Психологическая готовность ребенка к школе социальное развитие

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.[1][2] Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников[3].

Подходы к пониманию[править | править код]

Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.[4]

1. Педагогический

  • Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе

Подход опирается на идею о том, что дети 5—6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физические и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.[4]

2. Психологический

  • Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы

К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения. Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы.[3] В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника».[1][5][6] Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.

  • Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности

К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу;[7] сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т. д.)[3]

Структура[править | править код]

Психологическая готовность к школе включает в себя готовности: личностную, умственную и волевую.[2][8][6]

Личностная готовность[править | править код]

Её составляющие:

  • Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
  • Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
  • Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность[править | править код]

Её составляющие:

  • Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
  • Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
  • Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой моторики.

Мотивационная готовность[править | править код]

Её составляющие:

  • Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
  • Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Формирование психологической готовности к школе[править | править код]

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными (децентрация), что способствует развитию мышления. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что, в свою очередь, обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением.

Также большое значение имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.[9]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 г.
  2. 1 2 Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г.
  3. 1 2 3 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004 г.
  4. 1 2 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991 г.
  5. ↑ Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993 г.
  6. 1 2 Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной.— 6-е изд.— М.: Академический Проект, 2001
  7. ↑ Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / / Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981 г.
  8. ↑ Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе /Л.А. Венгер; под ред. ТД. Марцинковская. — М.: Знание, 1994
  9. Степанова М.А. Готовность к школьному обучению // в сборнике Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах, место издания Большая Российская энциклопедия Москва. — 1993. — Т. 1.
Читайте также:  Чем заниматься с годовалым ребенком для его развития

Литература[править | править код]

  • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб.:Питер., 2008
  • Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  • Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе /Л. А. Венгер; под ред. Т.Д. Марцинковская. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
  • Выготский, Л. С. Кризис семи лет: Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М: Просвещение, 1984. — Т. 4. ~ 486 с.
  • Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выготский. — М.–Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — С. 116—134
  • Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной.— 6-е изд.— М.: Академический Проект, 2001.— 96 с
  • Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополи. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
  • Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с
  • Салмина Н.Г. Игровая деятельность и готовность ребенка к школе // в сборнике Физиология развития человека. Тезисы Межд. конф., посвященной 65-летию Института возрастной физиологии РАО, июнь 2009, место издания М, 2009 тезисы
  • Салмина Н.Г. Показатели готовности детей к школе и ее диагностика // в сборнике Тезисы Всесоюзной конференции “Научно-практические проблемы школьной психологической службы», место издания М, 1987
  • Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.

Источник

Ãîòîâíîñòü ðåáåíêà ê øêîëå

Àâòîð: Îëåñÿ ×åðíûõ

Çà ïîñëåäíåå âðåìÿ â øêîëå ïðîèçîøëè ñåðüåçíûå ïðåîáðàçîâàíèÿ:
ââåäåíû íîâûå ïðîãðàììû, èçìåíèëàñü ñàìà ñòðóêòóðà ïðåïîäàâàíèÿ, âñå áîëåå âûñîêèå òðåáîâàíèÿ ïðåäúÿâëÿþòñÿ ê äåòÿì, èäóùèì â ïåðâûé êëàññ.  ðåçóëüòàòå ââåäåíèÿ íîâûõ ïðîãðàìì, ðàçðàáîòîê ìåòîäèñòîâ-íîâàòîðîâ, ñóùåñòâóåò âîçìîæíîñòü âûáîðà îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ïî òîé èëè èíîé ïðîãðàììå â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ ïîäãîòîâêè ê øêîëå. Àïðîáàöèÿ àëüòåðíàòèâíûõ ìåòîäèê, êàê ïðàâèëî, ïðîõîäèò ïî áîëåå èíòåíñèâíîé ïðîãðàììå. Êàê æå óçíàòü, ãîòîâ ëè Âàø ðåáåíîê ê øêîëå è â êàêóþ øêîëó è êàêîé êëàññ åãî ëó÷øå îòäàòü?

Ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ

Ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü âêëþ÷àåò ôîðìèðîâàíèå ó ðåáåíêà ãîòîâíîñòè ê ïðèíÿòèþ íîâîé ñîöèàëüíîé ïîçèöèè — ïîëîæåíèå øêîëüíèêà, èìåþùåãî êðóã ïðàâ è îáÿçàííîñòåé. Ýòà ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü âûðàæàåòñÿ â îòíîøåíèè ðåáåíêà ê øêîëå, ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ó÷èòåëÿì, ñàìîìó ñåáå.  ëè÷íîñòíóþ ãîòîâíîñòü âõîäèò è îïðåäåëåííûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìîòèâàöèîííîé ñôåðû. Ãîòîâûì ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ÿâëÿåòñÿ ðåáåíîê, êîòîðîãî øêîëà ïðèâëåêàåò íå âíåøíåé ñòîðîíîé (àòðèáóòû øêîëüíîé æèçíè — ïîðòôåëü, ó÷åáíèêè, òåòðàäè), à âîçìîæíîñòü ïîëó÷àòü íîâûå çíàíèÿ, ÷òî ïðåäïîëàãàåò ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ. Áóäóùåìó øêîëüíèêó íåîáõîäèìî ïðîèçâîëüíî óïðàâëÿòü ñâîèì ïîâåäåíèåì, ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ÷òî ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì ïðè ñôîðìèðîâàííîé èåðàðõè÷åñêîé ñèñòåìå ìîòèâîâ. Òàêèì îáðàçîì, ðåáåíîê äîëæåí îáëàäàòü ðàçâèòîé ó÷åáíîé ìîòèâàöèåé.

Ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü òàêæå ïðåäïîëàãàåò îïðåäåëåííûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ðåáåíêà. Ê íà÷àëó øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ ó ðåáåíêà äîëæíà áûòü äîñòèãíóòà ñðàâíèòåëüíî õîðîøàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü, íà ôîíå êîòîðîé è âîçìîæíî ðàçâèòèå è ïðîòåêàíèå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

×òîáû ðåáåíîê óñïåøíî ó÷èëñÿ îí, ïðåæäå âñåãî, äîëæåí ñòðåìèòüñÿ ê íîâîé øêîëüíîé æèçíè, ê «ñåðüåçíûì» çàíÿòèÿì, «îòâåòñòâåííûì» ïîðó÷åíèÿì. Íà ïîÿâëåíèå òàêîãî æåëàíèÿ âëèÿåò îòíîøåíèå áëèçêèõ âçðîñëûõ ê ó÷åíèþ, êàê ê âàæíîé ñîäåðæàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ãîðàçäî áîëåå çíà÷èìîé, ÷åì èãðà äîøêîëüíèêà. Âëèÿåò è îòíîøåíèå äðóãèõ äåòåé, ñàìà âîçìîæíîñòü ïîäíÿòüñÿ íà íîâóþ âîçðàñòíóþ ñòóïåíü â ãëàçàõ ìëàäøèõ è ñðàâíÿòüñÿ â ïîëîæåíèè ñî ñòàðøèìè.

Ñòðåìëåíèå ðåáåíêà çàíÿòü íîâîå ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå âåäåò ê îáðàçîâàíèþ åãî âíóòðåííåé ïîçèöèè. Ë.È.Áîæîâè÷ õàðàêòåðèçóåò ýòî êàê öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå íîâîîáðàçîâàíèå, õàðàêòåðèçóþùåå ëè÷íîñòü ðåáåíêà â öåëîì. Èìåííî îíî è îïðåäåëÿåò ïîâåäåíèå è äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è âñþ ñèñòåìó åãî îòíîøåíèé ê äåéñòâèòåëüíîñòè, ê ñàìîìó ñåáå è îêðóæàþùèì ëþäÿì.

