Духовно нравственное развитие ребенка в семье

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 158»

«Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей»

Выступление воспитателя О.А.Максимовой

на заседании Совета педагогов

Новосибирск

8.04.2010

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чем именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. А если предложить назвать положительные качества  своего ребенка, то независимо от возраста, образования, практически все родители называют не более трех – четырех положительных качеств своего ребенка. При этом ответы стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он не жадный»), поэтому возникает вопрос, а знают ли родители своих детей?

Родительская любовь, как правило, — это любовь к ребенку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственного родительского чувства. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Дети много времени проводят в дошкольном учреждении, посещают дополнительные школы, кружки. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семьи любого уровня дохода тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги и т.д.).  Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу терпимости и взаимопонимания. Показателен такой пример. Нашим детям в ходе бесед и игр индивидуально предлагались задания ассоциативного эксперимента, когда на слово – стимул ребенок отвечает словом или словосочетанием, ассоциативно отражающим его смысл. Особенно важным является личностный смысл, которым ребенок обозначает слово – стимул.

Для проведения этого задания отобрали слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи: семья, мама, папа, дом. Результаты ярко осветили проблему детско–родительских отношений. Так, на слово – стимул «мама» ответы не отличались разнообразием: «она готовит вкусно», «она меня лечит», «красивая», «мне все покупает» и т.д. Другими словами, мама для ребенка остается, пожалуй, самым светлым и нужным человеком. Что касается слова- стимула «папа», детские представления оказались несколько другими. Так, примерно большее количество детей в группе считает, что «он работает», «играет с телефоном», «смотрит телевизор», «всегда ругается», «никогда со мной не играет» и т.д. К сожалению, ответов с положительной эмоциональной окраской было не так много. В них вошли такие ответы: «папа умный», «папа все умеет», «папа меня любит».

Интересны и показательны реакции на слово – стимул «семья», «дом». Тревожным фактором являются отрицательные ответы, такие как «рыцарский замок, где борьба»,  «ругаются», «маленькая семья». В основном ответы положительные: «мы все», «моя семья», и даже есть такие ответы, которые основаны на рекламе «майонез», сок «моя семья».

Думается, приведенных примеров достаточно для вывода о том, что посредством детской речи можно узнать о действительном положении дел в любой семье. В целом этот вывод не очень утешителен. Можно привести и такой пример: в конце дня, когда родители приходят в детский сад за своими детьми, первые слова детей говорят сами за себя. Вместо слов «здравствуй, мамочка» или «папочка», доносятся: «что ты мне купила?», «ты мне купишь что-нибудь?». Самое интересное в этом наблюдении является то, что на отказ дети реагируют крайне агрессивно и все равно добиваются своего желания.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т.д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни.

Переход от традиционно патриархального уклада жизни к современному образу жизни преимущественно городской нуклеарной (т.е. состоящей из двух поколений, родители и их дети) семьи вызвал глобальные изменения в отношениях родителей и детей, наставников и учеников. Главное изменение состоит в том, что те отношения, которые основывались на одном решении родителей, сменяются коллегиальным, а право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится исключительным правом детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребенка в обществе. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества так как никем не контролируются и не фиксируются. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд – высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нужно не шуметь», «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая»), соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается не под давлением, во-вторых, в объеме и круге установленных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и  сама жизнь. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Читайте также:  Развитие личности ребенка при переходе от дошкольного к младше школьному возрасту

Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создает единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны  помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Родители не знают, как нужно любить своего ребенка. Их присутствие дома, рядом с ребенком на прогулке, постоянные поучения, даже специальные занятия – это еще не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Американские педагоги так и говорят – «на любовь». Для наших родителей  полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение, — получить от партнера «поглаживание», т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это- необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием. Можно предложить  родителям обратить внимание на то, как часто и за чем подбегает к ним ребенок во время прогулки, в гостях, дома. И они сами увидят, что он ничего не взял, ничего не взял, ничего не сказал, а хотел дотронуться до мамы. Для ребенка важно это прикосновение. Он спокоен, мама рядом, здесь, с ним. Иначе говоря, она обращает на него внимание.

Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его (ребенка) надо сделать».

Незыблемая основа духовно — нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Источник

Кочеткова Светлана Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание в семье. Проблемы семейного воспитания

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

С. Брант.

Семья является главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни — основная и главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к реалиям социальной действительности. Семья — первый и значимый институт в жизни каждого малыша.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции — большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Читайте также:  Значение физической культуры на развитие ребенка

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. От отношения родителей к детям, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие — как само собой разумеющееся, третьи — с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, — одна из самых актуальных проблем современной педагогики.Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому — через воспитание в родителях умения любить. Оказывается,это совсем не просто: научиться любить своих деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.

Растут дети,и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Родители — это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семьей главной задачи — воспитания детей. Но эти условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах,если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные занятия

Известно,как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению,дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения, речь и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.

Немаловажный вопрос в воспитании нового поколения играет и технологический прогресс. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют нашим детям куклы, машинки, конструкторы и мячи. У многих ребят уже в дошкольном возрасте появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой. Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как в какой — то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения или развития, а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т. п. Сегодня притягательность компьютера или планшета не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием.

Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор все более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают ее. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца. Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение.

Читайте также:  Развитие ребенка в возрасте трех лет

Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые педагог может использовать в воспитательной работе с родителями:

1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.

3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

4. Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного воспитания.

5. Личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей. 6. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

7. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

8. Оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность.

Именно поэтому родительство это, действительно, великая ответственность, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил священник Валентин Марков, «. ребенок вырос не сам по себе. Он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья – это целостный организм. И проблемы молодого росточка – это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви».

В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений – авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми нет контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что нужно окружать своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут, прежде всего, только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Источник