Тренинг потребности развития приемного ребенка

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей

Основные потребности ребёнка:

безопасность;
стабильные отношения в приёмной семье

привязанность;

идентичность;

эмоциональное развитие;

умственное развитие;

здоровье;

образование;

социальная адаптация;

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным. Стратегии поведения, зачастую неадекватны действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание — для возврата любви значимого близкого, жалость к себе, как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. От жизнерадостности, бодрости зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте — нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения.

Закаливание, физическое воспитание, развитие гигиенических привычек формирует здоровый образ жизни у детей. Развитие ребенка учитывает развитие его сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, сон и отдых, профилактика вредных привычек.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!

Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фальберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Уже в первые месяцы жизни младенец хочет быть всегда рядом с мамой. Эмоциональные потребности связаны с  потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен). Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” самая важная на всю жизнь.

Потребность в идентичности,

 чувстве своей уникальности, принадлежности семье.

Идентичность — знание того, из каких разных частей состоит моя личность, принятие себя, чтобы успешно продвигаться по жизни. Это защита ребенка.

Чувство «Я» вырастает из чувства «мы», вопрос «Кто я?» значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – я есть”. Принадлежность семье определяет самовосприятие, закрепляет понимание «Кто я?», «Какой я?».

Под потребностью в социальной адаптации понимается усвоение социальных норм и правил поведения, общение со сверстниками, взрослыми, навыки самообслуживания, бытовые навыки. Примерно с 4-х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные же потребности возникают в подростковом возрасте.

Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением жизненно необходимы, важны для нормального развития психики. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, познавательная активность их низкая, внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой поиск эмоционального тепла. В первые годы жизни общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Плохая забота о физическом здоровье, недостаток общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. В новой семье установление теплых, принимающих и стабильных отношений можно рассматривать как механизм адаптации, источник развития психики и стремления к познанию.

Читайте также:  Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, они инстинктивны, в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности:

узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Личностные качества необходимые приемным родителям

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительно влияют личностные качества родителей.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность —  качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя.

Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Интуиция. О ней человечеству известно с древних времен. Это простой инструмент для роста во всех сферах жизни. Это “способность знать прежде, чем подумал”. «Шестое чувство» – точный инструмент восприятия мира. Часто люди стесняются признавать, что пользуются интуицией. Порой те, у кого она хорошо развита, редко пользуются ею, или не признают её, в результате эта способность атрофируется.

Интересно, что интуиция имеет свойство «ускользать». Она то, что промелькнуло в нашем сознании. Как маленькая вспышка света, которая начинает гаснуть сразу же, как только появляется. Самый сильный момент — первый. Но из-за страха, застенчивости и колебаний вы можете упустить его.

Это энергия, она никогда не лжет. Мы «просто знаем», и все.

Вспомните ситуации, когда что-то внутри подсказывало вам: «Не делай этого сейчас, подожди…». Но вы не прислушивались к своему внутреннему голосу, делали наперекор, а потом понимали, что делали неправильно, но было поздно. Говорят, что это ответы от сердца и из подсознания. В вашем подсознании решение любых задач уже есть. В расслабленном состоянии, без страха и беспокойства решение придет сразу, причем очень простое. Доверяйте своим чувствам. Чувства всегда подскажут, если что-то не так. Чувства язык души.

Ваше сердце играет огромную роль в восприятии. Положите руку на сердце, сконцентрируйтесь на нем и спросите себя, что вы думаете по важному для вас вопросу. Вы получите верный вариант ответа, ведь сердце мудрее мозга.

Интуиция не должна быть разумной. Она – сама по себе. Необходима смелость, чтобы доверять силе интуиции и постепенно вы научаетесь различать и использовать ее непосредственно, по мере возникновения инсайтов,  с каждым разом все больше доверяя ей.