Îáðàç æèçíè øêîëüíèêà â êà÷åñòâå ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ â îáùåñòâåííîì ìåñòå îáùåñòâåííî çíà÷èìûì è îáùåñòâåííî îöåíèâàåìûì äåëîì, îñîçíàåòñÿ ðåáåíêîì êàê àäåêâàòíûé äëÿ íåãî ïóòü ê âçðîñëîñòè — îí îòâå÷àåò ñôîðìèðîâàâøåìóñÿ â èãðå ìîòèâó «ñòàòü âçðîñëûì è ðåàëüíî îñóùåñòâëÿòü åãî ôóíêöèè»

Читайте также:  Развитие ребенка в первые месяцы беременности фото

Ñ òîãî ìîìåíòà, êàê â ñîçíàíèè ðåáåíêà ïðåäñòàâëåíèå î øêîëå ïðèîáðåëî ÷åðòû èñêîìîãî îáðàçà æèçíè, ìîæíî ãîâîðèòü î òîì, ÷òî åãî âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ ïîëó÷èëà íîâîå ñîäåðæàíèå — ñòàëà âíóòðåííåé ïîçèöèåé øêîëüíèêà. È ýòî çíà÷èò, ÷òî ðåáåíîê ïñèõîëîãè÷åñêè ïåðåøåë â íîâûé âîçðàñòíîé ïåðèîä ñâîåãî ðàçâèòèÿ — ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå ìîæíî îïðåäåëèòü êàê ñèñòåìó ïîòðåáíîñòåé è ñòðåìëåíèé ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî øêîëîé, ò.å. òàêîå îòíîøåíèå ê øêîëå, êîãäà ïðè÷àñòíîñòü ê íåé ïåðåæèâàåòñÿ ðåáåíêîì êàê åãî ñîáñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü («Õî÷ó â øêîëó!»).

Íàëè÷èå âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà îáíàðóæèâàåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê ðåøèòåëüíî îòêàçûâàåòñÿ îò äîøêîëüíî-èãðîâîãî, èíäèâèäóàëüíî-íåïîñðåäñòâåííîãî ñïîñîáà ñóùåñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåò ÿðêî ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê øêîëüíî-ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì è îñîáåííî ê òåì åå ñòîðîíàì, êîòîðûå íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ ó÷åíèåì. Òàêàÿ ïîëîæèòåëüíàÿ íàïðàâëåííîñòü ðåáåíêà íà øêîëó êàê íà ñîáñòâåííî ó÷åáíîå çàâåäåíèå — âàæíåéøàÿ ïðåäïîñûëêà áëàãîïîëó÷íîãî âõîæäåíèÿ åãî â øêîëüíî-ó÷åáíóþ äåéñòâèòåëüíîñòü, ò.å. ïðèíÿòèå èì ñîîòâåòñòâóþùèõ øêîëüíûõ òðåáîâàíèé è ïîëíîöåííîãî âêëþ÷åíèÿ â ó÷åáíûé ïðîöåññ. Ôîðìèðóåòñÿ âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà â äåòñêîì ñàäó è â ñåìüå.

Ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå âêëþ÷àåò òàêæå îïðåäåëåííîå îòíîøåíèå ê ñåáå. Ïðîäóêòèâíàÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïîëàãàåò àäåêâàòíîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ê ñâîèì ñïîñîáíîñòÿì, ðåçóëüòàòàì ðàáîòû, ïîâåäåíèþ, ò.å. îïðåäåëåííûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ. Î ëè÷íîñòíîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå îáû÷íî ñóäÿò ïî åãî ïîâåäåíèþ íà ãðóïïîâûõ çàíÿòèÿõ è âî âðåìÿ áåñåäû ñ ïñèõîëîãîì. Ñóùåñòâóþò è ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå ïëàíû áåñåäû, âûÿâëÿþùåé ïîçèöèþ øêîëüíèêà, è îñîáûå ýêñïåðèìåíòàëüíûå ïðèåìû.

