Тематическое планирование по развитие речи в доме ребенка

Месяц

Тема

недели

Тема непрерывной образовательной деятельности

Совместная работа с детьми в режимных моментах

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие с семьей, с социумом

СЕНТЯБРЬ

В период адаптации проводятся индивидуальная работа, разговоры с детьми, показ игрушек – забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми по подгруппам в соответствии с желаниями детей.

Октябрь

Тема:

«Домашние животные и птицы»

1 неделя

Развитие речи

Тема: «Домашние животные и их детеныши

Комплекс. занятия  стр.169

-Рассматривание иллюстраций.

-Д/и «Кто что ест?».

-Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

 -Каринки с изображением корма для животных.

Рекомендовать родителям наблюдать с детьми за домашними животными.

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки: А, У.

Гербова  «Развитие речи» стр.30

Способствовать умению детей договаривать слова  в фразах.

Кукла в ползунках, кроватка для нее, мяч.

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Д/и «Поручения», «Лошадки».

Гербова,  «Развитие речи»,  

стр 9.

Выполнение детьми несложных поручений.

Лесенка из кубиков, матрешки, две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, кроватка,

грузовик

Добиваться дома выполнения детьми несложных поручений.

Развитие речи

Тема:  «Звуковая культура речи: звук У»

Гербова,  «Развитие речи»,  

стр 32.

-Артикуляционная гимнастика.

-Игры с   мячом, с куклой.

Игрушки паровоз, утка.

3 неделя

Развитие речи

Тема: игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка».

Игры -инсценировки для развития добрых взаимоотношений с родителями.

Сумка, шляпа для мамы.

Развитие речи

Тема: «Я –девочка, я-мальчик»

конспект

Развивать представления о принадлежности ребенка к определенному полу.

Предметы и игрушки для мальчиков и девочек.

4 неделя

Развитие речи

Тема: рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч».

Гербова,  «Развитие речи»,

 стр 13.

Беседа по картине, игры с мячом.

Картина, мяч, стихотворение А.Барто «Мячик»

Развитие речи

Тема: «Моя семья»

конспект

Беседы о близких родственниках детей.

Картина «Моя семья».

Ноябрь

1 неделя и

2 неделя

Заполнение

индивидуальных карт развития детей.

Тема: «Мой дом»

3 неделя

Развитие речи

 Тема: «Чтение сказки «Козлята и волк»».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  18.

Развивать умение понимать смысл сказок, повторять их за воспитателем.

Игрушка волк, козленок.

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: звук О

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  37.

-Артикуляционная гимнастика.

-Игры с   мячом.

Иллюстрации к сказке «Колобок».

4 неделя

Развитие речи

Тема:«Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке»».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  45.

Игровая ситуация «Экскурсия по зоопарку».

Прослушивание стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».

Беседа.

Игрушки: жираф, зебра, белый медведь, страусёнок, пингвин, верблюд.

Развитие речи

Тема: Беседа «Расскажи, где ты живёшь?»

конспект

-Развивать речевую активность детей.

-Рассматривание иллюстраций о родном городе.

Картинки с изображением городских улиц.

Декабрь

Тема: «Зима»

1 неделя

Развитие речи

Тема: «Зима. Оденем куклу на прогулку»

Комплекс. занятия стр.114

Обратить внимание детей на изменения в природе в первый месяц зимы.

-Картинки с зимним пейзажем.

-Кукла, теплая одежда для нее.

Закреплять с детьми название зимней одежды, последовательность одевания.

Развитие речи

Тема:  «Звуковая культура речи: звук И»

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  41.

-Активизировать речевую активность детей.

-Артикуляционная гимнастика.

Игрушка лошадка или жеребенок.

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Чтение стихотворения М. Познанской «Снег идет»

Комплекс. занятия стр. 170

-Закреплять признаки зимы.

— Беседа «Почему вы радовались снегу?»

Картинки о зиме.

Развитие речи

Тема: рассматривание картины «Зимние забавы»

Гербова,  «Развитие речи»,  стр. 122-123.

-Активизировать речевую активность детей.

-На прогулке катание детей с горки, на санках..

