Связь дополнительного образования и школы в развитии ребенка

Связь дополнительного образования и школы в развитии ребенка thumbnail

Сегодня школа и учреждения дополнительного образования –партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования, складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.

Взаимодействие школы и УДО предполагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъектная позиция. Следовательно, взаимодействие – это:

• организация связей, контактов, ведущих к обога­щению результатов педагогической деятельности;

• организация отношений, общения людей разного положения, возраста, опыта (педагогов, детей, представителей органов государственного управ­ления), в основе которых – добровольность, общность интересов, равенство, полезность;

• организация вхождения воспитательных структур в окружающий социум и освоение его общими усилиями субъектов взаимодействия.

Особенность взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования заключается в том, что управление осуществляется не по директивно-нор­мативным установкам извне, «сверху», а преимуще­ственно через лидеров, которые являются инициатора­ми, организаторами совместных действий, носителями идей, замыслов, новаций, авторами воспитательных программ, систем.

На современном этапе, как показывает опыт организации взаимодействия, инициатором чаще выступает учреждение дополнительного образования. Программы до­полнительного образования, разрабатываемые во вне­школьных учреждениях, наглядно показывают детям практическую значимость получаемых знаний, обозна­чают сферы их применения в окружающей жизни и этим привлекательны для школьников. А школьных педагогов эти программы привлекают новизной подхо­дов, инновационными педагогическими технологиями.

Знакомство педагогов дополнительного образования со шко­лами-соседями, поиск партнеров, единомышленников нередко приводит к тому, что школьного учителя пригла­шают поработать педагогом дополнительного образо­вания или методистом. Освоившись, он нередко сам становится организатором более широкого сотрудни­чества школы и учреждения дополнительного образо­вания.

Цель, конкретные задачи, содержание взаимодей­ствия школы и учреждения дополнительного образова­ния определяются исходя из:

• наличия общего и специфического в этих учреж­дениях, определенного в нормативных государ­ственных документах, уставах, положениях;

• особенностей конкретного учреждения, направ­ления его деятельности, воспитательной системы (уровня ее развития), социального заказа кон­кретного социума (запросы семьи; потребности, интересы детей и возможности их удовлетворения).

Общее в деятельности школы и УДО: 1) ребенок, его воспитание и развитие как цель педагогической деятельности; 2) кадры – в основном педагогические; 3) социально-при­родная среда.

Специфика данных образовательных учреждений заключается в 1) конкретных задачах по реализации общей цели, 2) в позиции взрослого и ребенка в педагогически орга­низованном процессе, 3) в содержании и направлен­ности видов деятельности, 4) в показателях результатов их деятельности.

Так, воспитание в школе происхо­дит в значительной степени через обязательную программируемую государством учебную деятель­ность, строго регламентированную, с четко обозначенными правами и обязанностями участников про­цесса обучения – учителя и ученика, со стабильной системой оценок. В деятельности учреждений дополнительного образования воспитание – это про­цесс развития ребенка в добровольно выбираемой деятельности детского демократического сообщества (группы, кружка, объединения клубного типа, сек­ции), в содружестве со сверстниками и взрослыми – руководителями-воспитателями. Такая деятельность по личному выбору предполагает активную субъект­ную позицию ребенка в определении ее содержания, форм, результативности.

В различных видах дея­тельности, осуществляемой учащимися в УДО процесс познания практикоориентирован, индивидуален, личностно значим по результатам, приближен к реалиям окружающей жизни, способ­ствует самореализации личности. Например, ученик в школе изучает на уроках географии и биологии природу родного края, природные явления и т.д., получает при этом теоретические знания. В то же время, он, будучи воспитанником туристско-краеведческого центра, осваивает основные специальные знания, умения в походе, экспедиции, коллективной краеведческой, исследовательской деятельности и способен успешно их применять на практике в раз­личных жизненных ситуациях, грамотно ориентиро­ваться на незнакомой местности по карте, компасу, природным приметам, провести экскурсию с млад­шими школьниками и т.д.

Поэтому именно через выявление специфики каждого об­разовательного учреждения, его воспитательной систе­мы важно строить взаимоотношения, сотрудничество, существенно дополняя, обогащая друг друга.

