Необходимость движения для развития ребенка

Необходимость движения для развития ребенка thumbnail

Значение движений в жизни ребенка

Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поется в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно одергиваем его: «Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай!..» Ведь нам никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна. Почему же мы ограничиваем его движения?

Движения ребенка первых лет жизни формируются постепенно. Не все участники двигательного акта созревают одновременно.

Раньше всего созревают клетки центральной нервной системы. Проводящие пути спинного мозга развиваются в течение первого года жизни. Клетки и ткани периферической нервной системы формируются к 3–3,5 годам, а костно-мышечная система окончательного развития достигает к 12 годам (хотя многие специалисты утверждают, что формирование костно-мышечной системы не заканчивается и к 22 годам). Нагрузка на опорно-связочный аппарат довольно высока уже с первых дней жизни ребенка, когда созревают и формируются различные двигательные умения:

• умение удерживать голову в положении лежа на животе. С первых дней жизни это движение доступно ребенку вследствие имеющегося у него безусловного рефлекса, но всякий рефлекс истощается, и малыш не продержит голову долго, если у него не окрепнут мышцы шеи. Поэтому одним из самых первых гимнастических упражнений является частое (2–3 раза в день) выкладывание малыша на живот на короткое время;

• умение держать голову в вертикальном положении. Оно требует работы передней группы мышц шеи. Поэтому одним выкладыванием на живот не обойтись, нужно обеспечить ребенку возможность держать голову вертикально;

• умение сидеть самостоятельно, которое требует огромной работы всех мышц спины, грудной клетки, плечевого пояса. Рано сажая ребенка (иногда с помощью подушек, стульчиков и др.), мы только увеличиваем нагрузку на еще незрелые мышцы;

• умение стоять и ходить самостоятельно. Оно требует не только напряженной, но и хорошо согласованной работы всех мышц ребенка.

Мышцы ребенка имеют свои особенности: относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и, главное, невысокую статическую выносливость, то есть неспособность к длительному сокращению. Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них.

Новорожденный ребенок в отличие от детенышей млекопитающих совершенно беспомощен. Движения его не сформированы. Следовательно, мы, взрослые, в ответе за то, на сколько совершенна и полноценна будет двигательная система ребенка в будущем.

Слабые мышцы малыша (речь идет в первую очередь о мышцах спины) легко утомляются. Он сильно сутулится и опирается грудной клеткой о живот, чтобы «распределить» нагрузку на большее количество мышц. Аналогичное состояние возникает, когда вы усаживаете малыша или ставите на ноги еще до того, как его мышцы созрели для длительного сокращения. Следовательно, наказывая ребенка стоянием в углу или сидением на стуле, вы наказываете его и физически, так как заставляете мышцы перенапрягаться.

Слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, которые, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и развитие ребенка.

В частности, слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания, и ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и увеличению миндалин у детей, предрасположенных к этому.

Слабость брюшной стенки – это постоянные запоры и другие дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, их способность сокращаться и расслабляться улучшается, объем увеличивается. Во время упражнений повышается теплопродукция, в связи с чем усиливается деятельность потовых желез, мышечная ткань более обильно снабжается кровью, насыщенной кислородом и другими питательными веществами, увеличиваются легочная вентиляция и объем крови, выталкиваемой сердцем.

Движения обеспечиваются согласованной работой многих систем организма: нервной, дыхательной, кровообращения, терморегуляции и др. В результате систематической тренировки ни одна система организма не останется без изменений. Следовательно, своевременно занимаясь физическими упражнениями с ребенком, мы помогаем ему избежать рахита, различных расстройств питания, частых простудных заболеваний, повышаем уровень его закаленности.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка первого года жизни

Исследования академика Н. И. Аринчина показали, что скелетные мышцы (всего их 600) являются периферическими помощниками сердца, так как заложенные в них микронасосные системы облегчают его работу. В противном случае мышцы становятся иждивенцами сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой с первых дней жизни, мы предохраняем его от стенокардии и инфаркта в будущем.

