Стадия развития ребенка от 12 лет

Стадия развития ребенка от 12 лет thumbnail

Эта стадия еще более отличает Эриксона от Фрейда. У Фрейда это была стадия латентная, когда тело еще не достигло половой зрелости, мораторий на телесность и в то же время он учится как способ снятия напряжения. Но разве можно сказать, что переход к школьному обучению никак не отражаются на личности человека? Нет, это было бы совершенно неправильным. Эриксон видит очень важную задачу для личностного развития. Он ее обозначает как «научиться учиться». Очень правильный акцент: он не говорит, что нужно научиться писать, читать и считать. Он, конечно, все это учится делать, но самое главное — совсем другое. Человек встает перед задачей обучения. Как справляется взрослый человек с учебной задачей? Ведь уметь учиться это уметь организовать себя, уметь анализировать материал, уметь опираться и находить логические связи. Это очень важное качество, которое мы постоянно используем. И если человек научился учиться, у него появляется уверенность в себе, уверенность в своих силах. В сильном качестве личности у него появляется «чувство компетентности». Не сама по себе компетентность, как умение что-то делать, а чувство компетентности. Это ощущение даже зрелого человека, который знает, что если ему нужно будет что-то освоить — он сможет это сделать. Чувство компетентности дает вера в то, что если ему это понадобится, он это освоит и справится.

Неуверенность в себе, недоверие к своим возможностям в слабом варианте, как слабое качество личности. Осваивает эту способность учиться ребенок, конечно, в школьном социальном контексте и главным для него становится уже не родитель, а учитель. Авторитет учителя в начальной школе очень высок. Он часто выше, чем авторитет родителя. Если родитель попробует как-то скорректировать, ребенок ответит, что так сказал учитель. И получается, что именно от отношений с учителем зависит, появится ли у ребенка это чувство компетентности или нет. Кроме учителя — одноклассники. Которые, конечно в меньшей степени, но тоже создают условия формирования уверенности в себе. Они приходят в школу и ничего не умеют. Они все пришли учиться. Но они все верят в свои силы, ведь они все идут в школу за пятерками. Он абсолютно уверен в том, что сейчас у него будет успех и он идет за этим успехом. Почему это происходит? К дошкольнику никаких требований не предъявляют и у него есть безусловная любовь. Маленького ребенка обычно любят именно так: безусловной любовью. И у него на этом отношении, если все нормально, у него формируется уверенность, что он самый-самый. Но куда же это девается?

Ребенок приходит в школу и начинает осваивать. И учитель видит и сильных и слабых учеников и видит потенциал. Но если бы он свое мнение держал при себе, но к сожалению, он достаточно быстро делает его достоянием общественности и к концу первого класса мы уже видим, что класс поделен на сильных и слабых учеников. И это мнение поддерживается одноклассниками. И ребенок оказывается в таком большом окружении внешнего к нему отношения и завершается эта трансформация где-то к концу начальной школы. К концу начальной школы уже сам ребенок про себя говорит: «Я слабый ученик!» И это очень страшно, потому что это зачастую не совпадает с его объективными возможностями. Отнести себя к слабым зачастую может ребенок, у которого нет никаких ограничений, который мог бы справиться с самыми сложными заданиями, но он может быть, например, медлительным и тревожным. И это становится его идентичностью и дальше нарастает как снежный ком. Это ощущение недоверия к себе служит неким самоограничителем и он даже и не пытается пробовать свои силы. Хотя мог бы попробовать и решить.

В старших классах происходит период профессионального самоопределения. Есть школьники, которые сами говорят, что даже и пробовать не будут, потому что это не для него. Это отношение к себе, что я туда вообще не поступлю.

Большую роль играет семья. Это последняя стадия, на которой Эриксон вообще упоминает родителей. Дальше определяющее влияние на личностный рост оказывают совершенно иные группы. Успех/неуспех, конечно, складывается в школе. Но приходит ребенок с этим домой и свои отметки он несет домой. И вот у близкого взрослого есть еще возможность добавить на ту или другую чашу весов, ведь можно сказать: «Да, я от тебя другого и не ждал!» и добавить сомнение. Или другой родитель, который говорит: «Надо же двойка! Но я удивлен, что ты получил такую оценку при таком потенциале!»

О чем говорят педагоги родителям, которые ведут своего ребенка в первый класс? Они говорят о том, что школу нужно поддержать, что они должны выступать единым фронтом и это неправильно. Родительская роль это поддержка и защита и ничего другого.

Источник

Современным родителям знакомы понятия возрастная психология, этапы развития ребенка, «кризис 3-х лет» и прочие «кризисы». При этом они слабо представляют, что именно эти явления объединяет.

