Игры развитие и воспитание ребенка

Игры развитие и воспитание ребенка thumbnail

Современные родители все больше переживают о том, как организовать воспитание и развитие ребенка в игре. Эта педагогическая программа отражается на развитии и становлении личности. Как малыш будет взаимодействовать с окружающими, будет ли готов к учебе в садике или школе. Картина мира, эмоциональная устойчивость — также зависят от воспитания и развития вашего ребенка в игре.

Содержание:

  • Задачи воспитания детей в игре
  • Воспитание детей в игре
  • Виды детских игр
  • Воспитание и обучение детей в игре
  • Что делать, если ребенок не любит играть
  • Развитие и воспитание детей в игре

Задачи воспитания детей в игре

rebenok_igraet_na_polu

Игра — не просто веселое провождение времени. В ней заключается более десятка полезных функций, которые смогут подготовить малыша к дальнейшей жизни. Важное значение здесь несет участие родителей. Именно они на первых этапах помогают ребенку сформировать картину мира. И все это возможно, благодаря такому «развлечению».

Каковы задачи воспитания детей в игре и что она развивает:

  • Воображение, в том числе творческое — фантазию;
  • Инициативность;
  • Дисциплинированность;
  • Терпение;
  • Логическое мышление;
  • Абстрактное мышление;
  • Интеллект;
  • Мелкую моторику (в зависимости от вида игры);
  • Понимание свойств предметов;
  • Память;
  • Внимательность;
  • Эмоциональный рост;
  • Снижение агрессии и выход отрицательных эмоций;
  • Социализирует;
  • Понятия сходства и отличия;
  • Ситуативные понятия;

В игре ребенок познает мир. В ней обыгрываются сюжеты из реальности и всевозможные ходы дальнейших действий. Так малыш получает базовые знания о жизни. Чадо создает из игрушек макет окружающего мира, возможно с элементами фантазии, таким образом усваивая действительность. Он получает знания не только о социальных отношениях, взаимодействии с другими людьми, но и жизни. Например, зайчик знает: за окном дождь, а значит надо тепло одеться и взять зонтик. Для взрослых — это обычные правила жизни, но ребенок только начинает их изучать.

Воспитание детей в игре

devochka_igraet_s_sharami

Воспитание детей в игре начинается практически с рождения. Ребенок может еще до конца не осознавать, что происходит, когда мама кружит его на руках, приговаривая: «полетел-полетел, как самолетик». Но это уже считается игрой.

Порой, взрослые недооценивают ее роль, воспринимая, как способ отвлечь чадо, провести весело время. Стоит пересмотреть эту позицию и воспитывать чадо станет легче.

Какая роль игры в воспитательном процессе?

  • Учит действовать по правилам. Без них некоторые игры становятся бессмысленными и неинтересными. Следовать прописанным правилам — важное знание, которое пригодиться ребенку в будущем.
  • Помогает вырастить созидателя.
  • Сюжетные игры учат последовательности в действиях. Показывают возможные события в жизни и как себя вести.
  • Через игру можно прививать нравственные ценности и нормы поведения.
  • Воспитывает характер и его качества: инициативность, воля, доброта и т.д.

Задача взрослых: родителей, родственников, воспитателей и педагогов — выделять положительные стороны характера и поведения. Нужно акцентировать на них внимание и хвалить, чтобы ребенок понимал, что двигается в верном направлении.

Важно, чтобы в игре принимала участие не только мама, но и папа, родственники и сверстники. В статье «Развитие и воспитание ребенка в семье», вы сможете узнать, как выстроить процесс правильно.

В игровой форме воспитание детей проходит незаметно, но только на первый взгляд. Малыши, которые разыгрывают кукольные спектакли, строят замки из кубиков, играют в догонялки — более разносторонние. Поэтому хорошо, когда у ребенка есть возможность играть в разные игры. Не ругайтесь, если за несколько часов в комнате будет бардак из разных игрушек.

Обратите внимание, когда ребенку больше 2 лет, а он не может занять себя группой одних игрушек на 20-25 минут, то это может говорить о неусидчивости, гиперактивности, дефиците внимания. Позанимайтесь с малышом, пройдите консультацию у специалиста.

Не забывайте поощрять ребенка, когда у него действительно получается нечто стоящее. Если не получается, то подсказывайте, как сделать правильно или легче. Подбадривайте, когда возникают сложности. Но не приучайте откладывать на потом сразу же, как только у малыша что-то не вышло. Дайте возможность пробовать свои силы и стараться. Можете попробовать помочь, хотя многие дети отказываются от помощи, особенно в возрасте 2-3 лет. Главное, чтобы он слышал, что вы всегда готовы его поддержать.

Игра — успокоительное средство. Главное выбрать подходящую форму. Поэтому перед сном полезно играть в тихие игры.

Виды детских игр

Существуют разные виды детских игр. Их функции во многом совпадают, но отличаются подходы.

deti_igrayut_v_kubiki

Предметная игра

Можно играть индивидуально или в группе. В таком виде детских игр важны предметы, то есть игрушки. Они представляют собой имитацию предметов из мира взрослых. Например, игрушечные наборы посуды, детская бытовая техника, строительные инструменты, аптечка доктора. Играя в них, ребенок воссоздает окружающую действительность. Учится обращаться с этими вещами, применять их по назначению. Все действия он копирует со взрослых. Задача родителей — показать ребенку, для чего эти предметы нужны, как они могут облегчить жизнь, как правильно с ними обращаться. При этом, нужно развивать воображение. Недостаточно иметь миниатюрные копии предметов. Пример: папа с сыном играют в стройку. У мальчика есть детские инструменты. Но почему бы отцу не предложить построить дом из картонной коробки или одеяла, накрытого на стулья. Так чадо учится мыслить нестандартно, обращаться к воображению и создавать новое, не ограничиваясь тем, что имеется.

Такой вид детской игры помогает ребенку понять свойства предметов: запах, объем, форма, текстура, вес, звуки, которые они издают. Поэтому в детской должны быть кубики, различные ткани, формочки, пирамидки. Покажите, что из горы кубиков можно сделать прямую дорогу, построить мостик или дом. То же самое можете проделать с карточками, палочками для счета, домино. Покажите, что многие предметы универсальны и их можно использовать для нескольких целей. «Рисовать» веревочкой, просто выкладывая из нее круг (мяч), елку, сердечко. Затем использовать веревку по назначению, связать карандаши, сделать бантик.

Во время предметных игр не ограничивайте ребенка. Разрешайте играть в любые игрушки, которые его окружают. Это воспитывает свободу выбора. Только объясните, какие вещи не подходят для развлечений. Также, прививайте сразу убирать за собой вещи. Пусть поможет сложить несколько зверюшек или самолетиков на место.

Сегодня реже детям покупают неваляшки. На самом деле, это увлекательная игрушка для малышей. Она дает понимание взаимосвязи движения (наклоны) и звука.

Коллективные игры

Ребенок должен уметь играть самостоятельно и в коллективе. Периодически должны присоединяться взрослые, привлекаться другие дети. Совместная работа — первый шаг к социализации. Групповые игры бывают активными, предметными и ролевыми.

Развивающие

Такие игры развивают память, внимательность, смекалку, интеллект. Могут быть предметными и устными, например, как «Города», «Имена». Их вводят в жизнь с раннего детского возраста. К ним можно отнести пирамидку, емкость с отверстиями для определенных фигурок. Ребенок учится анализировать и соотносить предметы.

