Требования к уровню развития ребенка поступающего в школу

Требования к уровню развития ребенка поступающего в школу thumbnail

Требования к детям, поступающим в школу

        Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, «многопластовости» самой его сути.

        И. Шванцар указывает, что школьная зрелость — достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

        Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

        А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

        П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».

        Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.

        Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие «пласты»:

        а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

        б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

        Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной

готовности к школьному обучению:

        — дифференцированное восприятие;

        -аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

        — рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

        — логическое запоминание;

        -интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

        — овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

        — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

        в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации.

Источник

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

вопросы для дошкольников при поступлении в школу

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

Читайте также:  Этапы психического развитие ребенка и игры

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Источник

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу.

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс гимназии РУТ (МИИТ).

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.

Читайте также:  Особенности развития гиперактивного ребенка курсовая

А знать ребенку нужно следующее:

• свое полное имя, отчество и фамилию;

• свой возраст и дату рождения;

• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;

• свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;

• основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);

• название своей страны и ее столицы;

• последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;

• домашних животных и их детенышей;

• диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;

• растения различных природно-климатических зон;

• части тела человека;

• профессии;

• русские народные сказки;

• великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения.

Также ребенок должен уметь:

• различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;

• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» — «лево», «верх» — «низ» и т.д.;

• рассказать наизусть небольшое стихотворение;

• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

• придумать рассказ по картинке;

• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;

• различать гласные и согласные звуки;

• определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

• хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);

• делать аппликации из цветной бумаги;

• лепить из глины и пластилина;

• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;

• соотносить цифру и количество предметов;

• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;

• сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;

• играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное — психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы.

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение.

Полный ответ всегда предпочтительнее краткого. Ответы «да», «нет», «не знаю» лучше не использовать. Отвечая на вопрос «Как тебя зовут?», не стоит называть свое уменьшительно-ласкательное, «домашнее» имя (Леночка, Толик и т.д.). Нужно сказать: «Меня зовут /Лена Петрова/, /Толя Иванов/». Часто интересуются и отчеством.

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).

Ребенок должен быть готов к следующим «каверзным» вопросам: «Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше — обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, — тетей или дядей? У кого больше лап — у собаки или у петуха? Кто больше — корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?» и т.п.

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

В норме к началу школьного обучения ребенок должен:

Правильно произносить все звуки;

Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;

Иметь достаточный словарный запас;

Читайте также:  Как выявить задержку развития ребенка

Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Точно спрягать знакомые глаголы;

Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);

Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Источник

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет, и школы должны принимать всех детей, которые записались. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседования с будущими школьниками. Особенно сильно это собеседование может повлиять на результаты поступления в школах с углублённым изучением предметов и в той ситуации, когда ребёнок поступает в школу не от своего дома.

Умный мальчик

Насколько умным надо быть к школе? Вопрос, волнующий многих

Учитывайте также, что первых классов в школе несколько, и формируются они по критериям разного развития детей. Условно говоря, есть слабый класс, и есть сильный. С одной стороны в сильном классе выше требования, с другой стороны ребята в сильном классе более мотивированные. Не всегда успешность обучения зависит от сильного или слабого класса, но для многих родителей важно, в какой среде окажется ребёнок.

Формальные требования в школах

Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.

Память

Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).

Знание окружающего мира

Общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений. Особенно почему-то любят спрашивать названия детёнышей различных животных, задавая вопросы, от которых и взрослые часто приходят в замешательство. Как зовут маленького опоссума?

Дети готовятся к школе

В такой компании готовиться к школе веселее!

Умение обобщать

Группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и так далее. Отличать живое и неживое, женский и мужской род.

Фонетические знания

Находить слова с определённым звуком (например, слова с буквой «с»). Уметь разбивать слова на слоги. Желательно уметь выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

Речь

Умение отвечать на вопросы и задавать их. Пересказывать небольшие рассказы, уметь уловить смысл литературного произведения. Рассказывать историю по картинке.

Математические навыки

Считать до 100, выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Уметь соотносить цифру и реальное количество предметов. Знать геометрические предметы.

Нужно ли уметь читать и писать?

Очень многих родителей волнует этот вопрос. Безусловно, умение читать и писать являются плюсом при поступлении. Несмотря на то, что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Всё зависит от мотивации ребёнка. Если буквы запоминаются легко и вот они уже складываются в слога, почему бы не дать ребёнку хороший бонус в дальнейшем школьном обучении? Это прибавит ему уверенности в себе. Если «не идёт», не стоит зубрить буквы с утра до вечера, наверняка есть какое-то занятие, которое именно сейчас ребёнку нужнее. А пока читайте малышу сами, прививайте любовь к книгам, и в один прекрасный день он захочет прочитать книгу самостоятельно.

Вундеркинд

А вам слабо?

Подготовительный класс: идти?

Плюсы у подготовительного класса есть. Ребёнок освоится в стенах школы, познакомится с учителями, наверняка у него уже появятся друзья и знакомые в будущем классе. В целом адаптация к школе через подготовительные занятия пройдёт легче. Подготовительный класс в определённой степени снимает с плеч родителей ответственность обучить ребёнка читать и писать, наверняка он этому научится в школе.

Особенно важно посещение подготовительного класса, если ребёнок поступает в школу с углублённым изучением или в школу, которая относится к другому дому. Конкурс в такие школы будет выше, и дети, завершившие обучение в подготовительном классе, получат преимущество. Читайте подробнее, как выбрать школу, которая обязательно понравится ребёнку.

Подготовка к жизни

По нашему глубокому убеждению, настоящая подготовка к школе — это не про то, как выучить несколько ответов на заранее подготовленные вопросы. Настоящая подготовка означает научить ребёнка понимать вопросы и искать ответы, оставаться спокойным и находить решение любой проблемы, которая встаёт перед ним на пути.

Ромашка распускается

Берите пример с ромашки, тянитесь к свету!

Безусловно, дать такие навыки гораздо сложнее. Зато подготовка станет не только билетом к поступлению в школу, но и ключом к успешной жизни в целом. Как же сделать так, чтобы ребёнок был уверен в своих силах, успешен и целеустремлён? Читайте в нашей статье про развитие личности ребёнка.

Немного психологии

Психологическая готовность к школе очень важна. В этом вопросе стоит поинтересоваться опытом других родителей, советам психологов и учителей. Навыки навыками, но мотивация ребёнка и его психологические особенности оказывают большое влияние на то, как прочно эти навыки «прилипнут» к ребёнку, и насколько комфортным будет его пребывание в новой среде. Мы постарались собрать мнения опытных родителей и специалистов по работе с детьми, опубликовав интервью с самыми важными участниками процесса обучения.

Успешного вам поступления в школу!

Подготовка к школе: путеводитель

  • Вернуться к путеводителю
  • Следующий шаг: Как выбрать школу?
  • Предыдущий шаг: Как подготовить ребёнка к школе? Советы психолога

Источник