Особенности развития гиперактивного ребенка курсовая

Особенности развития гиперактивного ребенка курсовая thumbnail

Реферат на тему:

Гиперактивность в детском возрасте

2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

  1. Понятие гиперактивности в психолого-педагогической литературе……….5

  2. Причины гиперактивности…………………………………………………….7

  3. Проявление гиперактивности у детей……………………..…………………9

  4. Возможности помощи гиперактивным детям………………………..……..11

Заключение………………………………………………………………….…..13

Список использованной литературы………………………………………….14

Введение

В настоящее время существует много исследований проблемы становления личности, проблемы воспитания дошкольников. С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в психологической поддержке и помощи.

Проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей является актуальной в современном обществе. Если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному – два на класс, то сейчас до десяти и более. Своим поведением эти дети мешают и одноклассникам, и педагогам. О родителях и говорить не приходится, поскольку именно на них замыкаются все издержки поведения их детей, куда еще примешиваются жалобы со стороны персонала детского сада, а потом и школы.

То, что начинать решать эту проблему надо сразу по обнаружении (обычно это средний дошкольный возраст), знают и понимают все. Но из поля зрения многих авторов выпадает другая сторона дела, а именно, внутренние проблемы гиперактивных дошкольников, личностные и социальные.

Мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами (если они не получили вовремя помощь и поддержку). Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и, более того, для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков.

Именно поэтому усилия врачей должны сочетаться с активной работой психологов, педагогов. Необходимо разрабатывать методы работы с такими детьми, приемы «вхождения» гиперактивных детей в группу, которые могли бы облегчить им общение со сверстниками.

Цель исследования: изучить проявления гиперактивности в детском возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.

2. Рассмотреть причины гиперактивности.

3. Выявить особенности гиперактивности в детском возрасте.

4. Рассмотреть возможности помощи гиперактивным детям.

Теоретическую основу исследования составили труды М.И. Буянова, В.П. Кащенко, В.Г. Гарбузова, В.Р. Кучма, И.П. Брязгунова, О.А. Головко, В.К. Котырло и других.

  1. Понятие гиперактивности в психолого-педагогической литературе

Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров.

В 1902 году ей посвящена довольно большая статья в журнале «Lancet». Информации о большом количестве детей, поведение которых выходит за рамки привычных норм, стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо. Это, вероятно, и заставило более пристально изучить связь: поведение ребёнка в среде и функции его мозга.

Впервые целенаправленное изучение гиперактивных детей было начато в 30-е годы. Доктор Левин, в 1938 году после длительных наблюдений пришёл к неожиданному выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного беспокойства является органическое поражение мозга, а в основе лёгких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми. К середине 1950-х годов появляется термин «гипердинамический синдром», и врачи всё с большей уверенностью начинают говорить о том, что основная причина заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга.

В 1968 году появился ещё один термин: «гипердинамический синдром детского возраста». Термин был принят в Международной классификации болезней, тем не менее скоро ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания» и, наконец, «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)». Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуется отечественная медицина в настоящее время.

В англо-американской литературе в 1970-е годы уже чётко звучит определение «минимальная мозговая дисфункция». Его применяют к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющим нормальный уровень интеллекта и лёгкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

Отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.П.Кащенко еще в 30-е годы в своей книге «Педагогическая коррекция» писал о детях с «болезненно выраженной активностью», которая создает большие затруднения в детском коллективе: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный, не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормоза, нет должного самоконтроля. Наряду с В.П. Кащенко, другими отечественными учеными, обращавшимся к проблемам гиперактивных детей, были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др.

  1. Причины гиперактивности

Читайте также:  План занятий для ребенка 2 лет развитие

Вопрос о причинах гиперактивности у детей является одним из наиболее важных. Существуют две основные группы причин: 1) физиологические причины; 2) психологические причины.

К физиологическим причинам можно отнести следующие:

1.Сторонники нейробиологических теорий утверждают, что существует какой-то медиатор ( возможно моно- или катехоламины, серотонин), влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.

2.Авторы нейропсихологических теорий считают, что существует дефицит в механизме ингибирования в головном мозге, в так называемой системе «ингибирования поведения», т.е. нет контроля и «гашения» поведения. Кроме того, дети с гиперактивностью имеют более низкую величину усилия на раздражитель.

3.Нейроанатомическая теория сравнивает поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики (компьютерная томография).

4.Теории токсических веществ, приписывающие различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы, содержанию свинца в организме, возможность возникновения синдрома, имеют право на существование, но нуждаются в дополнительных исследованиях (В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов, 1994).