Активная, подвижная игра

Подвижные игры тесно связаны с физическим воспитанием детей. Догонялки, горячая картошка, фанты, прятки — полезны не только для здоровья. Они знакомят с понятием правил и их соблюдением. Ребенок начинает обращать внимание на поведение игроков, учится предугадывать их действия. Он начинает чувствовать себя частью чего-то большего — команды. Ради одной цели нужно действовать слаженно и сообща. Во взрослой жизни этот принцип будет требоваться постоянно.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка в образовательном процессе

Сюжетно-ролевая

Очень важный вид детских игр, через который ребенок узнает, как должны выглядеть взаимоотношения людей. Игра позволяет изучить социум. Получить важные знания: нормы общения, как складываются отношения и какие они бывают, роль каждого человека в обществе и определенном его сегменте. В таких играх чадо может стать активным игроком, изображая персонажа или обыгрывать сюжет на примере игрушек.

Ролевые игры дают возможность примерить другую роль. Так, чадо на какое-то время сможет встать на место другого человека. В «дочки-матери» играют не только девочки, но и мальчики пробуют роль отца. Игра в доктора может помочь преодолеть страх перед врачами. Узнать новое о профессии. Пробуя себя в новых амплуа, ребенок воспроизводит свое видение мира. Какой он видит маму, доктора, учительницу.

Сюжетно-ролевая игра — особенно важна в дошкольный период. Через нее ребенок познает социальные роли.

Воспитание и обучение детей в игре

devochka_igraet

На первых этапах воспитания и обучения детей в игре, нужно к ней сформировать интерес. Подбирайте игрушки по возрастам. Затем, когда малыш будет понимать игры с сюжетом, то разыгрывайте сценки. Они должны быть поучительными, но при этом с развлекательными элементами. Иначе процесс покажется скучным для малыша. В игре воспитание и обучение детей проходит на жизненных примерах. Взрослый должен спроецировать ситуацию из реальности и перенести ее в детский мир.

Возьмите игрушку-актера (мишка, волк, машинка), и расскажите почему на него обиделись другие игрушки. Например, он забрал без спроса морковь у зайчика. Так делать нельзя. Продемонстрируете, как правильно должен повести себя мишка: попросить прощения, вернуть морковь или поделиться чем-то другим, пообещать, что больше такого не повторится.

Помните, что основы закладываете вы — родители. Когда ребенок играет с другими детьми, то он применяет знания полученные от вас.

Игра со сверстниками также очень важна для малыша. Даже если он не посещает детский сад, то нужно выходить на улицу и позволять контактировать с другими детьми. Если сын или дочка стеснительные, то помогите сделать первый шаг к песочнице, где играет несколько детей. Стойте рядом, чтобы малыш был спокоен. Вскоре, когда он освоиться, то уже не будет переживать. Воспитание и обучение детей в игре протекает легко. Это понятная форма донесения информации для ребенка.

Цель процесса:

  • Научить манерам;
  • рассказать, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • привить моральные ценности и подчеркнуть их важность;
  • научить понимать других;
  • узнать как разрешать те или иные ситуации, конфликты;
  • понять суть взаимоотношений и их виды: родители и дети, папа и мама, друзья, брат и сестра.

Обучение

Дети лучше усваивают информацию, полученную в форме игры. Как проходит обучение?

  • Учим счету, пересчитывая машинки или кукол. Так намного интереснее и понятнее.
  • Запоминаем цвета, разделяя игрушки по цветовым группам. Красные машинки в одну кучу, все игрушки желтого цвета в другую. Во-первых, детям нравится искать сходства у разных предметов. Во-вторых, задействована зрительная память + тактильная. Срабатывают ассоциации: желтый цвет связан с медвежонком, синий с китом.
  • Изучаем звуки и их разницу. Если постучать по одной кружке разными предметами, то звук будет отличаться. Покажите, как рождается музыка и ритм.
  • Можно сделать макет из разных лоскутков ткани и других материалов. Это одновременно знакомит с текстурой каждого из них и цветами.

Что делать, если ребенок не любит играть

Сначала нужно прояснить ситуацию и внести конкретику. Он не любит играть вообще или играет, но только сам с собой? Ребенок может не любить игры в принципе, если ему не привили к ним интерес, он не понимает их суть. Чтобы заинтересовать чадо, покажите, почему эта игра должна понравиться. Когда найдете варианты, которые ему придутся по душе, то двигайтесь в том же направлении. Например, не любит игрушки, но любит их лепить из пластилина. Возможно он будет охотнее играть со своими фигурками. Они более точно отражают его представления.

