Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями в развитии

Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями в развитии thumbnail

Екатерина Сапежинская
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Семейные отношения — это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.

И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.

В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.

А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.

С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.

Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Читайте также:  Принцип единства диагностики и коррекции с развитием ребенка

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.

На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

Источник

В
семье, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, в силу различных причин
формируются неадекватные
межличностные
отношения. К факторам, влияю­щим на
развитие неконструктивных моделей
родительско-детских взаимоотношений
и типов воспитания детей с отклонениями
в развитии, мы относим следующие:


характер и степень выраженности нарушений
у ре­бенка, их необратимость, длительность
и внешние проявления психофизической
недостаточности (на­пример, при
умственной отсталости, детском
цереб­ральном параличе, раннем детском
аутизме и др.);

— личностные
особенности родителей или лиц их
за­мещающих (тенденции к развитию
аномалий харак­тера), которые обостряются
в травмирующей пси­хику ситуации;


специфический характер влияния личностных
уста­новок на процесс воспитания и
ценностные ориен­тации родителей
(или лиц, их замещающих), их за­висимость
от национально-этнических традиций,
социально-культурного уровня и
образованности родителей как воспитателей;

— социальную
среду и условия, которые способствуют
или препятствуют реализации родителями
своих вос­питательных задач (например:
социально-экономи­ческие катаклизмы,
имеющие место на современ­ном этапе
развития российского общества).

Рассмотрим
перечисленные выше причины нарушения
внутрисемейных и родительско-детских
отношений по­дробнее.

2.1. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений

Трудности,
которые семья данного типа испытывает
постоянно, значительно отличаются от
повседневных за­бот, которыми живет
семья, воспитывающая нормально
развивающегося ребенка. Анализ научной
литературы по вопросам семьи (Елизаров,
1966)
позволяет выделить ос­новные функции,
наиболее часто приписываемые обыч­ной
семье. Располагаем их в порядке убывания
частоты упоминания в литературе:

— рождение
и воспитание детей;

— осуществление
связи между поколениями, сохране­ние
и передача детям ценностей и традиций
семьи;

— удовлетворение
потребности в психологическом ком­форте
и эмоциональной поддержке, тепле и
любви;

— создание
условий для развития личности всех
чле­нов семьи;

— удовлетворение
сексуально-эротических потребностей;

— удовлетворение
потребности в общении с близкими людьми;

— удовлетворение
индивидуальной потребности в от­цовстве
или материнстве, в контактах с детьми,
их воспитании, самореализации в детях;

— охрана
здоровья членов семьи, организация
отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Согласно
нашим опросам родителей практически
все функции (за небольшим исключением)
в семьях, воспи­тывающих детей с
отклонениями в развитии, не реализу­ются.
Собственные наблюдения за развитием
межличност­ных отношений в исследуемых
семьях, свидетельствуют о том, что такое
положение вещей, видимо, объясняется
следующими причинами.

В
результате рождения ребенка с отклонениями
в раз­витии отношения внутри семьи,
а также контакты с социу­мом искажаются.
Причины деформации связаны с
психо­логическими особенностями
состояния больного ребенка, а также с
колоссальной психологической нагрузкой,
ко­торую несут члены семьи ребенка с
отклонениями в раз-

витии
в связи с длительно действующим
психотравмируюшим стрессом. Многие
родители в сложившейся ситуа­ции
оказываются беспомощными. Их положение
можно охарактеризовать как «внутренний»
(психологический) и «внешний» (социальный)
тупик.

Согласно
нашему мнению, а также результатам
иссле­дований отечественных и
зарубежных авторов, качествен­ные
изменения, имеющие место в семьях данной
катего­рии, проявляются на следующих
уровнях:

Читайте также:  Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка

— психологическом;

— социальном;

— соматическом.

Психологический
уровень.
Рождение
ребенка с откло­нениями в развитии
воспринимается его родителями как
величайшая трагедия. Факт появления на
свет ребенка «не такого, как у всех»
является причиной сильного стресса,
испытываемого родителями, в первую
очередь, матерью. Стресс, имеющий
пролонгированный характер, оказыва­ет
сильное деформирующее воздействие на
психику роди­телей и становится
исходным условием резкого травмиру­ющего
изменения сформировавшегося в семье
жизненно­го уклада. Под жизненным
укладом понимается:

— сложившийся
стиль внутрисемейных взаимоотно­шений;

— система
отношений членов семьи с окружающим
социумом;

— особенности
миропонимания и ценностных ориен­таций
каждого из родителей больного ребенка.

Все
надежды и ожидания, которые члены семьи
связы­вают с будущим ребенка, оказываются
тщетными и обру­шиваются в один миг,
а осмысление происшедшего и об­ретение
новых жизненных ценностей растягивается
порой на длительный период. На наш
взгляд, это может быть обусловлено
многими причинами, среди которых:
психо­логические особенности личностей
самих родителей (их способность принять
или не принять больного ребенка), наличие
комплекса расстройств, характеризующих
ту или иную аномалию развития, степень
их выраженности, от­сутствие
положительно-поддерживающего воздействия
социума в контактах с семьей, воспитывающей
аномаль­ного ребенка.

Распределение
обязанностей между мужем и женой, от­цом
и матерью в большинстве семей носит
традиционный характер. Проблемы,
связанные с внутренним состоянием и
обеспечением жизнедеятельности семьи
(хозяйственные, бытовые), а также с
воспитанием и обучением детей, в том
числе и с отклонениями в развитии, в
основном ложатся на женщину. Мужчина —
отец больного ребенка — обеспе­чивает,
в первую очередь, экономическую базу
семьи. Он не оставляет и не изменяет
профиль своей работы из-за рождения
больного ребенка и, таким образом, не
исклю­чается из привычных социальных
отношений. Его жизнен­ный стереотип,
согласно нашим эмпирическим наблюде­ниям,
не столь сильно подвергается изменениям,
так как большую часть времени он проводит
в той же социальной среде (на работе, с
друзьями и т.д.). Отец больного ребенка
меньше, чем мать проводит с ним времени,
в силу занято­сти на работе и в
соответствии с традиционным понимани­ем
этой семейной обязанности. Поэтому его
психика не подвергается патогенному
воздействию стресса столь же интенсивно,
как психика матери больного ребенка.
Но, безусловно, есть и исключения из
правил.

Эмоциональное
воздействие стресса на женщину, ро­дившую
больного ребенка, неизмеримо значительнее.
Сам факт того, что именно она произвела
на свет вместо «чуда» это больное
существо, заставляет ее невыносимо
страдать.

У
матерей часто наблюдаются истерики.
Страхи, одоле­вающие женщин по поводу
будущего ребенка, рождают чувство
одиночества, потерянности и ощущение
«конца» жизни. Матери находятся с
детьми-инвалидами постоян­но. Они
жалуются на обилие повседневных забот,
связан­ных с ребенком, что ведет к
повышенной физической и моральной
нагрузке, подтачивает силы, вызывает
утомле­ние и астенизацию. Часто таким
матерям свойственно сни­жение
психического тонуса, что проявляется
в потере вкуса к жизни, перспектив
профессионального развития, в
не­возможности реализации собственных
творческих планов, в снижении самооценки,
интереса к себе как к женщине и к личности.
Вследствие того, что рождение больного
ребенка, а за­тем его воспитание,
обучение и, в целом, общение с ним является
длительным патогенно действующим
психологи­ческим фактором, личность
матери может претерпевать существенные
изменения (Вишневский,
1987).

Социальный
уровень.
После
рождения ребенка с про­блемами в
развитии его семья, в силу возникающих
много­численных трудностей, становится
малообщительной и из­бирательной в
контактах. Она сужает круг своих знакомых
и даже родственников по причине
характерных особенностей состояния и
развития больного ребенка, а также из-за
лич­ностных установок самих родителей
(страха, стыда).

Столь
тяжелое испытание оказывает деформирующее
воздействие и на взаимоотношения между
родителями больного ребенка. Одним из
самых печальных результатов таких
отношений является развод. Не всегда
внешней при­чиной развода называется
больной ребенок. Чаще всего родители
детей, объясняя причину разрыва семейных
от­ношений, ссылаются на испортившийся
характер супруги (или супруга), отсутствие
взаимопонимания в семье, час­тые ссоры
и, как следствие, охлаждение чувств.

Тем
не менее, объективным стрессором,
фрустрирующим психику членов семьи,
является сам факт рождения больного
ребенка и состояние его здоровья в
последую­щий период. Сложившаяся
новая ситуация становится ис­пытанием
как для проверки подлинности чувств
между родителями больного ребенка, так
и между каждым из родителей и ребенком.
Известны случаи, когда подобные трудности
сплачивали семью. Однако часть семей
не вы­держивают такого испытания и
распадаются, что оказы­вает отрицательное
воздействие на процесс формирова­ния
личности ребенка с отклонениями в
развитии.

В
силу этой причины (одиночества матерей,
воспиты­вающих детей с отклонениями
в развитии), а также и дру­гих, среди
которых могут быть и генетические
(правомер­ный страх родителей перед
рождением еще одного ано­мального
ребенка), некоторые семьи отказываются
от рождения других детей. В таких семьях
ребенок-инвалид яв­ляется единственным.
Есть семьи, где воспитываются еще один
или два здо­ровых ребенка. В большинстве
из них ребенок с нарушени­ями развития
является последним из родившихся. Тем
не менее, в таком случае больше
благоприятных возможнос­тей для
нормализации психологического состояния
роди­телей по сравнению с объективными
возможностями ро­дителей, воспитывающих
единственного ребенка-инвали­да.
Семьи, в которых здоровые дети родились
после больных или являются одним ребенком
из двойни составляют не­многочисленную
группу.

Различны
образовательные уровни родителей.
Согласно нашему исследованию (Ткачева,
1999),
среднее или сред­нее специальное и
высшее образование имеют приблизи­тельно
равные группы родителей.

Однако
после рождения больного ребенка многие
жен­щины вынуждены изменять профиль
своей работы или же вообще оставлять
ее. Уход с любимой работы не только
лишает женщину ощутимого заработка, но
и изменяет ее социальный статус, ставит
в зависимое положение. Таким образом,
в лице матери больного ребенка общество
теряет квалифицированного специалиста.

Заслуживает
внимания также тенденция, появившаяся
в последнее время: в связи с тем, что
проблема воспита­ния и обучения
ребенка с множественными и выражен­ными
недостатками развития не обеспечивается
системой государственного образования,
некоторые матери находят в себе силы и
возможности для получения специального
образования и использования новых
знаний для развития и обучения как
своего ребенка, так и других детей.

Длительное
изучение проблем, возникающих в семьях
воспитанников специальных учреждений,
и наблюдение за их разрешением позволяет
нам выявлять еще одну осо­бенность,
характеризующую социальную позицию
значи­тельной части родителей в
отношении воспитания, разви­тия и
преодоления проблем больного ребенка.
Эту пози­цию можно назвать иждивенческой
или безынициативной. Родители считают,
что преодолением проблем их ребенка
должны заниматься сотрудники учреждений,
в которых их дети воспитываются, обучаются
или продолжительно ле­чатся и живут.
Глава 2. Нарушения взаимоотношений в
семьях, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии

Читайте также:  Игры развитие и воспитание ребенка

Соматический
уровень.
Возникновение
соматических заболеваний, продуцируемых
наличием шокового или про­лонгированного
стресса широко дискутируется в научных
кругах (Бассин,
1972;
Вишневский,
1984,
1987; Кабанов,
1978,
1982; Ковалев,
1982;
Лебедев,
1979;
Майрамян,
1974,
1975, 1976; Матвеев,
1982;
Медико-психологическая оцен­ка, 1988;
Мясищев,
1960;
Николаева,
1987
и др.).

Стресс,
возникший в результате неизлечимого
заболе­вания — комплекса необратимых
психических расстройств у ребенка,
может вызывать соматические заболевания
у его матери, являясь как бы пусковым
механизмом этого процесса. Возникает
патологическая цепочка: заболевание
ребенка ведет к психогенному стрессу
у матери, который в той или иной степени
провоцирует возникновение у нее
соматических или психических заболеваний.
Таким обра­зом, заболевание ребенка,
его психическое состояние мо­жет
являться психогенным и соматогенным
для организма и психики родителей, в
первую очередь, матерей.

Согласно
литературным данным и нашим эмпиричес­ким
наблюдениям, соматические заболевания
у родите­лей больных детей имеют
следующие особенности. Матери больных
детей жалуются на колебания артериального
дав­ления, бессонницу, частые и сильные
головные боли, нарушения терморегуляции.
Чем старше становится ребе­нок, то
есть чем длительнее психопатогенная
ситуация, тем в большей степени у
некоторой части матерей прояв­ляются
нарушения здоровья. Возникают расстройства
мен­струального цикла (ранний климакс);
частые простуды и аллергия;
сердечно-сосудистые и эндокринные
заболева­ния; выраженное или тотальное
поседение; проблемы, связанные с
желудочно-кишечным трактом. Наши
наблю­дения свидетельствуют о том,
что матери больных детей часто жалуются
на общую усталость, отсутствие сил, а
также отмечают состояние депрессии и
тоски.

Безусловно,
физическая нагрузка у родителей таких
детей чрезвычайно велика, особенно это
касается родите­лей, имеющих детей с
ДЦП (постоянная физическая по­мощь
ребенку при его перемещении по дому,
еженедель­ная перевозка ребенка
различными видами общественного
транспорта из дома в школу и назад без
использования надлежащих вспомогательных
средств из-за их отсутствия). Трудности,
с которыми сталкиваются родители
умствен­но отсталых детей имеют свою
специфику, так как ежед­невное
сопровождение ребенка в школу (если это
не шко­ла-интернат) и домой в большом
мегаполисе занимает много времени и в
некоторых случаях соответствует во
временном отношении целому рабочему
дню.

Тем
не менее, при наличии огромной физической
на­грузки, которая несомненно истощает
силы и влияет на соматическое состояние
родителей, психологический фак­тор
и ничем не измеримая тяжесть переживаемого
играют первостепенную роль. Как известно,
«патогенно то пере­живание, которое
занимает значимое место в системе
от­ношений личности к действительности»
(Фелинская,
1982.
С. 16). Для родителей больных детей в
первую очередь па­тогенными являются
психологические особенности раз­вития
их детей: признаки интеллектуального
недоразви­тия, внешнее калечество,
двигательные и речевые нару­шения.
«Шоковые травмы, равно как и пролонгированные
травмы, обычно задевают аффектологические
регистры психического аппарата и
вызывают расстройства в виде эмоциогений»
(Зурабашвили,
1982.
С. 14). Чувства страха, неуверенности в
себе, различные формы депрессий — все
эти болезненные состояния родителей
являются не только ответной реакцией
личности на травмирующее пережива­ние,
но и защитной реакцией всего их организма.

Среди
осложнений или отдаленных последствий
перене­сенного стресса некоторые
авторы усматривают возможность изменения
нервно-психической реактивности
организма родителей «вследствие
повышения психогенной «ранимос­ти»
даже после однократно перенесенного
психогенного заболевания и возможность
возникновения «резидуальных
невротических состояний»» (Ковалев,
1982.
С. 12).

Особо
значимым в данном контексте является
воздей­ствие на отдельных матерей
повторных психотравм, уже не связанных
непосредственно с состоянием здоровья
и аномалией развития их ребенка. К таким
травмам могут относится как относительно
легкие — конфликты в транспорте или в
магазине, конфликт с начальством,
увольне­ние с работы, ссора с
родственниками, страх перед ис­ключением
ребенка из учебного учреждения по
причине неуспеваемости, так и более
тяжелые — уход мужа в дру­гую семью,
развод, смерть близкого человека.

Новая
травмирующая ситуация оценивается
такими родительницами как более тяжелая,
длительная и глубо­кая. Женщины как
бы принимают от жизни удар за уда­ром,
и каждый новый, травмирующий их психику
стресс низвергает их все ниже и ниже.
Повторное внешнее воз­действие даже
другого характера — «второй удар» А.Д.
Спе­ранскому (1955) — способствует
выявлению тех наруше­ний, которые
имели место при прошлых болезненных
со­стояниях, а также следов давних
психических травм, не приведших в момент
своего действия к развитию болез­ненных
реакций. Оказывается, что отзвучавшие
системы переживаний при определенных
условиях могут иметь вли­яние на
переживания данного момента. Важнейшими
из этих условий являются степень
завершенности отключен­ной системы
переживаний и ее эмоциональная значимость.

По
мере взросления больных детей переживания
их матерей могут лишь несколько
сглаживаться и то не все­гда, однако
это вовсе не означает, что переживание
завер­шается и отключается от
настоящего, как это имеет место в
некоторых случаях у больных неврозами.

Соприкосновение
с сигнальным раздражителем, которым
может быть любой из приведенных выше
факторов, вызыва­ет повторение
болезненного эмоционального переживания.
Сигнальный раздражитель частично
возобновляет ранее пе­режитую травму,
актуализируя лишь эмоциональный фон,
в то время как интеллектуальный смысловой
компонент пере­житого не воспроизводится
в сознании. Длительная психо­травма
ведет к нарушению эмоциональной регуляции
и сме­щению уровней аффективного
реагирования.

В
результате перенесенных психотравм у
этой катего­рии матерей могут развиться
различные соматические за­болевания.
Ведущей подсистемой, объединяющей
биоло­гический уровень адаптации
(гипоталамический, нейродинамический
уровень и психологические процессы
«защиты») является эмоция.
При
развитии психогенного процесса
дезадаптационные механизмы проявляются
в различной последовательности и в
зависимости от того, в каком звене
эмоциональной системы имело место
пере­напряжение. На уровне психологической
защиты (эмоци­онально-социальный
стресс) это приводит к развитию
невротических состояний. «Однако при
развитии психосо­матических процессов
выступает обратное соотношение —
эмоционально-социальный стресс
нейтрализуется процес­сами
психологической защиты, невротизация
не развива­ется, а перенапряжение
суммируется и проявляется в де­задаптации
физиологического уровня реагирования
— гипоталамической дезинтеграции,
приводящей к сомати­ческой дезадаптации»
(Михайлова,
1982.
С. 33). Это обус­ловливает формирование
«порочного круга», что в даль­нейшем
может привести к «вторичной» невротизации
— реакции личности на болезнь (там
же).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник