Психолог по развитию памяти у ребенка

Психолог по развитию памяти у ребенка thumbnail

В качестве рекомендаций для родителей и воспитателей, хотелось бы привести названия глав из книги Масару Ибука, президента японской фирмы «Сони» — «После трех уже поздно». Как много мудрости во многих этих изречениях.

1. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоили с детства.

2. Главное окружение, а не гены.

3. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.

4. Нервозность родителей заразна.

5. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.

6. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

7. Распорядок дня развивает чувство времени.

8. Звучание стихов тренирует память.

9. У ребенка свое собственное представление о порядке.

10. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.

11. Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка.

12. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.

13. Тренируйте левую руку так же, как правую.

14. Для ребенка работа и игра — это одно и то же.

15. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.

16. Учитесь у своего ребенка.

17. Дети – это не собственность родителей.

18. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития восприятия у детей

— Учить детей различать предметы на ощупь.

— Формировать умение выделять признаки в предмете.

— Учить соотносить предметы по величине.

— Учить способам распознающего наблюдения.

— Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

— Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

— Формировать умение составлять из частей целое.

— Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии в соответствии со словесной инструкцией.

— Различать основные признаки разных времен года.

— Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

— Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

— Формировать сенсорные эталоны формы.

— Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем существенные детали.

— Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития мышления

— Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

— Учить составлять группу из отдельных предметов.

— Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

— Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

— Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

— Учить сравнивать предметы.

— Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

— Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

— Побуждать делать самостоятельные выводы.

— Учить отвечать на вопросы, делать самостоятельные умозаключения.

— Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

— Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

— Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

— Учить устанавливать причинно-следственные связи.

— Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

— Учить выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

— Способствовать переходу к решению задач в уме.

Варианты рекомендаций

педагогам и родителям для развития памяти у детей

— Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

— Обучать культуре запоминания.

— Учить вспоминать последовательность событий.

— Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

— Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

— Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

— Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательных средств.

Развитие тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)

  2. Руку плотно выложить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)

  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, среднему и указательному. (5 раз)

  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз). Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)

  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз)

  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)

  8. Зажать карандаш средним и указательными пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)

Читайте также:  Развитие речи у ребенка 3 года не говорит

Источник

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

10 простых способов улучшить память ребенка

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

10 простых способов улучшить память ребенка

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Читайте также:  Роль общения в познавательном развитии ребенка

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​  

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

10 простых способов улучшить память ребенка

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Обрядина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ

Человеческая память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования.

ВИДЫ ПАМЯТИ:

Кратковременная удерживает информацию в течение короткого времени. Самое нужное и важное сохраняется в долговременной памяти.

Оперативная памятьобеспечивает кратковременное запоминание информации, необходимой для выполнения какого-либо действия или операции. Решая задачу, мы удерживаем в уме промежуточные результаты, которые при получении решения, забываются. Запоминаемый материал может быть разным.

Двигательная памятьпозволяет нам не учиться каждое утро ходить заново. Особенно хорошо она развита у танцоров, спортсменов.

Способность чувствовать и сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти. Пережитые чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию или удерживают от него.

Образная память обеспечивает запоминание наглядного материала — лица, звуки, запахи, цвета, формы предмета.

Вербальная память(словесно-логическая) существует только у человека, ее содержание — мысли. Усвоение знаний школьной программы строится в основном с опорой на этот вид памяти.

У ребенка очень хорошо развита непроизвольная память — когда без специальной цели и усилий человек запоминает что-нибудь интересное, важное, захватывающее. Сложнее с произвольной памятью — необходимо усилие воли и специальные техники для того, чтобы материал надолго остался в доступности сознания.

Читайте также:  Презентация концепции воспитания и развития ребенка

Память в детском возрасте — одна из центральных психических функций, которая во многом определяет мышление. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание, т.е. зубрежка — использование простого повторения, а не понимание информации. Сознательное запоминание становится возможным к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок должен использовать логические связи материала для запоминания.

Чтобы помочь маленькому человеку научиться запоминать необходимое, следует знать СЕКРЕТЫ памяти:

1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка (не для Вас, а для ребенка).

2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.

3. Память реагирует в первую очередь на яркие впечатления.

4. Ребенок быстрее запоминает информацию, которая имеет отношение к его жизни и деятельности, применяется на практике.

5. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.

6. Середина материала запоминается хуже, чем начало.

7. Нельзя запоминать один материал сразу же за другим. Поэтому после подготовки уроков нельзя играть в компьютер, смотреть телевизор и читать. Лучше всего подышать свежим воздухом и подвигаться.

8. Необходимо научить ребенка организовывать заучиваемый материал, группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Важно научить составлять план заучиваемого материала, так он приобретает четкую, упорядоченную форму.

9. Диета. В рационе ребенка должно быть достаточно витаминов и веществ, которые улучшают кровоснабжение мозга. Это орехи, сыр, жирная рыба, гречневая крупа, фрукты и овощи. «Быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.

10. Физическая нагрузка, спорт, прогулки на свежем воздухе, крепкий сон — главные составляющие физиологической основы для продуктивной работы мозга.

11. Развивать недостаточно сформированные функции нужно с опорой на сильные звенья.

12. Используйте игровую форму заданий для тренировки.

ВОЗМОЖНЫЕ ИГРЫ

Строитель

Цель — увеличение объема зрительной памяти.

Для игры понадобятся счетные палочки или спички, листы бумаги и монетки.

У игроков имеется по 10 палочек и 10 монеток. Один из игроков строит из палочек фигуру на столе и накрывает ее листом бумаги. Затем показывает другому игроку полученную фигуру. Тот закрывает глаза, старается создать образ фигуры и мысленно посчитать количество палочек, придумать, на что она похожа. Затем открывает глаза и выкладывает ее из своих палочек. За каждые 3 правильно скопированных элемента дается одно очко. За каждый пропущенный или лишний элемент игрок, копировавший фигуру должен отдать по одному своему очку. Затем меняются ролями.

Почтальон

Цель — развитие слухоречевой памяти с опорой на пространственные представления

Ребенку предлагается представить свою комнату и в воображении разместить в этом пространстве предметы, которые вы называете. Задача ребенка — представить месторасположение каждого слова. Например, слово «петух» — петуха я представляю на люстре в середине комнаты, пусть сидит та, слово «макароны» — макароны я разложу на подоконнике, пусть они там смешно свисают из окна. Затем ребенок должен назвать все предъявлявшиеся слова, представляя свою картину и собирая разложенные предметы.

Картинная галерея

Цель — развитие внимания, увеличение объема зрительного запоминания.

Предложите ребенку посмотреть на картинку (это может быть картина художника), а затем попросите по памяти ответить на вопросы по картине. Хорошо, если вы будете с ребенком меняться и соревноваться с набранных баллах за правильные ответы.

12 квартир

Цель — развитие внимания, зрительной памяти, пространственных представлений и функций контроля.

Вам понадобятся карточки с цифрами. (из простого картона 12 карточек размером 4 на 4 см. с цифрами от 1 до 12). Карточки перемешиваются и раскладываются тыльной стороной по 4 карточки в каждом ряду. Игроки по очереди открывают квартиры. Задача — открыть по порядку квартиры с 1 по 12. Например, первый игрок открывает карточку номер 5. так как это не 1, он теряет ход и переворачивает карточку обратно. Ход переходит к следующему игроку и так до тех пор, пока не откроют цифру 1. в процессе открытия игроки запоминают месторасположение цифр, чтобы в дальнейшем за наименьшее число попыток открыть все по порядку.

Придумывайте игры сами

и вместе с детьми!

Источник