Творчество как фактор развития личности ребенка

Творчество как фактор развития личности ребенка thumbnail

Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

Автор: Матикайнен Ольга Павловна

Воспитатель

Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.

Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.

• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

При организации художественного творчества воспитателю необходимо помнить следующие правила:

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.

Желаю творческих успехов!

Источник

ТАТЬЯНА СЕМЕНКОВА
Консультация для воспитателей «Декоративно-прикладное творчество как фактор развития личности детей»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №227»

Консультация для воспитателей

Тема: «Декоративно-прикладное творчество, как фактор развития личности детей».

Воспитатель Овчинникова Т. Н.

Саратов 2017

Все мы сейчас живем в сложном и противоречивом мире. В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образования, особую значимость приобретают вопросы воспитания, образования и развития подрастающего поколения.

Конец XX в и первое десятилетие нового века отличаются сложностью и противоречивостью. Причиной этого являются социально-экономические процессы: ломка устоявшейся социальной системы и установление новых норм бытия и образования. Произошло реформирование образовательно-воспитательных структур, в частности, дошкольных учреждений.

Наибольший интерес в плане повышения роли русского народного творчества для формирования у детей национального самосознания и творческих способностей имеет дошкольный возраст, так как дошкольное детство является важным периодом в становлении личности. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в раннем детстве, потому важно как можно раньше начать знакомить ребенка с основными сферами культуры (труд, мораль, искусство.) В этот уникальный период жизни человека формируется и осуществляется развитие личности. Именно поэтому родная культура, в том числе и декоративно-прикладное искусство, как «мать и отец» должны стать неотъемлемой частью души ребенка.

Работа нашего коллектива должна быть направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Одним из важных факторов интеллектуального познания тех или иных сторон действительности, и практического освоения и преобразования являются занятия по изобразительной деятельности. Важно познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством народов нашей огромной страны:

«Хохломская роспись» — г. Семенов Новгородской области.

«Вологодские кружева»— Вологодская область.

«Дымковская игрушка» — слобода Дымково на реке Вятке.

«Городецкая роспись» — г. Городец на Волге.

«Филимоновская игрушка» — дер. Филимоново Тульской области.

А так же с народным промыслом Подмосковья:

«Гжельская роспись» — поселок Гжель.

«Роспись платков» — г. Павлов Посад.

«Жостовская роспись» село Жёстово. Это роспись по металлу. (подносы)

Чтобы приступить к этой работе, воспитателю самому необходимо изучить историю возникновения данного народного промысла. До детей донести в краткой форме.

Используемый материал:

Краски — гуашь, кисточки разных размеров, образцы работ, выполненные в духе данного промысла и предметы обихода, игрушки, изготовленные руками мастеров.

Общеизвестно,что развитие личности ребёнка на культурных традициях своего народа должно идти с рождения. Семья, как источник, хранитель и передатчик нравственных ценностей, сейчас не всегда соответствует этому назначению. Поэтому миссию воспитания и развития должны принять на себя воспитатели. И я уверенна в том, что очень важно,

Читайте также:  Семья в жизни и развитие человека ребенка

чтобы воспитатели были пронизаны чувством любви и восхищения народным искусством, тогда сможем увлечь им детей, и воспитать в них чувство прекрасного.

Источник

Ксения Тихонова
Консультация «Изобразительное творчество в семье как фактор полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста»

МБОУ «Бутовская СОШ»

дошкольные группы

Консультация для родителей «Изобразительное творчество в семье как фактор полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста»

Подготовила:

Тихонова К. В.

воспитатель группы «Кроха»

Цель:

• Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в группе.

• Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

• Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию

• Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.

Вступительное слово Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Над решением этой проблемы работали известные педагоги-новаторы Амонашвили, Запорожец. Это отмечал Аристотель, об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Коменский, Песталоцци. Главный мотив детского творчества — это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании.

Это правда! Ну чего же тут скрывать.

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене,

И в трамвае на окне.

Э. Успенский.

Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.

В своей работе использую следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками рук, рисование ладошкой с последующим дорисовыванием, рисование жесткой кистью, цветными восковыми мелками, рисование свечей и затушевывание акварельными красками, монотипия с дорисовыванием, набрызг по трафарету, кляксография с трубочкой, с ниточкой, черно – белый граттаж, цветной граттаж, рисование мыльными пузырями и многие другие.

(Показ презентации «Нетрадиционные способы и приемы рисования».)

Слайд.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

— Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

— В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Слайд. Монотипия.

— Метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.

Слайд. Рисунки в технике монотипия.

Слайд. Кляксография.

Отличная тренировка воображения. На ее примере так же можно наглядно и весело объяснить ребенку понятие симметрии.

Итак, берем плотный лист бумаги. Делаем на нем кляксу. Мы для этого использовали цветную тушь и гуашь. Потом складываем лист пополам. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Слайд. Рисунки в технике – кляксография.

Слайд. Воскография.

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски — лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте ребенку авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру (рисунки в технике воскография).

Слайд. Граттаж.

Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — техника царапания. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок.

Читайте также:  Уровень интеллектуального развития ребенка 5 лет

Слайд. Рисунки в технике граттаж.

Слайд. Рисование штрихом.

Позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии, дает возможность передать пушистость, легкость, может рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Слайд. Рисунки в технике штриховка.