Движения крайне необходимы и для развития познавательной деятельности ребенка. Лучше закрепляются те из них, которые связаны с каким-то результатом. Недаром английская поговорка гласит: «Чтобы постигнуть, нужно достигнуть». Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой, вы помогаете ему лучше развиваться умственно.

Движения благотворно влияют на весь организм ребенка, но прежде всего укрепляют его нервно-мышечный аппарат. Это очень важно для того, чтобы ваш малыш в будущем не страдал от одного из самых распространенных заболеваний – остеохондроза.

Позвоночный столб является осью тела, обеспечивающей, с одной стороны, прочность, жесткость и устойчивость, а с другой – гибкость, подвижность и амортизирующие качества. Эти функции позвоночного столба и его строение дают возможность человеку передвигаться в вертикальном положении.

Все функции позвоночника (опорная, двигательная и амортизационная) в большой степени зависят от состояния мышц. Чем лучше их развитие, тем легче позвоночник справляется с нагрузками. И наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое ведет к преждевременному старению.

Функциональные возможности мышц ребенка неразрывно связаны с состоянием его здоровья и физическим развитием. Если принять за основу, что дети уже с момента рождения могут быть отнесены к одной из трех групп – здоровые, больные и рискующие заболеть какими-либо хроническими болезнями, то картина в раннем возрасте будет приблизительно такой: больных хроническими заболеваниями мало, абсолютно здоровых тоже, к сожалению, мало. Большинство детей относятся к группе риска. А при поступлении в школу выясняется, что болезни опорно-двигательного аппарата занимают значительное место.

Казалось бы, выводы очевидны: нужно так физически развивать ребенка, чтобы его мышцы получали достаточное питание (то есть движение) с первых дней жизни. Значит, если вовремя подкреплять еще не созревшие мышцы малыша, можно помочь им формироваться более качественно. Тогда в дальнейшем ему не потребуется коррегирующая (лечебная) гимнастика, как это часто бывает в дошкольном возрасте. В противном случае мы окажемся в положении бухгалтера, о котором рассказывал детский писатель Джанни Родари.

Однажды незадачливый бухгалтер получил из деревни посылку с помидорами. Для начала он перебрал все плоды, отложил в сторону помятые, а остальные положил в корзину, сказав себе: «Сегодня я съем подпорченные, а с завтрашнего дня начну с прекрасных спелых помидоров». На следующий день он снова перебрал помидоры и съел несколько помятых, решив, что со следующего дня он начнет есть хорошие. Нетрудно догадаться, что бедный бухгалтер так и не съел ни одного хорошего помидора.

Так и в нашем случае. «Ребенок мал, – думают родители, – еще нескоро он будет сидеть, стоять, ходить. Слава Богу, родился здоровым и сердце в порядке. Зачем с ним сейчас заниматься физкультурой? Придет время – сам научится». Далее события развиваются примерно по следующей схеме. Малыш растет, круг его общения расширяется. Он поступает в детский сад и начинает болеть. Для того чтобы укрепить здоровье у ослабленного ребенка, врачи советуют заняться лечебной физкультурой (ЛФК). Родители усердно водят ребенка на ЛФК, не отдавая себе отчета в том, что поезд уходит все дальше и дальше и они все больше уподобляются бедному незадачливому бухгалтеру.

Небольшая иллюстрация. В детских поликлиниках на вопрос: «Вы занимаетесь физкультурой со своим ребенком?» – утвердительно ответили 57 % родителей, а на вопрос: «Как делать то или иное упражнение?» – правильно ответили только 12 % (из 57 %).

Мало кто из родителей вообще задумывается над тем, что у малыша слабые мышцы, снижен тургор (упругость) тканей, не соответствует возрасту физическое развитие. А ведь если ребенок отстает от сверстников, то и нагрузка на его костно-мышечную систему должна быть не возрастной, а соответствующей функциональным возможностям.

Читайте также:  Психология раннее развитие ребенка реферат

Проведенный анализ посещений комнат здорового ребенка в детских поликлиниках, где мать может получить исчерпывающую консультацию по вопросам гимнастики и массажа, показывает, что полную программу гимнастики и массажа получают только 1,5 % детей раннего возраста.

Итак, воспитание двигательной сферы – это помощь в качественном созревании всех «участников двигательного акта», подбор специальных воздействий (гимнастических упражнений и массажа) на все мышцы, начиная с первых месяцев жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Приложение 1 Основные приемы гимнастики и массажа, необходимые для формирования и воспитания правильных произвольных движений у детей первых трех лет жизни
Схема назначения гимнастики и массажа детям I и II групп здоровья разработана на кафедре поликлинической

Музыка в жизни ребенка
Прежде чем начать разговор о музыкальном развитии малышей третьего года жизни, давайте совершим маленькое путешествие в детские годы наших великих композиторов и музыкантов и посмотрим, как они проявили свои музыкальные способности.Модест

Музыка в жизни ребенка
В рамках существующих видов музыкальной деятельности, которые традиционно составляют основу музыкального воспитания дошкольников, мы выделили направления, которые, на наш взгляд, отражают специфику развития ребенка второго года жизни средствами

Первый год жизни ребенка месяц за месяцем
Для удобства педиатры условно разделили весь первый год жизни крохи на 5 периодов.Период № 1 – период новорожденности. Он длится с момента рождения до конца первого месяца жизни.Период № 2 – с 1 до 3 месяцев.Период № 3 – с 3 до 6

Телевизор и компьютер в жизни ребенка
Ребенка, родившегося в XXI веке, с первых дней его жизни окружает огромное количество техники; без нее представить современный мир невозможно. И один из самых дискуссионных вопросов педагогики раннего возраста — надо ли знакомить

Влияние развода на психическое состояние ребенка. Значение полной семьи в жизни ребенка
«Дочь моей знакомой не помнила отца, поскольку он оставил семью, когда ей был всего год, и никогда не расспрашивала о нем. Но однажды в детском саду вдруг заплакала и закричала: «Мой

Самые важные люди в жизни ребенка

Роли обоих родителей в жизни ребенка.
Значение других родственников в формировании личности

Значение режима в жизни ребенка

Связь режима с психологическим состоянием ребенка.
Особенности детского сна и питания.
Одна из расхожих позиций современных родителей такова: «Ребенок сам знает, когда ему нужно есть, когда спать, когда рисовать или играть. Не нужно давить

Условия жизни ребенка
Исследования многих ученых доказали, что наличие внешних воздействий серьезно влияет на развитие интеллекта ребенка. Комната, лишенная всяких атрибутов, не просто бесполезна, но очень вредна для малыша.
Масару Ибука утверждает, что огромное

Значение общения ребенка с другими детьми
Для нормального развития вашего малыша больше внимания уделяйте его общению с другими детьми. Это развивает коммуникативные навыки, чувство соревновательности, желание быть первым, мыслительные способности, поможет в будущем

Употребляйте пословицы и поговорки о труде, чтобы ребенок понимал его значение и место в жизни важных для него людей
Слова «труд» и «работа» стали анахронизмами. Сейчас эти понятия предполагают систематические усилия, напряжение, неизбежную усталость и внешнюю

Источник

Независимо от того, находятся наши дети в садике или в школе, сидят за компьютером, смотрят ТВ или же играют в Play Station, они все меньше и меньше двигаются. Физическая активность, однако, чрезвычайно важна для правильного развития каждого ребенка. Почему? 

Необходимость движения для развития ребенка

В последнее время мы, действительно, стали вести малоподвижный образ жизни. Наши движения ограничиваются ездой на роботу и обратно, где мы обычно сидим. А потом дома мы хотим отдохнуть, предпочитая мягкие кресла, а лучше кровать. Наши дети любят смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры на планшетах, или смартфонах своих родителей (и, да, некоторые трехлетние пользуются такими гаджетами гораздо лучше многих взрослых!).

И все это время они находятся в сидячем положении. Мы забываем, что движение – основа здоровья. Оно также способствует хорошему развитию моторики у наших детей.

Для чего нам нужны физические упражнение и активный образ жизни?

Если вы все еще задаетесь вопросом, следует ли записать своего ребенка в какой-либо спортивный клуб, не сомневайтесь – ответ «да»! Не обязательно воспитывать олимпийского чемпиона, и тренироваться на профессиональном уровне, достаточно, чтоб ребенок занимался спортом и понимал важность здорового образа жизни. Любовь к спорту вы можете привить сами, просто показывая пример для подражания.