Картина «Зимние забавы».

Тема: «Новогодний праздник»

3 неделя

Развитие речи

Тема: «Рассматривание елки».

Комплекс. занятия,

стр. 137.

-Вызвать у детей желание готовиться к празднику.

Елка, елочные игрушки (картинка)

Развитие речи

Тема . «Волшебный  сундучок Деда Мороза». И. А. Бойчук. стр. 140.

Беседа о Новом годе.  Рассматривание иллюстраций, загадки.

Иллюстрации  к сказкам.

4 неделя

Развитие речи

Тема: «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  49.

-Чтение р.н.сказок, беседа по сказкам.

-Показ сказки в исполнении кукольного театра.

-Игра «Эхо»

Сказка «Снегурушка и лиса».

Развитие речи

Тема. «Ознакомление с малыми фольклорными формами. О.С. Ушакова. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет» стр.201.

Беседа о  малом фольклоре.  Рассматривание иллюстраций к разным потешкам.  Заучивание потешки.

Потешка « Ты Мороз – Мороз». Игрушка-зайка.

Январь

Тема: «Народная игрушка»

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Игра-инсценировка «У Матрешки – новоселье»

Гербова стр.52

Рассказ воспитателя.

Проблемная ситуация «Поможем матрешке построить домик».

Строительная игра «Домик для Матрешки» совместно с воспитателем.

Проговаривание хода работы.

Музыкальная игра «Потанцуем с Матрешкой».

Набор деревянного конструктора.

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки М, МЬ».

Гербова  стр.56

Рассматривание куклы.

Игра «Заводные куклы».

Рассматривание сюжетной картинки, беседа по ним.

Читайте также:  Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия с ребенком

Рассказ воспитателя «Мурка».

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка».

Обыгрывание детьми стих-ия.

Д/у «Вставь словечко».

Говорящая кукла. Картинки мишки, кошки.

3 неделя

Развитие речи

«Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  54.

-Беседа «Какой рисунок к сказке «Гуси-лебеди» вам понравился больше всего?»

-Рассматривание картины «Зимой на прогулке».

Беседа по картине.

-Р/у «Плач Мишутки».

Книга со сказкой с большими картинками.

Развитие речи

«Звуковая культура речи: звуки П, ПЬ. Д/у  «Ярмарка»».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  57.

-Чтение стихотворения В.Орлова «Три пингвина».

-Игра «Заводные цыплята»

-Игрушки мышата и цыплята (картинки)

-Муляжи овощей, печенья, конфет, подушки для кукол.

4 неделя

Развитие речи

Тема. « Морозушко – мороз».                                               И. А. Бойчук Стр.24.

Рассматривание подарка  Деда Мороза – сундучок с загадками. Народная игра. «Дед Мороз».

Сундучок с загадками, закличками, прибаутками. Игрушки из кукольного театра.

Развитие речи

Тема: «Народные игрушки».

А.А.Вахрушев,

Е.Е.Кочемасова,

Ю.А.Акимова,

И.К.Белова «Здравствуй, мир» стр.71

Д/и «Чего не стало», «Куда спряталась матрешка». «Какой, какая?»

Игрушки народных промыслов.

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».

Февраль

1 неделя

Развитие речи

«Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.   59.

Обсуждение сказки «Кот, петух и лиса».

Чтение сказки «Лиса и заяц».

Беседа.

Заучивание пословицы детьми.

Рисунки кота, петуха, лисы.

Развитие речи

«Звуковая культура речи: звуки б, бь».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  60.

ДИ «Кубик».

Речевая игра «Барабаны»

«Колыбельная для белочки».

Рассматривание рисунков.

Беседа.

Заучивание стихотворения

Г.Виеру «Ежик и барабан».

Куб с картинками, колокольчик, игрушка щенка.

Транспорт

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Покатаем игрушки»

Комплекс. занятия стр.67

-Беседы о транспорте.

-С/р игра Путешествие на автобусе».

Игрушечные рули, автобус.

Развитие речи

Тема: «Строим дорогу. Машины»

 Комплекс. занятия стр.66

-Беседы о транспорте.

-Игры с машинами.

-Постройки дороги, гаража.

Игрушечные автомобили, деревянный конструктор.

3 неделя

Развитие речи

Тема: «Игра «Пароход»

Комплекс. занятия стр.151

Познавательно-исследовательская деятельность: ознакомление с качествами и свойствами предметов.

Игрушки большой и маленький пароход.

Тазик с водой.

Развитие речи

Тема: Развитие речи

«Звуковая культура речи: звуки Т, П, К».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  65.        

-Р/у «Песенка язычка» (звук т)

-Речевая игра «Ножки»

-Рассматривание игрушек.

С/р игра «Угостим Тяпу и Топа компотом».

Игрушки щенка и медвежонка, кувшин и чашки.

Нет милее дружка, чем родная матушка

4 неделя

Развитие речи

«Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…»».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр.  64.

Беседа «8 марта».

Чтение стихотворения о маме.

ДИ «Назови ласково»

ДУ «Очень мамочку люблю, потому что…»

Составление коротких рассказов детьми «Почему я люблю свою маму?»

Заучивание поздравления для мамы и бабушки.

Использование фотографий мам детей.

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: звук Ф».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр. 71.

Игра «Заводные ежики».

-Волшебный кубик.

-Стихотворение Г.Сапгира «Кошка»

Март

1 неделя

Развитие речи

Тема: «Мамины

помощники»

Комплекс. занятия стр.215

-Беседы о маме.

-Чтение стихов о маме, бабушке.

-С/р игра «Накормим маму».

Разные игрушки, игрушечный котенок, картинки с изображением предметов-помощников.

Развитие речи

Тема: «Кому что нужно?»

Комплекс. занятия стр.208

С/р игры. «Больница», «Семья», «Шоферы».

-Картинки с изображением врача, повара, шофера.

-Орудия труда врача, повара, шофера.

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Моя мама»

Н.А.Карпухина

 «Конспекты занятий в

первой младшей группе детского сада»

стр. 20

-Беседы о маме.

-Рассматривание иллюстраций в книгах.

Развитие речи

Тема: стихотворение С.Купутикян «Маша обедает»

Чтение, беседа.

Книга с иллюстрациями.

Весна

3 неделя

Развитие речи

Тема:  «Стихотворение А.Плещеева «Сельская песенка».

Комплекс. занятия стр.203

-Беседы о весне.

-Заучивание стихов.

Иллюстрации к стихотворению, сюжетные картинки.

Развитие речи

Тема. Ознакомление с малыми фольклорными формами.               стр.211. О.С. Ушакова «Развитие речи»

Наблюдение  за весенней погодой и природой  из окна.   Отметить сезонные перемены.  Хоровод в кругу. «Солнышко – ведрышко» Загадки – отгадки.                                  Игра « Догонялки».

Иллюстрации на темы; «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».

4 неделя

Развитие речи

Тема: «Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

Гербова стр.70

-Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине.

-Д/и «Кто во что одет?»

-Составление простого рассказа детьми при помощи воспитателя.

-Д/у на звукопроизношение.

-Д/и «Когда это бывает?».

Иллюстрации к стихотворению, сюжетные картинки.

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура  речи: звук с».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр. 75.

-Р/у «Песенка Язычка» (звук с).

Читайте также:  Фон для презентации развитие ребенка

-Д/и «Как журчит вода?»

-Рассматривание картинки с изображением ласточки.

-Чтение стихотворения «Ласточка» Л. Яхнина.

-Беседа по стихотворению.

Мольберт с картинкой с изображением ласточки.

5 неделя

Развитие речи

Тема:  «Медвежья семья»

Комплекс. занятия стр.75

-Беседы о диких животных.

-Д/и «Кто живет в лесу».

Сюжетная картина «Медвежья семья», игрушечный мишка: маленький и большой.

Закрепить название диких животных.

Апрель

Сад, огород

1 неделя

Развитие речи

Тема: «Рассказывание р.н. сказки «Репка».

Комплекс. занятия стр.75

Беседы о фруктах, овощах, об уходе за ними.

Игрушки для настольного театра по сказке «Репка»

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: звук Ц ».

Гербова,  «Развитие речи»,  стр. 79.

-Артикуляционная гимнастика.

-Игры на звукоподражжание.

Игрушка белочка.

2-3 неделя

Заполнение карт индивидуального развития детей.

4 неделя

Развитие речи

Тема: « Заучивание стихотворения                         « Подснежник проснулся».                    

 И. Беляков. Стр. 103.

 « Учим наблюдать и рассказывать».

Беседа о весне, о явлениях в природе весной.

Стихотворение                                  « Подснежник» Иллюстрация с изображением                               подснежника.

Май

1 неделя

Развитие речи

Тема: «Чтение рассказа «Одуванчики».

Гербова стр.83

-Д/и «Доскажи словечко.

-Беседа о цветах.

Рассказ «Одуванчики»

Развитие речи

Тема: «Комнатные растения»

конспект

Рассматривание цветов, наблюдение.

Комнатные растения, лейки, палочки для рыхления.

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Сказка Н.Павловой «Земляничка»

Комплекс. занятия стр.250

-Беседа о ягодах.

-Д/и «Во саду ли, в огороде».

Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа.. муляж землянички.

Развитие речи

Тема: «Звуковая культура  речи: звук с» (повторение).

Гербова,  «Развитие речи»,  стр. 75.        

я «Ласточка» Л. Яхнина.

        .

-Р/у «Песенка Язычка» (звук с).

-Д/и «Как журчит вода?»

-Рассматривание картинки с изображением ласточки.

-Чтение стихотворения.

-Беседа по стихотворению.

Мольберт с картинкой с изображением ласточки

3 неделя

Развитие речи

Тема: «Насекомые. Кто летает?»

конспект

-Рассказ, беседа.

-Игра «Летает- не летает».

Картинки с изображением насекомых.

Развитие речи

Тема: «Машенькин букет»

Комплекс. занятия  Голицына Н.С.стр.137

-Знакомить детей с первоцветами.

-Чтение стихов о первоцветах.

Картинки с изображением первоцветов.

 Лето

4 неделя

Развитие речи

Тема: «Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики».

Комплекс. занятия стр.247

-Беседа о лете.

-П/и «Догони солнечный зайчик».

Книги со стихотворением, зеркало.

Развитие речи

Тема: «Составление коллективного рассказа «Что мы видели на прогулке».

Комплекс. занятия стр.249

Источник

Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнений для детей 3–4 лет

Продолжение

Сентябрь:

1-2 недели – обследование

3-4 недели: тема «Наши имена»

Цель: Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Помочь запомнить и употреблять в речи имена кукол.

Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительное с прилагаемым в роде и числе.

Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука «о» в словах.

Развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Подготовить к элементам драматизации.

Игры: «Угадай, кто позвал!», «Куклы пляшут», «Наши имена», «Назови соседа», «Перед кем ты стоишь», «Оденем куклу»

Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Куколка», «Моя семья»

Октябрь:

1-2 недели: тема «Овощи и фрукты»

Цель: Проверить, как дети различают и называют овощи и фрукты. Учить различать овощи и фрукты, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. Развивать зрительную память. Обогащать словарь за счет обозначения качеств, использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый, овощной и др.

Показывать и называть действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию. Использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты».

Учит выразительности движений, мимики, жестов.

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение.

Игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек» «Что утащили мыши?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Яблонька», «Кабачок – кабачок», «Огуречик, огуречик», «Яблоко»— молдавская игра, «Что изменилось»,»Сварим щи и компот», «Соберем урожай картофеля», «Соберем урожай».

Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Будем мы варить компот»

3-4 недели: тема «Игрушка»

Цель: Учить детей рассматривать картинку, формировать умение отвечать на вопросы (по картинке) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно, употреблять формы единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (стоит — стоят, играет – играют, и др.) Закрепить правильное произношение звуков «а», «у», «и», развивать речевой выдох, мелкую моторику.

Читайте также:  Массаж головы для ребенка для развития речи

Закреплять умение читать самостоятельно стихотворения. Помочь выучить наизусть новое стихотворение.

Закреплять умение классифицировать предметы

Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать эмоциональную сферу.

Игры и игровые упражнения: «Скажи ласково», «Сложи целое слово из частей», «Кто к нам в гости пришел», «Подарки», «чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Принеси игрушку – животное», «Найди свой домик», «Мишка с куклой, «Куколка»

Дыхательные упражнения: «Подуть на султанчика», «Игра с воздушными шарами»

Пальчиковая гимнастика: «Кольцо», «Флажок», «Шарик», «Цепочка», «Колокольчик», «Зайка и барабан»

Ноябрь:

1 неделя: тема «Осень»

Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. Развивать эстетические чувства детей, вызывать эмоциональный отклик на литературное произведение. Закрепить знания о характерных признаках осени. Дифференцировать красный, желтый, и оранжевые цвета. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику, воспитывать длительный плавный выдох. Закрепить правильное произношение звука «Ш».

Игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Листопад», «такой листок — лети ко мне», «Найди свой цвет», «Когда это бывает», «Дождик»

Дыхательные упражнения: «Ветерки»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Грабли», «Осенние листочки»

2-3 недели: тема «Одежда»

Цель: Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды. Учить активно, использовать обобщающее слово «Одежда», правильно называть предметы одежды, использовать прилагательные, обозначающие цвет.

Развивать умственное и эмоциональное восприятие. Вызывать интерес к драматизации сказки, к решению.

Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре. Обратить внимание на новые слова. Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражательных слов (пи – пи, ква –ква, у, э)

Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Игры и игровые упражнения: «Кукла одевается», «Парные картинки», «По дорожке Валя шла», «Найди свой шкафчик» «Один – много», «Чудесный мешочек», «Оденемся на улицу», «Катя, попляши», «Ножки, ножки», «Что одела кукла?»

Пальчиковая гимнастика: «Шла лягушка по дорожке», «Наша Маша маленькая»

4 неделя: тема: «Наше тело»

Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка»«мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. Развивать пространственные представления. Учить сравнивать и обобщать, развивать местную и общую моторику, пополнять активный словарь.

Развивать познавательные способности, тактильное восприятие.

Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а так же запоминать небольшое количество по объему стихотворение. Учит читать не торопясь, четко выговаривая слова. Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Прививать гигиенические навыки

Игры и игровые упражнения: «Кукла попляши», «Водичка, водичка», «По ровненькой дорожке», «Где наши ручки?», «Ровным кругом», «Что умеют делать ножки (ручки?», «Отвечай быстро», «Бабушка Маланья», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Скажи ласково»

Пальчиковая гимнастика: «Детишки», «Дружба», «Большой братец», «Человечек», «Ладонь – кулак»

Декабрь:

1-2 недели: тема «Посуда»

Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции посуды. Учить различать и называть части предметов посуды. Развивать зрительное внимание, учить сравнивать, активизировать словарь

Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом – «ник» (чайник, молочник, кофейник)

Воспитывать интонационную выразительность речи, учить детей отвечать на вопросы.

Игра и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький», «У медведя во бору», «Три медведя», «Что взяла Машенька», «Горшочек», «Повар», «Найди предмет по описанию»

Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «Чайник»

3 неделя: тема «Зима»

Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.

Игры и игровые упражнения: «Белый снег пушистый», «Зайка беленький сидит», «Слушай внимательно», «Снег идет», «Игра в снежки», «Закончи предложение», «Выпал беленький снежок», «Зимний хоровод», «С льдинки на льдинку»

Пальчиковая гимнастика: «Снежинка», «Снежинки пуховые»

4 неделя: тема «зимние забавы»

Цель: Познакомить детей со значением потешки — заклички, учить выразительно и ритмично проговаривать потешку «Ты мороз», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.

Закрепить знание характерных признаков зимы. Развивать речевой выдох, мелкую моторику.

Игры и игровые упражнения: «Дед мороз», «Ты мороз — мороз», «Выпал беленький снежок», «Мороз», «С льдинки на льдинку», «Скажи ласково», «Влезь на горку», «Снег, снег кружится», «Подбери слово», «Ловим снежинку»

Дыхательные упражнения: «Снег идет», «Снежинка летит»

Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепили», «Снежинки пуховые»

Источник