Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка thumbnail

Теорию
конвергенции,
или,
как
ее
еще
называют,
теорию
двух
факторов,
разработал
немецкий
психолог
В.
Штерн
(1975–1938), который
был
специалистом
в
области
дифференциальной
психологии,
рассматривающей
взаимоотношения
биологического
и
социального
факторов.
Суть
этой
теории
заключается
в
том,
что
психическое
развитие
ребенка
рассматривается
как
процесс,
складывающийся
под
влиянием
наследственности
и
среды.
Основной
вопрос
теории
конвергенции
состоит
в
том,
чтобы
установить,
как
возникают
приобретенные
формы
поведения
и
какое
влияние
на
них
оказывает
наследственность
и
окружающая
среда.

В
это
же
время
в
психологии
существовали
две
теоретические
концепции,
эмпиризм
(«человек
– чистая
доска»)
и
нативизм
(существуют
врожденные
идеи).
Штерн
полагал,
что
если
есть
основания
для
существования
этих
двух
противоположных
точек
зрения,
то
истина
заключается
в
их
соединении.
Он
считал,
что
психическое
развитие
есть
соединение
внутренних
данных
с
внешними
условиями,
но
ведущее
значение
все
равно
остается
за
врожденным
фактором.
Примером
тому
может
служить
следующий
факт:
окружающий
мир
поставляет
ребенку
материал
для
игры,
а
то,
как
и
когда
он
будет
играть,
зависит
от
врожденных
компонентов
инстинкта
игры.

В.
Штерн
был
сторонником
концепции
рекапитуляции
и
говорил,
что
ребенок
в
первые
месяцы
младенческого
периода
находится
на
стадии
млекопитающего:
это
подтверждается
неосмысленным
рефлекторным
и
импульсивным
поведением;
во
втором
полугодии
жизни
он
достигает
стадии
высшего
млекопитающего
(обезьяны)
благодаря
развитию
схватывания
предметов
и
подражания;
в
дальнейшем,
овладев
прямохождением
и
речью,
достигает
начальных
ступеней
человеческого
состояния;
в
первые
пять
лет
игры
и
сказок
он
стоит
на
ступени
первобытных
народов;
новый
этап
– поступление
в
школу
– сопряжен
с
овладением
социальными
обязанностями
более
высокого
уровня.
Первые
школьные
годы
связаны
с
простым
содержанием
античного
и
ветхозаветного
миров,
средние
классы
– с
христианской
культурой,
а
годы
зрелости
– с
культурой
нового
времени.

Теорию
конвергенции
развития
подтверждают
высказывания
о
том,
что
«яблоко
от
яблони
недалеко
падает»
и
«с
кем
поведешься,
от
того
и
наберешься».
Английский
психолог
Г.
Айзенк
(1916–1997) считал,
что
интеллект
на
80 % определяется
влиянием
наследственности
и
на
20 % – влиянием
среды.

Австрийский
психолог
3. Фрейд
создал структурнуютеориюличностиоснову
которой
составил
конфликт
между
инстинктивной
сферой
душевной
жизни
человека
и
требованиями
общества.
Он
считал,
что
каждый
человек
рождается
с
врожденными
сексуальными
влечениями,
которые
впоследствии
находятся
под
контролем
«Сверх-Я»
и
«Оно».
«Оно»
– это
внутренняя
психическая
инстанция,
которая
под
влиянием
запретов
выделяет
из
себя
маленький
кусочек
«Я».
«Сверх-Я»
– инстанция,
ограничивающая
человеческие
влечения.
Получается,
что
на
«Я»
давят
«Оно»
и
«Сверх-Я».
Это
типичная
схема
двух
факторов
развития.

