Творчество как одно из средств развитие личности ребенка

Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

Автор: Матикайнен Ольга Павловна

Воспитатель

Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.

Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.

• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

При организации художественного творчества воспитателю необходимо помнить следующие правила:

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.

Желаю творческих успехов!

Источник

Тема: Развитие творческих способностей  школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Цель: дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способностей, познакомить со способами стимулирования творческой активности.

План

  1. Что такое творчество и творческие способности.
  2. Развитие мышления – путь к развитию творческих способностей.
  3. Условия развития творческих способностей.
  4. Задачи, стоящие перед педагогами, по развитию творческих способностей.
  5. Виды творческой деятельности.
  6. Способы стимулирования творческой активности.
  7. Специфика взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества
  8. Заключение.

Вам не удастся никогда создать

мудрецов, если будете убивать в

детях шалунов.

Ж.Ж.Руссо.

  1. Что такое творчество и творческие способности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь её решения или создаётся нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Слово «творчество» происходит от слова «творить»

Читайте также:  Диплом на тему эмоциональное развитие ребенка

— А что это значит?

Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.

Творчество – это исследование.

Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само её появление есть уже появление чего – то нового.

Т.о., творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

— Кому нужны творческие способности?

Ускорение научно – творческого прогресса будет зависеть от количества и качества творческих умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники, производства, от того что называется повышением интеллектуального потенциала народа.

— Получается, что все должны стать творцами?

Да, пусть одни в меньшей степени, другие в большей.

Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет или создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с  созданиями гениев.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх – драматизациях.

Ребёнок берёт палку и садится на неё верхом.

— Как вы думаете, что он себе воображает? «Что едет на лошади»

— А девочка, играющая с куклой? «Представляет себе её мамой»

Это примеры самого настоящего творчества.

Творчество детей в играх направлено на создание игровых ситуаций, учит обдумывать замысел, развивает такие качества как активность, самостоятельность.

Учёные отмечают динамику исследовательской активности ребёнка к 7-8 годам. Творчество дошкольников  часто выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов. Именно в этот период их называют «почемучками».

— Что же вкладывается в смысл понятия «развить способность».

            Это вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости.

Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5%. Человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую природную возможность.

2.Развитие мышления – путь к  развитию творческих способностей. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у ребенка значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать информацию как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

             В качестве критерия творчества часто рассматривается  оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.

Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления «отсутствие скованности», отсутствие «стереотипности» , подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека.

            Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхность мышления. Но они  важны в жизни, так как позволяют быстр решать стандартные задачи. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предлагает хорошо развитые творческие способности.

             Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями дошкольниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Перед детьми ставят проблему: познавательную задачу и дети при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследует путь и способы её решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формируют у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей.

Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. Развивать творческие способности ребёнка – это значит развивать его воображение.

                 Однако в практике в большинстве случаев используются  репродуктивные задачи, ориентирующие  ребенка  на однозначные ответы, не активизирующие его мысленной деятельности.

По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, общения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность дошкольников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

                 Из практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего – либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё немецкие педагог Дистервег «последователь Песталоцци» писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Читайте также:  Программа развития одаренный ребенок россии

               Разумеется,  увидеть что – то по новому, не так как все, и не так ты видел раньше, — очень не простая задача. Но этому  можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей систему  познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.

                Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных детей. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных.

Задания творческого характера должны даваться всей группе детей.

При  их выполнении оценивается только успех. В каждом ребёнке педагог должен видеть индивидуальность. Американский учёный Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считалось не очень способными.

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов воспитания и обучения. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, педагог систематически, целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, и мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей  имеет уровень развития внимания, памяти, воображения ребёнка. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей и повышает творческо – поисковую активность.

3. Условия развития творческих способностей.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий,  благоприятствующих их формированию.

— Каковы же условия развития творческих способностей?

Такими условиями являются:

  1. Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.  
  2. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  3. Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
  4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности  
  5. Умная доброжелательная помощь , а  не  «подсказка» взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
  7. Проведение детального анализа.
  8. Сам педагог – творческая личность.
  9. Мотивация.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и всестороннее развитие личности предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые ЗУН, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков дошкольников, их познавательной активности, способности решать нестандартные задачи.

4.Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

— Какие существуют виды творческой деятельности?

— Продуктивная деятельность.

— Декоративно – прикладная.

— Художественно – эстетическая.

— Литературное творчество.

— Творчество в движении.

— Общение и лидерства.

— Творческое мышление.

5. Способы стимулирования творческой активности.

— Какими способами педагог должен стимулировать творческую активность?

1. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению много аспектного мышления.

2. Обогащение окружающей среды разнообразными новыми для ребёнка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных  идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов.

5. Использование личного приёма творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё  неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательности и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь.

6.Говоря о специфике взаимодействия воспитателей и детей, стиля общения и сотрудничества в процессе развивающих занятий, необходимо раскрыть принципы, на которых они основываются.

  1. Создание атмосферы,  благоприятствующей   появлению   новых   идей   и мнений,   атмосферы,   которая   может вдохновлять   ребенка,   вселять  уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.
  2. Создание климата взаимного доверия,     психологической    безопасности (следует помнить: критическое высказывание  в  адрес  детей   подавляет   их творческие способности).
  3. Восхищение   каждой   идеей  детей, аналогичное восхищению первыми ша-

          гами ребенка (позитивное подкрепление всех идей  и ответов,  поощрение   

          оригинальных     идей,     использование ошибки как возможности нового,  

          неожиданного взгляда на что-то привычное).

            Всем   известна   истина:   «Принуждение   —   враг   творчества».   Творческое   развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей, значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда им приходится превращаться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т. п. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, выступая в позиции помощника, защитника, чувствуя себя сообразительными, умными.

Читайте также:  Ребенок и его развитие купить

Важным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, в том числе и творческой,  является мотив личной заинтересованности. Чем старше дети, тем реже возникает необходимость в использовании этого мотива, больше внимания уделяется формированию общественно-значимых мотивов: желания сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести пользу, оказать помощь.

Значимой для дошкольников является потребность в общении со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, радость открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают ситуации; когда наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции поведения.

Однако педагог должен высказывать необходимую критику относительно тех или иных форм поведения детей, но не их личных качеств.

С возрастом потребность в общении со взрослыми претерпевает качественные изменения: основным мотивом общения все чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить какое-либо явление или событие. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность. Дети с увлечением «отправляются в путешествие» на Север, в Африку, в «космические полеты на воображаемые планеты».

Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании, которую педагогу следует всячески стимулировать.

Организуя познавательную творческую деятельность, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием  ребенка. Эмоциональный настрой поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления.

Методы и приемы развития  воображения, нестандартного мышления освобождают детей от психической инерции, раскрепощают их, внушают им уверенность в своих силах, что может иногда привести к завышению самооценки, а также к развитию отрицательных качеств — зазнайства, высокомерия, резкости и даже грубости по отношению к сверстникам, родителям. Поэтому должны решаться задачи формирования культуры общения, поведения. Ребенок должен овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими его людьми.

В содержание деятельности по развитию творчества детей можно включать советы Дейла Карнеги. Многие из них понятны детям:

  1. Улыбнитесь.
  2. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  3. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
  4. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
  5. Будьте щедры на похвалу.
  6. Я   ни   о  ком   не  буду  говорить  плохо,   но расскажу все хорошее, что знаю о каждом.
  7. Интересуйтесь другими людьми.

Заключение.

7.Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие  возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в  уже дошкольном детстве.

Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей  школьников:

  1. Самообразование педагогов.
  2. Применение на всех занятиях с детьми  заданий творческого характера.
  3. Использование специальных игр, развивающих творческие способностей детей.
  4. Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М, 1993.
  7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
  8. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.
  9. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и в семье.// Дошкольное воспитание.2009. №4.

Источник