Точку зрения о психической депривации, как причине гиперактивности у детей, высказывает З. Матейчик, объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения.

Бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности (Дж. Добсон).

В исследованиях, рассматривающих гиперактивность как один из вариантов аффективного развития (О.А. Головко, В.К. Котырло), наряду с причинами, о которых говорилось выше, важной причиной авторы считают неблагополучие окружающей среды, отсутствие коррегирующего влияния на воспитание детей, влияния семьи.

Нередко недостаточность нервной системы в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий закрепляется в психопатические черты характера, устойчивую аффективность. Большое влияние на возникновение подобной аффективности имеет семья, т. к. взрослый для ребенка является центром его эмоциональной жизни.

Таким образом, к основным психологическим факторам возникновения гиперактивности исследователи относят: психическую депривацию, социальные факторы, эмоциональный стресс или переутомление, особенности темперамента, нарушения внимания.

Читайте также:  Центр естественного развития здоровья ребенка

Скорее всего, говоря о причинах гиперактивного поведения, нельзя выделить одну из них, всегда следует предусматривать возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

Таким образом, гиперактивность рассматривается как сложное, многофакторное нарушение, включающее в себя не только сверхактивное поведение, нарушение эмоционально-волевой сферы, отдельных познавательных процессов, но и особенности личностной сферы ребенка, в частности, общения.

  1. Проявление гиперактивности у детей

К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. У гиперактивных детей наблюдаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Этим детям нужно помогать учиться строить межличностные отношения, а также давать окружающим и взрослым рекомендации по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь.

Большинство авторов считают, что первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте от 1,5 до 15 лет. Еще до прихода в школу, в период дошкольного детства, гиперактивные дети обращают на себя внимание воспитателей и родителей особенностями своего поведения.

В.Г. Гарбузов отмечает, что пик проявления синдрома гиперактивного поведения наблюдается в 6 — 7 лет (чаще происходит у мальчиков, чем у девочек) с обратным развитием в благоприятных случаях к 14 — 15 годам, а при неправильном воспитании начинает сокрушительно сказываться в 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу взрослого человека.

Дома дети с гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут. Родителей раздражает то, что беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдаются также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость и агрессивность.

Тhello_html_1bdc370d.png

аким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость непоседливость, отвлекаемость, а также наблюдаются особенности развития речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации. Что свойственно гиперактивному ребенку представлено на рисунке 1.

hello_html_1bdc370d.png

Рисунок 1. Признаки гиперактивного ребенка

Двигательное беспокойство, впервые проявляясь в раннем и преддошкольном возрасте, достигает максимума к началу обучения в школе. В более старшем возрасте, к 9 — 10 годам, дети становятся спокойнее. Двигательная расторможенность у них уменьшается, постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть к 14 — 15 годам. Но проблемы, порождаемые гиперактивным поведением, остаются, приводя к серьезным личностным нарушениям и возможности формирования социально опасных, антиобщественных форм поведения.

  1. Возможности помощи гиперактивным детям

Проблема возникающих трудностей во взаимоотношениях между детьми дошкольного возраста обсуждается во многих работах (В.Н. Мясищев, П.Г. Бельский, А.И. Аржанова, Н.С. Пантина и др.).

Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает профессор Ю.С.Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться».

Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную для данного случая. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Читайте также:  Реферат развитие ребенка средствами искусства

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

  1. Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

  2. Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

  3. Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей.

  4. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в дошкольном учреждении и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Заключение

На основании проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

В настоящее время проблема гиперактивности детей становится все более значимой, т.к. по данным исследования многих ученых количество гиперактивных детей растет.

При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но мы считаем, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Мы считаем, что в коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог, ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга.

Список использованной литературы

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64 с.

  2. Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Попова И. В. Гиперактивный ребенок. Изд.: Омега, 2013. – 160 с.

  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / URL: https://vzm134.detsad.27.ru/files/documents/331_

bryazgunov_i _p_kasatikova_e_v.pdf

  1. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с.

  2. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему / Л. Горячева, Л.Г. Кругляк. — Санкт-Петербург: Весь, 2014. — 245 с.

  3. Дьяченко Е.И. Гиперактивный ребенок / URL:https://www.chelpsy.ru/articles/ giperaktivnyi-rebenok.

  4. Пасечник Л.И. Гиперактивность: как быть? / Л.И. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С.88-95.

  5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. / URL:https://www.studmed.ru/view/sirotyuk-al-sindrom-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu_977491f811e.html.

Источник