возрастная психология развитие ребенка

Немного теории

Как формируется ребенок? Есть ли психические механизмы у этих метаморфоз? Сначала ребенок преумножает количество умений, когда они пройдут «критическую массу», происходит качественный скачок, и образуются новые свойства (умения), которых не было раньше. Вместе с новшеством появляется и разногласие (ребенок «обновился», а среда – нет). Только решив появившееся противоречие, малыш шагает на следующий этап. И снова накапливаются навыки, снова рывок и расхождение со старым. Главные условие для естественного развития – это рождение конфликта на основе нового образования.

Этапы разделяют на два вида:

  1. длинные и спокойные периоды, когда происходит накапливание количественных навыков и появление нового в психике ребенка;
  2. короткие и бурные периоды, когда не стыкуется старое и новое. Называют такую фазу – кризис.

В понимании большинства людей, кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают». Хотя, психологи доказывают, что именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.

Смена двух периодов – это закономерность развития всех детей, на котором зиждется возрастная психология. Этапы развития ребенка – и спокойные и бурные – нельзя разделять и воспринимать отдельно друг от друга, это части единого процесса. С психологической точки зрения, прохождение этапов обусловлено не очередным днем рожденья (исполнилось 3 года, хоп – новая ступень), а рождением нового, возникновением противоречий. Если этого не происходит, психологи говорят о психическом замедлении.

Возрастные «ступеньки» развития

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.

возрастная психология этапы развития ребенка

Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка

В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.

Возрастная психология: этапы развития ребенка

Всякий возрастной отрезок уникален. Это скажет каждая чуткая родительница. Но куда и на что именно смотрят ученые, когда умными фразами «кромсают» детство? На конкретные метки. Психолог задается вопросами: 

  • появилось ли что-то новое;
  • какие отношения у «малютки» с окружающим миром;
  • какое «дело» самое-самое важное для него.

Ответы на эти краеугольные вопросы показывают: правильно ли растет ребенок, на какой «ступеньке» он прибывает.

Кризис рождения

возрастная психология этапы развития ребенкаДлится кризис первые 2 месяца после появления на свет «чуда». Что изменилось в жизни ребенка? Самое главное – положено начало для неповторимой психики. Взаимосвязь с миром довольно специфична: малыш беспомощен, полностью зависит от действий взрослого. В этом и заключается первый кризисный парадокс: полная зависимость от окружения и минимум возможностей для общения. Это станет толчком к последующим переменам.

Еще одно новшество – появление комплекса оживления, когда кроха сам проявляет инициативу в контактах. Появление этой реакции означает, что наступил спокойная стадия развития – младенчество.

Зачастую считают, что первые 6-8 недель – это 4 триместр беременности, когда мать и ее ребенок переживают разделение друг от друга. Маме нужно привыкнуть к тому, что ее малыш теперь не «животик», а новый отдельный от всех человек. Малыш же приноравливается к тому, что отныне нужно обращаться к другим, когда хочется кушать или ему некомфортно. Первые недели не просто нужно – это жизненная необходимость – держать малютку на руках, прикладывать к груди. Мама поймет, что ее «сокровище» всегда с ней, а малыш узнает, что все его просьбы «бегут исполнять» по первому «сопению».

Младенчество

Этапы развития кризис младенчестваВедущее на этом отрезке – эмоциональное общение с мамой. Если у ребенка не будет эмоционального толчка, то все может закончиться плачевно. Всем известны случаи госпитализма у малышей в детских домах и последующую психическую задержку. Криком и плачем ребенок демонстрирует нужду в маминой ласке: «возьми меня на руки, а то я буду плакать», «я уже не хочу есть, но ты меня не убирай от груди, а то заплачу», «я так сладко спал на руках, зачем убрали на кровать, немедленно возьмите назад», «ночью спать я буду только рядом с мамой».

Через позитивные эмоции мамы, через общение с ней малыш не только учится первым приемам взаимных отношений, но и познает мир окружающих предметов. Он все еще крайне зависим от близких людей, но постепенно перехватывает инициативу в общении.

Речь – это то новое, чего у ребенка еще не было. Речь имеет несколько формпассивная, активная и промежуточная – автономная. До года младенец понимает многие простые слова и сам пытается что-то «изобразить губами». Но получаются лишь некоторые слова, а все чаще странные звуки. Это и есть промежуточная стадия или автономная речь. Такое название она получила от того, что детская речь независима от книжного языка, понять кроху могут только близкие люди.

Кризис 1 года

Главное, что происходит на этой ступеньке – недолгая автономная речь. Она появляется и заменяется активной. У людей два способа контроля – биологический и речевой. До года над ребенком властвуют «биологические часы». Речь эти часы как бы «сбивает» на некоторое время. При этом, полновесного речевого контроля еще нет, речь только начинает складываться. В этом главный конфликт кризиса.

