Творческое развитие личности ребенка курсовая

Развитие творческой личности ребенка

Доклад

Развитие творческой личности ребенка

Оглавление

Введение

. Творчество и творческая личность

. Проблемы развития творческой личности ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Творчество — это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Это не удел единиц, элементы творчества присутствуют не только в деятельности художника, писателя, режиссера, ученого, но и в каждодневном труде инженера, учителя, программиста, родителя, тренера, менеджера, психолога, дизайнера и так далее. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

В современных условиях, когда культура переживает расцвет, творческая личность все более и более востребована обществом во всех областях от искусства и науки до рекламной индустрии и шоу-бизнеса. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, современный человек обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.

Современные исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложились к началу 50-х годов прошлого века, а во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач современной школы.

Творческая личность формируется, безусловно, в детстве, причем чем раньше выявлены задатки и начато их развитие тем лучше. Переоценить роль в формировании творческой личности педагогов, школы, родителей невозможно. Среди исследователей творчества существуют две точки зрения. Представители одной полагают, что обучить творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты — это потенциал личности, который нужно раскрыть, точнее сказать, создать условия для их раскрытия.

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и всего процесса воспитания. Воспитать творческую личность возможно, но возникает вопрос: как? На этот вопрос универсального ответа нет. Формирование творческой личности процесс творческий.

1.Творчество и творческая личность

Творчество — процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны — гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

1.Оригинальность — способность продуцировать необычные ответы.

2.Продуктивность — способность к генерированию большого числа идей.

.Гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.

.Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.

В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.

. Проблемы развития творческой личности ребенка

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка — это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Читайте также:  Что делать если ребенок отстает в развитии речи

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив — основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

·раннее выявление творческих способностей и их направленности;

·формирование мотивации к творческой деятельности;

·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

·учет индивидуальных психологических особенностей;

·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

·включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

·работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

·организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Заключение

Воспитание творческой личности − насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы

1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан. университета, 1988 г. — 238 с.

2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. — М.: Школьная пресса, 2003 — 144 с.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. — 93 с.

.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. — М.: АСТ, 2008 г. — 671 с.

.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1991 г. — 141 с.

.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2002 г. — 712 с.

7.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. — М.: АСТ, 2002 г. — 352 с.

Источник

Òâîð÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ÷åëîâåêà. Îñíîâíûå ïàðàìåòðû êðåàòèâíîñòè, îïðåäåëåííûå Ãèëôîðäîì. Ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, ìîòèâàöèè ðåáåíêà ïóòåì åãî âêëþ÷åíèÿ â ðàçíîîáðàçíûå âèäû òâîð÷åñòâà. Ðîëü ïåäàãîãà è ñåìüè â ôîðìèðîâàíèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äîêëàä

Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà

Îãëàâëåíèå

Ââåäåíèå

1. Òâîð÷åñòâî è òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü

2. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Òâîð÷åñòâî — ýòî ñîçèäàþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, â êàêîé áû îáëàñòè ýòà äåÿòåëüíîñòü íå îñóùåñòâëÿëàñü. Ýòî íå óäåë åäèíèö, ýëåìåíòû òâîð÷åñòâà ïðèñóòñòâóþò íå òîëüêî â äåÿòåëüíîñòè õóäîæíèêà, ïèñàòåëÿ, ðåæèññåðà, ó÷åíîãî, íî è â êàæäîäíåâíîì òðóäå èíæåíåðà, ó÷èòåëÿ, ïðîãðàììèñòà, ðîäèòåëÿ, òðåíåðà, ìåíåäæåðà, ïñèõîëîãà, äèçàéíåðà è òàê äàëåå. Âåëèêèé ñîâåòñêèé ïñèõîëîã Ë.Ñ. Âûãîòñêèé ãîâîðèë, ÷òî «â îêðóæàþùåé íàñ äåéñòâèòåëüíîñòè òâîð÷åñòâî åñòü íåîáõîäèìîå óñëîâèå ñóùåñòâîâàíèÿ, è âñå, ÷òî âûõîäèò çà ïðåäåëû ðóòèíû è â ÷¸ì çàêëþ÷åíà õîòü òîëèêà íîâîãî, îáÿçàíî ñâîèì ïðîèñõîæäåíèåì òâîð÷åñêîìó ïðîöåññó ÷åëîâåêà».

