Творческое развитие личности ребенка курсовая работа

Творческое развитие личности ребенка курсовая работа thumbnail

Реферат по дисциплине:

«Психология»

По теме:

«Развитие творческих способностей у детей»

Исполнитель:

Завьялова Елена Сергеевна

Новоуральск 2018год

Оглавление:

1. Введение

2. Значение периода детства для развития творческих способностей

3. Развитие интереса к творчеству

4. Виды творческой деятельности

5. Методы развития творческих способностей у детей

6. Заключение

7. Список литературы

1. Введение

Воли не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо). Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

2. Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным! Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

3. Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений. 2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес. Правила игры 1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. 3. Развивающие игры – игры творческие. 4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре. 5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

Читайте также:  Влияние народного творчества на развитие ребенка

4. Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности. (Творческая деятельность, Декоративно-прикладная, Художественно-эстетическая, ИЗО, музыка, шитье, вокал, вязание, хореография, макраме — драмтеатр. Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

5. Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще-дидактическим принципам: — научности — систематичности — последовательности — доступности — наглядности — активности — прочности — индивидуального подхода Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач. 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей. 6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: — развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; — задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; — творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование — это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

6. Заключение

Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Читайте также:  Развитие ребенка период раннего возраста

7. Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление, 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435- 442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей — Пенза: Уникон-ТРИЗ.

Источник

метки: Творческий, Ребенок, Человек, Развитие, Способность, Дошкольный, Деятельность, Исследование

Содержание

Введение…3

Глава 1. Психология детского творчества…5

1.1. Основные понятия детского творчества…5

1.2. Виды детского творчества…8

Глава 2. Развитие творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками…15

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры…20

3.1. Констатирующий эксперимент…22

3.2. Формирующий этап исследования…25

3.3. Результаты экспериментальной работы …32

Заключение…35

Список использованной литературы…36

Приложения

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что в наше время от нас требуют много нового, интересного и полезного, а творческие способности надо развивать только с раннего до дошкольного возраста. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим.

Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать что он станет творчески одаренным. Зачастую такие дети рано распознаются в семье и характеризуются как «странный».

У ребенка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, социальные и потребности. Родители и педагоги должны быть внимательны, что бы помочь ребенку к чему-то определенному.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Тестовые задания.     мамандығы: 0105000 «Бастауыш білім беру» специальность: 0105000 «Начальное образование»   «Психология» пәні бойынша по дисциплине: «Психология»   оқу түрі: күндізгі форма обучения: очная     Преподаватель: Виссарионова Е.Н.     2016-2017     1.Психология – это…. A ) наука, изучающая объективные закономерности, проявление и …

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в совместной игре.

Предмет исследования: это творческие способности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников.

Цель данного исследования — выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста и выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию творчества.

Задачами данной курсовой работы являются:

— изучение понятия «детское творчество», его основных видов;

— рассмотрение основных факторов развития детского творчества;

-рассмотрение развития творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками;

— провести диагностику творческих способностей дошкольников в процессе игры.

Глава 1. Психология детского творчества.

1.1.Основные понятия детского творчества.

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим обра­зом связаны с такими индивидуально-психологическими особен­ностями человека, как способность, талант, одаренность. Наибо­лее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержа­тельная форма психической активности, как универсальная спо­собность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнооб­разных видов деятельности.

15 стр., 7203 слов

Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей

… рисуем! // Дошкольное образование — 2000 — №3-4 26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание — 1993 — №10 27 … и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для …

Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связы­вают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.).

К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения явля­ются опора на наглядность, использование прошлого опыта, на­личие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями. Исследователи указывают на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль неспецифических предметов в развитии твор­чества у детей.

Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и аффективное. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Первые проявления воображения относятся к 2,5−3 годам, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Это пер­вый этап в развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстность использования слова и широта содержа­ния контекста.

Если в раннем детстве воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребенок идет от действия к мысли, то у дошкольника на 4-м году жизни уже развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целена­правленным.

В среднем и старшем дошкольном возрасте (4−6 лет) вообра­жение проходит свой второй этап развития, для которого характер­но ступенчатое планирование. На 3-м этапе (6−7 лет) происходит целостное планирование. Вместе с тем наблюдаются индивидуальные различия в разви­тии воображения. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полу­ченных представлений, их преобразованием. Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т. е. не имеющих единственного заданного решения. Их решение предполагает самостоятельную ориентированную деятельность детей с новыми предметами и создает тем самым условия для формирования важней­шего компонента функции воображения — собственного опыта ребенка.

3 стр., 1415 слов

«Творчество на плоскости» для детей с ограниченными возможностями

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» Научно-образовательный материал 30.2.3.4 Система организации арт-терапевтических занятий по теме «Творчество на плоскости» для детей с ограниченными врзможностями с использованием опыта довузовской …

Читайте также:  Остановка в развитии у ребенка

Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют дос­таточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, неза­вершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающийся компонент).

Последним ученые (Н. Н. Поддьяков, Л. В. Парамонова и др.) придают особое зна­чение. Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них существенное влияние, стимулируют перестройку «консерватив­ного» компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот про­цесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоци­ональной активности дошкольников: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопро­сов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предполо­жения («А когда червяк вырастет, он в змею превратится?», «А сколько лет живут люди?», «А сколько лет дети детьми бывают?», «А если мы дома заведем обезьянку, она станет человеком?», «А как звери разговаривают?», «А что, когда мышь пищит, она все равно что говорит?» и др.).

Фактически, это уже начало творчества. Соотношение ста­бильных и развивающихся знаний у ребенка может быть различ­ным. При преобладании последних вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Специальные исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют о перевесе чаши ста­бильных знаний у воспитанников наших дошкольных учреждений.

Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, необходимо сосредоточить внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем нужно забо­титься о формировании такой общей структуры опыта дошколь­ника и способов его деятельности, которые помогут ему само­стоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, эксперимен­тирование, опытность и, конечно, игра, обретающая статус веду­щей деятельности в дошкольном детстве. С ней, не без основа­ния, связывают прежде всего возникновение и развитие творчес­кого воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леон­тьев, Е. Е. Кравцова и др.).

9 стр., 4339 слов

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ     ВВЕДЕНИЕ.. 4 1.Понятие о методах и приемах обучения детей. Классификация методов. 7 2. Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. 14 3.Перечень методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности. 16 4. Анализ методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной …

Активно развивается творчество в этот период и в художе­ственной деятельности (рисование, лепка, музыкально-ритмическая) (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. А. Флерина, Н. И. Стрелянова, В. С. Мухина и др.).

Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников «реактивность» на не­посредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной сис­тем способствуют притягательности художественной деятель­ности в дошкольном детстве, развитию творческого вообра­жения (Н, С. Лейтес, А. В. Запорожец).

1. 2. Виды детского творчества.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Рассмотрим основные виды детского творчества.

Конструктивно — техническое детское творчество способствует формированию у детей устойчивого интереса к различным конструкциям, постройкам, технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Чаще всего этот вид творчества у дошкольников проявляется при конструировании.

6 стр., 2620 слов

Методика работы по развитию связной речи детей в процессе конструирования

… . Методика работы по развитию связной речи детей в процессе конструирования…………………………………………………………. 7 Вывод……………………………………………………………………… 11 Библиография…………………………………………………………… 12 … «различных» материалов, что и обусловило элемент творчества в рассказах. В течение всего года мы … О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. – 2004. …

Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматри­вается взаимное расположение частей и элементов, спо­собы их соединения. Способности к этому виду деятель­ности проявляются, например, в умении легко установить пространственное расположение между элементами пред­мета и подчинить его определенной логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-техни­ческой задачи. Успеху в конструктивно-техническом творчестве способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Конструктивные детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание»>способности ребенка развиваются во всех доступных ему видах кон­струирования. Так, в процессе конструирования по усло­виям ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе конкретных условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамваев, пешеходов, машин и др.).

Этот вид конструирования предполагает усвоение деть­ми зависимости конструкции предмета от его назначения, умение считаться с предъявляемыми условиями, выпол­нить их.

В процессе конструирования по условиям ребенок учит­ся варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпо­сылки для творчества. К концу дошкольного периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям. Проявляются и развиваются конструктивные способ­ности и в конструировании по замыслу. Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми в их деятельности (построенный корабль отправляется в плава­ние, в домике дети размещают не только кукол, но посе­ляются и сами).

3 стр., 1035 слов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

… в рисовании, лепке, конструировании. Дети рисуют сюжетную картину на … процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс … , конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже … ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В статье рассмотрены особенности формирования и развития процесса воображения детского …

Для создания сооружений детьми используется и спе­циальный строительный материал (например, бруски) и любой другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, зонты, доски и т. д.).

Этот тип конструирования не только развивает конструктивные способности дошкольника, но и способствует активному формированию важных навыков общения, нравственных качеств. Дети учатся согласовы­вать свои планы и действия, проявлять инициативу, от­стаивать свои предложения, уступать, помогать друг дру­гу, радоваться общему успеху. В конструировании по замыслу ярко проявляется, осо­бенно к концу дошкольного периода, способность к са­мостоятельному планированию своей деятельности, тен­денция к творчеству.

Художественное творчество. Творческая деятельность детей в области искусства проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе ее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересовано судят о явлениях культуры. Детское творчество в области искусства активно содействует воспитанию эстетического вкуса детей, их художественному образованию. В раннем возрасте отличительной особенностью художественного детского творчества является его импровизационный характер. Однако из этого не следует, что художественное детское творчество исключает руководство им со стороны взрослых. С позиций педагогики художественное творчество — по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Высокая значимость непосредственных индивидуальных факторов очевидна лишь в случае…

Источник