Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо

Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо thumbnail

Умственная отсталость в современной специальной психологии

  1. Умственная отсталость как вариант тотального недоразвития

  2. Причины умственной отсталости.

  1. Умственная отсталость как вариант тотального недоразвития

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов или менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

Несмотря на сходство сочетаний «отставание в умственном развитии» и у.о., это далеко не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферического отдела какого-либо анализатора. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, то можно с полной уверенностью отрицать у них у.о.

Понятие у.о. также не тождественно понятию «олигофрения». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в других случаях то же заболевание может привести к у.о. Так что кроме олигофренов к у.о. могут быть отнесены некоторые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, а также перенесшие энцефалит, травмы и др.

У многих у.о. лиц наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, а также аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой у.о. и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.

Таким образом, термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, обозначающим стойкие нарушения интеллекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер). М.С. Певзнер относит к олигофрении те формы слабоумия, «которые возникают вследствие внутриутробных или ранних поражений центральной нервной системы».

Термин «олигофрения» включает несколько групп стойких интеллектуальных нарушений, обусловленных прежде всего внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования на первом году жизни. Олигофрения характеризуется целым рядом клинических признаков. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям психического развития ребенка, но имеет специфические особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС. При тяжелых формах О. отмечается ряд анатомических изменений мозга: малое количество нервных клеток, недостаточное развитие извилин, утолщение оболочек мозга и т.д. Часто наблюдается остаточная гидроцефалия, приводящая к патологическому развитию нервных клеток. При О. нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов: временные связи становятся инертными и их переделка, а также выработка новых затрудняются. Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недифференцированности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заученного. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены сложные формы анализа и синтеза.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, так как болезненные процессы, имевшие место в ЦНС прекращаются. Ребенок имеет положительные потенциальные возможности и способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Среди детей – олигофренов встречаются и такие, у которых общее недоразвитие сочетается с тяжелыми нарушениями слухоречевой системы или с двигательными расстройствами. В этих случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает специальная задача – компенсации дополнительного дефекта.

Деменция (слабоумие) – стойкое, и как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. Будучи стойким интеллектуальным дефектом, деменция – это результат неблагоприятного исхода инфекционных, интоксикационных, соматогенных, травматических и других поражений мозга. В детском возрасте после некоторого периода нормального развития ребенка деменция возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также при шизофрении и эпилепсии. Разграничение деменции и олигофрении в раннем возрасте затруднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психического развития в целом. При возникновении деменции у детей старше трех лет установить диагноз значительно проще.

Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается в недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие деменцией, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны ими воспользоваться вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности. Для них характерны общая двигательная расторможенность, возбудимость, крайне недостаточная произвольность поведения.

Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта.

Синдром Дауна – хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой у.о. сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Впервые описана в 1866 г. Л. Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. В 95% случаев в клетках больных имеется 47 хромосом вместо 46 за счет лишней хромосомы в 21-й паре. Это нарушение (трисомия) наблюдается в том случае, когда у матери при созревании половой клетки произошло расхождение 21-1 пары хромосом. Значительно реже синдром Дауна обусловлен иными аномалиями (например, мозаичность хромосом).

Больные обладают характерной внешностью (что облегчает постановку диагноза уже при рождении): небольшая (вследствие недоразвития черепа) голова с плоским затылком, косой разрез глаз с эпикантусом (кожная складка в углу глаз), запавшая переносица, толстый язык, деформированные уши и др. Наблюдаются деформации скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, особенно пальцев рук.

У.о. при болезни Дауна в 75% случаев – в степени имбецильности, в 20% — идиотии, лишь около 5% – дебилы. Мышление отличается конкретностью и тугоподвижностью. Вместе с тем у них отмечается наблюдательность, способность к подражанию, эмоциональность с преобладанием положительных реакций, большинство послушны и исполнительны, способны овладевать элементарными навыками.

Т.О., споры об определении у/о и как ее классифицировать продолжаются с давних пор. Эскироль первым дал определение врожденного слабоумия и охарактеризовал его как нарушение развития, а не как заболевание.

В МКБ-10 у/о определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью у/о – сти может совсем не иметь явного характера.

  1. Причины умственной отсталости

Читайте также:  Социальные и биологические факторы в речевом развитии ребенка

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

  • различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация является нередко следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

  • тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

  • заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитным заболеванием, возбудитель которого – паразит, относящийся к простейшим животным. Женщины заражаются от домашних животных – собак, кошек, кур, голубей, коров или диких – мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

  • при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

  • травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба. У.о. может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием у.о. ребенка.

Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение у.о., следует выделить

  • фактор наследственности. Установлено, ч то примерно 75% составляют генетические формы у.о. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом – 46. При болезни Дауна нерасхождение 21-й пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46 как в норме, а 47 хромосом;

  • нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия;

  • воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникающие у младенца.

В последние годы у.о. детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом и наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия. В которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем – постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

Источник

Типы дизонтогенеза по В.В.Лебединскому — Недоразвитие (первые проявления до 3 лет)

Олигофрения:

  • эндогенная (нарушения хромосомного набора, врожденные нарушения обмена)
  • экзогенная

Дети с данным типом нарушения развития различаются по степени умственной отсталости:

  • идиотия
  • имбицильность
  • дебильность

Диффузное (тотальное) повреждение незрелого мозга приводит к недоразвитию различных мозговых систем. При этом затруднено формирование иерархических связей между психическими функциями (воприятие, память, внимание), что напрямую связано отсутствием регулирующей функции мышления.

Для этого типа дизонтогенеза характерен:

  • Мотивационно-волевой дефицит. Неустойчивость мотивации — неспособность удерживать программу (дефицит регуляторных функций).
  • Недостаточность произвольного внимания.
  • Затруднение усвоения социального опыта, плохая обучаемость (Л.С. Выготский).
  • Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, в основе которой недоразвитие коры (С.Л.Рубинштейн)
  • Тотальность и иерархичность нарушений

Особенности психического развития. Познавательная сфера

  • Замедление темпа формирования психических структур;
  • Фиксации и застревания на различных фазах развития;
  • Умственная отсталость (обычно на уровне имбицилии);
  • Недостаточная познавательная активность (С.Л.Рубинштейн), низкая мотивация к познавательной деятельности;
  • Недоразвитие лобных долей (М.С.Перверзнер) и соответственно функций контроля за протеканием психической деятельности при относительной сохранности операциональной составляющей;
  • Затруднение усвоения социального опыта в силу недостаточности мозга — плохая обучаемость (Л.С.Выготский).

Теоретические размышления (Л.С.Выготский)

Что нарушено первично: аффект или интеллект? Отличительная особенность человеческой деятельности — осознанность и осмысленность. Конкретное действие человека имеет свою мотивацию. Патопсихологический эксперимент (К.Левин) с такими детьми показал, что у детей группы нормы введение новой мотивации могло способствовать проявлению волевого усилия в отношении активности, к которой пропал естественный интерес. Дети, уставшие и отказавшиеся рисовать круги, продолжили это делать после того, как им предложили научить этому младшую группу. При недоразвитии появление новых смыслов не приводило к продолжению деятельности. Что означало невозможность влиять на аффективную сферу «сверху». Так же для этой группы была характерна низкая способность к смысловому замещению. Дети, которых оторвали от интересного занятия, могли не захотеть вернуться к нему в будущем, если символически завершили его в следующем задании (хорошая способность к замещению). Эта способность отсутствовала у детей с олигофренией.

Эмоциональная сфера

  • Замедление темпа развития эмоциональной сферы;
  • Страхи;
  • Не формируется интерес к преодолению трудностей (сверхприспособляемость);
  • Соматовегетативный способ реагирования на стресс приобладает (болезнь, сон, ступор, двигательное возбуждение);
  • Инструментальная привязанность (любят того, кто покормит);
  • Малая дифференцированность, бедность оттенков переживаний, слабость борьбы мотивов;
  • Эмоциональная вязкость, ригидность;
  • Неспособность подавлять аффект, склонность к импульсивным аффективным реакциям;
  • Склонность внушению, конформизму;
  • Неспособность или сниженная способность к волевым усилиям;
  • Ритуалы и автоматизмы в поведении преобладают.

Теоретические гипотезы

  • Сеген — в основе лежит отсутствие элементарных волевых побуждений (мотивационная природа расстройства). Соответственно не могут прилагать свои умения.
  • К.Левин. Пытается вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. Изучал процессы психического насыщения и влияния неудовлетворенной потребности.
  • Л.С.Выготский. Дефицит произвольности при реализации психических функций. Страдает произвольная память, произвольное внимание и т.д.
  • В проективных методиках проявляется бедность фантазии.

Поведенческие проявления

Ведут стереотипный образ жизни во взрослом возрасте. Дети делают то, что им предлагают и не переключаются длительное время, не склонны к спонтанной самостоятельной активности. Могут часами повторять отдельные операции — не пресыщаются. Обучение большему количеству репертуаров поведения позволяет повысить разнообразие деятельности, а также количество умений и навыков.

