Влияние народного творчества на развитие ребенка

Елена Анатольевна Вербовская
Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста

«Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве»

/В. Сухомлинский/

Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно! Оно похоже на чудотворную сказочную воду, постоянно открывающую всё новые и новые глубинные пласты русской, многовековой культуры.

Необходимо, чтобы маленький человек впитывал своим умом и сердцем дух народа, всё безгранично дорогое ему.

Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Народное искусство учит человека ценить жизнь, делает его стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества.

Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом – учатся чувствовать общечеловеческое.

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств. Воспитывая в детях уважение ко всем национальностям, мы – педагоги, в первую очередь, заботимся о том, чтобы наши дети научились любить Родину, свой народ, красоту и широту, щедрость его души, нравы, обычаи.

Раннее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням, играм, хороводам больше всего создают талант и развивают выдающуюся творческую личность, обогащая яркими впечатлениями. В народе говорят: «Не от еды дитя растет, а от радости.» Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят – счастье и радость быть самим собой. Нашим детям не хватает культуры радости, которую надо воспитывать музыкой, песней, природой, различными видами творчества, общением с красивыми душой людьми.

Каждый ребенок – это отдельный мир и познать его может лишь тот, кто умеет с малышом разделить его мысли и чувства, его первые радости и первые неудачи. «Не снизойти до ребенка, — говорил Януш Корчак – а подняться до уровня его понимания.»

Чем шире используется набор различных мышлений, тем больше возможностей для интересных творческих открытий. Я ежедневно и сама учусь вместе с детьми выстраивать радостный педагогический процесс. Стараюсь на музыкальных занятиях создавать творческую атмосферу непринужденности, естественности, ибо хорошо понимаю, что без творчества – обучение малоэффективно. А всё, что доставляет радость, и есть источник энергии! В методической копилке всегда есть возможность для свободной детской импровизации. Нахожу целесообразным включать в процесс занятий: образное слово, шутку, юмор, сюрпризное действие, нестандартные приемы для создания игровых образов, использование устного народного фольклора, предложение детям пропеть народную песню или попевку так, как чувствует сам ребенок, инсценировать ее по своему усмотрению, подключить к песне или пляске свои движения, игру на ложках или трещотках, свистульках, дудочках и тд.

Всё это делает атмосферу обучения живой, непринужденной, без жестких правил, сковывающих свободу и творческий потенциал детей.

А сплав звучащего слова, жеста или движения – основа музыки, ведь в основе всего лежит ритмическое начало. Детство – это весеннее время человека, в котором засеваются семена на будущие годы жизни.

При произвольном воспроизведении выразительных движений (в песнях, хороводах, играх) происходит оживление соответствующих эмоций, возникают яркие образы, а воспоминания и мышечные ощущения могут остаться на всю жизнь. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, а это очень важно для здоровья детей, в первую очередь. Положительные эмоции всегда увеличивают мотивацию, а чтобы человек развивался, нужно разносторонне нагружать его мозг. А хорошее настроение улучшает запоминание.

Великолепной формой закрепления пройденного материала, творческого самовыражения является — проведение комплексных и интегрированных занятий с детьми. Они возбуждают интерес к деятельности, воспитывают внимание, тормозные процессы, привносят эмоциональный подъем, пространственную ориентацию на всех этапах.

Всё проходит через призму детских глаз, всё отфильтровывается в детский душах. И если ребенок сумеет выразиться в рисунках, росписи, поделках, песнях, играх, плясках – ему уже будет легче жить.

На сегодняшнем занятии много звучало разнообразной народной музыки в современных обработках. Так, музыка – фон, сопровождавшая вход детей, ярмарочное гулянье, народную игру «Карусель», изо – деятельность, заключительную часть занятия, только усиливала эмоции детей, делала ярче образные представления, обогащала подвижность мыслей, закрепляла интерес к занятию, вызывала радость, удивление. И возможно благодаря эмоциональной памяти дети будут помнить и живо представлять чувства, которые когда – то владели ими.

С давних пор музыка была лечебным фактором. Еще великий Бехтеров говорил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельность нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.

Движения русской пляски, да еще и в ложечном сопровождении, отражают черты русского человека: юмор, задор, виртуозность движений передают силу и мощь, жизнеутверждающую радость и изобретательность. С XI века на Руси основными исполнителями плясок были скоморохи. Возможно, от туда мы черпаем задор и юмор, необыкновенную радость импровизацией!

Праздничность, приподнятость настроения в напевах хороводных песен. Оптимистичность энергия, веселье, полнота ощущения жизни, любование красотой природы и человека делают их жизненными, неувядаемо прекрасными.

Воспитание чувства ритма можно выработать различными путями. Наиболее простая форма – это обучение маленьких певцов стройно ходить в такт хороводной песне. В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с движением, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Позволяет приобщить детей к прекрасному народному песенному искусству.

Читайте также:  Скачать на планшет задания на развитие ребенка 5 лет

Тонкая работа с народным репертуаром не носит обособленным характер. Она не оторвана от современной жизни. Детям, например, близок стиль обработки народных песен. Они, бывает, лучше нас, взрослых, чувствуют богатую фольклорную основу, что и показали в старинном хороводе «Ой, лето», несущего свет, радость жизни, торжество Бытия.

Как не тяжела была жизнь народа прежде, неистребимой осталась шутка. Песни шуточного жанра, из которых родились и частушки, всегда любимы детьми. Они выражают веселый нрав нашего народа, чувство юмора, наделены смекалкой и признаками ума.

Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном игровом и песенно-плясовом творчестве, таком богатом и многообразном по жанрам.

Но самое главное, следует не забывать, что никакая программа не имеет права быть выше здоровья ребенка, а в здоровом детстве всегда есть свобода!

Источник

Вера Спиридонова
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей

младшего дошкольного возраста.

Спиридонова В. И. воспитатель

первой квалификационной

категории

МБДОУ «Атемарский д/сад №1

Теремок»

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.

2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.

3. Воспитывать и формировать личность ребенка.

4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку…»

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту…»

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…»

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша.»

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Читайте также:  Основные условия развития личности ребенка

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить.» и др.

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Источник

Светлана Насибуллина
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очевидно. Устное народное творчество помогает ребёнку погрузиться в истоки культуры той страны, где он живёт. В старшем дошкольном возрасте дети способны выражать свое отношение к героям, к происходящему, делать соответствующие выводы. Поэтому на этом этапе развития ребёнка важно помочь ему правильно воспринимать услышанное, чтобы это стало базой для формирования нравственных качеств. Художественное слово является помощником в понимании красоты родной речи, в обучении эстетическому восприятию всего, что нас окружает, а также в формировании нравственных представлений. Произведения фольклора, как ничто лучше, отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они позволяют ввести его в мир народного слова, раскрыть богатство и красоту родного языка.

К сожалению, во время всеобщей компьютеризации, технического прогресса, внедрения в родной язык иностранных слов, потери образности и эмоциональности в речи взрослым всё сложнее найти время для живого общения с ребёнком, для приобщения его к народным праздникам, к произведениям устного народного творчества, всё чаще ребёнок предоставлен компьютеру, мобильному телефону или планшету. Отсутствие времени на общение с детьми зачастую приводит проблемам развития речи. В наше время именно педагог, находящийся рядом с ребёнком большую часть времени, может повлиять на развитие речи, используя фольклор в качестве украшения и одухотворения жизни (Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. — №9. – С. 11 – 18, стр. 12). Отсюда очевидной становится цель нашей работы, которая заключается в раскрытии роли устного народного творчества в развитии речи дошкольников, в изучении средств ознакомления детей с фольклором.

Проблеме развития речи всегда уделялось внимание учёными, педагогами, исследователями в разных областях. Так О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, О. Л. Князева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич. посвятили свои труды исследованиям в области теории развития детской речи. Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский провели психолого- педагогические исследования особенностей речи. В трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д Л. В. Щербы, А. А. Пешковского, В. В. Виноградова, Е. А. Флериной отражены подходы в решении задач речевого развития детей.

В чём заключается ценность фольклорных произведений?

Очевидно, что усвоение ребёнком родного языка происходит благодаря подражанию разговорной речи окружающих, героев сказок, ребёнок не только слышит пословицы, загадки, сказки, но и повторяет их. Они начинают входить в его речь. И разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Особую роль в развитии речи выполняют народные частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, которые представляют мир ярко, интересно и понятно, что является очень важным для детей. в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких. Ценность фольклорных произведений состоит в том, что благодаря им взрослый может без труда установить с ребёнком эмоциональный контакт, побудить его к речевой активности.

Какие требования предъявляются к фольклорным произведениям?

В ходе педагогического процесса знакомства с фольклором русского и других народов мы не должны забывать, что фольклорный материал должен быть доступным для детского восприятия, быть социально значимым для детей, оживлять образовательный процесс, служить средством формирования гуманного отношения с окружающим миром, обладать потенциалом развития речи. Органичному внедрению фольклорного материала в образовательный процесс должны способствовать продуктивные методы работы с детьми, нетрадиционные формы организации работы с родителями, совместные развлечения (Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с., стр. 12-14).

Читайте также:  Успешные дети центр развития ребенка кемерово

Какие виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей, существуют?

Фольклор богат и разнообразен. Он представлен многими жанрами.

1. Колыбельные песни — спокойные, нежные песни, успокаивающие ребёнка перед сном, народное название «байки» от глагола «баять», что означает «шептать», «заговаривать» В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Изначально носили обрядовый характер, выполняя роль заговорной песни.

2. Пестушки — простые мелодичные песенки для поддержания игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками (распространённый пример «Идёт коза рогатая»).

3. Потешки — произведения устного народного творчества, связанные с движениями, пляской, отличаются весёлым ритмом. Имеют незамысловатый сюжет. Служат обучению восприятия в последствие таких произведений, как сказка, а также нехитрым приёмам словообразования.

4. Прибаутки — шуточные выражения, имеющие рифму. Используются для улучшения настроения в качестве средства для того, чтобы развеселить себя и собеседника. Сюжет яркий, действие происходит стремительно, что соответствует природной сути восприятия реального мира ребёнком.

5. Небылицы – песни-шутки, основанные на вымысле, где намеренно изображается действительность искажённо.

6. Дразнилки — стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

7. Скороговорки — сочетание однокоренных или созвучных слов, объединённых смыслом, средство для обучения четкому и правильному произношению.

8. Загадки — стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, живое существо или явление, не называя его самого. Полезное упражнение для ума, которое вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.

9. Пословицы и поговорки — выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица –суждение, выраженное в форме законченного предложения, которое содержит мораль. Поговорка – образное изречение или сравнение, характеризующееся незавершенностью высказывания.

10. Народные подвижные игры характеризуются наличием элемента соревновательности, задора, демонстрируют обладание силой, ловкость, выносливость, быстроту действий, а также выдержку и находчивость.

11. Считалка – рифмованный стишок, средство для организации игры, распределения ролей, установления очерёдности очередь для начала игры.

12. Хороводы — танцы, содержащие в себе игровое действо, пение и/или игру на инструментах.

13. Народная песня — жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.

14. Сказки – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.

15. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто к птицам.

16. Приговорки — обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название «приворожилки». Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.

17. Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Использование различных видов устного народного творчества в соответствии с возрастными группами

В младших группах целесообразно использовать в работе малые фольклорные формы, такие, как потешка, загадка, считалка, которые создают положительный настрой во взаимоотношениях с детьми, влияют на развитие интереса к культурно-гигиеническим навыкам. В этот период педагог знакомит детей с народными играми «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. п., с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок».

В средней группе продолжается знакомство детей прежде всего со сказками (например, «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» «Рукавичка», объясняется, почему сказка называется народной. Дети этого возраста с удовольствием читают потешки, водят хороводы, пеют песни.

В старшей группе происходит знакомство с фольклором через рассказывание сказок, загадывание загадок, пение и драматизацию народных песен. Именно в этом возрасте происходит знакомство с пословицами и поговорками, педагогом рассказывается об их особенностях и уместном использовании. В старшей группе дети начинают знакомиться с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.

В подготовительной группе особое внимание придаётся ознакомлению с поговорками и пословицами. Кроме того, что объясняется их скрытый смысл и возможные варианты использования, воспитатель обучает воспитанников правильно и к месту их использовать. Дети данной возрастной группы продолжают знакомиться с народной песней, с произведениями национального эпоса, такими, как легенды, былины, сказы. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, — она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Просвещение, 1985. – 238, стр. 115-124).

В заключении нужно отметить, что различные виды устного народного творчества способствует развитию речи в плане увеличения словарного запаса, развития речевой активности дошкольников. Кроме этого благодаря использованию педагогом в работе фольклорных произведений происходит формирование духовности, моральной чистоты личности ребёнка, что является базой для нравственного развития сознания и проявления его в дальнейшей деятельности.

Источник