Психологи
смогли
установить
влияние
биологического
и
социального
аспектов
на
процесс
развития,
наблюдая
за
близнецами
и
сравнивая
полученные
результаты
Этот
метод
назвали методомблизнецовКак
показал
Д.Б.
Эльконин,
с
методологической
точки
зрения,
в
исследовании
близнецов
есть
один
серьезный
недочет:
проблема
наследственного
фонда
рассматривается
с
позиций
тождественности
или
нетождественности,
а
проблема
средовых
влияний
всегда
рассматривается
с
позиции
тождественности.
Но
не
существует
одной
(одинаковой)
социальной
среды,
в
которой
воспитываются
близнецы
– обязательно
надо
учитывать,
с
какими
элементами
среды
ребенок
активно
взаимодействует.
Поэтому
для
получения
достоверных
результатов
надо
выбирать
такие
ситуации,
в
которых
уравнение
содержит
не
одно,
а
два
неизвестных.
Отсюда
вытекает
вывод,
что
при
помощи
данного
метода
могут
изучаться
индивидуальные
различия,
а
не
проблемы
развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975—1938) — специалист в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит втом, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывают наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции: эмпиризм («человек — чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи).

Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущая роль все равно принадлежит врожденным факторам. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка дауна

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и утверждал, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, он достигает начальных ступеней человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов с их мифологическим сознанием; новый этап — поступление в школу — сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с изучением основ наук и письменных текстов в духе античного и ветхозаветного миров, средние подростковые классы — с христианской культурой Средневековья с характерным для нее фанатизмом, а годы юности — с культурой и цивилизацией Нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916—1997) считал, что интеллект на 80% определяется влиянием наследственности и на 20% — влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии попадают под контроль «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» — это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» — инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты. Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д. Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов

есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы — необходимо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, но не глобальные проблемы развития.

Источник

Теория конвергенции, имеющая также название теории двух факторов, предложил психолог из Германии В. Штерн (1871-1938 гг.), который был специалистом в сфере дифференциальной психологии, занимающейся рассмотрением взаимоотношений социального и биологического факторов. Смысл данной теории состоит в том, что психическое развитие детей рассматривают в качестве процесса, складывающегося под воздействием среды и наследственности. Главный вопрос теории конвергенции заключается в том, чтобы определить, как именно появляются приобретенные формы поведения и какое именно влияние на них оказывает окружающая среда, а также наследственность индивида.

Концепции эмпиризма и нативизма

В то же самое время в психологии существовали следующие теоретические концепции: эмпиризм (то есть «человек – это чистая доска») и нативизм (есть врожденные идеи).

Штерн считал, что если существуют основания для существования данных противопоставленных точек зрения, то истина должна заключаться в их объединении. Он полагал, что психическое развитие человека – это объединение внутренней информации с внешними условиями, но главенствующая роль при этом отведена именно врожденным факторам.

Пример 1

Ярким примером этому может служить тот факт, что окружающий мир дает ребенку материал для игры, но то, когда и как он начнет играть, уже зависит от врожденных составляющих инстинкта игры.

Сам Штерн был приверженцем концепции рекапитуляции и полагал, что ребенок в начальные месяцы младенческого периода находится еще на стадии млекопитающего, и это доказывается неосмысленным импульсивным и рефлекторным поведением; во время второго полугодия жизни он приходит уже к стадии высших млекопитающих (то есть обезьян) из-за развития хватания предметов, а также подражания; далее, освоив прямохождение и речь, он переходит к начальным ступеням человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он становится на уровень первобытных народов с их чисто мифологическим сознанием; следующий этап – это поступление в школу – связан с овладением уже социальными обязанностями намного более высокого уровня. Начальные школьные годы связываются с изучением базы наук, а также письменных текстов сходно с античным и ветхозаветным миром, а средние подростковые классы – с христианской культурой Средних веков, характеризующейся фанатизмом, а период юности – уже с культурой, а также цивилизацией Нового времени.

Читайте также:  Развитие ребенка по месячному ребенку

Теорию конвергенции развития также подтверждают утверждения того, что «яблоко от яблони недалеко падает», а также «с кем поведешься, от того и наберешься». Психолог из Англии Г. Айзенк (1916-1997 гг.) полагал, что интеллект на восемьдесят процентов определяется воздействием наследственности и лишь на двадцать – окружающей среды.