Высшие психические функции

Восприятие. Страдает уровень анализа и синтеза воспринимаемого.

Моторика. Однообразие, неритмичность, замедленность, плохая пластичность. Синкинезии. Неустойчивость мышечного тонуса, неловкость произвольных движений, бедность мимики, жестов, наличие лишних действий, заторможенность.

Речь. Обычно нарушена больше, чем другие ВПФ, но слабее, чем интеллект. В речи мало отражена функция обобщения, страдает смысловая сторона. Сокращение активного (грубее) и пассивного словаря. Грамматический строй речи нарушен. Недостаток понимания компенсируют исполнением. А.Р.Лурия писал о нарушении регулирующей функции речи (роль речи в саморегуляции).

Мышление. Интеллект обычно страдает в наибольшей степени.

  1. Личностно-мотивационный уровень (регуляторная функция нарушена)
  2. Операциональный уровень (относительно сохранен)
  3. Динамический аспект (инертность)
Читайте также:  Консультация речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Затруднено формирование понятий, не простраиваются логические схемы (неспособность обобщения).

Недостаточность развития практического интеллекта.

Память.

  • Натуральная, механическая память м.б. лучше нормы (10 слов)
  • Интерференция повышена.
  • Смысловая организация и опосредование снижают эффективность запоминания.
  • Смысловая память также нарушена.

Внимание.

  • Недостаточность, снижение объема.
  • Неустойчивость.
  • Произвольное внимание страдает больше. Там, где нет внимания, не м.б. места хотению (Геллер).

Сохранные зоны, психические ресурсы

Легко приспосабливаются в случае возможности организации активности извне, способны к трудовой деятельности, отношениям, соблюдению и поддержанию устоявшегося режима. Могут благополучно адаптироваться, но тяжело переносят интеллектуальные нагрузки, ситуации неопределенности, стрессовые события, изменяющие привычный уклад.

Читать также: Дифференциальная диагностика — задержанное развитие.

Источник

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций

Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).

Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным вариантом тотального недоразвития

При легкой степени выраженности тотального недоразвития чаще всего может быть показано посещение инклюзивной группы массового ДОУ, инклюзивной группы ДОУ для детей с речевыми нарушениями (или нарушениями зрения, ОДА).

При средней степени выраженности рекомендуются СРП (для детей соответствующего возраста) или лекотека ДОУ, ППМС-центра. По мере адаптации – ГКП «Особый ребенок» или группа для детей со сложной структурой дефекта с гибкой постепенной интеграцией в среду обычных сверстников. При успешной адаптации в этих условиях может быть рекомендована инклюзивная группа ДОУ комбинированного или компенсирующего вида (речевые нарушения, ОДА; ЗПР; нарушения зрения). Наряду с этим может быть рекомендовано посещение групп ДОУ компенсирующего типа для детей с интеллектуальными нарушениями.

При выраженном тотальном недоразвитии психических функций целесообразно посещение групп кратковременного пребывания (СРП или лекотека ППМС-центра или ДОУ), по мере адаптации – ГКП «Особый ребенок» или группа для детей со сложной структурой дефекта с дозированным пребыванием (интеграцией) в среде обычных сверстников. Может быть рекомендовано посещение групп ДОУ для детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе и в системе соцзащиты.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

При легкой степени тотального недоразвития показаны индивидуальные или групповые занятия с учителем-дефектологом, занятия с учителем-логопедом. Учет темпа овладения навыками, упрощение программного материала. Занятия с педагогом-психологом (формирование игровой деятельности, навыков коммуникации, формирование пространственных представлений и произвольной регуляции), ЛФК, ОФП в группе детей. Вне ДОУ – консультации врача невролога и/или психиатра.

При средней выраженности тотального недоразвития для максимальной адаптации ребенка в социальной среде необходимы индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики, опора на практический опыт при овладении навыками. При этом важно соблюдать правило постепенности включения ребенка в группу обычных детей или детей с другими нарушениями (ОНР, и т. п.), дозирование времени пребывания в группе с целью социальной адаптации. Необходимым условием является наблюдение и поддержка врача-психиатра.

При тяжелом тотальном недоразвитии психических функций необходимыми условиями для адаптации ребенка в инклюзивном пространстве являются наличие специалиста сопровождения (тьютора) и дозирование времени пребывания ребенка в группе. В данном случае деятельность всех специалистов сопровождения – учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога и учителя-логопеда – должна быть направлена на решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладения бытовыми навыками. Курация врача-психиатра.

Образовательный маршрут для детей с аффективно-возбудимым вариантом тотального недоразвития

Ребенок с легкой степенью выраженности тотального недоразвития при аффективно-возбудимом варианте может заниматься и социально адаптироваться в условиях группы кратковременного пребывания СРП или лекотеки (в ДОУ или ППМС-центре). По мере адаптации возможно посещение ГКП «Особый ребенок» с постепенным увеличением времени пребывания в этом подразделении ДОУ; при отсутствии выраженных поведенческих деструктивных проявлений и нарушений режима возможна постепенная частичная интеграция в среду обычных сверстников. При успешной адаптации – инклюзивная группа ДОУ комбинированного или компенсирующего вида (речевые нарушения, ОДА; нарушения зрения). Может быть также рекомендовано посещение групп ДОУ для детей с интеллектуальными нарушениями.

При средней степени выраженности тотального недоразвития при аффективно-возбудимом варианте рекомендовано посещение групп кратковременного пребывания СРП или лекотеки ДОУ. По мере адаптации возможно посещение ГКП «Особый ребенок» или группы для детей со сложной структурой дефекта с дозированным пребыванием (интеграцией) в среде обычных сверстников, при условии управляемости ребенка взрослым. На ПМПК ребенку с самого начала может быть рекомендовано посещение групп ДОУ для детей с интеллектуальными нарушениями.

При аффективно-возбудимом варианте и тяжелой степени тотального недоразвития могут быть рекомендованы индивидуальные занятия в СРП или Лекотеке ДОУ. По мере адаптации пробные посещения (по типу гостевых визитов) ГКП «Особый ребенок» или группы для детей со сложной структурой дефекта. Парциальная интеграция в мини-группу детей (праздники, прогулки). На ПМПК с самого начала ребенку может быть рекомендовано посещение групп для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, в том числе в системе соцзащиты.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Даже при легкой степени тотального недоразвития для такого ребенка (по крайней мере, на этапе адаптации в ДОУ) необходимо наличие специалиста сопровождения (тьютора), врача-психиатра или невролога. Должны быть рекомендованы индивидуальные занятия с педагогом-психологом (формирование навыков адекватной коммуникации, игровой деятельности, простого управления своим поведением (регуляции)), занятия с учителем-дефектологом, занятия с учителем-логопедом. Необходимы упрощение и дозирование программного материала, обязательный учет темпа овладения навыками. Занятия ЛФК, ОФП.

При средней степени выраженности тотального недоразвития обязательным условием включения ребенка в детскую среду является наличие специалиста сопровождения (тьютора). Помимо этого (вне ДОУ) необходимо постоянное наблюдение (лечение) у врача-психиатра и/или невролога. Необходимо разумное дозирование времени пребывания в группе ГКП. Рекомендуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом (формирование игровых навыков, навыков соблюдения режимных моментов и т. п.), учителем-дефектологом, учителем-логопедом. В развивающей работе необходимо использование специальных программ. При возможности организация индивидуальных занятий ЛФК, ОФП.

Тяжелая степень тотального недоразвития (аффективно-возбудимый вариант) характеризуется не только грубым недоразвитием всех психических функций, но и серьезными нарушениями поведения ребенка, при которых он может нанести вред своему здоровью и здоровью окружающих детей. Именно поэтому собственно инклюзивное обучение и воспитание в ДОУ, даже компенсирующего вида, для детей с подобными нарушениями не показано. Даже при дозированном посещении ГКП (лекотека, или «Особый ребенок») такой ребенок нуждается в обязательном сопровождении специалиста (тьютора) и наблюдении психиатра и невролога. Важным параметром включения в ГКП является дозирование времени пребывания в ДОУ в зависимости от состояния ребенка. Ключевым в данном случае является решение задач социальной адаптации и овладения простыми бытовыми и коммуникативными навыками. Занятия с ребенком проводит учитель-дефектолог по соответствующим специальным программам в ДОУ.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка на площадке

Образовательный маршрут для детей с тормозимо-инертным вариантом тотального недоразвития

Ребенок с легкой степенью выраженности тотального недоразвития при тормозимо-инертном варианте может быть включен в инклюзивную группу ДОУ общеразвивающего или комбинированного вида. Также возможно включение в инклюзивную группу ДОУ для детей с речевыми нарушениями (или нарушениями зрения, ОДА, для детей с ЗПР).

