Тенденции обучения и развития для ребенка
С каждым годом мир меняется и развивается. Темп жизни ускоряется, появляются новые проекты, стартапы и профессии, возникают нестандартные проблемы. Изменчивость мира рождает новые требования к детям, к тому, какими они будут и кем станут.
Все возникающие инновации для детей должны отвечать потребностям нового поколения. Развитие ради развития окончательно потеряло смысл, теперь мы живём в очень прагматичном мире.
Актуальными остаются только те инновационные направления, которые несут конкретную пользу и применимы на практике.
Направления инновационного развития детей
Дети отличаются от родителей, это свойственно любому поколению. Но такого контраста взглядов и кардинальных отличий между поколениями история ещё не знала. Тип мышления современной молодёжи сильно отличается от мышления взрослых. Цифровая эпоха, появление инноваций и широкое распространение нового, стирание границ между виртуальным и реальным миром накладывают свой отпечаток на всех людей. И если взрослые вынуждены перестраивать мышление, то младшее поколение растёт в таком мире с самого рождения.
Инновации для детей востребованы в тех областях, которые понадобятся ребёнку в будущем.
Ниже перечислены основные направления инновационного развития, в которых создаётся больше всего разработок:
- Организация работы в условиях многозадачности. Огромный объём информации, масштабность возникающих вопросов – всё это приводит к новым способам деятельности. Без организованности, умения переключаться и вовремя давать себе отдохнуть, детям будет непросто. Обучение навыкам многозадачности (с учётом возрастных особенностей) должно начинаться с раннего детства.
- В будущем будут востребованы навыки работы в коллективе, это тенденция развития общества. Умение работать в команде, отстаивать точку зрения и при этом с уважением относиться к границам других людей – навыки, которые нужно развивать.
- Чтобы вырастить социально адаптированных и здоровых личностей, взрослые должны дать детям творческую свободу, помочь раскрыть их сильные и слабые стороны. Не нужно воспитывать универсальных солдат, которые одинаково хороши в любой деятельности. Инновации помогают легко справиться с этой задачей.
- Обработка больших объёмов информации. Инноваций в этой сфере больше всего. Пресловутое клиповое мышление, о котором активно говорят последние несколько лет, одновременно и мешает, и помогает обрабатывать информацию. Изменения в мышлении уже произошли, это нужно принять и не пытаться переделать детей. В клиповом мышлении скрыт огромный потенциал, который при правильном использовании приносит отличные результаты.
Любые инновации направлены на то, чтобы сделать жизнь лучше, эффективнее и счастливее.
Разработка и внедрение инноваций, создание технических новинок, образование по новым программам одинаково важны для гармоничного развития детей, это вклад в будущее человечества.
10 инноваций 2019 для детей: основные направления развития
На конкретных примерах можно увидеть, в каких именно областях будут применяться инновации для детей в 2019 году.
IT-академии и технопарки
Создание технопарков и IT-академий, расширение и увеличение их количества во всех странах. Изучение программирования – не каприз и не дань моде. Это способ научить ребенка думать, решать задачи, всесторонне рассматривать проблемы.
Финансовая и бизнес грамотность
Изучение бизнес- и финансовой грамотности. Успешные стартапы, которые реализуют дети, давно не шокируют. Умение распоряжаться деньгами, зарабатывать их и вкладывать обязательно для любого современного человека, и лучше эти навыки получить в детстве.
VR-технологии
Системы получения знаний со встроенной дополненной реальностью. Инновации в обучении и воспитании успешно применяются и внедряются, однако в большинстве школ детей учат по-старому, так как техническая база далека от совершенства. В 2019 году образовательные программы нового типа, в том числе и с использованием VR-технологий, станут доступнее.
Современные технологии и программы
Разработка и внедрение в массы приложений и программ, которые помогают организовать своё время. Эффективный тайм-менеджмент –проблема, которая актуальна не только для взрослых бизнесменов.
В растущем потоке информации и дел без специальных навыков и инноваций ориентироваться сложно и неудобно.
Здоровый образ жизни
Мониторинг физического состояния, как одно из инновационных направлений развития. Согласно исследованиям, 80% людей всех возрастов ведут неправильный образ жизни. Благодаря различным гаджетам, начиная от приложений в телефоне и фитнес-трекеров и заканчивая приборами для неинвазивного измерения уровня сахара в крови, следить за своим физическим состоянием стало проще. Доступность этих технологий и их распространение в перспективе должна ощутимо улучшить здоровье людей.
Инновации в сфере развлечений
Пресыщенность информацией и низкая физическая активность приводят к тому, что дети сильно утомляются, поэтому развлечения и отдых должны быть активными.
Без правильно организованного досуга не получится сформировать социально успешную личность.
Дополнительное образование, как норма жизни
Ряд профессий перестанут быть востребованными в течение ближайших десяти лет. Поэтому так важно развивать навык обучения на протяжении всей жизни. Без высокой адаптивности и умения развиваться в будущем будет сложно конкурировать на рынке труда.
Тенденция к раннему обучению
Речь идёт не об «английском и хороших манерах с пелёнок». Новые программы обучения составлены таким образом, чтобы дети с первых классов школы обучались максимально эффективно. Учёба постепенно становится не просто абстрактным обменом набором знаний, а приобретает прикладной характер.
Безопасность в сети
Разбор основных правил безопасного поведения в интернете. Границы между реальным и виртуальным миром стираются, поэтому необходимо учить детей адекватному поведению в сети, умению выстраивать личные границы. Взрослые должны объяснять на конкретных примерах, почему эти навыки обязательны и на что они влияют.
Социальная благотворительность
Во многих образовательных учреждениях вводятся программы волонтёрской работы для детей. Такие проекты обучают навыкам работы с самыми разными людьми, воспитывают толерантность и формируют правильные ценности.
Все вышеперечисленные инновации для детей объединяет одно: неуклонно изменяющийся мир, с новыми запросами и требованиями ко всем людям. Эти перемены пугают и вызывают отторжение, но они неизбежны. Инновационные разработки, которые создают и внедряют по всему миру, облегчают работу учителей, помогают родителям в воспитательной и образовательной деятельности. Новые способы работы нужны и важны.
Наши дети будут жить в мире, которого мы пока не знаем. Раньше главной задачей взрослого было передать знания и воспитать человека, который проживёт точно такую же жизнь, какая была у его родителей. Столкнётся с такими же проблемами и вопросами. Но сегодня люди разных возрастов оказались в одинаковом положении, и у взрослых гораздо меньше преимуществ. Всё, что можно сделать – не просто учить молодое поколение и разрабатывать для них инновационные программы. Учиться и меняться вместе с ними, и вместе строить наше будущее.
Источник
Наталья Трушина
Современные тенденции развития дошкольного образования
Введение
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим развития. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
4
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции:
— субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
— психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
6
По мнению В. Т. Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее, проведению совещаний по обмену опытом и т. п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В. А. Сластенину, — процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни
7
педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл. 1.2.).
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
— человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
— целостности педагогического процесса и комплексности целей;
8
— активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
— демократизации и гуманизации;
— системности и целостности управления;
— централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
— единоначалия и коллегиальности;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:
— совмещение инновационных программ с уже существующими;
— сосуществование представителей различных педагогических концепций;
— раскол педагогического сообщества;
— несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
9
— потребность в новом научно-методическом обеспечении;
— потребность в новых педагогических кадрах;
— приспособление новшеств к конкретным условиям;
— проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
— проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В. Т. Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ:
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т. д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.
10
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.
11
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
— забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Источник