Читайте также:  Возрастная психология развитие ребенка в дошкольный период

 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ, êîãäà êóëüòóðà ïåðåæèâàåò ðàñöâåò, òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü âñå áîëåå è áîëåå âîñòðåáîâàíà îáùåñòâîì âî âñåõ îáëàñòÿõ îò èñêóññòâà è íàóêè äî ðåêëàìíîé èíäóñòðèè è øîó-áèçíåñà. Ïîñòîÿííî óñêîðÿþùèéñÿ ðèòì æèçíè òðåáóåò îò ÷åëîâåêà êà÷åñòâ, ïîçâîëÿþùèõ òâîð÷åñêè è ïðîäóêòèâíî ïîäõîäèòü ê ëþáûì íîâøåñòâàì, ãëàâíûì îáðàçîì îñâàèâàòü íîâûå çíàíèÿ, îãðîìíûå ïîòîêè èíôîðìàöèè ñ ïîëüçîé äëÿ ñåáÿ è îáùåñòâà. Äëÿ òîãî ÷òîáû íàõîäèòüñÿ íà âûñîòå â ñèòóàöèè ïîñòîÿííûõ èçìåíåíèé, ÷òîáû àäåêâàòíî ðåàãèðîâàòü íà íèõ, ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê îáÿçàí ïîñòîÿííî èñïîëüçîâàòü ñâîé òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë.

Ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ ïðîáëåì òâîð÷åñòâà, è â òîì ÷èñëå ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ çàäàòêîâ, ñëîæèëèñü ê íà÷àëó 50-õ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà, à âî âòîðîé ïîëîâèíå ÕÕ âåêà óæå ïîëó÷èëè ñåðüåçíûé èìïóëüñ âñëåäñòâèå áóðíîãî ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ îòðàñëåé òåõíèêè, ñâÿçè, àâèàöèè è êîñìîíàâòèêè, èíôîðìàòèêè, ÿäåðíîé ýíåðãåòèêè, ìàññîâîé êóëüòóðû. Âîñïèòàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ñòàëî îäíîé èç îñíîâíûõ çàäà÷ ñîâðåìåííîé øêîëû.

Òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ, áåçóñëîâíî, â äåòñòâå, ïðè÷åì ÷åì ðàíüøå âûÿâëåíû çàäàòêè è íà÷àòî èõ ðàçâèòèå òåì ëó÷øå. Ïåðåîöåíèòü ðîëü â ôîðìèðîâàíèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ïåäàãîãîâ, øêîëû, ðîäèòåëåé íåâîçìîæíî. Ñðåäè èññëåäîâàòåëåé òâîð÷åñòâà ñóùåñòâóþò äâå òî÷êè çðåíèÿ. Ïðåäñòàâèòåëè îäíîé ïîëàãàþò, ÷òî îáó÷èòü òâîð÷åñòâó íåâîçìîæíî, ïðåäñòàâèòåëè äðóãîé óòâåðæäàþò, ÷òî òâîð÷åñòâó ìîæíî íàó÷èòüñÿ. Êàê áû òî íè áûëî, ÿñíî îäíî, òâîð÷åñêèå çàäàòêè òîãî èëè èíîãî óðîâíÿ, òàëàíòû — ýòî ïîòåíöèàë ëè÷íîñòè, êîòîðûé íóæíî ðàñêðûòü, òî÷íåå ñêàçàòü, ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ èõ ðàñêðûòèÿ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ó÷àùèõñÿ íå ðàñêðûâàåò â ïîëíîé ìåðå ñâîèõ ñïîñîáíîñòåé. Âñëåäñòâèå ýòîãî âçðîñëûìè ëþäüìè îíè ÷àñòî èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â ñàìîðåàëèçàöèè è îñòàþòñÿ íà íèæíèõ ñòóïåíÿõ ñîöèàëüíîé ëåñòíèöû, ñ êîòîðûìè â ïîñëåäíåå âðåìÿ âñå áîëåå ÿñíî êîððåëèðóþò íåòâîð÷åñêèå, ðóòèííûå ïðîôåññèè, ïðîôåññèè òÿæåëîãî ôèçè÷åñêîãî, ìîíîòîííîãî, «êîíâåéåðíîãî» òðóäà. Ïîýòîìó ñîçäàíèå ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé äëÿ âûÿâëåíèÿ òâîð÷åñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ïðèîðèòåòíûõ çàäà÷ ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêè è âñåãî ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ. Âîñïèòàòü òâîð÷åñêóþ ëè÷íîñòü âîçìîæíî, íî âîçíèêàåò âîïðîñ: êàê? Íà ýòîò âîïðîñ óíèâåðñàëüíîãî îòâåòà íåò. Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ïðîöåññ òâîð÷åñêèé.

1. Òâîð÷åñòâî è òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü

Òâîð÷åñòâî — ïðîöåññ ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ðåçóëüòàòîì êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ êà÷åñòâåííî íîâûå óíèêàëüíûå ìàòåðèàëüíûå è äóõîâíûå öåííîñòè èëè ðåøåíèÿ. Ðåçóëüòàò òâîð÷åñòâà íåâîçìîæíî ïðÿìî âûâåñòè èç íà÷àëüíûõ óñëîâèé. Íèêòî, êðîìå àâòîðà, äà è òî íå âñåãäà, íå ìîæåò ïîëó÷èòü â òî÷íîñòè òàêîé æå ðåçóëüòàò, åñëè ñîçäàòü äëÿ íåãî òó æå èñõîäíóþ ñèòóàöèþ. Òàê êàê, â ïðîöåññå òâîð÷åñòâà àâòîð âêëàäûâàåò â ìàòåðèàë íåñâîäèìûå ê òðóäîâûì îïåðàöèÿì èëè ëîãè÷åñêîìó âûâîäó âîçìîæíîñòè, âûðàæàåò â êîíå÷íîì ðåçóëüòàòå ìíîãèå àñïåêòû (âêëàäûâàåò äóøó) ñâîåé óíèêàëüíîé ëè÷íîñòè. Èìåííî ýòî îáñòîÿòåëüñòâî ïðèäà¸ò ïðîäóêòàì òâîð÷åñòâà äîïîëíèòåëüíóþ öåííîñòü â ñðàâíåíèè ñ ïðîäóêòàìè ñåðèéíîãî ïðîèçâîäñòâà.

Òâîð÷åñòâî — äåÿòåëüíîñòü, ïîðîæäàþùàÿ íå÷òî êà÷åñòâåííî íîâîå, íèêîãäà ðàíåå íå ñóùåñòâîâàâøåå, ñîçäàíèå íîâîãî, öåííîãî, ïðèòîì íå òîëüêî äëÿ òâîðöà, íî è äëÿ äðóãèõ ëþäåé.

Íåðàçðûâíî ñ ïîíÿòèåì òâîð÷åñòâà ñâÿçàíî ïîíÿòèå òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü. Î÷åâèäíî, ÷òî, èìåÿ öåëü âîñïèòàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè, ó÷èòåëÿ è ðîäèòåëè äîëæíû èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î òîì, ÷òî æå ýòî òàêîå «òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü», çíàòü î åå îñîáåííîñòÿõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ.

Ïðåæäå âñåãî, ãîâîðÿ î òâîð÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèêàõ ÷åëîâåêà, âûäåëÿþò ñëåäóþùèå: òâîð÷åñêàÿ èíèöèàòèâà, êðèòè÷íîñòü, îòêðûòîñòü îïûòó, ÷óâñòâî íîâîãî, ñïîñîáíîñòü âèäåòü è ñòàâèòü ïðîáëåìû, îðèãèíàëüíîñòü, ýíåðãè÷íîñòü, íåçàâèñèìîñòü, ðàáîòîñïîñîáíîñòü, âíóòðåííÿÿ çðåëîñòü, âûñîêàÿ ñàìîîöåíêà.

Êðîìå òîãî, âàæíî ïðèñóòñòâèå â ëè÷íîñòè äëÿ òîãî, ÷òîáû åå ìîæíî áûëî íàçâàòü òâîð÷åñêîé òàêèõ êà÷åñòâ, êàê âîçâûøåííîñòü, ñäåðæàííîñòü, óñòîé÷èâîñòü, öåëåóñòðåìëåííîñòü, ñâîáîäîëþáèå, ÷óâñòâî óñïåøíîñòè, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, ñàìîðåãóëÿöèÿ, êðåàòèâíîå ñàìîïðîÿâëåíèå. Èíûìè ñëîâàìè, òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü äîëæíà îáëàäàòü ñ îäíîé ñòîðîíû òàêèìè êà÷åñòâàìè, êàê óñòîé÷èâîñòü, âûñîêèé óðîâåíü íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, íåçàâèñèìîñòü ñóæäåíèé, îòâåòñòâåííîñòü, ñèëà âîëè, êðóãîçîð, ñ äðóãîé ñòîðîíû — ãèáêîñòü, ëàáèëüíîñòü, ñïîñîáíîñòü ê ñîçäàíèþ íîâîãî, êðèòè÷íîñòü, âîîáðàæåíèå, ýìîöèîíàëüíîñòü, ÷óâñòâî þìîðà.

Àìåðèêàíñêèé èññëåäîâàòåëü Ãèëôîðä âûäåëÿåò ÷åòûðå îñíîâíûõ ïàðàìåòðà êðåàòèâíîñòè (òâîð÷åñêîé ñïîñîáíîñòè).

1. Îðèãèíàëüíîñòü — ñïîñîáíîñòü ïðîäóöèðîâàòü íåîáû÷íûå îòâåòû.

2. Ïðîäóêòèâíîñòü — ñïîñîáíîñòü ê ãåíåðèðîâàíèþ áîëüøîãî ÷èñëà èäåé.

3. Ãèáêîñòü — ñïîñîáíîñòü ê ëåãêîé ïåðåêëþ÷àåìîñòè è âûäâèæåíèþ ðàçíîîáðàçíûõ èäåé èç ðàçëè÷íûõ ñôåð çíàíèÿ è îïûòà.