При средней степени выраженности тотального недоразвития при тормозимо-инертном варианте может быть рекомендовано посещение ГКП (СРП или лекотека), а по мере адаптации – ГКП «Особый ребенок» или группа для детей со сложной структурой дефекта с гибкой интеграцией в среду обычных детей – парциальная интеграция в мини-группу (праздники, прогулки, занятия музыкой или физической культурой, логоритмикой и т. п.). ПМПК может быть рекомендовано посещение групп для детей с интеллектуальными нарушениями.

При выраженном тотальном недоразвитии при тормозимо-инертном варианте посещение ГКП (СРП или лекотека) является для начала оптимальным, поскольку мать присутствует на занятиях вместе с ребенком. По мере адаптации ребенка в группе кратковременного пребывания возможна организация занятий в мини-группах, парах (в том числе и в рамках деятельности ГКП «Особый ребенок» уже без матери, но в сопровождении одного из специалистов групп СРП или лекотека). Посещение группы для детей со сложной структурой дефекта возможно только при условии адаптации ребенка в ДОУ в целом, сформированности простейших навыков самообслуживания, постепенно и при отсутствии медицинских противопоказаний (эпилептический синдром и схожие состояния). В этом случае возможна частичная интеграция (с дозированным временем пребывания) в среде обычных сверстников. При этом на ПМПК ребенку, скорее всего, будет рекомендовано посещение групп для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, в том числе и в системе соцзащиты.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

При легкой степени выраженности в первую очередь необходимо упрощение и «дозирование» программного материала, учет его темпа и инертности при овладении даже простыми навыками. Рекомендуются индивидуальные или мини-групповые занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом (развитие познавательной активности; формирование пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, игровых интересов). Ритмика, ЛФК, ОФП в малой группе детей. Наблюдение врача-психиатра.

При средней степени выраженности на период адаптации часто необходимо наличие специалиста сопровождения (тьютора) при интеграции в мини-группу, курация врача-невролога и психиатра (эпилептолога). Важным условием является дозирование времени пребывания в группе ДОУ. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом по соответствующим специальным программам ДОУ. Часто основными становятся задачи социальной адаптации и овладения простыми навыками взаимодействия и коммуникации, в том числе и бытовыми.

При выраженном недоразвитии на первый план выступает решение задач социальной адаптации и овладения простыми навыками самообслуживания, бытовыми навыками. При интеграции в мини-группу необходимым условием является наличие специалиста сопровождения (тьютора), наблюдение и поддержка (в том числе медикаментозная, вне ДОУ) врача-психиатра и невролога. Важным параметром является дозирование времени пребывания в интегративной среде ДОУ. Занятия с педагогом-психологом по активизации познавательной активности. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики. Опора на практический опыт при овладении навыками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Варианты искаженного развития
Это варианты дизонтогенеза, при которых наблюдается повреждение структур аффективной организации как одного из базовых компонентов психического развития в целом (О. С. Никольская). Помимо этого происходит искажение наиболее общих законов

Варианты дефицитарного развития
Под дефицитарным развитием подразумевается различной этиологии и степени недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.Очевидно, что при различных вариантах дефицитарного развития система не только педагогической, но и

Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций
На основании показателей развития движений врач назначает физиологические комплексы гимнастики и массажа. При их отсутствии необходимо обратиться к специалисту (невропатологу, ортопеду, врачу

Варианты оплаты и перерасчетов
Вопрос оплаты интересует многих родителей в первую очередь. Поэтому стоит заранее определиться, сколько стоят ваши услуги. Это непростое решение: не хочется продешевить, но и назначить слишком высокую цену – значит взять на себя слишком

Развитие психических функций в дошкольном возрасте
1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится

Безобидные варианты
Прежде всего стоит исключить самую банальную причину: малышу жарко. Причем потеть можно не только от высокой температуры, но и от высокой влажности, даже при прохладном воздухе. В этом случае очень важно определиться с одеждой и одеялом. Трудно давать

Ваши варианты
Первый шаг для большинства матерей в этой ситуации – рассмотреть варианты, возможные в данной конкретной ситуации.Приход няни на дом. Если за вашим ребенком будут ухаживать в вашем собственном доме – это предпочтительнее. Преимуществами этого варианта

Глава XVIII
Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие

О «взаимопроникающем» характере психических процессов
Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как

О «взаимопроникающем» характере психических процессов
Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных, причем эти процессы являются не

Глава XIX
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и

Глава XX
Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление

Развитие воображения
«Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не

Глава XXI
Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции

Эмоции и познавательные процессы
«Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре. Он поясняет, что определения могут

Раздел 1. СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и

Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов

Источник