Таблица развития ребенка двигательный аппарат

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы — его активную часть.

Читайте также:  Необходимость движения для развития ребенка

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год — всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых — 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте — в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Содержание: Стр.
1. Возрастные особенности нервной системы
2 Возрастные особенности опорно-двигательной системы
3. Возрастные особенности сердечно- сосудистой системы
4. Возрастные особенности крови
5.Возрастные особенности дыхательной системы
6. Возрастные особенности пищеварительной системы
7. Возрастные особенности выделительной системы
8. Возрастные особенности кожи.
9. Возрастные особенности половой системы. половое созревание
10. Возрастные особенности эндокринной системы

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Головной мозг. Особенности головного мозга новорожденного обусловлены недостаточным развитием и слабой дифференцировкой нервной системы. Кора больших полушарий имеет все основные борозды и извилины, однако все они недостаточно резко ограничены: борозды неглубокие, извилистость очень слабая. Имеются указания, что борозды и извилины второго и главным образом третьего порядка развиваются после рождения, особенно интенсивно в течение первого года жизни, а те, которые были у новорожденного, углубляются, становятся более резко выраженными. Число извилин, их форма, топографическое положение претерпевают изменения по мере роста ребенка, причем наибольшие в течение первых 5—6 лет. Лишь к 15—16 годам отмечаются те взаимоотношения, которые характерны для взрослых.

У новорожденного головной мозг относительно большой, масса его в среднем 380-400 г (340 — 430 г) у мальчиков и 355 г (330 — 370 г) у девочек, что составляет 12 —13 % массы тела (у взрослых — при­мерно 2,5 %). Масса мозга по отношению к массе тела у новорож­денного определяется отношением 1:8 (у взрослого это отноше­ние — 1:40). К концу первого года жизни масса мозга удваивает­ся, а к 3—4 годам утраивается. В дальнейшем (после 7 лет) масса головного мозга возрастает медленно и к 20 —29 годам достигает максимального значения (1 355 г — у мужчин и 1 220 г — у жен­щин). В последующие возрастные периоды, вплоть до 60 лет у муж­чин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после 55 — 60 лет отмечается некоторое уменьшение ее.

Читайте также:  Развитие ребенка на протяжении беременности

У новорожденного лучше развиты онтогенетически более ста­рые отделы мозга. Масса ствола мозга равна 10,0 — 10,5 г, что со­ставляет примерно 2,7 % массы тела (у взрослого около 2 %), а моз­жечка — 20 г (5,4% массы тела). Мозжечок у новорожденного несколько уплощен и удлинен, борозды его полушарий слабо выражены; более развита средняя часть мозжечка — червь. К 5 месяцам жизни масса моз­жечка увеличивается в 3 раза, к 9 месяцам — в 4 раза (ребенок умеет стоять, начинает ходить). Наиболее интенсивно развиваются по­лушария мозжечка. Промежуточный мозг у новорожденного раз­вит также относительно хорошо.

У новорожденного по сравнению со взрослым затылочная доля больших полушарий имеет относительно большие размеры. Лобная доля большого мозга силь­но выпуклая и относительно невелика. Височная доля высокая.

До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ши­рину, в дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли. На поверхности полушарий большого мозга у новорожденного уже имеются борозды и извилины. Основные борозды (централь­ная, латеральная и др.) выражены хорошо, а ветви основных бо­розд и мелкие извилины обозначены слабо. В дальнейшем, по мере увеличения возраста ребенка, борозды становятся глубже, изви­лины между ними рельефнее.

Миелинизация нервных волокон в онтогенетически более старых отделах (ствол мозга) начинается и заканчивается раньше, чем в более новых отделах. В коре боль­шого мозга раньше миелинизируются нервные волокна, прово­дящие различные виды чувствительности (общей), а также осуществляющие связи с подкорковыми ядрами. Миелинизация афферентных волокон начинается примерно в 2 месяца и закан­чивается к 4 —5 годам, а эфферентных волокон — несколько поз­же, в период от 4 —5 месяцев до 7 —8 лет. Соотношения бо­розд, извилин мозга и швов, характерные для взрослого челове­ка, устанавливаются у детей 6 — 8 лет. Мозолистое тело у новорожденного тонкое, короткое. Оно ра­стет одновременно с развитием и увеличением полушарий боль­шого мозга, преимущественно в краниальном и каудальном направлениях, располагаясь над полостью промежуточного мозга (над III желудочком). С развитием полушарий большого мозга увеличивается толщина ствола мозолистого тела (до 1 см у взрос­лого человека) и валика мозолистого тела (до 2 см), что обуслов­лено увеличением количества комиссуральных нервных волокон.

Миелинизация нервов протекает неодинаково: раньше всех миелинизируются двигательные нервы, затем смешанные и последними чувствительные. Это относится как к черепным, так и к спинномозговым нервам; в последних раньше миелинизируются передние, двигательные корешки, а затем чувствительные.
Имеются указания, что к моменту рождения наиболее миелинизирован преддверно-улитковый нерв. Вообще степень функционирования нерва до известной степени определяется интенсивностью образования миелиновой оболочки. Подобный процесс протекает в зрительном нерве, где в первые дни после рождения усиленно миелинизируются волокна. После рождения процесс миелинизации продолжается, проявляя некоторую последовательность в отношении двигательных нервов: лицевой, подъязычный, отводящий, третья ветвь тройничного нерва, глазодвигательный — и в отношении чувствительных нервов: преддверно-улитковый, первая и вторая ветви тройничного, блуждающий, языкоглоточный, зрительный. Миелинизация черепных нервов осуществляется в течение первых 3— 4 мес и заканчивается на втором году жизни. Миелинизация спинномозговых нервов продолжается до 3 лет.

Спинной мозг новорожденного имеет ряд особенностей, отличающих его от спинного мозга взрослого. Длинной около 14 см (13,6-14,8), нижняя граница мозга находится на уровне нижнего края III поясничного позвонка (у взрослого — I или верхний край II поясничного позвонка). К двум годам его длина достигает 20 см, а к 10 годам по сравнению с периодом новорожденности удваивается.

Масса спинного мозга при рождении составляет 3 — 4 г, к 6 мес почти удваивается, к году — утраивается, к З годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 6 годам достигает 16 г и к 20 годам равна массе спинного мозга взрослого.

На поперечном срезе вид спинного мозга такой же, как у взрослого человека. У новорожденного шейное и поясничное утолщения выражены хорошо, центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение просвета центрального канала происходит главным образом в течение 1-2 лет, а также в более поздние возрастные периоды, когда увеличивается масса серого и белого вещества.
Различные участки спинного мозга в процессе роста развиваются неодинаково: больше всего увеличивается грудной отдел, затем шейный и только потом поясничный. После 6 лет спинной мозг растет в поперечном диаметре. Ряд борозд, появляющихся на спинном мозге новорожденного, углубляясь, остается на всю жизнь, некоторые борозды после рождения исчезают.

Объем белого вещества возрастает быстрее, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, который формируется раньше, чем проводящие пути, соединяющие спинной мозг с головным

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Основу скелета новорожденного составляет хрящевая ткань, которая постепенно по мере роста и развития ребенка замещается костной. Наиболее выраженные изменения в костях отмечаются в первые два года жизни, в младшем школьном возрасте и в период полового созревания. Костная ткань ребенка содержит много воды и бедна минеральными солями. В связи с этим кости мягкие, эластичные и легко деформируются. Упругость костей в детском возрасте обуславливает их мышечную ломкость по сравнению с костями взрослых. Надкостница у детей толстая, более сильным ее развитием объясняется возможность поднадкостничных переломов в раннем возрасте.

Позвоночный столб.Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начи­ная с 1,5 и до 3 лет, замедляется рост шейных и верхнегрудных по­звонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного от­дела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого, при­бавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с оконча­нием ростовых процессов – к 21-23 годам. Позднее окостенение позвоночника обусловливает его подвижность и гибкость в дет­ском возрасте.

Кривизна позвоночника, являющаяся его характер­ной особенностью, формируется в процессе индивидуального раз­вития ребенка. В самом раннем возрасте (2-3 месяца), когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный выпу­клостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить (9-12 месяцев), образуется поясничный лордоз. С образованием поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вер­тикальном положении.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовав­шиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении му­скулатуры, К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит поз­же – в 12-14 лет.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер.

Читайте также:  Развитие речи старшая группа винегрет и салат здоровье для ребят

На протяжении первого года жизни постепенно меняется фор­ма грудной клетки, что связано с изменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношению к позво­ночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивает­ся объем легких. Изменение положения ребер способствует уве­личению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осу­ществлять дыхательные движения.

Дальнейшие изменения строения грудной клетки с возрастом происходят в том же направлении. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свой­ственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.

Скелет конечностей. Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоя­щим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав ки­сти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.

Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтоге­незе, процесс этот завершается после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчи­вается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и ста­новятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются по­ловые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опазды­вают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 го­дам, а запястья – в 12 лет. Эти данные следует учитывать в педа­гогическом процессе.

Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удается беглое письмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задер­живает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и ко­стей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует кре­стец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У ново­рожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (под­вздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начина­ется с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам.

В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при ношении обуви на вы­соких каблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что приведет к неправильному сращению их и, как следствие, суже­нию выхода из полости малого таза, что может в дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени – большеберцовой и малоберцовой и костей стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточ­ную кость и на передние концы костей плюсны. Различают про­дольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящий свод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе.

У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается боль­шим количеством крепких суставных связок, При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.

Череп. У новорожденных голова относительно больших размеров и составляет ¼ длинны тела, тогда как у взрослых 1/8.

Мозговой отдел черепа более развит, чем лицевой. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Швы черепа широкие, несросшиеся, легко прощупываются. Они закрываются к 2-3 месяцам. Полное сращение костей происходит в 3-4 года.

Характерной особенностью черепа детей грудного возраста является наличие родничков. Он и представляют собой неокостеневшие участки перепончатого черепа, покрыващего головной мозг в период внутриутробного развития. Вследствие своей эластичности роднички могут западать или выбухать в зависимости от величины внутричерепного давления. Большой родничок имеет форму ромба , расположен между между лобной и теменными костями, его средний размер-2×2 , 5-3 см. К 12-16 месяцам жизни он обычно закрывается. Малый родничок (треугольной формы) находится между теменными и затылочной костями. К моменту рождения у большинства детей он закрыт, иногда остается открытым в течение первого месяца жизни. Боковые роднички закрываются к концу внутриутробного периода или вскоре после рождения. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нор­мативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Мышечная система. Мышцы у новорожденного в количественном отношении соответствуют мышцам взрослого человека, их насчитывается более 650. Мышцы взрослого человека составляют до 40-45% от общей массы тела, а у новорожденного — от 20 до 22% общей массы тела. Масса мышц интенсивно растет, когда ребенок начинает ходить, и к 2-3 годам составляетпримерно 23% массы тела, далее повышается к 8 годам до 27%, в 15 лет-32%. Наиболее быстро она нарастает в возрасте от 15 до 17-8 лет, и в юношеском возрасте составляет 44% массы тела.

Увеличение массы мышц достигается как их удлинением, так и увеличением их толщины, в основном за счет диаметра мышечных волокон. К 3-4 годам диаметр мышц возрастает в 2-2,5 раза, к 7-в 15-20 раз. В период от 7 до 14 лет рост мышечной ткани происходит как за счет продолжающихся структурных преобразований мышечного волокна, так и в связи со значительным ростом сухожилий. Рост поперечника мышечных волокон и внутримышечных соединительнотканных волокон продолжается до 20-25 лет и во многом зависит от уровня двигательной активности и тренированности.

Увеличение мышечной массы и структурные преобразования мышечных волокон, связанные с увеличением основного сократительного субстрата, приводят к увеличению с возрастом мышечной силы. В дошкольном возрасте сила мышц незначительна. После 4-5 лет увеличивается сила отдельных мышечных групп. Школьники 7-11 лет обладают еще сравнительно низкими показателями мышечной силы, поэтому силовые и статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. У мальчиков с 13-14 лет, у девочек с 10-12лет. С 18 лет рост силы замедляется и к 25-26 годам заканчивается.

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 200; Нарушение авторских прав

Источник