Вам нравится кататься на велосипеде? Возьмите ребенка с собой в следующий раз. Вы увлекаетесь плаваньем? Пускай малыш идет вместе с вами в бассейн. Вы любите походы? Берите сумку-кенгуру, ищите маршрут, подходящий для вашего ребенка, и вместе наслаждайтесь прогулкой, даже если вашему ребенку всего лишь три года.

Но каковы фактические преимущества физической активности и упражнений для ребенка?

  1. Движение способствует развитию ловкости и хорошей физической формы. Кости и мышцы вашего ребенка все еще формируются, и чем больше дети двигаются, тем лучше растет их организм. Занимаясь спортом, дети становятся более ловкими и проворными, при этом чувствуют себя здоровее. Это также важно для развития хорошей координации и моторики.
    Необходимость движения для развития ребенка
  2. Движение положительно влияет на способность запоминать и концентрироваться на чем-то. Во время физической активности клетки наших тел лучше окисляются, поэтому мозг работает более эффективно, что, как показывают исследования, увеличивает способность запоминать и концентрироваться. Активные дети, как правило, могут быстрее воспринимать и запоминать информацию об окружающем мире. Эта способность обязательно скажется на их успеваемости в дошкольных учреждениях и школах. Но, чтобы ребенку было легче во время учебы, начните развивать эти навыки сейчас, пока он еще маленький, например, посредством творческой игры с конструктором LEGO® DUPLO®.
  3. Движение потребляет избыточную энергию. Если ваш ребенок чрезвычайно энергичен, как вулкан, который вот-вот вспыхнет в вашем доме, то физическая активность – идеальное решение в такой ситуации. Таким образом, ваш ребенок может применить свою энергию на что-то полезное для его здоровья.
    Необходимость движения для развития ребенка
  4. Движение расслабляет и снимает стресс. Вы считаете, что стресс бывает только у взрослых? Ни в коем случае! Визит к стоматологу или спор с другом в садике, для маленького ребенка, – это как трудный разговор с боссом или публичное выступление для вас. Поэтому неплохо, чтобы дети знали, как им справляться с такими эмоциями и чувствами. Физические упражнения – хороший помощник в таком деле. Это связано с тем, что активная физическая деятельность увеличивает уровень эндорфинов в крови (гормонов счастья), благодаря чему повседневные заботы кажутся менее серьезными.
  5. Движение учит уверенности, последовательности и настойчивости. Представьте, что ваш ребенок начинает играть в футбол, а затем забивает гол. Каковы его эмоции? Гордость, счастье и желание продолжать, конечно же! Ваш ребенок чувствует себя одаренным и ценным, способным достичь всего, чего он хочет. Это атрибуты, которые общество очень ценит. При таких условиях вашему ребенку также будет легче сосредоточиться на учебе или образовательной игре.
Читайте также:  Роль статуса на психическое развитие ребенка

Советы для творческих игр

Гонка поездов

Используйте набор LEGO® DUPLO® (артикул 10810), чтоб собрать Поезд. Создайте путь с препятствиями из пластиковых бутылок и постарайтесь как можно быстрее проехать между ними. Первый на финише – победитель (при условии, что бутылки не сбиты!)

LEGO® DUPLO® Поезд (артикул 10810)

Необходимость движения для развития ребенка

Все в вагоны! LEGO® DUPLO® Поезд готов к поездке! Все внутрь и закрывайте двери! Поезд скоро умчится! – так вы можете играть с конструктором LEGO® DUPLO® Поезд.

Набор содержит конструктор, с которого можно построить поезд, фигурку водителя-машиниста, а также рельсы и передний вагон с фигуркой машиниста. Во время игры вы сможете научить своего ребенка принципам безопасности дорожного движения. В набор также входит конструктор, украшенный яблочными или тыквенными изображениями, а также цветы, его можно поместить в ящики для загрузки в грузовые вагоны поезда.

Больше идей для вдохновения и творческого развития малыша вы найдете ЗДЕСЬ!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник