Тренинг развитие речи ребенка игры

Тренинг развитие речи ребенка игры thumbnail

ОЛЬГА СУЛТАНОВА
Развиваем речь детей. Игровой тренинг для родителей детей шести лет.

Развиваем речь детей.

Игровой тренинг для родителей детей шести лет.

1. Выступление учителя – логопеда.

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы!

В течение учебного года мы работали с детьми над развитием их речи, занимались коррекцией звукопроизношения.

Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы вы также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что окружает их в семье. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.

Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил.

Почему важно развивать речь детей?

Потому что речь, по сути, — основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (и педагоги, и родители, должны, прежде всего, научить их думать. А развивая человека ребёнка, мы, тем самым, развиваем и его мышление.

Что включает в себя работа по развитию речи?

Я приготовила для вас шпаргалки, чтобы Вы могли конкретно увидеть, как можно, и нужно, развивать речь детей.

Направления в развитии речи детей:

• Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.

• Развитие фонематического слуха.

• Развитие внимания (зрительного, слухового).

• Развитие памяти.

• Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики).

• Формирование навыков связной речи.

• Развитие мышления.

Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку.

Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:

Расскажи — и я забуду.

Покажи — и я запомню.

Сделай со мной — и я научусь.

Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Развиваем речь детей. Игровой тренинг для родителей детей шести лет.

Коррекция звукопроизношения.

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.

Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» — звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].

Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.

Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие — либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.

Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.

Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.

Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Дидактическая игра «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л).

— Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач).

— Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка).

— Назови предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на «А»;

что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.).

Дидактическая игра «Кружок»

Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три – [к — о — н’]. Подобные слова лучше исключить.

Развитие внимания

Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта. Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений, нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.

Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей.

Дидактическая игра «Послушай и повтори»

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).

Дидактическая игра «Четыре стихии»

Вариант 1: Играющие стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» -вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Вариант 2: Игра усложняется тем, что водящий говорит одну команду, а выполняет другую. Игроки должны выполнять ту команду, которую водящий произносит.

Дидактическая игра «Пожалуйста»

Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста». Если взрослый не скажет «пожалуйста», заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

— Встаньте, пожалуйста.

— Поднимите руки.

Читайте также:  Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка читать

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Попрыгайте на правой ноге.

— А теперь на левой, пожалуйста.

— Садитесь.

— Сядьте, пожалуйста.

Дидактическая игра «Сыщики»

Ребенка просят посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на какой – либо звук, все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы и т. д.

Развитие памяти.

Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито.

Дидактическая игра «Запомни»

На столе лежат 5-7 предметов (картинок). Ребёнок рассматривает их в течение 10 секунд. Отвернувшись или закрыв глаза, он должен назвать предметы (картинки) в заданной последовательности.

Варианты:

— предметы (картинки) поменяли местами, надо восстановить прежний порядок;

— «картинка спряталась» – определить, какая исчезла;

— «картинка появилась» – определить, какая «пришла в гости».

Дидактическая игра «Хитрый предмет»

Предложить детям рассмотреть до 10 предметов, предупредив, что будут заданы про эти предметы разные вопросы. Дети должны ответить на произвольные вопросы о рассмотренных ими предметах.

Например: сумка, стакан, салфетка, ложка, мяч, карандаши (2-3, ручка, книга.

Вопросы: Что сделано из стекла? Какого размера ложка? Сколько карандашей? Есть ли колпачок на ручке? Что сделано из резины? Какого цвета сумка? Книга была раскрыта или закрыта?

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи очень тесно связано с развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – движения пальцев рук.

Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение (моторику, находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Та часть моторного центра, которая непосредственно соседствует с речевым, отвечает за развитие мелкой моторики, поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей.

Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно.

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику?Предложите ребёнку:

• Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки).

• Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.

• Пальчиковые игры и упражнения.

• Массаж кистей и пальцев рук.

Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков.

Массаж кистей и пальцев рук.

Растирание ладони

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев

«Кулачки» — Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)

Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём.

«Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!

«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки, покручиваем влево — вправо по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Болтушка» — Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу.

Упражнения для пальчиков.

1. «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

То же самое, но начинать с мизинца.

2. «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху, а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

То же самое, но начинать с мизинца.

3. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

4. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

5. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

6. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

7. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

8. «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.

Тренинг развитие речи ребенка игрыТренинг развитие речи ребенка игры

h3]Формирование навыков связной речи. [/h3]

Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.

Связная речь-это смысловое развернутое высказывание.

Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.

Как Вы можете помочь своему ребёнку?

• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.

• Читайте художественные произведения.

• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.

• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.

• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Развитие мышления.

Уровень развития речи определяет уровень развития мышления. А уровень развития мышления определяет уровень развития речи. То есть речь и мышление – это две самостоятельные области, тесно связанные, но, при этом, требующие отдельного внимания. Поэтому нельзя ограничиваться развитием мышления только в рамках развития речи.

Читайте также:  Тесты методика физического воспитания и развития ребенка

Сейчас очень много материала (в магазине, в интернете, который необходимо использовать в домашних занятиях с ребёнком. Кроме «печатных» заданий (в книге, на компьютере, есть игры, не требующие подготовки. Их можно проводить между делом.

Дидактическая игра «Что чем будет?»

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, чем будут (желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день).

Дидактическая игра «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Заключение.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Успехов Вам и терпения!

2. Буклет – шпаргалка для родителей

Тренинг развитие речи ребенка игрыТренинг развитие речи ребенка игры

Анкета для родителей

Тренинг развитие речи ребенка игры

Спасибо за сотрудничество!

Анкету подготовила учитель – логопед О. И. Султанова

Источник

Наталья Белкина
Игровой тренинг для воспитателей «Развитие устной речи у детей дошкольного возраста»

Цель:

— повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста

Задачи семинара:

• систематизировать знания педагогов по проблеме формирование устной речи детей в игровой форме

• вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.

При входе в зал каждый участник игрового тренинга берет себе бабочку определенного цвета (красный, желтый, голубой) и садятся за столы в соответствии со своим цветом бабочки.

Ход тренинга:

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитателем работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.

Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.

Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.

В своей работе мы стараемся найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи дошкольников, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Одной из форм развития речи является игровой тренинг, включающий в себя различные словесные игры с «волшебными» предметами и без них.

А сейчас обратите внимание, какой несчастный у нас стоит цветик – семицветик. Налетел ветер и сдул с него все лепестки. Чтобы вернуть их на место нам нужно выполнить задания.

За каждым его лепестком таится новое задание.

1. 1-й лепесток Приветствие.Игра: «От всего сердца».

Цель: установить между воспитателями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.

Каждому участнику необходимо, передавая сердечко сказать рядом сидящему соседу что-то доброе, хорошее, это может быть пожелание или комплимент.

2-й лепесток игра «Подбери рифму»

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе

• Спички – синички,

• Врач – мяч,

• Значок – крючок,

• Ключи – кирпичи,

• Стол – пол,

• Халат – салат,

• Елка – иголка,

• Белка – стрелка,

• Зайцы – пальцы,

• Яйцо – крыльцо,

• Огурец – продавец,

• Дворец – певец,

• Пирог – творог,

• Ворона – корона,

• Топор – забор,

• Нора – дыра.

3-й лепесток игра «Мнемотаблица»

Что же это такое?

Мнемотаблица, мнемотехника или мнемоколлаж – это с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести описательный рассказ, сказку, стихотворение.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

• Обогащает словарный запас;

• Помогает развивать мышление;

Развивает фантазию;

• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек.

Чтобы составить мнемотаблицу,нужно:

1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова, расчертить лист бумаги на квадраты;

2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Правила занятий по мнемотаблицам

Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации,а именно:

1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.

2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.

3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.

4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.

5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

Давайте с вами попробуем составить описательный рассказ о дереве, а о каком дереве вы выберите сами (бочка меда – в киндер яйце задание – лиственное дерево, хвойное дерево, плодовое дерево)

Читайте также:  Отслеживание развития ребенка дошкольника в образовательном процессе

на выполнение этого задания дается 3 минуты.

Ответы педагогов

А теперь попробуйте составить мнемотаблицу по одной из сказок, а педагоги за соседними столами должны будут ее отгадать, поглядев на вашу таблицу. (бочка меда – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»)

на выполнение этого задания дается 5 минут

Ответы педагогов

4-й лепесток игра «Говорун»

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

(Бочка меда – каждая скороговорка в отдельном киндер яйце)

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты.

5-й лепесток «Синквейн»

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в образовательных учреждениях. Как составить такой синквейн?

Классический (строгий)дидактический синквейн строится так:

• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно, первая строка – «мыло».

Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое, так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т. д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например,так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов.Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован,четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.

6-й лепесток Физминутка «Цветки»

Наши алые цветки (ладони соединить лодочкой перед собой)

Распускают лепестки, (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны)

Ветерок чуть дышит, (подуть на руки)

Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед-назад)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)

Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)

Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони)

7-й лепесток игра «Абра-кадабра»

Перед вами лежат различные картинки, вам нужно поместить только 12 в разлинованное поле, картинки между собой могут быть не взаимосвязаны.

Приклейте их, пожалуйста.

Воспитатели приклеивают картинки на поле.

(время выполнения задания 2 минуты)

(Бочка меда — составьте рассказ, начиная идти по клеточкам с лева на право, а затем змейкой,

— пронумеруйте клеточки в хаотичном порядке, составьте рассказ в соответствии с номерами.

— у вас есть дом с окошками, окошки пронумерованы, открывайте по порядку окошко и составляйте рассказ)

Рефлексия «Волшебная бабочка»

Но вспомните наш цветочек, он по-прежнему еще грустный. Нам предстоит изменить его настроение. Чтобы поднять его настроение, пригласим к нему в гости перхающих бабочек. Но бабочки будут у нас необычные. Если вы узнали что-то новое и интересное, что можно использовать в работе, то ваша бабочка будет иметь расписные крылышки. А если все услышанное вы уже используете в работе, то ваша бабочка останется такой, какой появилась у вас в руках в начале нашей встречи, и раскрашивать ее необязательно.

(время выполнения задания 3 минуты)

А теперь все бабочки закрепите вокруг цветка. Посмотрите, какой веселый и счастливый стал наш цветик-семицветик.

Источник