Как это выглядит внешне? Малыша, по фазам сна которого можно было «сверять часы», теперь невозможно уложить спать. Время, когда его «выносит» вообще невозможно предугадать. Появились необъяснимые вспышки гнева: секунду назад еще радостный малыш внезапно начинает драться. Чтобы покормить мальца, нужно огромное терпение и «вагон» времени. По времени, кроха уже должен хотеть есть (раньше так и было), а он мотает головой: «неть».

Ранний возраст

этапы развития ранний возрастНа этом отрезке нового в психике становится больше. Карапуз делает первые открытия: есть Я и МОЕ (мое тело, моя мама, мои вещи). Ближе к 3 годам прорастают зачатки самосознания и самооценки, и малышу крайне важно, чтобы любимый взрослый его признал и оценил.

Постигание своего «Я» влечет за собой первое уяснение пола: я – девочка или мальчик. Любопытство к полу («как у меня», «а как у тебя», «а почему у тебя есть, а меня нет») не несет в себе ничего эдакого, это просто одно из открытий. От того, как будут реагировать взрослые («нельзя», «фу», «еще маленький», «у мальчиков так, а у девочек по-другому») зависит как скоро эта тема сойдет на нет.

Из нового важно отметить самостоятельную речь, ребенок начинает стремительно осваивать: запас активных слов годовалого ребенка – 5-10 слов, трехлетки – 900-1000. Чтобы скачок в освоении речи произошел, ранний период должен сопровождаться бесконечными разговорами взрослых с маленькими говорунами. Но не все разговоры «одинаково полезны»: как, что и где говорить – все важно. Самые продуктивные беседы проходят в развивающих играх. Если на предыдущей ступеньке были важны эмоции, но на этой – «дело» (собрать пирамидку, вывалить из шкафа все вещи, погреметь кастрюльками, построить из кубиков башню). Ведь через, казалось бы, обычные «каляканье и игрульки» рождается еще одно новшество – сенсорные образцы (звука, вкуса, цвета, формы и прочего).

Главная работа этого периода – всевозможные действа с вещами и предметами. Ребенку важны положительные эмоции, но еще важнее сотрудничество в «деле»: я буду собирать пирамидку 100-тысячный раз, а ты смотри», «покажи еще раз, как прячется мячик в коробочку» и не важно, что это уже миллионный мамин показ.

Кризис 3-х лет

возрастная психология этапы развития ребенка кризис 3 летПо счету третий, а по сложности и остроте – первый. Наиболее известный всем мамам (да и папам тоже). Колоссальный эволюционный рывок рождает множество парадоксов. Первое из которых, противостояние «я хочу» и «я сам» с пока все еще ограниченными возможностями карапуза. Возникает противоречие на уровне «хочу – могу».

Примерно в возрасте 2-3 лет многие ребятишки начинают ходить в различные детские учреждения. Часто возникают ситуации с компонентами мягкого принуждения. Образуется второй конфликт на срезе «хочу – должен».

На этой стадии зарождаются первые «ростки» воли, детки становятся более самостоятельными. Но зачастую устоявшийся быт перестраивается медленнее (порой со «скрипом»), чем взрослеют трехлетки, что рождает еще одно столкновение.

Все сложившиеся противоречие дают очень острую форму кризиса. Ребенок вдруг трансформируется в какого-то упрямого тирана, революционера и бунтаря. На все призывы и уговоры взрослых ответ один – «сам» и «нет». И это нормально. Такой буйный нрав – другая грань воли.

Дошкольное детство

Основная «работа» всех дошколят – игра. Через нее, как через игольное ушко проходит все ниточки физического, эмоционального, умственного роста. Всеобъемлющая способность ребенка: играя, учиться – становится «цементом» всех обучающих методик.

Общение протекает в двух формах (примерно до 4-6 лет и после). Для младших дошколят предпочтительный партнер – старший, именно связка «ребенок – взрослый» дает толчок к росту. Ребятишки постарше уже предпочитают играть «на равных».

Важное новшество дошколят – это появление умения себя «заставить», это особый элемент воли (не хочу, но могу). Главным же образованием считается целый комплект желаний и умений, когда ребенок готов идти в школу.

Кризис 7 лет

возрастная психология кризис 7 летЭтот период схож с кризисом 1 года. Повзрослевший человечек как будто заново учится «ходить», он регулирует действия и поступки усилием воли. Это влияет на то, что эмоции «отделяются» от мыслей. 7-летка уже распознает свои чувства и пытается их координировать, как обычные физические навыки. Отсюда главный конфликт: понимает, что «несет», но управлять эмоциями ему очень трудно.

Как это выглядит со стороны? Кажется, что вся манера держаться неискренняя, ребетенок ведет себя наигранно, подчас чопорно и неестественно. А все потому, что старый образец действий утрачивается, а новый пока не наладился.

Школьный возраст

Первостепенная «работа» школьника – учение. Причем учиться для него желательно с таким же интересом и рвением, как раньше играть. Это существенный момент для полноценного становления.

Новое для него, чего не было до того, это – рождение внутреннего мира, где ребенок способен думать «про себя» и «о себе». Вообще, думать, в смысле логически размышлять – это еще одно новшество этой ступени грядущих изменений. Самооценка напрямую зависит от успехов в учебе, в умении наладить контакт со сверстниками.

На первое место уходит школьная жизнь. И здесь очень важны для школьника авторитетные взрослые, в прямом смысле слова. Умный, честный, «крутой», просто «высшая инстанция» – теперь это идеал, к которому растущий человек стремится. В тоже время, зарождение критичности позволяет ему довольно точно оценить различные поступки и черты личности взрослого («жадный», «злой», «дурак»). Дети 9-11 лет не любят фальши. И даже порой необходимую гибкость воспринимают в «штыки», они «за правду».

В отношении к учебе у 7-летнего школьника и 13-летнего подростка безусловно есть отличия. Семилетка бежит «в» школу (ему нравится сам процесс учебы, статус ученика), а в 13 лет бежит «от» нее (предпочитает любимые предметы, а не само учение).

Ближе к 13 годам школьники предпочитают контакты с ровесниками одного с ними пола. Но постоянных компаний с близкими друзьями еще нет.

Кризис 13 лет

возрастная психология этапы развития ребенка кризис 13 летЭтот период похож на кризис 3-х лет, по сути, и по остроте протекания. В 3 года заявляет о своем телесном «Я», в 13 лет – о социальном «Я». Те же разногласия между «хочу – могу» и «хочу – должен». С одной стороны, стремление к идеалу, его поиск. А с другой стороны, разумное понимание его недосягаемости, чрезмерная критичность к окружающим. И, как следствие, свержение авторитетов. Многие подростки теряют интерес к учебе («не хочу», «не интересно»), у них появляются тройки и двойки, падает успеваемость.

Остроту кризису добавляет стремительное созревание мозговых структур, что объективно дает тинэйджеру резкое взросление. Тогда как субъективная оценка окружающих остается прежней – «ребенок», «да что ты понимаешь». Раньше эта граница проходила между детством и зрелостью.

Как это выражается? Повзрослевший «отрок» часто становится неуправляем, грубит, остро реагирует на запреты и ограничения.

Пубертат

Юноши и девушки продолжают грызть гранит школьной науки, но главной их заботой становится общение со сверстниками, причем разного пола. Они разбиваются на небольшие компании, мнение которой становится порой важнее, чем родительское. «Я» плавно смещается на «Мы».

Одно из «приобретений» возраста – это половое созревание. В организме подростка одномоментно «взрываются» новые («взрослые») гормоны, растет пристальное внимание к противоположному полу. Постепенно возвращаются и другие увлечения, но в это переходное время родителям кажется, что дитятко вообще ничем не интересуется.

возрастная психология развитие ребенка пубертат

Главные же образование данной ступени – понимание того, что ребенок на самом деле стал взрослым. Насколько спокойно будет протекать пубертат, зависит от поведения и реакций взрослых. Примут ли они взросление своего ребенка или, юноше/девушке придется через протест доказывать свою взрослость, теряя энергию и силы. При нормальном развитии повзрослевшие дети начинают:

  • лучше учиться, поскольку у них для этого появляются дополнительные мотивы;
  • влюбляться, вступать в романтические отношения;
  • пристально следить за внешним видом.

Если подростковый кризис не затянется, то на этом этапе школьник становится спокойнее, начинает аргументировано доказывать свою точку зрения.

Кризис 17 лет

Период напоминает кризисы 1 и 7 лет, когда происходила наладка контроля, сначала над телом, потом над эмоциями. В 17 лет молодые люди пытаются регулировать свое поведение согласно ценностям и смыслам их жизни.

Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, наблюдается тщательно осмысление всевозможных «зачем и ради чего жить». А с другой стороны, критичность ума и отсутствие опыт порой затрудняет выбор для молодого человека, ввергая его в бесконечные сомнения, раздумья, самокопания.

Поведение молодого человека становится противоречивым, сегодня он верит в одно, завтра в другое. Он часто впадает в состояние «не трогайте меня, я думаю», стремясь к уединению.

Понятия «возрастная психология», «этапы развития ребенка», «кризисы детства» — части одного целого беспрерывного процесса. Как белые клавиши на пианино чередуются с черными, так и разные периоды сменяют друг друга. Мамы, которые научаться чувствовать малейшие метаморфозы в развитии своей «кровиночки», будут «звучать» с ней в унисон.

Источник