руке сколько?».

Воспитатель предлагает детям пересчитать кружки, которые он держит в руках:

— Сколько у меня кружков? (Четыре кружка.)

На глазах у детей педагог раскладывает их в две руки и говорит: «Вы должны отгадать, сколько кружков у меня в одной руке, сколько кружков в другой руке, сколько кружков всего. Давайте договоримся, что сначала будем говорить, сколько кружков в левой руке, а потом – в правой. Как я разложила?»

Дети стараются угадать, начинают перечислять возможные варианты. Если они не отгадали задуманный воспитателем вариант, можно сказать: «Так может быть, но у меня не так». Ребенок, верно назвавший, сколько в какой руке спрятано кружков, становиться ведущим. Игра повторяется несколько раз.

— Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь со всеми заданиями. Вы старательные ученики.

Воспитатель:

— А теперь я предлагаю вам отправится в страну знаний «Математику». Вы согласны? (Ответы детей.)а вы знаете ка называется место, где учат детей?(ответы детей). Как называют детей, которые там учатся?(школьники).Вот и мы сегодня немного побудем школьниками.Присаживайтесь на свои места и начнем играть в школу.

Обратите внимание, ребята, у вас на столах лежат предметы. Посмотрите внимательно и определите, какие из них «лишние» предметы? Объясните, почему? Уберите «лишние» предметы.

— У вас остались только те предметы, которые мы будем использовать.

Дополнительные вопросы детям:

— Назови те лишние предметы, которые нам не понадобятся в школе.

— Как вы считаете, почему эти предметы лишние?

— Помогите мне сосчитать, сколько будет, если к числу три прибавить число один.

Воспитатель:

— Назовите ПРЕДЫДУЩЕЕ число числу четыре.

— Назовите СЛЕДУЩЕЕ число за числом четыре.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, вы очень внимательны и умеете считать правильно. А теперь немного отдохнем и опять играть начнем.

Физкультминутка для детей с элементами дыхательной гимнастики:

Представьте, что вы Змей – Горыныч. Повторяйте вместе со мной движения и дышите словно Змей – Горыныч.

Раз — «крыльями» мы вверх махнули

И при этом все вздохнули.

Два — три нагнулись, «крыльями» мы пол достали,

А четыре — прямо встали и сначала повторили.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

А теперь мы с вами немного поработаем в тетрадях. Для начала давайте разделимся на подгруппы. Один стол – это одна подгруппа. Каждая команда будет выполнять своё задание, которое было заранее подготовлено вам в тетрадях.

Задание: 1 группа — дорисуйте недостающие палочки и кружочки;

2 группа — проведите замкнутую линию;

3 группа — Ответьте, сколько было кубиков? Сколько стало? Сколько кубиков принес Гномик?

4 группа — В одном аквариуме 3 рыбки, а в другом 1. Сколько всего рыбок в двух аквариумах? Нарисуйте в квадрате столько точек, сколько всего рыбок в двух аквариумах.

И последнее задание будет общим для всех команд: нужно написать цифру 4 до конца строки. Образец цифры у вас написан.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень стараетесь быть примерными учениками.

— теперь давайте как настоящие ученики попробуем решить одну математическую задачу. Слушайте внимательно!

Задача: У Миши было два яблока, еще два ему принесла с магазина мама. Сколько всего яблок стало у Миши? (ответы и варианты решения детей). Ответ и решение записывается на доске.

Рефлексия НОД.

Воспитатель: на этом наше путешествие заканчивается. Мы обязательно вернемся в сюда в другой раз. Вам понравилось путешествие? (ответы детей),хотите вернуться еще в страну «Математика» (ответы детей). Вы были сегодня большие молодцы!

Окончание НОД.

Используемая литература для подготовки к НОД:

«Концептуальные основы и программы» — Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник. 2010.

Иллюстрированный материал из рабочей тетради «Математика для малышей», рекомендуемая к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Карточки из тетради для самостоятельных занятий детей 5-7 лет «Упражнения на развитие логики», авт. С. Гаврина, Н.Кутявина.

Источник