Íàïðèìåð, ïðåîáëàäàíèå ó ðåáåíêà ïîçíàâàòåëüíîãî èëè èãðîâîãî ìîòèâà îïðåäåëÿåòñÿ ïî âûáîðó äåÿòåëüíîñòè — ïðîñëóøèâàíèÿ ñêàçêè èëè èãðû ñ èãðóøêàìè. Ïîñëå òîãî êàê ðåáåíîê ðàññìîòðåë â òå÷åíèå ìèíóòû èãðóøêè, íàõîäÿùèåñÿ â êîìíàòå, åìó íà÷èíàþò ÷èòàòü ñêàçêó, íî íà ñàìîì èíòåðåñíîì ìåñòå ïðåðûâàþò ÷òåíèå. Ïñèõîëîã ñïðàøèâàåò, ÷òî åìó ñåé÷àñ áîëüøå õî÷åòñÿ — äîñëóøàòü ñêàçêó èëè ïîèãðàòü ñ èãðóøêàìè. Î÷åâèäíî, ÷òî ïðè ëè÷íîñòíîé ãîòîâíîñòè ê øêîëå äîìèíèðóåò ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ è ðåáåíîê ïðåäïî÷èòàåò óçíàòü, ÷òî ïðîèçîéäåò â êîíöå ñêàçêè. Äåòåé, ìîòèâàöèîííî íå ãîòîâûõ ê îáó÷åíèþ, ñî ñëàáîé ïîçíàâàòåëüíîé ïîòðåáíîñòüþ, áîëüøå ïðèâëåêàåò èãðà.

Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ

Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ñâÿçàíà ñ ðàçâèòèåì ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ — ñïîñîáíîñòüþ îáîáùàòü, ñðàâíèâàòü îáúåêòû, êëàññèôèöèðîâàòü èõ, âûäåëÿòü ñóùåñòâåííûå ïðèçíàêè, äåëàòü âûâîäû. Ó ðåáåíêà äîëæíà áûòü îïðåäåëåííàÿ øèðîòà ïðåäñòàâëåíèé, â òîì ÷èñëå îáðàçíûõ è ïðîñòðàíñòâåííûõ, ñîîòâåòñòâóþùåå ðå÷åâîå ðàçâèòèå, ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü.

Äàííûé êîìïîíåíò ãîòîâíîñòè ïðåäïîëàãàåò íàëè÷èå ó ðåáåíêà êðóãîçîðà, çàïàñà êîíêðåòíûõ çíàíèé. Ðåáåíîê äîëæåí âëàäåòü ïëàíîìåðíûì è ðàñ÷ëåíåííûì âîñïðèÿòèåì, ýëåìåíòàìè òåîðåòè÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê èçó÷àåìîìó ìàòåðèàëó, îáîáùåííûìè ôîðìàìè ìûøëåíèÿ è îñíîâíûìè ëîãè÷åñêèìè îïåðàöèÿìè, ñìûñëîâûì çàïîìèíàíèåì. Îäíàêî, â îñíîâíîì, ìûøëåíèå ðåáåíêà îñòàåòñÿ îáðàçíûì, îïèðàþùèìñÿ íà ðåàëüíûå äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè, èõ çàìåñòèòåëÿìè. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü òàêæå ïðåäïîëàãàåò ôîðìèðîâàíèå ó ðåáåíêà íà÷àëüíûõ óìåíèé â îáëàñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, â ÷àñòíîñòè, óìåíèå âûäåëèòü ó÷åáíóþ çàäà÷ó è ïðåâðàòèòü åå â ñàìîñòîÿòåëüíóþ öåëü äåÿòåëüíîñòè.

Îáîáùàÿ, ìîæíî ãîâîðèòü, ÷òî ðàçâèòèå èíòåëëåêòóàëüíîé ãîòîâíîñòè ê îáó÷åíèþ â øêîëå ïðåäïîëàãàåò:

· äèôôåðåíöèðîâàííîå âîñïðèÿòèå;

· àíàëèòè÷åñêîå ìûøëåíèå (ñïîñîáíîñòü ïîñòèæåíèÿ îñíîâíûõ ïðèçíàêîâ è ñâÿçåé ìåæäó ÿâëåíèÿìè, ñïîñîáíîñòü âîñïðîèçâåñòè îáðàçåö);

· ðàöèîíàëüíûé ïîäõîä ê äåéñòâèòåëüíîñòè (îñëàáëåíèå ðîëè ôàíòàçèè);

· ëîãè÷åñêîå çàïîìèíàíèå;

· èíòåðåñ ê çíàíèÿì, ïðîöåññó èõ ïîëó÷åíèÿ çà ñ÷åò äîïîëíèòåëüíûõ óñèëèé;

· îâëàäåíèå íà ñëóõ ðàçãîâîðíîé ðå÷üþ è ñïîñîáíîñòü ê ïîíèìàíèþ è ïðèìåíåíèþ ñèìâîëîâ;

· ðàçâèòèå òîíêèõ äâèæåíèé ðóêè è çðèòåëüíî-äâèãàòåëüíûõ êîîðäèíàöèé.

Âàæíàÿ ïðèìåòà èíòåëëåêòóàëüíîé ãîòîâíîñòè ê øêîëå íå ïðîñòî ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ, ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðåäìåòàõ, èõ ñâîéñòâàõ, à, ïðåæäå âñåãî, óìåíèå óâèäåòü ñâÿçè, çàêîíîìåðíîñòè, æåëàíèå ðåáåíêà ïîíÿòü, ÷òî, îò÷åãî è ïî÷åìó.

Äåòè, ïîñåùàþùèå äåòñêèé ñàä, ïîëó÷àþò íåîáõîäèìóþ èíòåëëåêòóàëüíóþ ïîäãîòîâêó íà ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûõ çàíÿòèÿõ.

Îäíàêî â íàñòîÿùåå âðåìÿ â ñâÿçè ñ ðûíî÷íûìè ïðåîáðàçîâàíèÿìè ÷èñëåííîñòü äåòåé â äåòñêèõ ñàäàõ ðåçêî ñîêðàòèëàñü. Äëÿ ìíîãèõ ðîäèòåëåé ïëàòà çà äåòñêèé ñàä íåäîñòóïíà. Ðîäèòåëè âûíóæäåíû âîñïèòûâàòü ðåáåíêà â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ, çà÷àñòóþ íå òîëüêî ëèøàÿ åãî íåîáõîäèìîãî îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, íî è íå óäåëÿÿ äîñòàòî÷íîãî âíèìàíèÿ åãî ðàçâèòèþ. Íåêîòîðûå îáåñïå÷åííûå ðîäèòåëè, íå óäîâëåòâîðåííûå êà÷åñòâîì óñëóã ìàññîâûõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, èìåþò âîçìîæíîñòü ïðèáåãíóòü ê ïîìîùè «äîìàøíèõ âîñïèòàòåëåé», ÷àñòíûõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Áîëüøèíñòâî æå íå ïîñåùàþùèõ äåòñêèé ñàä äåòåé îáäåëåíû òàêîé âîçìîæíîñòüþ.

Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå

Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé êà÷åñòâ, áëàãîäàðÿ êîòîðûì îíè ìîãëè áû îáùàòüñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè, ó÷èòåëÿìè. Ðåáåíîê ïðèõîäèò â øêîëó, êëàññ, ãäå äåòè çàíÿòû îáùèì äåëîì, è åìó íåîáõîäèìî îáëàäàòü äîñòàòî÷íî ãèáêèìè ñïîñîáàìè óñòàíîâëåíèÿ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè, íåîáõîäèìû óìåíèÿ âîéòè â äåòñêîå îáùåñòâî, äåéñòâîâàòü ñîâìåñòíî ñ äðóãèìè, óìåíèå óñòóïàòü è çàùèùàòüñÿ. Òàêèì îáðàçîì, äàííûé êîìïîíåíò ïðåäïîëàãàåò ðàçâèòèå ó äåòåé ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè ñ äðóãèìè, óìåíèå ïîä÷èíÿòüñÿ èíòåðåñàì è îáû÷àÿì äåòñêîé ãðóïïû, ðàçâèâàþùèåñÿ ñïîñîáíîñòè ñïðàâëÿòüñÿ ñ ðîëüþ øêîëüíèêà â ñèòóàöèè øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ.

Читайте также:  Во сколько лет отдать ребенка в школу раннего развития

Ä.Á.Ýëüêîíèí ïèøåò, ÷òî ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, â îòëè÷èå îò ðàííåãî äåòñòâà, ñêëàäûâàþòñÿ îòíîøåíèÿ íîâîãî òèïà, ÷òî è ñîçäàåò îñîáóþ, õàðàêòåðíóþ äëÿ äàííîãî ïåðèîäà ñîöèàëüíóþ ñèòóàöèþ ðàçâèòèÿ

 ðàííåì äåòñòâå äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âçðîñëûìè; â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáíûì ñàìîñòîÿòåëüíî óäîâëåòâîðÿòü ìíîãèå ñâîè ïîòðåáíîñòè è æåëàíèÿ.  ðåçóëüòàòå ñîâìåñòíàÿ äåÿòåëüíîñòü åãî ñî âçðîñëûìè êàê áû ðàñïàäàåòñÿ, âìåñòå ñ ÷åì îñëàáåâàåò è íåïîñðåäñòâåííàÿ ñëèòíîñòü åãî ñóùåñòâîâàíèÿ ñ æèçíüþ è äåÿòåëüíîñòüþ âçðîñëûõ ëþäåé

Îäíàêî âçðîñëûå ïðîäîëæàþò îñòàâàòüñÿ ïîñòîÿííûì ïðèòÿãàòåëüíûì öåíòðîì, âîêðóã êîòîðîãî ñòðîèòñÿ æèçíü ðåáåíêà. Ýòî ïîðîæäàåò ó äåòåé ïîòðåáíîñòü ó÷àñòâîâàòü â æèçíè âçðîñëûõ, äåéñòâîâàòü ïî èõ îáðàçöó. Ïðè ýòîì îíè õîòÿò íå òîëüêî âîñïðîèçâîäèòü îòäåëüíûå äåéñòâèÿ âçðîñëîãî, íî è ïîäðàæàòü âñåì ñëîæíûì ôîðìàì åãî äåÿòåëüíîñòè, åãî ïîñòóïêàì, åãî âçàèìîîòíîøåíèÿì ñ äðóãèìè ëþäüìè, — ñëîâîì, âñåìó îáðàçó æèçíè âçðîñëûõ ëþäåé.

Êðîìå îòíîøåíèÿ ê ó÷åáíîìó ïðîöåññó â öåëîì, äëÿ ðåáåíêà, ïîñòóïàþùåãî â øêîëó, âàæíî îòíîøåíèå ê ó÷èòåëþ, ñâåðñòíèêàì è ñàìîìó ñåáå. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äîëæíà ñëîæèòüñÿ òàêàÿ ôîðìà îáùåíèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè, êàê âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå îáùåíèå

Âçðîñëûé ñòàíîâèòñÿ íåïðåðåêàåìûì àâòîðèòåòîì, îáðàçöîì äëÿ ïîäðàæàíèÿ. Îáëåã÷àåòñÿ îáùåíèå â ñèòóàöèè óðîêà, êîãäà èñêëþ÷åíû íåïîñðåäñòâåííûå ýìîöèîíàëüíûå êîíòàêòû, êîãäà íåëüçÿ ïîãîâîðèòü íà ïîñòîðîííèå òåìû, ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè, à ìîæíî òîëüêî îòâå÷àòü íà ïîñòàâëåííûå âîïðîñû è ñàìîìó çàäàâàòü âîïðîñû ïî äåëó, ïðåäâàðèòåëüíî ïîäíÿâ ðóêó. Äåòè, ãîòîâûå â ýòîì ïëàíå ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, ïîíèìàþò óñëîâíîñòü ó÷åáíîãî îáùåíèÿ è àäåêâàòíî, ïîä÷èíÿÿñü øêîëüíûì ïðàâèëàì, âåäóò ñåáÿ íà çàíÿòèÿõ.

Àíàëèçèðóÿ ïîñòóïêè ðåáÿò â äåòñêîì ñàäó, â äîìàøíåé îáñòàíîâêå, ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî îäíè èç íèõ ñòðåìÿòñÿ ê óäîâëåòâîðåíèþ â ïåðâóþ î÷åðåäü ñâîèõ ïîòðåáíîñòåé, æåëàíèé, èíòåðåñîâ, íå ñ÷èòàÿñü ñ óñòðåìëåíèÿìè îêðóæàþùèõ ëþäåé, à ïîðîé äàæå íå ïîäîçðåâàÿ î íèõ.  äàííîì ñëó÷àå ïðèíÿòî ãîâîðèòü î íàïðàâëåííîñòè ðåáåíêà íà ñåáÿ. Äðóãèå äåòè ñâîè ïîñòóïêè, äåéñòâèÿ ñîîòíîñÿò (â ðàçíîé ñòåïåíè) ñ èíòåðåñàìè, æåëàíèÿìè îêðóæàþùèõ ëþäåé – ñâåðñòíèêîâ, âçðîñëûõ

 òàêîì ñëó÷àå ìîæíî ãîâîðèòü î ïåðâûõ ïðîÿâëåíèÿõ êîëëåêòèâèñòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè.

Îäèí è òîò æå ðåáåíîê â ðàçíîì îêðóæåíèè ìîæåò ïðîÿâëÿòü ðàçíóþ ñòåïåíü êîëëåêòèâèñòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè. Ýòî â êàêîé-òî ñòåïåíè îáúÿñíÿåò íåîäèíàêîâîå ïîâåäåíèå äåòåé äîìà è â äåòñêîì ñàäó. Ìíîãèì çíàêîìà ñèòóàöèÿ, êîãäà «íà ëþäÿõ» ðåáåíîê âåæëèâ, èñïîëíèòåëåí, ñ ðàäîñòüþ âûïîëíÿåò ïîðó÷åíèÿ âîñïèòàòåëÿ, çíà÷èìûå äëÿ âñåé ãðóïïû, à äîìà ãðóáèò, íå ïðèñëóøèâàåòñÿ ê ñîâåòàì, ïðîñüáàì âçðîñëûõ, òðåáóåò èñïîëíåíèÿ âñåõ ñâîèõ æåëàíèé. Êàê îáúÿñíèòü òàêîå ïîâåäåíèå?

