Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия с ребенком

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия с ребенком thumbnail

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия

и формированию произношения

Тема: Автоматизация звука [С]. Работа над речевым дыханием, словесным ударением. Развитие слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений

Цель: Развитие слухового восприятия и произносительных навыков на материале занятия.

Задачи:

—  развитие слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений с кохлеарным имплантом на правое и левое ухо.

—  работа над речевым дыханием;

—  работа над словесным ударением;

—  развитие фонематического восприятия;

—  автоматизация звука [С] в слогах,  словах,  фразах при чтении, назывании картинок и в самостоятельной речи;

—  работа над пониманием значений слов;

—  развитие зрительного восприятия, памяти, внимания и мышления посредством дидактических игр и упражнений;

—  воспитание умения самоконтроля за речью.

Оборудование:

— опорные таблички со словосочетаниями, предложениями для работы над РСВ (Наступила зима. Кот ловит рыбу. Красная чашка. Утка плавает. 12345);

— карточки для чтения;

— картинки, набор цифр;

— бумага и цветные карандаши;

— макет «цветика-семицветика»;

— разборная модель снеговика;

— экран.

Ход занятия:  (Ребенок носит кохлеарные импланты (КИ) на оба уха. Первая настройка второго импланта на левое ухо произведена месяц назад).

I. Работа над произношением.

1) Работа над речевым дыханием.

—        Скажи слитно, на одном выдохе слоги (вдох носом, выдох ртом)

протяжно        кратко        протяжно и кратко

ПА_ПО_ПУ_        ПАПОПУ        ПА_ПО_ПУ_ПАПОПУ

ТА_ТО_ТУ_        ТАТОТУ        ТА_ТО_ТУ_ТАТОТУ

ПА_ПО_ПУ_ПИ_        ПАПОПУПИ        ПА_ПО_ПУ_ПИ_ПАПОПУПИ

2) Работа над словесным ударением.

Послушай, повтори, отхлопай ритм:

Тата                    ТАтата

татаТА               таТА

таТАта               ТА

3) Развитие фонематического восприятия. Слушай внимательно. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]:

СЫР, ПАЛЬТО, СТУЛ, КУКЛА, ПОСУДА, ВЕСНА, КАРАНДАШ, НОС,

ШАПКА, ПЕСОК, ЛЕС, ОКНО, КУБИКИ, ВОЛОСЫ, СУП, КОРОВА.

4) Будем говорить хорошо звук [С].        

а) С_____________ С_______________        

б) Чтение слогов (выкладывание слогов СА-СО-СИ-СУ на грузовики)

    Чтение обратных слогов (ромашка): АС-ОС-УС-АСА-ОСУ-АСЫ

в) Называние картинок со звуком [С].

Посмотри внимательно на картинки и запомни их. Я уберу, а ты назови, что там. Убрать в коробку.

II. Развитие слухового восприятия.

1. С КИ на правое ухо (голос разговорной громкости)

— Милана, слушай внимательно. У меня здесь детали какой-то фигуры. Если ты услышишь правильно, я дам тебе 1 деталь. Потом посмотришь что за фигура у тебя получится.

(Перед ребенком перевернутые таблички с речевым материалом и «цветик-семицветик». На обратной стороне табличек наклеены квадраты, цвет которых совпадает с цветом лепестков «цветика-семицветика». Милана выбирает лепесток, а затем табличку с квадратом такого же цвета. Педагог берет табличку, переворачивает ее и предъявляет ребенку на слух напечатанный  речевой материал).

а). Утка плавает (нарисуй).

б). Наступила зима (выбор картинок). Ребенку предложены картинки, на которых изображено разное время года.

— Милана, тебе нравится зима?

— Почему?

в). Красная чашка (принеси).

г) Кот ловит рыбу (выбор нужной картинки). Ребенку предложены картинки, на которых: мальчик ловит рыбу, гном ловит рыбу, кот лежит на диване, волк ловит рыбу.

д). 1,2,3,4,5 (раздать карточки с цифрами, где есть лишняя цифра 7).

Выложи по порядку. Милана, а почему ты цифру 7 отложила.

— Слушай внимательно, какую цифру я пропустила?

1,2,4,5               1,3,4,5

Ребенок получил все детали снеговика.

— Посмотри, у тебя все детали фигуры. Собери фигуру. Что у тебя получилось? (Снеговик). 

2. С КИ на правое ухо (шепот).

3. С КИ на левое ухо (голос разговорной громкости) – расстояние 1-1,5 метра.

Работать на слух с тем же речевым материалом.

III. Итог занятия.

 Что ты делала? Я слушала и хорошо говорила звук [С]. Я играла, рисовала.

Источник

Конспект фронтального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели: 

1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки.

 2. Автоматизировать звук Ц на материале слогов, слов, предложений.

    Дифференцировать звуки Р- Л на материале, включающем эти звуки.

 3. Развивать мышление, внимание, связанную речь, интерес к занятиям.

4. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
 Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

— Тренировать слуховую память детей при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

— Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

— Поощрять речевую активность

— Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

— Учить детей подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «ц».

— Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

-Формирование словарно го состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний, активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, развитие разно образных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания)

Задачи комплексного развития ребенка

— Развитие мелкой и общей моторики.

— Формировать навык глобального чтения табличек.

-Отработка и закрепление речевых умений, приобретенных на предыдущих и этих занятиях, уточнение значения слов и их связи с другими речевыми единицами, комбинирование различных речевых высказываний в зависимости от коммуникативных целей.

Читайте также:  Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

— Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

— Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом

Оборудование: таблички со слогами, словами, текстом;

                              картинки с изображением птиц;  макет по теме «Весна»,

                              рассыпной текст,

Текст «Весна»

Пришла весна. Солнце светит. Снег тает. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они вьют гнезда. Артем, Алсу и Ваня пускают кораблики.

Словарь: гнездо, дом, грач, забор, куст, снег, береза, ручей, липа, проталинки, елка, кораблик, клен, ребята, скворечник. скворец, птенец, птица ,  перелётные птицы

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. II Основная часть.
  4. Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, фразах.
  5. Дифференцировать звуки   Р- Л
  6. Работа с рассказом
  7. Организационное окончание занятия.

                                                Ход занятия.

Организационный

         момент

  Деятельность 

      учителя

     Деятельность

         ученика

I Орг. Момент:

Привет!

   [-Какое сегодня число?]                                                

      [- Какой сегодня день недели?]                                    

      [- Сколько дней в неделю ребята учатся в школе? ]  

Привет

2,Фонетическая ритмика

Вдох

Выдох

С_______

Сна_____

Весна____

Пришла весна.

Солнце светит.

Снег тает.

Бегут ручьи.

Вдох

Выдох

С_______

Сна_____

Весна____

Пришла весна.

Солнце светит.

Снег тает.

Бегут ручьи.

  II Основная часть.

  1. Будешь хорошо говорить звук Ц.

— Какой звук будешь говорить?                          

Послушай и  назови слоги:

        [ ац  ец  иц  ца]

        — Что ты называл?                                                

        Послушай и назови слова:

             [ Скворец, птенец, птица.]  

         Поставь ударение в словах.

       — На который слог падает ударение?              

        (первый) слог.

       — Что ты называл?                                                

Звук Ц.

Ац, ец, иц, ца

Я называл слоги.

Скворец, птенец, птица

 -Ударение падает на второй  

  Я называл слова.

2. Хорошо говори звуки  Р – Л.

Послушай и повтори:

      [ ара – ала, ла- ра, ер – ел, ре –ле, гра — гла]

       — Что ты называл?                                            —

Послушай названия птиц.

Разложи картинки на две группы: в одну группу — картинки,

в названии которых есть звук Р, в другую – картинки, в названии которых  есть звук Л.

– нет звуков Р, Л.

        -Эта картинка лишняя?                                        

   [-  Как называются птицы, которые прилетают  к нам весной?]

    — Выбери перелётных птиц.                                  

   [-  Как называются птицы, которые прилетают  к  нам зимой? ]

ара – ала, ла- ра, ер – ел, ре –ле, гра — гла 

Я называл слоги.

«Р» Грач, жаворонок, скворец, снегирь, ,

 «Л» соловей, ласточка дятел,

 — да, лишняя.

— Перелётные птицы.

—  грач,  жаворонок, скворец,

— Зимующие птицы.

соловей, ласточка, кукушка.

 3.Опознавание на слух

[- Будешь слушать рассказ. ]

     — Что ты будешь делать ?                            

                                                                             Называет что услышал.

    — О чём рассказ?                                           — О весне.

 Восприятие текста по предложениям.            

          — Вот таблички. Расскажи  рассказ по порядку.  

         (Помощь в предъявлении  предложений на слух.)

          Различение вопросов и фраз  без табличек.

[- Какие птицы прилетели?]  

 [-  Что вьют грачи? ]

  [-  Что делают дети весной ? ]  

  [- Текут ручейки. ]

  [ Светит солнце]

 [ Тает снег.]

        Восприятие слов и словосочетаний на голое ухо.

         Светит, прилетели птицы, грач – грачи, дерево – на деревьях, пускают кораблики.

— Я буду слушать рассказ.

Слушает, повторяет.

                                                 III Итог занятия.

     — Какие звуки ты говорил хорошо?              

     — Что ты делал на занятии?          

-Я говорил звуки Ц,Р,Л.

Я говорил, слушал рассказ, слушал птиц.

Читайте также:  Влияние родителей на развитие личности ребенка

Источник

Лидия Волкова
Конспект занятия по развитию слухового восприятия с детьми с ОВЗ по слуху «Трёхсложный ритм. Направление звучаний»

Конспект

занятия по развитию слухового восприятия

в специальной коррекционной группе 1 — вида

по теме: «Трёхсложный ритм. Направление звучаний».

4 год обучения.

Учитель-дефектолог

Волкова Лидия Андреевна.

МБОУ СОШ №40, г. Липецк,

Тема: «Трёхсложный ритм. Направление звучаний».

Цель: Учить детей различать на слух неречевые звучания; различать ритмы

звучания; отхлопывать и воспроизводить ритмы; выкладывать схему

ритмов; подбирать и читать слова с ударением с опорой на схему ритма.

Методические приёмы: — организационный момент,

— вопросы к детям,

— ответы детей,

— сюрпризный момент,

— работа по схемам – слухо-зрительно,

— отхлопывание ритма – на слух,

— д/и «Где звучит

Оборудование: ширма, экран, повязка на глаза, наборное полотно,

мальберт, таблички, барабан, диск со звуками кошки и собаки,

игрушки – кошка и собака,у детей на столах кружки: 1 – красный,

2 – синих, на доске написаны схемы и слова с ударением,

предметные картинки: бабочка, барабан, ….

Словарь: Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

Как зовут твоего папу? Что мы будем делать?

ТАтата (сильный удар-тихий-тихий, бабочка, дедушка,

таТАта (тихий-сильный-тихий удар, машина, лопата,

татаТА (тихий-тихий-сильный, самолёт, барабан,

Где звучит? справа, слева, спереди, сзади.

Ход занятия.

Речь учителя. Речь детей.

1. Огранизационный момент.

— Привет. Сядьте правильно. Будем слушать.

(за экраном спрашиваю детей)

— Немцева? — Я тут.

— Федя? — Я здесь.

— Артём, как твоя фамилия? — Моя фамилия Рукин.

— Данил, сколько тебе лет? — Мне пять лет.

— Ксюша, как зовут твоего папу? — Моего папу зовут … .

— Карина, что мы будем делать? — Мы будем заниматься.

(если дети затрудняются можно показать таблички с вопросами)

2. Сюрпризный момент.

Слышится голос кошки (запись). Дети узнают по голосу животного.

Появляется кошка с барабаном.

— Кошка

— К нам пришла кошка. Что она принесла? — Барабан.

3. Работа по схемам – слухо-зрительно.

— Слушайте (кошка играет на барабане ТАтата – слухо-зрительно).

— Положите у себя на столе кружки как вы услышали.

(Дети выкладывают схему: красный-синий-синий. Кошка проверяет.

Если дети затрудняются, то игра на барабане повторяется.)

— [Данил, иди ко мне] (за экраном). Выбери схему (на доске).

– Татата.

— Расставь правильно кружки.

– Красный-синий-синий.

— Какое слово подходит к этой схеме?

(ребёнок читает)

— Бабочка.