Слайд. Рисование пластилином.

Это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности. Кроме того, материал можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали.

Слайд. Рисунки в технике пластилинографика.

Слайд. Рисование мыльными пузырями.

В небольшое количество воды добавляем немного детского шампуня и затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь. Гуаши добавлять не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей. Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.

Слайд. Рисунки, сделанные с помощью мыльных пузырей.

Слайд. Печатание.

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток.

Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки.

Слайд. Рисунки в технике печатание.

Слайд. Рисование на мятой бумаге.

Лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому фону задуманный образ. Раскрывается творческий потенциал ребенка, моторика рук, воображение.

Слайд. Рисунки на мятой бумаге.

Слайд. Рисование углем.

Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Слайд. Рисунки, сделанные углем.

Слайд. Рисование воском и акварелью.

Способ рисования – нарисовать свечой задуманное изображение на листе бумаге, нанести сверху акварель, в один или несколько цветов. Линии нарисованные свечой останутся белыми.

Слайд. Рисунки, сделанные свечой и акварелью.

Слайд. Рисование губной косметикой.

Губная помада, обладающая яркостью, легкостью нанесения, разнообразием оттенков, является чудесным изобразительным средством.

Слайд. Рисунки, сделанные губной помадой.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми — нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Дети очень любят рисовать нетрадиционными техниками потому, что работы получаются очень интересные, яркие и они нравятся не только самим детям, но и находят отклики на конкурсах разного уровня. Эти работы украсят и детскую комнату, и вестибюль детского сада.

Источник

Бакирова Альфия Лутфуллаевна

МБОУ СОШ №10

Г. Набережные Челны

Декоративно-прикладное творчество как фактор

гармоничного развития личности детей

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования.

Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Создаются условия для развития образных представлений, мышления, воображения. Все это вызывает у обучающихся стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства. У обучающихся формируются разнообразные художественные и интеллектуальные способности.

Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Придерживаясь точки зрения Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я.А. Пономарева, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, можно сказать, что творческие способности надо развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль.

Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка.

Читайте также:  Деятельность как условие развития личности ребенка таблица

Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Развитие каждого обучающегося рассматривается и расценивается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Каждый ребенок может самостоятельно строить собственные «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство». Вот почему дополнительное образование – это образование одаренных детей.

Ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности – это «Одаренный ребёнок». А одарённость – это генетически обусловленные способности, которые у всех разные. Действительно, эту тему можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей, включая их в более углубленное образование, в самостоятельную творческую деятельность.

Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

В МАОУДОД «ЦДТ№16 « Огниво» на базе МБОУСОШ №10 уже более 7 лет работает кружок « Чудо-лоскуток», где воспитанники занимаются лоскутным шитьем

Постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.

Для достижения таких результатов используются различные формы поиска и поддержки одаренных детей :

1. Выявление способностей по результатам учебной, исследовательской и проектной деятельности на занятиях, творческих конкурсов.

2. Анкетирование: интересов воспитанников, уровня интеллектуального развития ребенка.

3. Собеседования с родителями.

4. Работа с портфолио обучающегося.

Такая система работы с детьми позволяет выявить одаренных детей;

Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Чтобы провести диагностику одарённости можно использовать классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес детей к предмету.

Так же для выявления одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения воспитанников, провести диагностику их потенциальных возможностей, для этого можно создать карту «Развития одаренности ребенка», в которой фиксировать успехи ребёнка, свои наблюдения, выводы.

развитие творческих способностей на занятиях по лоскутному шитью;

Для организации индивидуальной творческой деятельности воспитанников в процессе создания изделий использую специально разработанные творческие задания и упражнения повышенной степени сложности, нацеленные на развитие определенных психологических показателей креативности. Содержание и форма проведения этих упражнений может варьироваться в зависимости от вида занятия и деятельности: викторины, соревнования, игровые паузы, тесты самопроверки

Введение этих упражнений в структуре учебного занятия позволяет не только разнообразить содержание занятия, стимулировать интерес и творческую активность детей, но и мотивировать их личностно-эмоциональную заинтересованность в выполнении этих заданий.

На занятиях решаются различные познавательные, обучающие и творческие задачи.

Пример некоторых из них: «Пазлы», «Орнамент». Творческие способности детей развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детям предлагаются шаблоны и набор цветных элементов — линейных, округлых, геометрических фигур. Используя эти элементы, дети должны составить из них различные варианты узоров на шаблоне-схеме. Это упражнение способствует развитию комбинаторных способностей, лежащих в основе разработки авторских украшений.

Просто выявить таланты недостаточно, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития.

Основные направления в работе с одарёнными детьми по программе « Чудо лоскуток»:

— исследовательская, проектная деятельность;

— разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка;

— технология «Мониторинг личностного развития» в процессе освоения ребёнком образовательной программы показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств; технология Портфолио».

Конечно, работа с одаренными детьми нужна.

Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.

Таким образом, работая с одарёнными детьми очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не педагог сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Литература:

1.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – с.159

2. ЗаболотскаяИ.А.Опыт работы с одарёнными детьми / И.А. Заболотская//Дополнительное образование и воспитание. – 2007.-№9.

3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. — №5

4. Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждения ДО / С.П. Темчишена // Дополнительное образование и воспитание. – 2010.-№11.

Источник