4. Ñïîñîáíîñòü óñîâåðøåíñòâîâàòü îáúåêò, äîáàâëÿÿ äåòàëè.

Êðîìå òîãî, êðåàòèâíîñòè ïðèñóùà ñïîñîáíîñòü ê îáíàðóæåíèþ è ïîñòàíîâêå ïðîáëåì, ñïîñîáíîñòü ê àíàëèçó è ñèíòåçó.

 òîæå âðåìÿ íåêîòîðûå àâòîðû îòìå÷àþò, ÷òî îáøèðíûå çíàíèÿ è ýðóäèöèÿ èíîãäà ìåøàþò âèäåòü ÿâëåíèå â èíîé, òâîð÷åñêîé ïåðñïåêòèâå.  ýòîì ñëó÷àå íåñïîñîáíîñòü ê òâîð÷åñòâó ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ñîçíàíèå ëîãè÷íî è îãðàíè÷åíî ñòðîãî óïîðÿäî÷åííûìè ïîíÿòèÿìè, ÷òî ïîäàâëÿåò ôàíòàçèþ è âîîáðàæåíèå.

Äëÿ ðàçâèòèÿ âûñîêîãî óðîâíÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé (êðåàòèâíîñòè) íåîáõîäèì òàêîé óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûé áûë áû íåñêîëüêî âûøå ñðåäíåãî. Áåç îïðåäåëåííîãî îáúåìà çíàíèé, áåç õîðîøåé èíòåëëåêòóàëüíîé îñíîâû âûñîêàÿ êðåàòèâíîñòü ðàçâèâàòüñÿ íå ìîæåò. Îäíàêî, ïîñëå äîñòèæåíèÿ îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà, äàëüíåéøåå åãî âîçðàñòàíèå íèêàê íå ñêàçûâàåòñÿ íà ðàçâèòèè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Èçâåñòíî, ÷òî ëþäè ýíöèêëîïåäè÷åñêèõ çíàíèé ðåäêî îáëàäàþò âûñîêèì òâîð÷åñêèì ïîòåíöèàëîì. Âîçìîæíî, ýòî ñâÿçàíî ñî ñêëîííîñòüþ ê óïîðÿäî÷èâàíèþ è íàêîïëåíèþ çíàíèé, ãîòîâûõ ôàêòîâ. À äëÿ ñïîíòàííîãî òâîð÷åñòâà èíîãäà âàæíî àáñòðàãèðîâàòüñÿ îòòîãî, ÷òî óæå èçâåñòíî.

Ñîâðåìåííàÿ ïåäàãîãèêà îïèðàåòñÿ íà òåçèñ î òîì, ÷òî çàäàòêè ñïîñîáíîñòåé ê òâîð÷åñòâó ïðèñóùè ëþáîìó ÷åëîâåêó, ëþáîìó íîðìàëüíîìó ðåáåíêó. Çàäà÷à ïåäàãîãîâ — ðàñêðûòü ýòè ñïîñîáíîñòè, ðàçâèòü èõ.

2. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà

òâîð÷åñêèé êðåàòèâíîñòü âîîáðàæåíèå ðåáåíîê

Ðàçâèòèå (âîñïèòàíèå) òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà — ýòî ïðîöåññ, îðãàíèçîâàííîå âçàèìîäåéñòâèå àâòîðèòåòíîé ëè÷íîñòè (âîñïèòàòåëÿ, ðîäèòåëåé, ó÷èòåëåé, è âîîáùå âçðîñëûõ, âñòóïàþùèõ â äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûé êîíòàêò ñ ðåáåíêîì) è ðåáåíêà. Êîíå÷íîé öåëüþ äàííîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè.

Èç õàðàêòåðèñòèê òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ñëåäóþò ñïîñîáû ôîðìèðîâàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Îñíîâíûì ñïîñîáîì ÿâëÿåòñÿ âêëþ÷åíèå ðåáåíêà â ðàçíîîáðàçíûå âèäû òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

 òâîð÷åñòâå, ïåðåä òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòüþ âñåãäà ñòîèò ïðîáëåìà âûáîðà èç íåñêîëüêèõ âîçìîæíîñòåé. Âàæíåéøèì óñëîâèåì âûáîðà, à çíà÷èò è óñëîâèåì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ñâîáîäà ëè÷íîñòè. Îáëàäàÿ ñâîáîäîé âûáîðà öåëè, ñðåäñòâ è ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè, ëè÷íîñòü ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ìíîãîîáðàçíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îáúåêòàìè âíåøíåãî ìèðà, ÷òî âëå÷¸ò çà ñîáîé ñîçäàíèå ìíîæåñòâà îáðàçîâ è èõ êîìáèíàöèé. Ðåáåíêó ñëåäóåò ïðåäîñòàâëÿòü âîçìîæíîñòü âûáîðà, ó÷èòü îñîçíàííîìó âûáîðó, ïîìîãàòü, íî íå íàâÿçûâàòü, ó÷èòü åãî, ïðèñëóøèâàÿñü, èäòè îò ñåáÿ. È î÷åíü âàæíûì çäåñü ÿâëÿåòñÿ âîîáðàæåíèå ðåáåíêà, êîòîðîìó íåîáõîäèì ñâîáîäíûé âûõîä.

Âîîáðàæåíèå — ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ, âûðàæàþùèéñÿ â ïîñòðîåíèè îáðàçà ñðåäñòâ è êîíå÷íîãî ðåçóëüòàòà ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè ñóáúåêòà, â ñîçäàíèè îáðàçîâ, êîòîðûå ñîîòâåòñòâóþò îïèñàíèþ îáúåêòà. Âàæíåéøàÿ çàäà÷à âîîáðàæåíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïðåäñòàâèòü ðåçóëüòàò òðóäà äî åãî íà÷àëà, òåì ñàìûì, îðèåíòèðóÿ ÷åëîâåêà â ïðîöåññå äåÿòåëüíîñòè. Äëÿ âîñïèòàíèÿ âîîáðàæåíèÿ âàæíóþ ðîëü èãðàþò õóäîæåñòâåííîå, íàó÷íîå è èçîáðåòàòåëüñêîå, òåõíè÷åñêîå òâîð÷åñòâî, à ðàâíî ñïîðò, êîòîðûé ðàçâèâàåò âîîáðàæåíèå â ïðîöåññå ïðåäñòàâëåíèÿ ðåçóëüòàòà åäèíîáîðñòâà, âàæíû òàêæå ñàìîîáðàçîâàíèå è îáùåñòâåííî-ïîëåçíàÿ ðàáîòà. Âñå âèäû òâîð÷åñòâà ðåàëèçóþòñÿ â ïðîöåññå äåÿòåëüíîñòè.

Òàêæå î÷åíü çíà÷èìûì äëÿ âîñïèòàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå ìûøëåíèÿ. Ìûøëåíèå — ýòî ïðîöåññ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè èíäèâèäà, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ îáîáùåííûì è îïîñðåäñòâîâàííûì îòðàæåíèåì äåéñòâèòåëüíîñòè.

Äîñòèæåíèå öåëè ïîäðàçóìåâàåò åå ïðåäâîñõèùåíèå, à íàõîæäåíèå ñïîñîáà äîñòèæåíèÿ öåëè ïðåäïîëàãàåò óìåíèå ìûñëèòü. Ïîýòîìó äëÿ äåéñòâèÿ ìåõàíèçìà ñäâèãà ìîòèâà íà öåëü, íóæíî âîîáðàçèòü öåëü, îñìûñëèòü ñïîñîáû åå äîñòèæåíèÿ, èìåòü îïðåäåëåííîå ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå. Òî åñòü, äëÿ âîñïèòàíèÿ ìîòèâîâ òâîð÷åñòâà íàäî èñïîëüçîâàòü ñðåäñòâà îáó÷åíèÿ, íàïðàâëåííûå íà âîñïèòàíèå âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, ýìîöèé.

Читайте также:  Закономерности развития ребенка с отклонениями

 äåÿòåëüíîñòè, êàê ìûøëåíèÿ, òàê è âîîáðàæåíèÿ îãðîìíóþ ðîëü èãðàåò ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà ïñèõèêè. Ýìîöèè èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ìîòèâàöèè òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ìåõàíèçì ïðåâðàùåíèÿ âíåøíèõ ðàçäðàæèòåëåé â ìîòèâû, íàïðàâëÿþùèå ïîçíàíèå â ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî äëÿ âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè, ñïîñîáíîé ê ñîçèäàíèþ íå òîëüêî âíåøíåãî, íî è ñâîåãî âíóòðåííåãî ìèðà, íåîáõîäèìî öåëåíàïðàâëåííîå âîñïèòàíèå óìåíèÿ ÷óâñòâîâàòü, ïåðåæèâàòü, óïðàâëÿòü ýìîöèÿìè è íàïðàâëÿòü èõ íà ïîëüçó ñåáå è ëþäÿì.

Ãëàâíûì ôàêòîðîì âîñïèòàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå ìîòèâàöèè. Ëó÷øå ïîëó÷àåòñÿ òî, ÷òî äåëàòü õî÷åòñÿ, ÷òî äåëàòü èíòåðåñíî. Íåîáõîäèìî âûäåëèòü ìîòèâ, ò. å. ðàäè ÷åãî ñîâåðøàåòñÿ äåÿòåëüíîñòü. Ó÷èòåëü, íå óìåþùèé ïðîíèêíóòü â ìîòèâû äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, ðàáîòàåò ïî ñóùåñòâó âñëåïóþ. Ìîòèâ — îñíîâà ôîðìèðîâàíèÿ íåîáõîäèìûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè.

Îäíèì èç ãëàâíûõ ìîòèâèðóþùèõ ñðåäñòâ ÿâëÿåòñÿ èãðà.  ìîòèâàõ èãðû ïðîÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà ïðåîáðàçîâûâàòü ìèð.  èãðå ðàçâèâàåòñÿ âîîáðàæåíèå, ìûøëåíèå, òàê êàê ó÷àñòíèê íàõîäèòñÿ â âîîáðàæàåìûõ ñèòóàöèÿõ ïåðåä âûáîðîì âàðèàíòîâ äåéñòâèÿ, âûíóæäåí ïðîñ÷èòûâàòü ñâîè è ÷óæèå õîäû. Ñóùåñòâåííûìè ÿâëÿþòñÿ è ïåðåæèâàíèÿ, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþò ïðîöåññû ìûøëåíèÿ è âîîáðàæåíèÿ â èãðîâûõ ñèòóàöèÿõ, ò.å. ÷óâñòâà. Ïîýòîìó èãðà ÿâëÿåòñÿ íåçàìåíèìûì ñðåäñòâîì âîñïèòàíèÿ ìûøëåíèÿ, âîîáðàæåíèÿ, ÷óâñòâ.

Äîêàçàíî, ÷òî íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà, óñèëèâàÿ ìîòèâ äåÿòåëüíîñòè è äèñöèïëèíèðóÿ, çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå îêàçûâàåò êîëëåêòèâíàÿ òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Îñíîâíûì ôàêòîðîì âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðèìåð, ñðåäà. Ïîýòîìó ñëîæíî ïåðåîöåíèòü ðîëü îêðóæåíèÿ ðåáåíêà, ðîëü çíà÷èìûõ äðóãèõ. Ýòî, ïðåæäå âñåãî ó÷èòåëü (âîñïèòàòåëü â äåòñêîì ñàäó, êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü â øêîëå), êàê îðãàíèçàòîð è ðóêîâîäèòåëü ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Íåò ñîìíåíèé, ÷òî îãðîìíóþ ðîëü â âîñïèòàíèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà èãðàåò òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë ïåäàãîãà è óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè åãî ðàáîòû. Âîñïèòàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ïðåäïîëàãàåò è íàëè÷èå ïåäàãîãè÷åñêîãî òâîð÷åñòâà. Òâîð÷åñêóþ ëè÷íîñòü ìîæåò âûðàñòèòü òîëüêî òâîð÷åñêèé ïåäàãîã. Òî åñòü íåîáõîäèìî ñîçäàòü ñïåöèàëüíûå óñëîâèÿ, êîòîðûå ñïîñîáñòâîâàëè áû ïîëíîöåííîìó ðàçâèòèþ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Äëÿ ýòîãî íóæíî â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå ïðèìåíÿòü ìåòîäû è ïðèåìû, êîòîðûå ìîòèâèðóþò ó÷àùèõñÿ íà òâîð÷åñòâî, ðàçâèâàþò ó íèõ ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå, ýìîöèè.

Îñîáàÿ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåá¸íêà ó ñåìüè, à ðàâíî ó ñðåäû, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ ñàìà ñåìüÿ. Äåòè è ðîäèòåëè íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ïîèñêå, ñîâðåìåííàÿ ñåìüÿ èìååò îãðîìíûé èíòåëëåêòóàëüíûé ïîòåíöèàë, à çàäà÷à ó÷èòåëÿ — ïðèâëå÷ü è óìåëî èñïîëüçîâàòü åãî ïðè îðãàíèçàöèè ñâîáîäíîãî âðåìåíè äåòåé, çàïîëíÿÿ äîñóã ïîëåçíûìè êàê äëÿ çäîðîâüÿ, òàê è äëÿ óìà äåëàìè. Êàêóþ ñòîðîíó ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ìû áû íå âçÿëè, âñåãäà ðåøàþùóþ ðîëü èãðàåò ñåìüÿ. Ñåìüÿ îòâå÷àåò çà ôèçè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà, èãðàåò âåäóùóþ ðîëü â óìñòâåííîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà, âëèÿåò íà îòíîøåíèå äåòåé ê ó÷¸áå è âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò å¸ óñïåøíîñòü. Îáðàçîâàòåëüíûé óðîâåíü ñåìüè, èíòåðåñû å¸ ÷ëåíîâ ñêàçûâàåòñÿ íà èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà, íà òîì êàêèå ïëàñòû êóëüòóðû îí óñâàèâàåò. Ñåìüÿ èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå â îâëàäåíèè ÷åëîâåêîì ñîöèàëüíûìè íîðìàìè, â ñåìüå ôîðìèðóþòñÿ ôóíäàìåíòàëüíûå öåííîñòíûå îðèåíòàöèè ÷åëîâåêà, îïðåäåëÿþùèå ñòèëü åãî æèçíè, ñôåðû è óðîâåíü ïðèòÿçàíèé, æèçíåííûå óñòðåìëåíèÿ, ïëàíû è ñïîñîáû èõ äîñòèæåíèÿ. Ñåìüÿ èãðàåò áîëüøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ÷åëîâåêà â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî å¸ îäîáðåíèå, ïîääåðæêà, áåçðàçëè÷èå èëè îñóæäåíèå ñêàçûâàþòñÿ íà ñîöèàëüíûõ ïðèòÿçàíèÿõ ÷åëîâåêà, ïîìîãàþò åìó èëè ìåøàþò èñêàòü âûõîäû â ñëîæíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ, àäàïòèðîâàòüñÿ ê èçìåíèâøèìñÿ îáñòîÿòåëüñòâàì åãî æèçíè, óñòîÿòü â ìåíÿþùèõñÿ ñîöèàëüíûõ óñëîâèÿõ. Âàæíåéøåå çíà÷åíèå ïîýòîìó èãðàåò ýìîöèîíàëüíàÿ ñèòóàöèÿ â ñåìüå, óðîâåíü åå ñïëî÷åííîñòè è êà÷åñòâî âíóòðèñåìåéíûõ ñâÿçåé. Âàæíîå ìåñòî â âîñïèòàíèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà èãðàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, î÷åâèäíî, ÷òî îñíîâíûìè óñëîâèÿìè âîñïèòàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ÿâëÿþòñÿ:

· îðèåíòàöèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà íà âîñïèòàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè;

· ðàííåå âûÿâëåíèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé è èõ íàïðàâëåííîñòè;

· ôîðìèðîâàíèå ìîòèâàöèè ê òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè;

· íðàâñòâåííàÿ è òâîð÷åñêàÿ öåëåíàïðàâëåííîñòü âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà;

· íàëè÷èå äåìîêðàòè÷íûõ âçàèìîîòíîøåíèé ó÷èòåëÿ è ðåáåíêà;

· ó÷åò èíäèâèäóàëüíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé;

· îðèåíòàöèÿ ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà íà ñàìîâîñïèòàíèå ó÷àùèõñÿ (ñàìîïîçíàíèå, ñàìîîðãàíèçàöèþ, ñàìîðåàëèçàöèþ);

· ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî òâîð÷åñêîãî ìèêðîêëèìàòà â ñåìüå, øêîëå;

· îðãàíèçàöèÿ ðàçíîîáðàçíûõ ôîðì ñòèìóëèðîâàíèÿ òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷àùèõñÿ (ïðîâåäåíèå îëèìïèàä, îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèé) è äð.

Òàêæå î÷åâèäíî, ÷òî ýôôåêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè íåâîçìîæíî áåç:

· âêëþ÷åíèÿ ðåáåíêà â ðàçíîîáðàçíóþ òâîð÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü è åå «ïðîæèâàíèå», ÷òî äîñòèãàåòñÿ ñïåöèàëüíî ïîäîáðàííûìè âèäàìè òâîð÷åñêîé ðàáîòû. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, â äåÿòåëüíîñòè, íàïðàâëåííîé íà ñîçèäàíèå ìàòåðèàëüíûõ è äóõîâíûõ öåííîñòåé;

· ðàáîòû íàä ñîâåðøåíñòâîâàíèåì óìåíèé, ïîçâîëÿþùèõ ó÷àùèìñÿ áûñòðî óñâàèâàòü è ïðèñâàèâàòü íîâûå âèäû äåÿòåëüíîñòè, îòëè÷àþùèåñÿ ëè÷íîñòíîé öåííîñòüþ;

· îðãàíèçàöèè òâîð÷åñêèõ îáúåäèíåíèé, ïîçâîëÿþùèõ âîñïèòûâàòü íåîáõîäèìûå ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà, ñïîñîáñòâîâàòü ôîðìèðîâàíèþ íðàâñòâåííûõ öåííîñòåé, ó÷èòü îáùåíèþ è ñîòðóäíè÷åñòâó.

Çàêëþ÷åíèå

Âîñïèòàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ? íàñóùíîå òðåáîâàíèå ñîâðåìåííîãî ìèðà. Ðåøàÿ åå, íåîáõîäèìî îòòàëêèâàòüñÿ, ïðåæäå âñåãî, îò èíäèâèäóàëüíîñòè ó÷àùåãîñÿ. Ýòî çíà÷èò, ÷òî çàêàç÷èêîì äîëæíû âûñòóïàòü íå ãîñóäàðñòâî, íå ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ, à ñàìà ëè÷íîñòü øêîëüíèêà.

Çàäà÷è âîñïèòàíèÿ äîëæíû ñòàâèòüñÿ íå â êàòåãîðèÿõ êîíå÷íîãî ðåçóëüòàòà, à êàê çàäà÷è ðàçâèòèÿ ìîòèâîâ ðåáåíêà ñ ó÷åòîì åãî âîçðàñòà, à ñðåäñòâà âîñïèòàíèÿ äîëæíû ïîäáèðàòüñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ ýôôåêòèâíîãî èõ âîçäåéñòâèÿ êàê íà ïàìÿòü, òàê è íà ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå, ýìîöèè.

Íà âûõîäå èç øêîëû ðåáåíîê äîëæåí îáëàäàòü ñîáñòâåííî òâîð÷åñêèìè êà÷åñòâàìè, â ïåðâóþ î÷åðåäü ? îáùå÷åëîâå÷åñêèìè, êîòîðûå â íå ìåíüøåé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóþò òâîð÷åñêóþ ëè÷íîñòü. À èìåííî.

Íðàâñòâåííûìè êà÷åñòâàìè: ÷åñòíîñòü, ñîöèàëüíàÿ àêòèâíîñòü, êîëëåêòèâèçì è ò.ä., îáåñïå÷èâàþùèìè îòíîøåíèå ÷åëîâåêà ê îêðóæàþùåìó ìèðó, îáùåñòâó, ëþäÿì, ñåáå. Èíà÷å ãîâîðÿ, óñïåøíàÿ ñîöèàëèçàöèÿ.

Èíòåëëåêòóàëüíûìè êà÷åñòâàìè: ðàöèîíàëüíîñòü, ëîãè÷íîñòü, îñòðîóìèå, ýðóäèðîâàííîñòü (ñ ó÷åòîì âûøåñêàçàííîãî), âåäóùèìè ê îñìûñëåíèþ è ñèñòåìàòèçàöèè èíôîðìàöèè, íà îñíîâå êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ ìèðîâîççðåíèå, ñîçíàíèå è ñàìîñîçíàíèå, îñìûñëåíèå æèçíåííûõ öåëåé.

Âîëåâûìè êà÷åñòâàìè: öåëåóñòðåìëåííîñòü, ñàìîîáëàäàíèå, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íåçàâèñèìîñòü, íàïðàâëåííûìè íà ïñèõè÷åñêóþ ñàìîðåãóëÿöèþ ïîâåäåíèÿ, íà èçìåíåíèå äåÿòåëüíîñòè â ñâÿçè ñ èçìåíèâøèìèñÿ îáñòîÿòåëüñòâàìè, ñâÿçü ìåæäó âíóòðåííèì ñîñòîÿíèåì è ñðåäîé.

Ýìîöèîíàëüíûìè êà÷åñòâàìè: ÷åëîâåêîëþáèå, îïòèìèçì, ñïîñîáñòâóþùèìè îáîãàùåíèþ âíóòðåííåãî ìèðà ÷åëîâåêà, îòêðûòîñòü.

Ñîâîêóïíîñòü, óêàçàííûõ êà÷åñòâ, èõ åäèíñòâî âåäåò ê îáðàçîâàíèþ öåëîñòíîñòè, èìÿ êîòîðîé Òâîð÷åñêàÿ Ëè÷íîñòü.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àíäðååâ Â. È. Äèàëåêòèêà âîñïèòàíèÿ è ñàìîâîñïèòàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè / Â. È. Àíäðååâ. — Êàçàíü: Èçä-âî Êàçàí. óíèâåðñèòåòà, 1988 ã. — 238 ñ.

2. Áàòóðèíà Ã. È., Êóçèíà Ò. Ô. Íàðîäíàÿ ïåäàãîãèêà â ñîâðåìåííîì ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîì ïðîöåññå. Ïîñîáèå äëÿ ïåäàãîãîâ. — Ì.: Øêîëüíàÿ ïðåññà, 2003 — 144 ñ.

3. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1991 ã. — 93 ñ.

4. Âûãîòñêèé Ë. Ñ. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ / Ïîä ðåä. Äàâûäîâà Â. Â. — Ì.: ÀÑÒ, 2008 ã. — 671 ñ.

5. Æóãàíîâ À. Â. Òâîð÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ëè÷íîñòè: ñîäåðæàíèå, ïóòè ôîðìèðîâàíèÿ è ðåàëèçàöèè / À. Â. Æóãàíîâ. — 2-å èçä., äîï. — Ë.: Íàóêà, 1991 ã. — 141 ñ.

6. Ðóáèíøòåéí Ñ. Ë.Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè / Ñ. Ë. Ðóáèíøòåéí. — ÑÏá: Ïèòåð, 2002 ã. — 712 ñ.

7. Ñàâåíêîâ À. È. Âàø ðåáåíîê òàëàíòëèâ: äåòñêàÿ îäàðåííîñòü è äîìàøíåå îáó÷åíèå. — Ì.: ÀÑÒ, 2002 ã. — 352 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник