Развитие способностей ребенка на уроке биологии

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии (слайд 1).

Волкова Т.В.,

учитель биологии

ГУ «СШ№19 отдела образования

акимата г.Костаная»

«Знания — это дети удивления и любопытства».

Луи де Бройль

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.

Задача любого учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

  • способной к саморазвитию и творчеству,

  • обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,

  • имеющей позитивное мышление,

  • умеющей предвидеть результаты своих действий,

  • обладающей активной жизненной позицией.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

Что такое творчество? Главная цель и задачи развития творческих способностей школьников (слайды 2-3).

Критерии творческой активности школьников (слайд 4).

  • Психологические (наследственные) задатки.

  • Способность к концентрации внимания.

  • Интеллект.

  • Память, воображение.

  • Мотивация своих достижений.

  • Привычки.

  • Притязания.

  • Талант.

  • Устремленность.

  • Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).

Формы и методы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся (слайды 5-6). Для того чтобы урок был более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, вызвать интерес к биологии, в своей системе работы использую такие формы, как:

  • творческие работы;

  • проектно-исследовательская деятельность;

  • ролевые и интеллектуальные игры;

  • решение творческих биологических задач;

  • дидактические игры и др.

Условия эффективности развития и способы стимулирования творческих способностей (слайды 7-8).

Для развития творческих способностей я использую на своих уроках (слайд 9).

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой материал, при котором даже обыденное становится удивительным.

(слайд 10). .

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. Активность — качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету (слайды 10- 11).

Пример 1.

Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс)

Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств

Пример 2.

Биология. (7 класс)

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Сколько цветков посещают пчёлы?

В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Творческие работы учащихся состоят в создании:

  • компьютерных презентаций и флипчартов к урокам;

  • кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад;

  • викторин.

  • Для учащихся, имеющих литературный талант — написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по организму человека”.

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся

1. Задачи на выбор информации.

  • Выберите признаки характерные для земноводных.

2. Задачи на исправление ошибок.

Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу…

А. Фет

3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

  • Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы

4. Задачи на установление взаимосвязей.

  • Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и

Читайте также:  Развития 8 месяцев ребенок начинает

образом жизни и т.д.

5. Задачи на выявление приспособлений.

  • Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям

окружающей среды и т.д.

6. Задачи на определение значения приспособлений.

  • Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока.

7. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.

Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

  • Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

  • Пример творческой работы учащихся (слайды 14- 15):

  1. «Что думает обо мне мое сердце?»

Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.

И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.

— Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.

— Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!

— Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.

— А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

(Зачитываю стихотворение «Сердце» на фоне музыки).

Мне так плохо, так устало,

И нет больше сил стучать.

Наверное осталось мало…

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем

И если вы нас не спасете.

Мы только от куренья пропадем!

2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки — вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

Открытые творческие задачи по биологии (слайд 16):

Например:

а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?

(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?

(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

Некоторые приемы проблемного обучения, используемые мной на уроках биологии, для развития творческих способностей учащихся (слайды 17- 19):

Роль проблемного обучения в развитии творческих способностей учащихся (слайды 20- 21).

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мультимедийные презентации, флипчарты (слайды 22- 24).

Данная форма позволяет представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация и флипчарты с включением дополняющих технологий – самые удобные и не сложные формы для учителя при проведении урока. Главное в них это тезисность для учителя и наглядность для ученика.

Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.

Читайте также:  Ребенку 1 год и 1 месяц его развитие и игры

На обобщающих уроках по темам использую задачи на смекалку.

  • По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?

  • Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?

  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?

  • У кого есть шапка без головы и нога без сапога?

  • Могут ли быть на яблоне яйца?

  • Может ли страус называть себя птицей?

Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.

Выводы (слайд 25).

  • Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и от творческого подхода к данной проблеме.

  • Систематическая работа по развитию творческих способностей дает положительные результаты: школьники вырастают любознательными, активными, способными хорошо учиться, фантазерами, способными видеть необычное в обыденной жизни.

Слайд 26.

Литература (слайд 27).

1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007

2. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. — М.: Логос, 2003.

3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004

4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165

5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Источник

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии»

Учитель: Филиппова А.А, учитель биологии

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества личности в процессе обучения и воспитания.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков.

  1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

  2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;

  3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;

  4. Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств-знаний, умений, мотивации, творческих способностей);

  5. Новизна и оригинальность процесса и результата.

Человек способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти своё собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В четвёртых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая казалось бы не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной.

Как развивать творческие способности ребёнка? Как сделать его творческой личностью?

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остаётся с человеком на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли и творчества в жизни.

Не все дети справляются с жизненными противоречиями, не все могут правильно сделать выбор, предложить продуктивное решение во вдруг изменившейся ситуации. Конечно, способ разрешения подобных конфликтов связан с развитием разных сторон личности, в частности с её отношением к жизни не как к ранее выученным правилам, а как к живому меняющемуся потоку бытия, где надо всё время принимать самостоятельные решения, надо творить жизнь.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение – это основа для развития личности, творчества. И совершено, очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия.

Читайте также:  Центр развития ребенка в дмитрове

Школьный возраст – очень благоприятный период для развития творческого мышления.

Именно в этот период ребёнок приобретает способность к саморазвитию, учится самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач. На своих уроках я применяю работу в парах. Вступая в диалог, ребёнок непроизвольно воздействует на своего партнёра и наоборот, и оба они захвачены процессом самоизменения, а значит и развития. Обучая ребят в работе в парах, я добиваюсь их работоспособности и развития.

В коллективном творчестве решаются многие «невидимые» для ребят педагогические задачи: развитие самостоятельности, инициативы, ответственности за выполнение порученного дела, самоуправления (умение руководить и подчиняться общему мнению).

Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведённое время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.

Педагогическая практика показывает, что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание, узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамической особенности эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Это заставляет учителя использовать разные педагогические приёмы для поддержания познавательной активности школьников. Познавательная активность – качество не врождённое и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школы.

На своих уроках для стимулирования познавательной активности я использую элементы проблемного, развивающего обучения, проектную деятельность учащихся, иногда предлагаю ребятам написание творческих работ при обобщении какой-либо темы, или в качестве одного из дополнительных заданий на выбор кроме основного домашнего задания по теме урока.

Написание творческих работ помогает развитию познавательного и творческого потенциала учащихся. Для более глубокого изучения понравившейся темы предлагаю перечень литературы, используемой для написания творческой работы. Учащиеся включаются в работу индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями или в виде компьютерной презентации. В копилке творческих работ учащихся можно найти кроссворды, небольшие описания отдельных организмов или процессов в виде творческих заданий…

Творческие работы дают положительные результаты в обучении:

Развивают образное и логическое мышление; раскрывают таланты и творческие возможности учащихся (т.к. творческий процесс есть во всех сферах человеческой деятельности и областях знания), будят фантазию и воображение, а также способствуют ненавязчивому усвоению и закреплению знаний учащихся по определённой теме.

Многие ребята с увлечением подходят к таким заданиям.

Для того, чтобы грамотно написать работу, учитывая особенности биологических процессов, используя биологические термины этого понятия, ребята должны внимательно ещё раз изучить, проработать эту тему. Поэтому уровень знаний после написания творческих работ значительно выше (на этапе рефлексии ребята делились впечатлениями, что такой подход требует тщательной подготовки: для написания творческой работы им пришлось внимательно прочитать всю изучаемую тему для определения темы творческой работы, а затем ещё несколько раз проработать выбранную тему для совмещения творческого подхода и грамотности описываемых процессов, и при этом увлечённость в творческом процессе делает повторение темы ненавязчивым).

Уроки-презентации творческих работ проводятся с большим интересом.

На уроках биологии целью моей педагогической деятельности является развитие способностей каждого ребенка через предмет. Большое внимание уделяю творческим заданиям.

Понятие творчества очень глубоко и разнообразно. Элементы творчества проявляются в любой области деятельности – в игре, в сочинении сказки или стихотворения, в составлении кроссворда, чайнворда, ребуса, теста; в создании рисунка, или подготовки сообщения в виде реферата на интересующую тему. Творческое задание может выполнить любой ребенок в классе, отличник или троечник, независимо от того, как он учится. Выполнение этих заданий построено на принципе добровольности.

В творческой работе учащихся проявляются такие ценнейшие человеческие качества, как трудолюбие, наблюдательность, творческая фантазия, любовь к поэзии, интерес к предмету.

Радость успеха, даже небольшого, рождает у ребенка желание продолжить творческую работу. Как педагог, я обязательно поддерживаю ученика, подбадриваю и оцениваю каждое творческое дело. Проявление способностей у учащихся во время выполнения творческих заданий повышает их самооценку, возвышает детей в глазах их одноклассников, помогает становлению личности.

Творческая атмосфера очень помогает на уроке и хорошо сказывается на учебной деятельности, развивая способности детей, и, помогая пропаганде знаний об окружающем нас мире.

Источник