— Хорошо. А теперь придумай слово сам.

– Дерево.

— Верно. Сядь за стол.

— Слушайте ещё (кошка играет на барабане таТАта – слухо-зрительно).

— Выложите на столе схему.

(Дети выкладывают схему: синий-красный-синий. Кошка проверяет.

Если дети затрудняются, то игра на барабане повторяется.)

— [Карина, иди ко мне] (за экраном). Найди схему (на доске).

– таТАта синий-красный-синий.

— Прочитай слово к этой схеме? (ребёнок выбирает нужное слово и читает)

— Лопата.

— Хорошо. А теперь придумай слово сама.

— Машина.

— Верно. Сядь за стол. Слушайте ещё.

(кошка играет на барабане татаТА – слухо-зрительно)

— Выложите на столе схему.

(Дети выкладывают схему: синий-синий-красный. Кошка проверяет.

Если дети затрудняются, то игра на барабане повторяется.)

— Артём, подбери слово к этой схеме. – Самолёт.

— Придумай слово сам. – Голова.

— Молодец.

4. Отхлопывание ритма – на слух.

— А сейчас все слушают хорошо: татаТА.

(играю на барабане за ширмой — дети воспринимают звучания барабана на слух)

-, отхлопай и проговари ритм. — татаТА

-, повтори. — татаТА.

-, слушай и отхлопай ритм. – Татата, таТАта.

— Молодцы. Все слушали хорошо.

5. Д/игра «Где звучит

(Слышится голос собаки (запись). Дети узнают по голосу животного.

Появляется собака с табличкой.)

— Собака нам принесла игру. Давайте прочитаем, как называется игра.

– Где звучит?

— Встаньте. Будем играть.

(Приглашаю детей в зону игры, где стоит мальберт с наборным полотном и табличками. Водящему завязываю глаза и ставлю в центр. В ходе игры дети меняются местами.В игре уточняются и закрепляются понятия: справа, слева, спереди, сзади.)

6. Итог.

— Молодцы, играли правильно.Кошка и собака с вами прощаются: пока.

– Пока.

— Что мы делали? — Мы слушали, читали, играли.

— Идите в группу.

Читайте также:  Развитие ребенка с овз характерно

Источник

Индивидуальное занятие

по развитию слухового восприятия и формированию произношения разработано для слабослышащих обучающихся начальных классов со сложной структурой дефекта. Его основная цель — показать разнообразие видов работ при закреплении изучаемого звука «Р». Занятие представлено как нетрадиционное, ориентированное на закрепление звука «Р» в изолированной форме, в слогах, словах, словосочетаниях, в самостоятельных высказываниях. Проговаривание звука синхронизируется с движениями и проводится в игровых ситуациях, которые ненавязчиво обеспечивают зарядку артикуляционного аппарата, работу над дыханием и голосом, темпом, ритмом речи. Учитывая особенности категории поступивщих на обучение детей с патологией слуха и проблемами в их адаптации использование предложенных видов работ способствует:

— привлечению зрительного, слухового внимания,

-удержанию его на протяжении всего индивидуального занятия,

-избежанию усталости и переутомления,

-развитию:

-памяти, мышления ориентации в пространстве, координации движений, мелкой, общей моторики.

Такой подход обеспечивает стабильный зрительный контакт ребёнка со взрослым, ускоряет понимание инструкций учителя и их выполнение. Возрастает темп работы на занятии в целом, является актуальным, своевременным, способствует развитию реальных возможностей самой сложной категории слабослышащих обучающихся со сложной структурой дефекта.

Тема:Звук «Р». Речевое дыхание. Текст «Зима».

Цель:

-Автоматизация звука «Р»в слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях на материале игр;

— закрепить умение выделять на слух изучаемый звук;

-тренировать речевое дыхание ;

— развивать фонематический слух, слуховое восприятие, внимание , зрительную, слуховую память, общую, мелкую моторику; .

— воспитывать желание вступать в контакт, общаться устной речью в процессе игр.

Ход занятия:

I.Организация занятия:

— Приветствие обучающегося.

-Инструкция: делай, как я. Учитель повторяет приветствие « Добрый день» делая шаг при каждом слове. Обучающийся повторяет приветствие в движении.

— Психологический настрой;

Инструкция: надуй шар, посмотри, что ты видишь?

На шаре — улыбка. Улыбнись и ты.

Речевое дыхание:

Двигательная игра

— Слитное произношение на 1-м выдохе гласного звука, заданного количества слогов с одновременным сниманием колец с пирамидки.

-Слитное произношение гласного звука, заданного количества слогов, и собирание пирамидки.

— Фоноритмика:

Двигательная игра на звук « Р»( закрепление вибрации звука).

Инструкция: делай , как я. Руки медленно поднимать вверх с проговариванием звука 0———-

Руки перед собой, имитация работы мотора вертолёта с проговариванием звука Р———-

Соединяем движения с проговариванием слогов:

РО, ОР,ОРО.

II.Звук «Р».

Автоматизация «Р» в слогах:

Игра: «Узнай, где громко?»

-Учитель произносит слоговые ряды. Обучающийся стоит, услышав ударный слог должен прыгнуть в круг.

— Ученик самостоятельно произносит заданное количество слогов учителем и на ударном слоге запрыгивает в очерченный круг.

Игра»Узнай слог»:

Различение на слух слов и повторение в нём слога со звуком «Р».

1. Учитель называет слово: обучающийся –слог:

Рама ра

Роза ро

Рука ру

Рыба ры

Река ре

Рисунок ри

2. Учитель произносит слово и бросает мяч,

обучающийся ловит мяч, произносит слог, одновременно бросая его обратно. Автоматизация «Р» в словах:

Чтение слов по букварю ( рука, нора, сыр).

Двигательная игра «Светофор»:

У играющего три сигнальные карточки:

Зеленая– звук « Р» в начале слова;

Жёлтая — в средине слова;

Красная — в конце слова.

1.Учитель произносит слово, ученик определяет место звука в слове поднятием карточки соответствующего цвета.

2.Ребёнок поднимает карточку соответствующего цвета с одновременным проговариванием слова.

1.Математическая игра с мозаикой:

На мозаичном поле зелёные, жёлтые, красные кнопки.

Учитель демонстрирует поле в движении( кратковременно) слева направо. Задание – посчитать сколько красных кнопок?

Ребёнок должен внимательно следить за движением поля, успеть посчитать кнопки нужного цвета и ответить на вопрос. Ответ: красных кнопок три.

2.Игра « Рисую и пою»

ребёнок по образцу учителя должен петь слово ____ круг и одновременно его зарисовывать ( затем квадрат..) сначала одной, потом двумя руками.

Слуховойдиктант( Работа с компьютером)

-с голоса диктора услышать, повторить слово,

— записать его, проговаривая.

— открыть на экране слово, сверить его написание.

В).Автоматизация «Р» в словосочетаниях:

-Посчитать зимние месяцы :

(первый- декабрь, второй- январь , третий- февраль).

Игра» Отгадай , какой зто праздник?

1. Ёлка, снег и Дед мороз

Нам подарки всем принёс.

Ответ: это праздник — Новый год!

2.В марте, солнце и цветы,

чей же праздник ты скажи?

Ответ: -Мамин праздник.

3.У меня сегодня праздник

Торт , подарки и друзья

Тянут за уши все вместе

Вот как вырос за год я.

_Ответ: это-День рождения.

II. Розвитие слухового восприятия:

Текст «Зима» .

Осень -до свидания, к нам пришла зима.

Снег покрыл деревья, землю и дома.

Мы надели шубы, шапки и шарфы.

Хорошо кататься и играть в снежки!

1.Восприятие текста в целом.

2.Фраз по порядку.

3.Обучать рисованию фраз текста с помощью образной символики для его осмысления и запоминания.

5.Итог занятия. Всё, что делал- говори,

Трудно? значит повтори.

Ты вот это шар надул? — Надул!

На занятии играл? — Играл!

А букварь читал? — Читал!

Звук какой ты говорил? — Р!

А загадки отгадал? — Отгадал!

Текст» Зима» зарисовал? — Зарисовал!

Вот теперь ты- МОЛОДЕЦ, а занятию- КОНЕЦ.

Шар с улыбкой забери, до свидания скажи.

Источник