 äåòñêîì ñàäó ðåáåíîê ïî÷óâñòâîâàë çíà÷èìîñòü îáùåñòâà ñâåðñòíèêîâ äëÿ íåãî: åãî èíòåðåñû óäîâëåòâîðÿþòñÿ òîëüêî òîãäà, êîãäà îí ñàì ñ÷èòàåòñÿ ñ èíòåðåñàìè ãðóïïû. À äîìà ìàëûø ïðèâûê ê òîìó, ÷òî ñâîþ çíà÷èìîñòü äëÿ ÷ëåíîâ ñåìüè åìó íå íàäî «çàâîåâûâàòü», íå íóæíî ñàìîóòâåðæäàòüñÿ, ïîòîìó ÷òî âñå è òàê ïîä÷èíåíî óäîâëåòâîðåíèþ åãî ïîòðåáíîñòåé è èíòåðåñîâ, âñå è òàê óâåðåíû â åãî óíèêàëüíîñòè è íåïðåâçîéäåííîñòè.  ðåçóëüòàòå ïîñòåïåííî ôîðìèðóåòñÿ íàïðàâëåííîñòü íà ñåáÿ, êîòîðóþ òðóäíî ïðåîäîëåòü ñ ãîäàìè. Îñîáåííî íàïðàâëåííîñòü íà ñåáÿ ñâîéñòâåííà äåòÿì, íå ïîñåùàþùèì äåòñêèé ñàä è íå ïðèâûêøèì ñîîòíîñèòü ñâîè æåëàíèÿ ñ æåëàíèÿìè ãðóïïû, êîëëåêòèâà.

Òàêèì îáðàçîì, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå ÿâëÿåòñÿ âàæíûì øàãîì âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äîøêîëüíèêà â äåòñêîì ñàäó è ñåìüå. Åå ñîäåðæàíèå îïðåäåëÿåòñÿ ñèñòåìîé òðåáîâàíèé, êîòîðûå øêîëû ïðåäúÿâëÿåò ðåáåíêó. Ýòî òðåáîâàíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â íåîáõîäèìîñòè îòâåòñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê øêîëå è ó÷åáå, ïðîèçâîëüíîãî óïðàâëåíèÿ ñâîèì ïîâåäåíèåì, âûïîëíåíèå óìñòâåííîé ðàáîòû, îáåñïå÷èâàþùåå ñîçíàòåëüíîå óñâîåíèå çíàíèé, óñòàíîâëåíèå ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè âçàèìîîòíîøåíèé, îïðåäåëÿåìûõ ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòüþ.

Íåáëàãîïîëó÷íûå óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ, íàëè÷èå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ñèòóàöèé ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Îäíàêî è â äîñòàòî÷íî áëàãîïîëó÷íûõ ñåìüÿõ íå âñåãäà ïîëüçóþòñÿ âîçìîæíîñòÿìè äëÿ ïîëíîöåííîé ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå. Ýòî âî ìíîãîì îáúÿñíÿåòñÿ íåïðàâèëüíûì ïîíèìàíèåì ðîäèòåëÿìè ñóùíîñòè ïîäãîòîâêè ê øêîëå.  íåêîòîðûõ ñåìüÿõ ðîäèòåëè ïûòàþòñÿ íàó÷èòü äåòåé ïèñàòü, ÷èòàòü, ñ÷èòàòü, íî ýòî íå ãàðàíòèðóåò, ÷òî ðåáåíîê áóäåò óñïåøíî ó÷èòüñÿ. Îí äîëæåí óìåòü ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ, âíèìàòåëüíî ñëóøàòü, ïðàâèëüíî âûïîëíÿòü çàäàíèÿ.

Âñå î âûñøåì îáðàçîâàíèè >>>>

Ãëàâíàÿ çàäà÷à äåòñêîãî ñàäà è ñåìüè ñîñòîèò â ñîçäàíèè óñëîâèé íàèáîëåå ïîëíîãî îáùåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ó÷åòîì åãî âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé è ïîòðåáíîñòåé.  ïðîöåññå ðàçíîîáðàçíûõ âèäîâ àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò çàðîæäåíèå âàæíåéøèõ íîâîîáðàçîâàíèé ðàçâèòèÿ, ïîäãîòàâëèâàþùèõ ê âûïîëíåíèþ íîâûõ çàäà÷. Íåîáõîäèìî ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè, ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, òâîð÷åñòâà êàæäîãî ðåáåíêà.

Ñîäåðæàíèå
Ãîòîâíîñòü ê øêîëå ðåáåíêà. Ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ
Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ
Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå

Источник