Тест определение уровня умственного развития ребенка
МЕТОДИКА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ
Предложена Э. Ф. Замбицявичене
Описание теста:
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.
1 субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест — выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.
Текст методики
1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
6. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.
Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).
Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги
бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр
3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
4. Эти пары слов можно назвать одним названием,
брюки, платье… – одежда
треугольник, квадрат … – фигура
Придумай название к каждой паре:
1. Метла, лопата…
2. Шкаф, диван…
3. Окунь, карась…
4. День, ночь…
5. Осень, весна…
6. Слон, муравей…
7. Огурец, помидор…
8. Июнь, июль…
9. Сирень, шиповник…
10. Дерево, цветок…
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно» решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
3 субтест. За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.
При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов — 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.
Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = X х 100% /40
где Х — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):
4 Уровень успешности — 32 балла и более (80-100% О.У.),
3 Уровень — 31,5-26,0 балла (79,9 — 65%),
2 Уровень — 25,5 — 20,0 балла (64,9-50%),
1 Уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
Источник
МЕТОДИКА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ.
Предложена Э. Ф. Замбицявичене.
Методика изучения словесно-логического мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацавичене на основе теста структуры интеллекта Р. Ахматауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оборудование: оп росник, включающий четыре вербальных субтеста.
Описание методики: в методику входят задания четырёх типов, направленные на выявления умения ребёнка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субъект включает 10 заданий.
В состав первого субъекта входят задания, требующий от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе школьников.
Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения пятого лишнего. Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Четвёртый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей иинтелектуальной работы во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.
Обработка полученных данных. Прежде всего, каждый правильный ответ оценивается определённым балом, в зависимости от своей изначальной сложности.
№
1 субтест
2 субтест
3 субтест
4 субтест
1
1.9
2.6
2.0
2.6
2
2.8
2.3
2.4
3.0
3
2.7
2.7
2.2
2.1
4
2.3
2.6
2.6
2.2
5
2.6
2.4
2.4
2.6
6
2.2
2.5
2.1
3.0
7
2.8
2.3
2.5
2.8
8
3.4
2.5
2.2
2.2
9
2.8
3.0
2.2
2.4
10
2.6
2.7
2.2
2.2
Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы балов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырём субтестам вместе. Данные по субтестам сравнивают с максимально возможным результатом, который составляет:
1 и 2 субтест – высокий ур. -19,5 -26 балла средний-13 –19,49 низкий – 0-12
3 субтест – высокий ур. –17,3 -23 балла средний-11,5 –17,29 низкий – 0-11,49
4 субтест – высокий ур. –18,8 –25 балла средний-12,5 –18,79 низкий – 0-12,49
Общий балл сравнивают с максимально возможным баллом по данному тесту, и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников
100- баллов – высокий уровень развития
75 — 50 — баллов – средний уровень развития
49-25 — баллов – низкий уровень развития
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.
ТЕКСТ МЕТОДИКИ.
I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которые правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть… ( шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица ).
2. В тёплых краях обитает… ( медведь, олень, волк, верблюд,
тюлень ).
3. В году … (24, 3,12,4,7 ) месяцев.
4. Месяц зимы… ( сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март ).
5. Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
6. У дерева всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город Казахстана … ( Париж, Москва, Лондон, Варшава, Астана ).
8.Отец старше своего сына… (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
9.Время суток…(год, месяц,неделя,день, понедельник)
10.В Казахстане не живет ( суслик, орел, кенгуру, волк, голубь)
11.Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
1.. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Алма-аты, Астана, Москва, Павлодар, Караганда.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой
( например : лес/ деревья ). Справа — одно слово над чертой (например : библиотека ), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги ). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой , которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов : ( лес/ деревья ).
1.огурец – овощ
георгин – сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель – ученик
врач — очки, больные, палата, больной, термометр
3. огород — сад
морковь — забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок — ваза
птица — клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка — рука
сапог — чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. темный — светлый
мокрый — солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7.часы – времятермометр стекло, температура, кровать, больной, врач
8.машина — мотор
лодка — река, моряк, болото, парус, волна
9 стул — деревянный
игла- острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. стол — скатерть
пол — мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV. Эти пары слов можно назвать одним названием,
например: брюки, платье… — одежда
треугольник, квадрат … — фигура
Придумай название к каждой паре:
1. Метла, лопата… 6.Шкаф, диван…
2. Окунь, карась… 7. День, ночь…
3. Лето, зима… 8. Слон, муравей…
4. Огурец, помидор… 9. Июнь, июль…
5. Сирень, шиповник… 10. Дерево, цветок…
Источник
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.
Стимульный материал. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.
1 субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
2 субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
3 субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
4 — субтест — выявление умения обобщать.
Порядок проведения. Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Текст методики
I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».
а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
е) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером).
з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей,
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:
Лес : деревья = библиотека : (сад, двор, город, театр, книги)
Бежать : стоять = кричать : (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)
Значит, нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части».
а) огурец : овощ = георгин : (сорняк, роса, садик, цветок, земля)
б) учитель : ученик = врач : (койка, больные, палата, термометр)
в) огород : морковь = сад : (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы)
г) цветок : ваза = птица : (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья)
д) перчатка : рука = сапог : (чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
е) темный : светлый = мокрый : (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)
ж) часы : время = термометр : (стекло, температура, кровать, больной, врач)
з) машина : мотор = лодка : (река, моряк, болото, парус, волна)
и) стул : деревянный = игла : (острая, тонкая, блестящая, короткая,
стальная)
к) стол : скатерть = пол : (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди)
IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»:
а) Метла, лопата…
б) Окунь, карась…
в) Лето, зима…
г) Огурец, помидор…
д) Сирень, шиповник…
е) Шкаф, диван…
ж) День, ночь…
з) Слон, муравей…
и) Июнь, июль…
к) Дерево, цветок…
Правильные ответы:
1 субтест
а) подошва е) цветы
б) верблюд ж) днем
в) 12 з) жидкая
г) февраль и) корень
д) страус к) Москва
2 субтест
а) фасоль е) указка
б) мост ж) Нестеров
в) песок з) лебедь
г) Москва и) число
д) орешник к) вкусный
3 субтест
а) георгин / цветок е) мокрый / сухой
б) врач / больной ж) термометр / температура
в) сад / яблоня з) лодка / парус
г) птица / гнездо и) игла / стальная
д) сапог / нога к) пол / ковер
4 субтест
а) рабочие инструменты е) мебель
б) рыба ж) время суток
в) время года з) животное
г) овощ и) месяцы лета
д) куст к) растения
Обработка результатов
I субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.
II субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
III субтест
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
IV субтест
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.
Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ= (х · 100% ) : 40, где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ)
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).
Источник