Структурная теория личности

Психолог из Австрии З. Фрейд создал собственную структурную теорию личности, базу которой составил конфликт таких сфер, как инстинктивная сфера душевной жизни индивида, а также требования общества. Он полагал, что любой индивид приходит в мир с врожденными сексуальными влечениями, которые затем попадают под контроль таких структур, как «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» представляет собой внутреннюю психическую инстанцию, которая под воздействием запретов выделяет из себя небольшую часть «Я». «Сверх-Я» – это инстанция, которая ограничивает людские влечения. Считается, что на «Я» оказывают давление «Оно» и «Сверх-Я». Это классическая схема двух факторов развития.

Метод близнецов

Психологи установили воздействия биологического и социального аспектов, на процесс развития, проводя наблюдения за близнецами, а затем проводя сравнение полученных результатов. Данный метод получил название метод близнецов. По воззрениям Д.Б. Эльконина, с методологической точки зрения, в проведении исследований близнецов существует один важный недочет: он состоит в том, что проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности либо же нетождественности, а уже проблема средовых воздействий всегда рассматривается с точки зрения тождественности. Но нет единственной социальной среды, в которой бы воспитывались близнецы – нужно брать в расчет, с какими именно элементами среды ребенок наиболее активно взаимодействует. Из-за этого для получения правильных результатов стоит выбирать такие ситуации, в которых выдвинутое уравнение имеет не одно, а уже два неизвестных. Можно сделать вывод, что с помощью этого метода возможно изучать индивидуальные отличия, но отнюдь не глобальные проблемы развития.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Основной
предмет исследования

Развитие психики

Методы
исследования

Наблюдения

Основные
понятия

Задатки,
наследственность, одаренность

Основные
идеи

Стадии детского
развития, этапы становления мыш­ления,
речи и других сторон психики ребенка

Факторы
развития

Конвергенция
факторов наследственности и среды

Ценное

Принцип целостности
личности. Взаимодействие, взаимовлияние
внешних и внутренних факторов раз­вития

Направления
критики

Акцент на
наследственности, а среда как внешний
фактор, проявляющий уже изначально
данное

Конфликт между
внешними воздействиями (давлением
среды) и внутренними склонностями
ребенка имеет, по мнению Штерна,
принципиальное Значение для развития,
так как именно отрицательные эмоции
служат стимулом для развития самосознания.
Таким образом, Штерн доказывал, что
эмоции связаны с оценкой окружающего,
они помогают процессу социализации и
развитию рефлексии у детей.

Штерн утверждал,
что существует не только общая для всех
детей определенного возраста нормативность,
но и нормативность индивидуальная,
характеризующая конкретного ребенка.
В числе важнейших индивидуальных свойств
он называл индивидуальные темпы
психического развития, которые проявляются
в скорости обучения.

Штерн
уделил внимание и вопросам познавательного
развития, исследуя этапы развития
мышления и речи, впервые провел
систематическое наблюдение за процессом
формирования речи. Результаты этой
работы нашли отражение в книге Штерна
«Язык детей » (1907). Выделив пять основных
этапов в развитии речи у детей, Штерн
детально описал их, фактически разработав
первые норма-тивы в развитии речи у
детей до 5 лет. Он первым обратил внимание
на перелом в развитии детской речи (в
возрасте около полутора} лет), который
связан с открытием ребенком «значения»
слова, а именно того, что каждый предмет
имеет свое название; выделил ocновные
тенденции речевого развития — переход
от пассивной речи к активной и от слова
к предложению.

Идеи В. Штерна
повлияли практически на все области
детской психологии (исследование
когнитивных процессов, изучение развития
эмоций, личности, периодизации развития)
и на взгляды многих выдающихся психологов,
занимавшихся проблемами психики ребенка.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка воронеж

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды

Социолог
и этнопсихолог М. Мид стремилась показать
ведущую роль социокультурных факторов
в психическом развитии детей. Сравнивая
особенности полового созревания,
формирования структуры самосознания,
самооценки у представителей разных
народностей, она подчеркивала зависимость
этих процессов в первую очередь от
культурных традиций, особенностей
воспитания и обучения детей, доминирующего
стиля общения в семье. Введенное ею
понятие инкулътурации
как
процесса научения в условиях специфической
культуры обогащает общее понятие
социализации.

Мид
выделила три типа культур в истории
человечества — постфигуративные (дети
учатся у своих предшественников),
кофигура-тивные (дети и взрослые учатся
в основном у сверстников, совре­менников)
и префигуративные (взрослые могут
учиться и у своих детей)1.
Ее взгляды оказали большое влияние на
концепции психо­логии личности и
возрастной психологии; она наглядно
показала роль социального окружения,
культуры в формировании психики ребенка.

Таким образом, мы
проследили постановку проблемы
детерми­нации психического развития
в теоретических положениях и эмпи­рических
исследованиях ряда крупнейших психологов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:

1.
Обозначьте основные тенденции в развитии
возрастной психологии в период первой
трети XX
в.

2. Какие существуют
принципиальные позиции по проблеме
детерминации психического развития
человека?

3. Как решался
вопрос о детерминации психического
развития детей в под­ходах М. Монтессори
и А. Гезелла? Какие педагогические выводы
логи­чески следуют из их взглядов?

4. Какова основная
идея теории К. Бюлера?

5. В чем ограниченность
метода зоопсихологического эксперимента
в дет­ской психологии? Что можно и что
нельзя установить с его помощью?

ЗАДАНИЕ

Прочитайте отрывок
из воспоминаний участника опытов А.
Гезелла. Най­дите упоминания о схеме
организации исследования и методах
изучения детского развития, использованных
Гезелдом:

«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые
мы с ним встретились в Нью-Хайвене, когда
я был еще ребенком: меня, 10-месячного
малыша, мама принесла тогда на очередной
осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл
всегда охотно разгова­ривал с мамой
обо мне, много расспрашивал и одновременно
записывал в свою тет­радку все, что
она рассказывала ему. Отец обычно не
ходил с нами на эти осмотры.

Как только мы появлялись в лаборатории,
меня помещали под какой-то стек­лянный
купол и вокруг начиналась невообразимая
суматоха. Мне не было видно, что все эти
люди в белых халатах делали там, снаружи,
зато они наблюдали все, что про­исходило
под куполом, но об этом я тогда не
догадывался. Мне разрешали играть в
самые разные красивые игрушки, а когда
я научился говорить, стали задавать мне
массу вопросов.

Я был одним из сотен малышей, которых
изучали в Йельской детской поликли­нике,
организованной доктором Гезеллом в
1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то
оказался участником наиболее масштабных
за всю историю науки исследований и
экспериментов по проблемам развития
детей, начиная с рождения.

Теперь мне ясно, что те долгие беседы
доктора Гезелла с мамой были построены
по типу интервью: он задавал вопросы —
сначала просто о моем самочувствии, а
по­том, когда я пошел в школу, о моем
поведении и успехах, а мама подробно
отвечала на них.

Все мои игры записывались
на кинопленку (кинокамера была прикреплена
к металлическим частям стеклянного
купола. Эти игры и вопросы представляли
собой серии тестов, предназначенных
для выяснения всех изменений, которые
происходили со мной от посещения к
посещению знаменитой поликлиники
доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б.Е., Скин П.
Развитие
ребенка и его отношений с ок­ружающими.
М., 1992. С. 36-37).

Дополнительная
литература:

Гальперин
П.Я.
К
проблеме биологического в психическом
развитии человека // Возрастная и
педагогическая психология: Тексты. М.,
1992. С. 34—49.

Природа ребенка
в зеркале автобиографии: Учебное пособие
по педагогической ан­тропологии / Под
ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М.,
1998.

Роль наследственности
и среды в формировании индивидуальности
человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.,
1988.

Рубинштейн
С.А.
Основы
общей психологии. М.,
1989.

Leach
P.
Children
first: What our society must do — and is not doing — for our
children today.. N.
Y.,
1994.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник