Направления развития ребенка по вераксы

Виктория Лаптева
«Овладение методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы

В течении учебного года дети 2 младшей средней группы развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали положительную динамику развития. Воспитательно-образовательный процесс ориентирован на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой.

Образовательная деятельность группы осуществлялась, исходя из годовых задач и в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

Поставленные цели и овладение методикой работыдостигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения.Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, хуожественно-эстетическое.

Систематически, в первой половине дня с детьмипроводилась организованная образовательная деятельность по следующим областям:

— образовательная область «Социально-коммуникаивное развитие»;

— образовательная область «Познавательное развитие»;

— образовательная область «Речевое развитие»;

— образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;

— образовательная область «физическое развитие».

При проведении образовательной деятельности использовались, как традиционные методы работы (например, наблюдение, беседа, сравнение, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы (в занятия включались пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, речевые игры).

Положительное влияние на процесс обучения и овладения методикой работы с детьми оказало сотрудничество воспитателя и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, анализ усвоения детьми программногоматериала показал следующие результаты:

-Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Беседы проходили во второй половине дня. В ходе беседу детей формировалось элементарное представление о том, что такое хорошо и, что такое плохо («Ссориться не будем», «Как поступить!» и др.). Мы старались создать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного и заботливого отношения к окружающим.

Велись также беседы о безопасном поведении на проезжей части улицы («Правила и безопасность дорожного движения», «Осторожно на дороге», рассматривание макета дороги с дорожными знаками, обыгрывание различных ситуаций на проезжей части.

Социально-коммуникативное развитие осуществлялось и через игру. В ходе сюжетно-ролевых игр,таких как : «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин» у детей формировалось доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, учились разрешать конликты.

Также важным направлением в этой области является патриотическое воспитание.В этом направлении мы провели следующие мероприятия: утренник, посвященный Дню Защитника Отечества; тематические выставки рисунков и поделок, изготовленные с родителями ко Дню Защитника Отечества, дню Победы, Пасхе. Для родителей были подготовлены папки-передвижки с информацией и интересных фактах о данных праздниках.

Рассматривание иллюстриций из книг о войне и военнной технике, беседы о защитниках нашей Родины, чтение художественной литературы («Похождение жука-носорога», «Волшебное колечко» К. Паустовского, заучивание наизусть стихотворений А. Барто «Кораблик», «Самолет построим сами», «Мы мужчины» также способствовало социально-коммуникативному развитию детей.Осуществлялась продуктивная деятельность: «Летящие самолеты», «Звезда», «Корабль», «Флажки».

Читайте также:  Психолог по развитию памяти у ребенка

С детьми проводились беседы о семье, семейных традициях и праздниках (Пасха, Масленица и др.) , детском саде.

Трудовое воспитание является неотьемлемой частью социально-коммуникативного развития детей. У нас в группе ежедневно организуются трудовые поручения для ребят в группе и на улице во время прогулок (организация коллективного труда по уборке игрушек в группе, организация труда с небольшими группами детей, организация ручного труда). Благодаря этому закладывается базовая основа трудовых умений детей и представления о труде взрослых, разнообразии профессий.

Важным фактором в воспитании ребенка, в приобретении им социализации является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Поэтому одной из главных наших задач является сотрудничество «педагог-дети-родители».

— Образовательная область «Познавательное развитие»:

Эта область включает в себя развитие познавательно-исследовательской деятельности. У детей 2 младшей средней группы исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов, эксперементирование и наблюдние.Эксперементирование осуществляется во всех сферах деятельности: во время приема пищи, на занятиях, в игре, на прогулке, во время сна, умывания. Проводили простейшие опыты с водой, напримет, «Почему осенью бывает грязь?». Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» (пробует на вкус, нюхает, щупает и т. д.). Также мы используем обьекты для экспериментирования и упорядочивания, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. Этот материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными процессами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики рук.

На занятиях знакомились со свойствами и качеством разных материалов (дерево, бумага, ткань,стекло, металл).

С детьми выполняем простые действия, например, выкладывание картинок с теми явлениями природы, которые наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляем последовательность одевания и на кукле, и по схеме, и при одевании на прогулку («Оденем куклу Машу на прогулку»). В этом возрасте нам необходимо сформировать навыки самообслуживания. Также дети приобрели навыки классииицирования предметов (одежда-обувь; посуда-чайная, столовая,кухонная).

Для формирования сенсорных навыков используем различные мозаики, шнуровки, втулки, вкладыши, а также настольно-печатные игры и пазлы. В развитии конструктивных форм мышления используем строительный материал. Дети учились строить элементарные постройки, и на своем опыте убеждались, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путем эксперементирования они приходят к правильной постройке башни, гаража и др. сооружений. Также используем игровые технологии — дидактические игры,например: «Времена года», «Из чего это сделано?», «Помоги найти маму», «Где чей домик?», «Уютный домик», «Часть и целое» и др.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития речи ребенка с умственной отсталостью

Еще мы играем в словесные игры: «Сьедобное-несьедобное», «Кто как кричит», «Что лишнее», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо» и другие, которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания детей об окружающем мире.

На занятиях по ФЭМП ребята закрепляли умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам. Освоили знание геометрических фигур и форм.

— Образовательная область «Речевое развитие»:

Основными задачами в этой области является развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

На занятиях по развитию речи, следуя программе, мы используем различные методы обучения. Используя, метод опосредованного наблюдения, мы рассматриваем с детьми картины и игрушки, описываем их и составляем маленькие рассказы. Применяя наглядные методы (непосредственное наблюдение и его разновидности,проводим наблюдение в природе: за птицами, погодными условиями, деревьями, растиниями, насекомыми. Используя словесные методы, читаем художественные произведения, рекомендованные программой, заучиваем наизусть стихотворения, учимся пересказывать знакомые им сказки и рассказы;беседуем: на тему недели, интересующие вопросы детей на сложившуюся ситуацию в группе, без опоры на наглядный материал, например, на такую тему «Как вы провели выходные?», «Как прошел твой день рождения.

Сказка — один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказываем сказки, тем самым формируя звуковую выразительность речи, дикцию, фонематическое восприятие, словарь. Ребятам нравятся настольные и пальчиовые театры.Особенно любимые: «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка». Пэтому стараемся показывать игры-драматизации, театрализованные игры.

На протяжении учебного года продолжаем помогать общаться детям друг с другом посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари). В играх и в быту направляем ребят, чтобы посредством речи налаживали контакты друг с другом, говорить «спасибо», «здраствуйте», «до свидания».

К концу учебного года дети стали проявлять инциативу в общении, у них пополнился словарный запас, устная, диалогическая и монологическая речь стала более насыщенной, а это является характеристиками основных задач программы.

— Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

В своей работе мы используем разные формы организации художественно-эстетической деятельности. Это игры, праздники, развлечения, индивидуальная работа. Работу в этой области строим на основе рабочей программы. В группе дети занимаются продуктивными видами деятельности на ООД, на индивидуальной работе, в творческой мастерской, в свободной самостоятельной деятельности. В творческой мастерской и на индивидуадьных занятиях помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования. С помощью красок учатся передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять части предмета.

Созданная в группе предметно-пространственная среда спосбствует познавательному развитию интереса к миру исскуства; навыков изобразительной, музыкальной, театральной деятельной, творчеству.

Для художественно-эстетического развития, знакомим детей с основой отечественной культуры, народными игрушками, изделиями народных промыслов.

Читайте также:  Роль книги для развития интеллектуальных умений ребенка

Для осуществления полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий воспитателя и семьи. В своей работе в данном направлении организуем тематические выставки поделок и рисунков, изготовленных совместно родителями с детьми.

— Образовательная область «Физическое развитие»:

В течении года мы старались уделять внимание здоровью ребят и решали задачи сохранения и укрепления здоровья детей. В работе использовали разнообразные формы и методы: ежедневно проводилась и проводится утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, занятия по физической культуре в зале и на улице, подвижные игры и игровые упражнения в течении дня и на прогулке.

С целью решения основных задач программы в данной области с детьми проводились беседы, в ходе которых ребята учились различать и называть органы чувств человека, зачем они нужны, как их беречь и ухаживать. Также мы проводили беседы о полезной и вредной пище для здоровья человека, о здоровом образе жизни.

К концу учебного года дети стали с желанием двигаться, им интересно выполнять разные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрасными возможностями у них продолжает развиваться координация движений, многие способны быстро реагировать на сигнал и переключаться с одного движения на другое. Большенство ребят с большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.

Делая вывод, хочется отметить, что в будущем учебном году нам необходимо больше уделять внимание работе с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, пропагандировать занятия спортом среди родителей и детей. Уделять особое внимание дисциплине детей на занятиях и более точного выполнения развивающих упражнений. Знания и навыки по овладению методикой работы с детьми, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и применять в различных видах детской деятельности в следующем учебном году. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.

В минувшем учебном году были и проблемы и успехи. Проблемы заключаются в том, что некоторые родители нарушают режим ДОУ -утром опаздывают на зарядку, страдает дисциплина детей. Считаем успехом то, что дети стали самостоятельно одеваться, приобрели культурно-гигиенические навыки, свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, большенство детей овладело основными навыками физической культуры, научились диференцировать предметы по величине, знают цвета (семь и более, многие научились пользоваться ножницами в соответствии с возрасными возможностями.

В следющем учебном году мы планируем, в ходе работы, стараться поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями; оказывать посильную помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями и повышении педагогической компетентности в вопросах развития ребенка, устанавливать игровые партнерские отношения с детьми и содействие их успешному развитию в среде ДОУ; продолжать повышать педагогическую компетентность по овладению методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы».

Источник