Если чадо не играет со сверстниками, то, возможно, он стеснительный. Нужно помочь преодолеть страх общения с незнакомыми ребятами. Иначе, слишком стеснительным детям сложно в старшем возрасте. Возможно, ему не хватает уверенности в себе или причина в самих детях: оскорбляют, отвергают, не понимают его. Поняв причину, вы сможете решить проблему. Можете обратиться к детскому психологу, попробовать пройти детскую терапию.

Развитие и воспитание детей в игре

По мере взросления ребенка нужно его подготавливать к школе. Развитие и воспитание детей в игре должно адаптировать к школьным распорядкам. Способность высидеть целый урок для малышей целое испытание. Поэтому, сначала приучайте дольше заниматься одним занятием. Пусть на какую-то игру он постепенно будет уделять больше времени. Можете подключить сюжетно-ролевой вид игр. Мама — учительница, малыш — ученик. Введите систему поощрений, например, вклеивать наклейки с любимыми персонажами в блокнот. Приучайте ребенка садиться за стол во время занятий. Рисовать квадратики или вырезать на полу может войти в привычку. Тогда сидеть за партой будет не так удобно. Для детей развитие и воспитание в игре — проходит насыщенно и интересно. Но бывает, что мамочки беспокоятся, когда сын играет в куклы. Правильно ли проходит его развитие? Об этом подробно описано в статье «Если мальчик играет в куклы. Это нормально?».

Источник

Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он развивается, растет, приобретает нужные качества.Что надо знать об игре — предметной, сюжетно-ролевой и др., какие игры деструктивны? Что делать, если мальчик играет в куклы?

Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом усваивает его.

Предметная игра

Как игра развивает ребенкаВ возрасте до трех лет ребенок осваивает игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень ограничено. Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже усваивает: на площадках, в песочнице и в группах кратковременного пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную структуру. Ребенок учится усваивать правила социально поощряемого и отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать малышам и т.д.), а также получает первый опыт совместной игры, который чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем песочный замок»).

Читайте также:  Методика по изучению особенностей личностного развития ребенка

Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих действий.

Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения, ребенок мог заменять их чем-то другим. Например, сначала у девочки есть игрушечные чашечка и тарелочка, она заваривает чай для своих кукол, и в этот момент мама говорит: «Ой, сейчас бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возьмем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испечем торт». Мама показывает ребенку пример, как можно обходиться с такой ситуацией, при этом сохраняя связи, существующие в реальном мире (в реальном мире торт готовится на плите). Как отмечали многие философы и писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального мира, дают возможность ребенку вырасти человеком. Детеныши обезьян тоже имитируют действия родителей с предметами, но они не играют с палкой, веря, что это змея. Писатель Терри Пратчетт в одном из своих романов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зубную фею «исключительно в качестве практики: для начала следует научиться верить в маленькую ложь», чтобы потом принять и понять такие понятия как жалость, правосудие и все остальное.

Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов. Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками. Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов, наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать тактильные свойства материалов. То же самое можно сделать с цветами, формами, звуками и даже запахами!

Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии, которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до трех лет. С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания. В одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.

Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь. Таким образом, они получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то задание — тогда надо подождать).

Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети взаимодействовали полностью самостоятельно. Такая форма организации позволяет максимально полно развивать и познавательные функции (внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение взаимодействовать с другими.

Сюжетно-ролевая игра

После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.

Мир социального взаимодействия в игре представлен в двух аспектах: с одной стороны, это социальная структура и нормы общения, с другой, социальные роли и отношения. В подвижных «нормативных» играх (салки, прятки, ножки, вышибалы) ребенок учится играть «по правилам», знакомится с социальными нормам и усваивает базовую социальную структуру. В ролевых играх («дочки-матери», «доктор-больной», «войнушка» и т.д.) ребенок в игровой форме встречается с распространенными социальными ролями и отыгрывает культурные нормативы поведения; именно здесь он усваивает структуру мира отношений. Например, если девочка играет маму, то она должна быть спокойной, любящей, заботиться о своих детях и принимать решения. Характер ролевой игры тоже имитационный: изображая какие-то модели поведения, которые ребенок видит во взрослом мире, ребенок прикасается к тем отношениям, которые стоят за этим поведением.

Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим, находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.

При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой игры со сверстниками практически невозможно заменить дома. Когда я работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило, что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую компанию), можно выделить практически сразу. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъявить себя сверстникам. Какие-то функции социального интеллекта оказываются просто не развиты. Если умение чувствовать системы правил можно развивать дома через понятную и разработанную систему договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.

Если ребенку трудно

Какие вопросы часто тревожат родителей в отношении детских игр и на что важно обращать внимание? Очень часто родители приводят детей на консультацию со словами «он ни с кем не играет», «ему не нравится в детском саду, потому что он всегда оказывается «на отшибе», у него там нет друзей» и т.д. Такая ситуация может быть очень травматичной для ребенка, причинять ему сильные страдания, и здесь ему не обойтись без помощи родителей.

Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка психологом и другом и обсудить с ним ситуацию. В какую именно компанию или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему самому выбрать игрушки-актеров. Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?

Такой разговор поможет ребенку понять, что произошло, и попытаться исправить ситуацию. Например, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с дорогими игрушками, которых у него нет, можно помочь ему, научив различным играм, не требующим каких-то специальных предметов («коробок», «колечко» и т.д.). Поиск таких игр в интернете займет совсем немного времени, но позволит ребенку почувствовать свою важность, если он каждый день будет приносить в детский сад рассказ о новой игре. Однако ситуация отвержения ребенка группой сверстников может быть связана с его собственным поведением (застенчивостью, агрессивностью, нежеланием играть по правилам и др.), и здесь уже было бы полезно обратиться к психологу, чтобы он дал рекомендации, как помочь это изменить.

Читайте также:  Речевая карта ребенка задержкой психического развития

Когда игры деструктивны

Еще один волнующий родителей вопрос связан с деструктивными или агрессивными играми, когда ребенок в игре ломает предметы или отыгрывает какие-то негативные события (игры в преступников; в смерть или болезни; игры, связанные с насилием, и т.д.).

Как к этому относиться? В такой ситуации очень важно проанализировать, появляются ли эти темы только в игровой ситуации или отражаются в остальной жизни ребенка. Игра, помимо прочего, несет в себе функцию эмоционального реагирования, переживания каких-то чувств, с которыми ребенок столкнулся в реальной жизни. Если ребенок увидел по телевизору репортаж об убийствах или насилии или в его семье происходят конфликты — это часть мира, с которой он соприкасается и которую ему надо как-то встроить в свою собственную картину мира. В игровой форме он может, с одной стороны, лучше понять, что произошло, с другой стороны, пережить эти эмоции, дать им какой-то выход. Когда родители поссорились, а ребенок, придя на площадку, разрушил песочную пирамидку, это дало ему возможность каким-то образом выплеснуть и пережить те негативные чувства, которые он испытал. Ему надо как-то пережить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому многие дети играют в болезни, в умирание, в похороны — и это нормальная часть развития.

Другое дело, если игровые негативные или деструктивные темы распространяются на всю жизнь ребенка, например, проявляемая им агрессия касается не только игры, но и всех ситуаций взаимодействия. К таким проявлениям надо относиться очень внимательно и, в идеале, обращаться к специалистам, чтобы удостовериться, что это не является симптомом какого-то нарушения развития нервной системы.

Если мальчик играет с куклами

В нашей культуре разделение женской и мужской социальных ролей остается по-прежнему важным, и поэтому существуют «нормативные» игры для мальчиков и для девочек. Но что делать, если мальчик играет с куклами, а девочка — с машинками? Часто этот вопрос также оказывается болезненным для родителей.

Тут надо выделить еще одну функцию игры, которая не только позволяет вжиться во взрослые социальные роли, но и в какой-то мере формирует гендерную идентичность. Гендерная идентичность — это осознание себя принадлежащим к какому-то полу. Биологическое развитие человека в этом вопросе немного отстает от социального: половое созревание наступает только в подростковом возрасте, тогда как ощущение себя девочкой или мальчиком формируется гораздо раньше. Как и с любой идентичностью (профессиональной, групповой, классовой) в момент ее формирования, люди склонны к экспериментам. Поэтому в играх дети часто экспериментируют, играя как в другой пол (одеваясь, выбирая игрушки), так и в социальные роли, которые в культуре несут яркую гендерную окраску. Так, мальчики начинают играть в воспитательницу детского сада, а девочки — в военного генерала.

Если такие игры носят разовый или периодический характер (например, связаны с героем мультфильма, который ребенку очень нравится), то никаких поводов для волнения тут нет. Гендерная идентичность сформируется достаточно быстро, мальчик осознает себя мальчиком и будет играть мальчишеские роли. Но вот если этого не происходит, то стоит обратить внимание на возможные причины, например, на отсутствие в жизни ребенка взрослых, которые создают образ женщины и мужчины. Такие ситуации бывают, если родители воспитывают ребенка в одиночку и как бы несут обе гендерные роли в одном человеке.

Социальное или когнитивное развитие?

Напоследок хотелось бы осветить еще один момент, связанный с местом игры в жизни современных дошкольников. Сейчас соревновательность между родителями, которая всегда была достаточно сильной, приводит к уменьшению времени, которое ребенок может уделить игре. Раннее развитие рассматривается и у нас, и в большинстве стран как необходимость, то, что ребенок обязательно должен получить. Дети занимаются иностранными языками, ходят на музыку, рисование, танцы, их рано учат читать и писать. Сам по себе этот процесс не несет в себе ничего плохого, не считая двух аспектов.

Первый связан с тем, что игра перестает рассматриваться как важная часть жизни ребенка, которой надо специально уделять время, покупать игровые предметы и вообще обращать какое-то особое внимание. После нескольких часов занятий у ребенка уже может просто не быть сил на полноценную игру, и она заменяется мультиками, гаджетами или, в лучшем случае, простыми играми на детской площадке.

А ведь социальное развитие имеет во многих смыслах даже большее значение. Для любого взрослого очевидно, что умение находить свое место в мире людей и строить с ними отношения является одним из самых важных для счастливой жизни, но ведь это умение не появляется само по себе, его тоже нужно развивать! Но понятие социального интеллекта в нашей культуре пока новое, и его оценка, а тем более развитие, вызывают сложности. К счастью, уже довольно давно в Москве функционируют центры социализации малышей, в которых дети учатся именно общаться, взаимодействовать и сосуществовать в группе по определенным правилам. Хотя, конечно, подобные центры пока распространены в меньшей степени, чем обычные центры раннего развития.

Другой аспект касается желания родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других. Уровень социального развития плохо поддается диагностике в отличие от развития познавательного. Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым», а развитие познавательных функций проще всего отследить («ребенок рисует натюрморт в два года, читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появлением интернета появилась еще и проблема невероятно большого количества контактов. Если раньше мама могла сравнивать достижения своего малыша с достижениями еще десяти-двадцати детей, и в чем-то ее ребенок точно был «самым лучшим», то теперь разброс увеличился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее ребенок научился читать в два года, то обязательно появится мама, у которой ребенок читает в полтора. Такое сравнение «по показателям» доставляет массу неприятных ощущений как родителям, которые чувствуют свою некомпетентность, так и детям, которых пытаются «дорастить» до нужных показателей, заваливая все новыми занятиями и развивающими игрушками.

Выводы родители могут сделать сами.

Автор: Екатерина Свешникова, окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, психотерапевт (направление «экзистенциальный анализ»), в течение восьми лет ведет психологические консультации для подростков

Образование и Православие / Православное образование

Источник