Тренинг развитие эмоциональной сферы ребенка

Тренинг развитие эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Екатерина Анникова
«Моё настроение». Игровой тренинг по формированию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них не деться. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

— установить эмоциональный контакт с детьми,

— снять психомышечное напряжение,

— помочь лучше узнать себя,

— учить анализировать свои чувства.

Ритуал приветствия

Игра «Встаньте все, кто…»

Встаньте все, кто

— любит бегать,

— радуется хорошей погоде,

— имеет сестру,

— любит дарить цветы,

— любит мороженное и т. д.

Основная часть

Упражнение «Мое настроение»

Материал к заданию: лист белой бумаги с нарисованным в левой стороне квадратом 50х50 мм и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый оранжевый, голубой, розовый.

Каждый из нас испытывает различные эмоции. Иногда мы злимся, иногда радуемся, иногда грустим, бывает удивляемся. Какие чувства вы испытываете сейчас? (Воспитатель следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения) Ребята, перед каждым из вас лежит листок бумаги и карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас в этом квадрате вы должны будете цветом нарисовать ваше состояние, т. е. то состояние, которое вы испытываете в данный момент. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами.

После того, как дети справятся с заданием, им дается следующее. А теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы представить и нарисовать его. Это могут быть и окружающие вас предметы: какая-то игрушка, стол, стул. Или предметы, которых здесь нет: цветок, мяч, солнце, дождь.

Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию. Рисовать нужно в правой стороне листа.

Обсуждение

— Что ты нарисовал?

— Почему выбрал именно эти предметы для отображения своих чувств?

Упражнение «Незаконченные предложения»

Детям зачитываются начала предложений, которые им надо закончить.

— Мне весело, когда…

— Мне грустно, когда.

— Я злюсь, когда…

— Я боюсь, когда…

— Я чувствую себя смелым, когда…

— Я горжусь собой, когда…

— Я удивляюсь, когда…

— Я счастлив, когда…

Релаксационное упражнение. «Солнечный зайчик»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик озорник, он любит ласкать тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Рефлексия:

— Что нового мы узнали сегодня на занятии?

— Что особенно понравилось?

Ритуал прощания.

Источник

Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Задачи: Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и не вербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Создавать возможность обучения приемам регуляции, саморегуляции и самовыражения.

Структура тренинга:

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона.

  1. Игра «Солнечный зайчик».

 Дети стоят в кругу. Я «направляю лучик» (говорю, какой части тела коснулся лучик), и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.

    Участники садятся по кругу. Водящий стоит в центре круга.

    Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак называет ведущий. Например, «пересядьте все те, кто любит мороженное». Участники меняются местами. При этом, кто стоит в кругу, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется без места, выходит в круг и продолжает игру».

      Инструкция: «Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».

      Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»

      Читайте также:  Центр развития ребенка в восточном округе

      В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил.

      Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на «пьедестале» участнику, они будут хлопать еще сильнее.

      Упражнение можно проводить несколько раз, позволяя трем-четырем детям насладиться аплодисментами группы.

        Цель: стимулировать внимание друг к другу, формировать сплоченность коллектива.

        Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то выбранному нами признаку».

        Признак должен быть виден зрительно, и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви, цвет глаз и т.д.). Две подгруппы садятся в разных местах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся доброволец должен будет определить, по какому признаку разделились группы. Затем выбирается другой доброволец.

        1. Игра «Заколдованные дети».

        Цель: преодоление застенчивости

         Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.

         Необходимо показать:

         а) значение слов «высокий», «маленький»;

         б) жалеем бездомного котёнка;

         в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;

         г) доброго, злого дядю.

        1. Игра «Море волнуется».

        Цель:  развиваем эмоциональную сферу

         Дети произносят слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, испуга, боли и т.д. на месте замри». Определяем, у кого более ярко изображена фигура.

        1. Упражнение «Вообрази» (взрослая аудитория)

        Цель: Сближение аудитории, желание и возможность лучше узнать друг — друга

        Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается:

        • Какие три предмета взяли бы с собой на необитаемый остров?
        • Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
        • Любимое выражение
        • Когда меня хвалят я…

        Ведущий собирает ответы, перемешивает и зачитывает.

        Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.

        Проводится обсуждение:

        • Всех ли отвечавших на вопросы угадал?
        • У кого сколько совпадений?
        • С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?

        Заключительная часть

        Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.

        1.Игра «Какой я человек».

         Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.

        2.Игра «Мусорное ведро».

         Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.

        Источник

        Игровой тренинг на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с признаками СДВГ

        Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с признаками СДВГ

        Задачи:

        — Развитие  эмпатии, умения работать в парах

        — Коррекция импульсивности, развитие внимания

        — Снятие психомышечного напряжения

        Ведущий: педагог-психолог

        Ход тренинга:

        Психолог: Ребята, сегодня около своего кабинета я нашла загадочное письмо. Оно пришло с Волшебных Островов. В нем говориться, что на этих островах исчезло спокойное и веселое настроения. А какое настроение осталось у жителей? Остались только грустное, сердитое и испуганное. Жители этих островов теперь все время печальные, злятся. Как вы думаете, нравится им такими быть? Почему?

        Жители Волшебных Островов просят вас помочь вернуть им Спокойное и Веселое настроения. Мы им поможем? А как мы можем им помочь, ребята?

        На Волшебные Острова можно попасть с помощью воздушного шара, вместе с которым и прилетело письмо в детский сад. Держаться за шарик может только 1 человек, зато все остальные могут держаться друг за друга! Так и полетим! Готовы, ребята? Тогда отправляемся.

        Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети держаться друг за друга и подходят к табличке «Заколдованный остров».

        «Заколдованный остров»

        Оборудование: Круглый стол. На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица – губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния – грусть, радость, удивление и т.п.). Детали для аппликации наклеены на двусторонний скотч.

        Психолог: Ребята, мы попали на Заколдованный Остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Кто такие отрицательные персонажи? (Злые, вредные). Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Они и спрятали веселое настроение. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы  отрицательные персонажи отдали нам веселое настроение? (Необходимо сделать их добрыми, веселыми, сделать добрые лица)

        Дети делятся на пары и подходят к столу. Они выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку наклеивают их на воздушные шары. Психолог помогает наводящими вопросами: как приклеить губы, чтобы человек улыбался? Какие глаза у доброго, веселого человека?

        Читайте также:  Значение стимулирования речевой активности для развития речи ребенка

        После того, как работа закончена, психолог говорит о том, что для того, чтобы переместиться на другую планету, им нужно не только взяться за волшебный шарик, но и надеть Волшебный Колпак.

        Игра «Колпак мой треугольный»

        Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:

                  «Колпак мой треугольный,

                  Треугольный мой колпак.

                  А если не треугольный,

                  То это не мой колпак».

         Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

                  Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).

        После игры дети становятся друг за другом, выбирается новый «капитан», который держит шарик, и дети отправляются на следующий остров.

        «Остров Великанов»

        Дети смотрят на интерактивную доску. На доске – изображение великана.

        Психолог: Ребята, как вы думаете, кто живет на острове? Правильно, это остров Великанов. Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом.

        Веселое настроение мы уже нашли, как думаете, какое настроение нужно найти на этом острове? (Спокойное). Посмотрите, на доске появились загадки! Если мы сможем их отгадать, то найдем спокойное настроение и продолжим путешествие. Но отгадывать мы будем не просто. Когда я прочитаю загадку, каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» дети должны прошептать ответ на загадку.

        После того, как дети отгадывают загадку, на доске появляется изображение отгадки.

        Далее дети вместе с ведущим, держась за шарик, отправлябются к следующем столу.

        Остров Невидимок

        Друзья, сейчас мы с вами попали на наш последний остров, «Остров Невидимок». Как вы думаете, какие здесь живут существа? (Невидимые, невидимки). А давайте представим, какое у невидмиок бывает настроение?

        А давайте проверим! На этом острове есть фотографии невидимок. Психолог обращает внимание детей на листы бумаги, на которых восковой свечой нарисованы пиктограмы эмоций. Рядом с листами стоят акврельные краски, стаканчики с водой и кисти.

        Видите ли вы на них кого-нибудь? Псомотрите, что еще есть на нашем острове? Что можно сделать с этими листами и красками? (Закрасить листы). Давайте попробуем!

        Дети закрашивают листы, появляются изображения эмоций. Посмотрите, друзья, на листах проступили какие-то изображения… Что же здесь нарисовано? Какие настроения мы видим? (Дети называют). Ребята, если мы отправим фотографии с настроениями жителям Заколдованных Остров, то сможем их расколдовать – они вспомнят, каким бывает хорошее, веселое, спокойное настроение. Так какие изображения мы отправим? (Дети выбирают веселое и спокойное настроение). Давайте дождемся, когда высохнут наши фотографии и отправим фотографии. А сейчас наше путешествие по Заколдованным Островам подошло к концу, ведь мы выполнили все, что хотели, правда? Тогда давайте возвращаться в ДС!

        Дети берутся друг за друга, один из детей берется за шарик (каждый раз новый ребенок), звучит шум ветра и дети перемещаются по залу, пока шум ветра не стихнет.

        Рефлексия

        Психолог: Вот мы и снова в нашем любимом детском саду! Давайте присядем после долгой дороги (приглашает детей сесть на ковер). Вопросы к обсуждению:

        — Где мы были, кому помогали?

        — Какие встречали настроения по пути? Какие отправим жителям Заколдованных Островов?

        — Что больше всего запомнилось, понравилось в путешествии?  

        Источник

        Психологический тренинг на тему: «Волшебный мир эмоций»

        Педагог-психолог Елена Лисуренко

        Психологический тренинг на тему: «Волшебный мир эмоций»

        Цели: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

        Задачи:

        -познакомить детей с видами эмоциональных состояний и их проявлениями;

        -развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки;

        -формировать положительный эмоциональный настрой;

        -способствовать сплочению детского коллектива.

        Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, серый, малиновый, черный, коричневый), клубок, карандаши, фломастеры, бумага, магнитофон, СД -диск с музыкой, смайлики

        Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Я предлагаю вам еще один способ приветствия.

        Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

        Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

        Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

        Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

        Здравствуй, наша большая семья!

        Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

        Ход занятия:

        Вступление.

        Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

        Каждый  знает без сомнения,

        Что такое настроение.

        Иногда мы веселимся,

        Иногда скучаем мы,

        Часто хочется взбодриться,

        Но бываем и грустны.

        Читайте также:  Минеральные вещества их значение для развития ребенка

        Очень странное явление –

        Перемена настроения.

        Всем ребятам важно знать,

        Что не стоит унывать.

        Поскорее собираемся –

        В край чудесный отправляемся!

        Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

        Ребята, садитесь в круг. Я сейчас загадаю вам загадку:

        Солнце лучиком играет,

        А снежок все тает, тает!

        Птичкам стало не до сна,

        В гости к нам пришла… (весна)

        Упражнение «Назови ласково свое имя»

        Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовем ласково каждый свое имя

        Игра «Паутинка»

        Предлагаю поиграть в игру «Паутинка». Встаньте в круг. Вот клубок. Я оставляю конец нитки у себя и бросаю клубок одному из вас. При этом говорю комплимент этому человеку: »Когда ты улыбаешься, на тебя приятно смотреть» или « У тебя красивая прическа». Перебрасывая клубок друг другу, мы с вами сплетем паутинку добрых отношений и отличного настроения». Когда клубок побывает у всех в руках, его нужно бросать в обратном направлении. Теперь комплименты возвращаются. И так до первого игрока.

        1. Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»

        — Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.

        — А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, плохое ..)

        — Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?

         (По выражению лица).

        — Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!

        — Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).

        — Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).

        — Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.

        Упражнение «Превращения»

        Педагог-психолог: « Ребята, вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.

        нахмурься – как :

        — осенняя туча,

        — рассерженная мама

        улыбнуться, как:

        — само солнце,

        — как хитрая лиса

        позлись, как:

        — ребенок, у которого отняли конфету,

        — голодный волк

        Упражнение «Ленивая кошечка»

        Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз. Повторить несколько раз.

        Работа с пиктограммами.

        «Я буду показывать вам карточку-пиктограмму, а вы попытайтесь изобразить то выражение лица, которое увидите: испуг, радость, гнев, страх и т.п.

        (При этом дети двигаются, приседают, подпрыгивают.

        Упражнение «Разноцветное настроение»

        — Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

        Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик -восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

        красный     –  бодрое, активное настроение –

        хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

        желтый     –   веселое настроение –

                                хочется радоваться всему;

        зеленый      –  общительное настроение –

                                хочется дружить с другими детьми, разговаривать и 

        играть    с ними;

        синий         –   спокойное настроение –  

                             хочется спокойно поиграть, послушать

                             интересную  книгу, посмотреть в окно;

        малиновый –   мне трудно понять свое настроение, и не слишком 

           хорошее, и не слишком плохое;

        серый          –  скучное настроение –

                                не знаю чем заняться;

        коричневый –  сердитое настроение –

                                я злюсь, я обижен;

        черный        –  грустное настроение –

                                мне грустно, я расстроен.

        — Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

        Дети обозначают цветом свое настроение.

        — Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем

        «Солнечный зайчик» Релаксация

        С помощью зеркала показать детям солнечного зайчика.

        Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, животик, руки, ноги. Он забрался на животик — погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с Солнечным зайчиком вам стало спокойно и легко. Теперь можете открыть глаза.

        Рисование

        Детям дается задание: Нарисуйте веселое солнышко.

        Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или фломастерами.

        Затем устраивается конкурс на самое веселое солнышко. Победителю вручается смайлик.

        А сейчас, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи! ». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.

        Источник