Читайте также:  Деятельность как основа психического развития ребенка

Как и когда интуиция дает о себе знать? Например, во сне, в первые минуты пробуждения. Это образы, видения, догадки, внезапные озарения и мысли. На физическом уровне посещение интуиции типа «будь осторожен» может быть в виде мурашек по телу, озноба, дискомфорта в животе, “засосало под ложечкой”, внезапной головной боли, стеснения в груди, даже кислого привкуса во рту. Позитивный ответ «да» – в виде «гусиной кожи», приятного головокружения, чувства успокоения, облегчения или какой-то звенящей легкости в теле. Интуиция работает, когда вы живете с чистым сердцем и душой! Это называется: «жить по совести».

ОПЫТ + ИНТУИЦИЯ = МУДРОСТЬ

Компетентный приемный родитель готов и способен воспитывать и развивать приемного ребенка. Его поведение  в различных жизненных ситуациях учитывает возможные проблемы и риски, он способен прогнозировать явления, решать проблемы, имеет инициативу и творческий подход  к делу в изменяющемся мире.

Мотивация и ценности приемного родителя: его саморегуляция, самоконтроль, здоровая самооценка, что возможно при критичном отношении к себе и происходящему; уважение ценности детской личности, проявление доброжелательного и понимающего отношения к приемным детям, проницательность, развитая интуиция, социальная устойчивость помогают ему действовать в интересах ребенка. В повседневной жизни и в быту он способен аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Качества личности такого родителя: самостоятельность, активность, ответственность, общительность. Он, как правило, демонстрирует доброжелательность, проницательность, социальную устойчивость. Его творческая активность возрастает в процессе жизни.

К мотивации        

Смысл жизни – насколько важна и что есть жизнь для человека.

Вопрос «зачем живу» обычно подразумевает желание найти цель, приводящую к наиболее значительным последствиям. Если оказывается, что достаточно высокозначимой цели нет, нет и смысла в этой жизни. Достижение значимых для нас следствий приносит ощущение счастья. Значимость жизни может постоянно меняться, в зависимости от обстоятельств.

Важным является понимание, что человек неотделим от социума и все его ценности проистекают из ценностей воспитавшей его культуры. Быть человеком

  • —   значит быть направленным не на себя, а на что-то иное;
  • — ни одно увлекательное занятие не способно надолго заменить необходимость ощущения близости с другими людьми.

Жизнь многогранна и интересна, кто понял жизнь, тот её полюбил. Слова А.Блока: «Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, перестанет быть обыденным», напоминают нам, что всё непонятное нам, новое есть напряжение, сопровождаемое тревогой, что нам необходимо просто принять.

Цель и смысл жизни.

Когда живешь без цели, то психика использует простейшие программы. Это в первую очередь самосохранение, размножение и получение удовольствий. Некоторые люди не удовлетворяются простейшими целями и пытаются самореализоваться, пытаясь найти действия, которые могут заинтересовать психику, дать новый смысл действиям. Цели могут быть простыми, наработанными обществом. Например: хочу стать строителем, инженером, шофером…. Или, например, хорошо отдохнуть, купить квартиру, дом, найти любовь…. Целью может быть нечто другое, что человек случайно, или в результате длительных попыток смог найти самостоятельно. Это может быть не понятно другим людям, но становится качеством жизни, за которое сам человек может себя уважать. Например, начать исследование, отправиться в путешествие и собирать что-то…, а может быть принять и воспитать приемного ребенка.

Для выполнения цели человек стягивает свои силы, освобождаясь от ненужных действий, разбрасывающих его ресурсы. Сила стягивается к одной, наиболее значимой цели. Поэтому очень важно выстроить иерархию желаний.

Проделать это можно соответствующим образом: выписать все без исключения цели или желания. Разделить их на три части. 3-я: цели, без которых можно обойтись. 2-я — которую можно отложить. 1-я: невозможно обойти и откладывать.

Организация психики человека не позволяет большинству из нас выполнять одновременно несколько действий, поэтому мы выбираем для выполнения самую главную группу, это первую. Рассортируем их по степени значимости по убыванию. Понятно, что придется делать выбор. Приступаем к выполнению первой, имея в виду вторую и поставив в очередь третью. Теперь результаты будут.

Читайте также:  Психология ребенка от 0 до 2 как общение стимулирует развитие читать онлайн

Встречаются люди которым трудно определиться с целью, например не получается однозначно остановить свой выбор, или не находится цели интересной. В таких случаях нужно главной целью поставить нахождение своей цели и это будет толчком к дальнейшей цепочке событий.

  • При выполнении цели встает вопрос: «А что дальше?» Дальше поиск другой цели. Лучше стремиться к целям, которые могут заполнить всю жизнь.
  • Цель делает человека собранным, она не дает проявляться депрессиям, тоске, хандре, ощущению «не в своей тарелке» и тому подобным эмоциям.

Заключение:   Ждите хорошего – это фундамент.

Приемный родитель, это человек, обладающий огромным личностным ресурсом, порядочностью: 100% сердца – 0% разума

Источник

08.09.2015

Начальником отделения по г. Перми и Пермскому району  Н.А. Тарасовой пройден курс обучения по программе «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На данном семинаре был предложен ряд упражнений, одно из них опробовано на «Школе усыновителей», которое и предлагаем в копилку специалистам. Оно не требует длительной подготовки, легко воспринимается, оживляет атмосферу, могут принимать участие все члены группы без количественного ограничения.

Упражнение «Найдём друг друга».

Цель: показать обе стороны процесса создания приёмной семьи: сторону ребёнка и сторону родителя.

Материал: карточки с описаниями потребностей детей и возможностей родителей Содержание: Участники делятся на две группы: «дети» и «родители».

Инструкция по проведению. Участникам обеих групп ведущий раздаёт карточки, группе «дети» — описание потребностей детей, группе «родители» — описание возможностей семьи, желающей принять на воспитание ребёнка. На карточках описаны ситуации, в которых участникам суждено остаться одинокими.

Далее «дети» и «родители» должны найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке, и стараясь, чтобы потребности ребёнка совпали с возможностями и желаниями родителя. В процессе выполнения задания образуется группа одиноких «детей» и «родителей». Это те участники, которым после нескольких попыток так и не удалось найти себе пару. Комментарии:

После выполнения задания участники обсуждают, что они чувствовали, когда нашли друг друга. Ведущий спрашивает тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать. Необходимо обратить внимание группы, что причиной неудачи в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей родителей, так и особые потребности ребёнка.

СИТУАЦИИ:

потребности  детей

возможности родителей

1

Ребенок, подвергшийся            сексуальному насилию,  нуждается в приемной семье,     которая  поможет ему преодолеть последствия происшедшего.

Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося   сексуальному насилию, для того, чтобы помочь ему преодолеть последствия случившегося.

2

Девочка 12–ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной семье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию.

 Семья  может  усыновить  умственно  сохранного  ребёнка-инвалида, который  сможет  жить  самостоятельно, когда  станет  взрослым.

3

Мальчик – казах нуждается  в семье.

Семья может взять на воспитание ребенка восточной внешности.

4

Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на постоянное         воспитание его сестру.

Семья может взять на воспитание несколько детей (братьев или сестер).

5

Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально   выражать свои чувства.

Семья может усыновить ребенка, не имеющего проблем со здоровьем.

6

 Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не сможет жить самостоятельно.

Семья готова усыновить девочку – сироту 3- х лет, с не очень большой задержкой в развитии.

7

Девочка–подросток нуждается в приемной семье.

Семья готова взять на воспитание девочку–подростка.

8

Мальчик – подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрести необходимые навыки  для самостоятельной жизни.

Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени.

9

Маленький ребенок от ВИЧ–инфицированной матери сам с отрицательными ВИЧ – показателями) нуждается в приемной семье.

Семья хочет усыновить ребенка, который был бы благодарен ей за теплоту и заботу.

10

Ребёнок нуждается  в приёмной  семье, но  хочет  поддерживать отношения  со  своей  кровной  семьёй.

Семья примет ребенка в семью. Она готова поддерживать отношения с кровной семьей ребенка.

Материал подготовлен  Н.А. Тарасовой, 

начальником отделения по г. Перми

← Вернуться к списку

Источник