Современные педагогические технологии познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Аноним
Консультация «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Чем же технология отличается от методики?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае образовательной, совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Образовательная технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т. е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:

• концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

• содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

• процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала, диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

• гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;

• целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

• учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

• учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

• комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

• педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

• профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Принципиально важной стороной в образовательной технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• проектной деятельности;

• исследовательской деятельности;

• информационно-коммуникационные;

• личностно-ориентированные;

• игровую;

• ТРИЗ;

• коррекционные и др.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий, предложенная учёными Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Они выделяют пять видов технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Современные технологии познавательного развития предполагают — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель, которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его, как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

Дадим характеристику каждой из них

1. К первой стадии относится любопытство –элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает. Интерес может служить его начальным толчком.

Читайте также:  Программа социального развития ребенка с овз

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста можно определить как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности как активного видения мира.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности –учебно-познавательная задача. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы–это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия–это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие–это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

Цель технологии познавательного развития дошкольников – повышение уровня развития познавательных и творческих способностей посредством специальных игр и упражнений.

Использование игр на развитие познавательной сферы повышает мотивацию ребенка при развивающей работе (знания, умения и навыки усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов детей в реальном для них процессе). Дети, получая удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

Познавательное развитие включает:

формирование мотивации к познанию;

организацию познавательных действий;

развитие творческой фантазии и деятельности;

становление самосознания;

формирование начальных представлений о себе и других людях

Методы познавательного развития дошкольников

Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, образовательный процесс должен включать различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.

Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.

Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация совместных занятий

Совместные занятия проходят в форме сюжетно-дидактических игр. Педагог вовлекает детей в игру, показывая собственную заинтересованность и увлеченность. Кроме того, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри, в качестве компаньона.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

информационно-коммуникативные технологии;

поисковая и исследовательская работа;

проектная работа;

игровые технологии.

В центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;

Читайте также:  Глен доман гармоничное развитие ребенка читать бесплатно

— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

—регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интереса следует:

— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

развивать у детей чувство собственного достоинства.

Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с 3 летнего возраста.

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Таким образом, внедрение в практику современных технологий позволяет

поднять познавательную активность дошкольников на более высокий

уровень. Старшие дошкольники получают старт развитию мотивов учения,

вводных навыков и обучаемости, достигают должного уровня формирования

всех аспектов готовности к школьному обучению, накопив значительный

познавательный опыт во время занятий в детском саду.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Источник

 «Педагогические технологии

в познавательном развитии дошкольников»

Актуальность:

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является – 

1. Технология  детского экспериментирования.

Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде.

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

В групповом помещении старшей группы был создан центр для детского
экспериментирования под названием «Наша лаборатория», в котором
содержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки,
различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита и
воронки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами,
пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры
цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические
предметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное
взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров),
создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку
реализовать свою любознательную и познавательную активность
-информационно-коммуникативные технологии

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

2. Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Для обеспечения познавательной активности детей в нашей группе широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. В нашей старшей группе были разработаны познавательно-исследовательские проекты «Мыльная история», «Магнитные чудеса».

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности

Читайте также:  Негосударственное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад

3. Технология исследовательской деятельности.  Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Коллекционирование -одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. В нашей группе есть коллекция камней, коллекция морских ракушек, магнитов, гербарии. Для обеспечения познавательной активности детей в нашем детском саду широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление.

4. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

5. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.).

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

ИКТ в работе современного педагога:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Создание  условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

7. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

8. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Источник