Технологии физического развития ребенка старшего дошкольного возраста
Лилия Гизетдинова
Современные технологии физического развития дошкольников
Вступление на семинаре. + презентация!
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В ДОУ используются здоровьесберегающие технологиив следующих направлениях:
1. Технологиисохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологииобучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей!
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т. д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, они все вовлекаются в процесс, после этого активно отвечают на вопросы, внимательнее слушают, старательнее рисуют, наклеивают. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.
Стретчинг (от лат. stretch) –– это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходим всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
Ритмопластика — является музыкально-ритмическим психотренингом. Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы, не раньше чем через 30 мин. после приема пищи со среднего возраста. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, и даёт возможность перевоплощаться.
Динамические паузы (физкультминутки). Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация. Можно проводить в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) .С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика пробуждения. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Оздоровительный бег. Реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Физкультурное занятие. Проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст — в групповой комнате или физ. зале — 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье». Реализуются 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия. Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом. Проходят как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведения. Проводятся сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.
Сказкотерапия. Всего 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.
Список использованной литературы:
1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры, 1993, №4.
2. Бальсевич В. К. Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры, 1995, №4.
3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 2000.
4. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология,теория и практика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров, под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.
5. Виноградова Н. А. Физическое развитие дошкольников. Часть1.Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н. А. Виноградова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.
6. Воробьева Е. В. Технология модульно-блочного обучения в формировании творчества и воображения специалиста / Е. В. Воробьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2005. — № 4 (44). — С. 250 — 254.
7. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М.: Академия, 2011. — 230 с.
8. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с.
9. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
10. Козырева О. В. — Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О. В. Козырева. — М.: Просвещение, 2003. — 112 с.
Источник
Содержимое публикации
7
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 217 города Уфы Республика Башкортостан.
Нугуманова Лейсан Маратовна
Научная статья
Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа)
Уфа 2017
Актуальностью данной работы является то что в настоящее время не достаточно много внимания уделяется данной проблеме. Методические пособия в основном содержат комплексы упражнений для проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах и нет никаких рекомендаций по проведению занимательной утренней гимнастики. Это связано с несколькими факторами:
Во-первых, все исследования ученых сконцентрированы, в основном, на структуре, содержании, технике выполнения движений.
Во-вторых, все виды деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста иногда бывают чрезмерно заорганизованными, мало чего дающие любопытному уму и отзывчивому сердцу малышей, которые вынуждены делать и выполнять все по указанию, распоряжению или готовому сценарию взрослого.
В-третьих, организация физического воспитания по остаточному принципу снизили естественный природный интерес, стремление ребенка к жизненно важным и необходимым движениям. Стандартность проведения занятий приводит к тому, что они становятся безликой, безвкусной необходимостью.
А все это говорит о том, что необходим поиск новых, интересных форм работы и обогащения уже известных дополнительным содержанием развивающего и воспитывающего характера.
Проблема физического развития и укрепления здоровья детей нашла отражение и во многих исторических источниках.
Вопросы актуальности физического воспитания детей поднимаются в «Поучении Владимира Мономаха» (1053-1126), «Домострое» протопопа Сильвестра Медведева (1641-1691), «Гражданстве обычаев детских» Епифания Славинецкого, «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» И. И. Бецкого (1704-1795), «Кратком наставлении, выбранном из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» Н. И. Новикова (1744-1818).
Реализовать на практике гуманистические идеи во многом удалось великому русскому педагогу и ученому К. Д. Ушинскому (1824-1870). Его труд «Человек как предмет воспитания» оказал значительное влияние на развитие естественно-научных основ физического воспитания. Он считал, что физическое воспитание должно строиться на основе глубоких знаний анатомии, физиологии, психологии, в воспитании дошкольников рекомендовал использовать народные игры, призывал педагогов к их собиранию.
Огромное значение имели открытия ученых в области физиологии и медицины: хирурга и педагога Н. И. Пирогова (1810-1881), И. М. Сеченова (1829-1905), академика И. П. Павлова, врача и собирателя детских игр Е. А. Покровского (1838-1895), врача-гигиениста Е. М. Дементьева (1850-1918), доктора медицины и хирургии П. Ф. Лесгафта (1837-1909). Одной из главных идей системы физического образования П. Ф. Лесгафта является познавательный характер физического воспитания, развитие посредством физических упражнений не только телесных, но и интеллектуальных сил человека. Наиболее ценными упражнениями для детей он считал естественные движения, подвижные игры-упражнения, с помощью которых ребенок готовится к жизни. [4; с. 210]
В советский период основателями теории физического воспитания дошкольников стали врачи-педиатры и гигиенисты В. В. Гориневский (1857-1937), Л. И. Чулицкая-Тихеева (1868-1938), Е. А. Аркин (1873-1948). Они рекомендовали вводить физическое воспитание в дошкольные учреждения как можно раньше, в качестве средств физического воспитания предлагали подвижные игры и упражнения – безопасные, не наносящие ущерба здоровью ребенка.
ВФГОС ДО установлены следующие задачи по физическому воспитани.:
задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
В выпускной квалификационной работе мы опираясь на требования ФГОС ДО разработали проект «Мы зарядке скажем, ДА!», который был направлен на развитие у детей интереса к утренний гимнастике, в ходе проведение практической части был реализован, что способствовало у детей улучшению физических, психических и эмоциональных качеств. У детей появилась самостоятельность, инициатива, активность, повысилось желание заниматься каждое утро зарядкой. Это говорит об эффективности проведенного нами исследования.
По итогам исследования у нас получились следующие результаты констатирующем этапе к высокому уровню можно было отнести 25 %, то на формирующим этапе 55 %, к среднему уровню на констатирующем этапе 45 % на формирующим 35%. низкому уровню на констатирующем этапе 30 %, то на формирующим этапе составило всего 10 %. .
Таким образом, со среднего на высокий уровень перешло 15 % , с низкого уровня на средний 10 % дошкольников, и с низкого на высокий уровень перешло 10%.
В своем опыте мы разработали две картотеки «Комплекса утренней гимнастике на 3 месяца» и «Стройся по порядку на зарядку!», так же были подобраны и составлены дидактические игры по теме дипломной работы, папка-передвижка и буклеты для работы с родителями. Все это может быть использовано в ходе педагогической практики воспитателями ДОУ в процессе организации воспитательной работы с детьми и в качестве пособия для студентов-практикантов.
А так же хочется отметить, что мы должны помнить всегда что физкультура залог здоровья, так как здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Даже ребенок в состоянии осознать его значение, он также хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Именно поэтому все родители с раннего возраста заботятся о здоровье своего ребенка, но, когда он поступает в детский сад, забота о его здоровье также возлагается на дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят большую часть дня. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений – одна из основных задач детского сада. Большинство детских садов сталкивается с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в учреждение. Общая картина такова: дети могут испытывать «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В следствие чего задерживается возрастное развитие скорости, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, часто заболевают простудными заболеваниями.
Рекомендации:
Использовать дифференцированный подход к проведению к проведению гимнастики в зависимости от возраста и подготовленности детей;
Проводить веселые и разнообразные комплексы и сюрпризные моменты, которые будут повышать интерес детей к утренней гимнастике.
Проводить просветительскую работу с родителями, которая позволяет сделать утреннюю гимнастику более организованной и продуктивной.
Утреннюю гимнастику проводить под музыкальное сопровождение;
Использование речевок до и после утренней гимнастики;
Использовать разные виды утренней гимнастике;
Для развития интереса так же использовать дидактические игры по физическому развитию;
Проводить познавательные беседы по физическому развитию для развития интереса;
Список литературы
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.:Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
Емельянова В.Н. Из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/42- fizicheskaya-kultura/213-zdorovyj-obraz-zhizni (дата обращения 12.12.2015)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы[Электронный ресурс]. — Режим доступа: old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения 19.12.2015)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.)[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата
обращения 19.12.2015)
Источник