Важным фактором, влияющим на характер и содер­жание взаимодействия, является окружающая среда – со­циум (природный, социальный, культурный, экономиче­ский). Именно объекты окружающей среды часто стано­вятся реалиями, на основе которых организуется совместная деятельность школы и учреждения дополни­тельного образования. Совместная деятельность на базе среды способствует выведению воспитательных систем «за стены» своего учреждения, включению их в социум, педагогическому освоению среды, превращению ее в фактор воспитания детей и взрослого населения. В одном социуме объединяющими факторами могут быть уникальные природные зоны (леса, парки, усадьбы, реки), в другом – исторические памятники, культурные центры (театры, музеи), народные традиции, ремесла, экономические, научные, производственные объекты.

Для партнеров общей для сотрудни­чества может стать, например, туристско-краеведческая деятельность как компонент основного и дополнительного об­разования. Тогда формы сотрудничества должны быть адекватны этому общему содержанию деятельности, а именно: совместные походы, экспедиции, лагеря, слеты, комплексные экскурсии, интегрированные занятия. Воспитание на традици­ях национальной культуры может стать основой взаимо­действия школ с гуманитарным, культурологическим уклоном и Дворцов творчества детей и молодежи (их организационных структур – отделов декоративно-при­кладного искусства, художественной самодеятельности, фольклорных студий, и т.д.). Объекта-ми их общей деятельности будет создание музеев на­родного быта, темати-ческих выставок, организация народных праздников, фольклорных фести-валей, концертных программ, национально-драматических студий и т.д.

Читайте также:  Общие и специфические закономерности аномального развития ребенка

Взаимодействие школ и учреждений дополнитель­ного образования на основе общих направлений дея­тельности способствует созданию в окружающем соци­уме новых центров воспитания и образования различ­ной содержательной направленности, удовлетворяю­щих многообразные потребности, увлечения детей. Одни центры могут действовать на базе школ, другие – на базе учреждений дополнительного образования, а третьи могут создаваться совместными усилиями по месту жительства, при музеях, стадионах, предприятиях. Соз­дание таких центров расширяет сферу влияния воспи­тательных систем образовательных учреждений, выяв­ляет новые перспективы их развития.

Общая деятельность положительно влияет и на со­ответствующие звенья воспитательных систем взаимо­действующих учреждений. Растет профессионализм взрослых, меняется их педагогическое мышление, позиция по отношению к детям, окружающему миру вне школы. Вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, программы. Появляются новые идеи, инициа­тивы. В результате взаимодействия зарождаются, оформляются новые воспитательные модели (системы), отвечающие специфике социума, образовательных учреждений, а главное – заполняющие досуг детей содер­жательной деятельностью.

Общая деятельность порождает высшую форму взаимодействия — сотрудничество, которое характери­зуется:

а) постоянством, разнообразием деловых контактов на разных уровнях (руководителей, педагогов, отдельных структур, детских объединений);

б) реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием;

в) готовностью оказать помощь друг другу.

Формы работы, которые рождаются в сотрудни­честве, становятся традициями в социуме («праздник улицы», «день города», фестивали детского творчества, туристско-краеведческие слеты, спортивные эстафеты, осенние ярмарки, экологические десанты, вахты памя­ти, вечера «В кругу семьи» и др.). Создаются совместные дет­ские досуговые центры, клубы по интересам (пресс-центры, «детские биржи труда» и т.д.), организуется канику­лярное времяпрепровождение (городские лагеря, площадки). На базе предприятий, учреждений создаются профориен-тационные центры.

Взаимодействие предполагает не только постоян­ное сотрудничество, совместную деятельность, но и установление деловых контактов разового, эпизодиче­ского характера. Тут имеются в виду: информирован­ность друг друга о наиболее значительных делах, собы­тиях в деятельности учреждений; оказание помощи в разработке и реализации инновационных программ; участие в отдельных мероприятиях; индивидуальные консультации; обмен методическими, дидактическими материалами; решение вопросов, касающихся детей – учащихся школы и воспитанников учреждения дополнительного образования; разовые привлечения педагогов-специалистов к работе учреждения.

Опыт убеждает в том, что именно из таких разо­вых, эпизодических деловых контактов может развить­ся полноценное взаимодействие высшего уровня – по­стоянное сотрудничество.

Приведем примерный перечень форм взаимодейст­вия, проверенных практикой:

• привлечение педагогов школ к работе учрежде­ний дополнительного образования (руково­дителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т.д.);

• привлечение педагогов дополнительного образо­вания к работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного обра­зования и т.д.);

• создание совместных детских объединений опре­деленной профильной направленности;

• организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования;

• подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми;

• совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий;

• проведение летних походов, экспедиций, созда­ние лагерей труда и отдыха;

• совместная экспериментальная работа по кон­кретным проблемам воспитания, образования;

• подготовка методических, дидактических посо­бий, программ к действующим воспитательным системам;

• проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей; повышение педагогического мастерства сотрудников учреж­дений;

• совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т.д.).

В практике взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспита­ния детей, рациональной его организации. Такими формами можно назвать: рабочие совеща­ния-семинары педагогов школ и учреждений дополни­тельного образования по конкретным вопросам вза­имодействия (например, разработка программы празднования юбилейных дат в 2012 г.: 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка); научно-практические конфе­ренции по определению содержания, результативности взаимодействия и т.д.

В ходе делового сотрудничества складывается ди­намическая структура информирования, согласования деятельности школы, учреждения дополнительного об­разования с учетом специфики субъектов. Становятся традиционными встречи руководителей, совместно проводимые заседания методических объединений, встречи педагогов, методистов-организаторов конкрет­ных общих дел, встречи активов школьников и воспи­танников учреждений дополнительного образования, конкретных детских объединений (классов, кружков, отрядов).

На базе такого взаимодействия возможно возник­новение общего коллектива взрослых – единомышленников; новых детско-взрослых самодеятельных объ­единений по интересам (экологического, гражданско-патриотического, туристско-краеведческого, спортив­ного, культуроло-гического характера); временных структур в период летних каникул. Эти образования могут стать ядром новых воспитательных систем в со­циуме.

Читайте также:  Движущими силами развития психики ребенка являются

Обратим внимание также на то, что весьма значительна роль учреждений дополнительного образования в организации шестого школьного дня. Введение пятидневной учебной недели внесло коррективы не только в деятельность школы, но и в деятельность учреждений дополнительного образования: в учебные планы и программы, расписание занятий, кружков и объединений, определило пути взаимодействия и координации с учреждениями образования, культуры, детскими и молодежными общественными организациями.

При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня его организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. Содержание и организация совместной деятельности между ними имеют определенные различия, которые необходимо учесть при разработке программ деятельности в шестой школьный день.

Формируя модель воспитательного процесса УДО в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучить мнения педагогов школы, ребят и родителей. Также важно привлечь администрацию школы, ребят из активистов, представителей родительского актива к обсуждению и разработке программы. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей учащихся целесообразно перед началом учебного года провести социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования, школ и жителей микрорайона (например, провести анкету «Твои ожидания в субботний школьный день» и т.п.). Кроме этого, необходимо представить информационную справку о состоянии и возможностях учреждения дополнительного образования. Она предназначается в первую очередь для тех, кто впервые знакомится с деятельностью учреждения.

В информационной справке (или визитке) предоставляются сведения об основных творческих объединениях учреждения дополнительного образования с краткой характеристикой нетрадиционных объединений; работа социально-педагогической и психологической службы (график индивидуальных консультаций педагога-психолога, педагога социального), время работы «Академии для родителей» и т. д.

На основе анализа социально-воспитательной среды учреждения дополнительного образования составляется подробный социальный паспорт микрорайона, который позволяет систематизировать сведения о возможностях культурно-просветительских, спортивных и других учреждений региона. В нем отражаются основы взаимодействия внешкольного учреждения со школами района и просматриваются тенденции будущего сотрудничества с целью улучшения качества воспитания школьников в шестой школьный день.

Результаты социологического опроса и анализ социальной среды учреждения дополнительного образования могут стать важнейшим фактором при разработке программы воспитательной работы на субботние дни, а также позволят увидеть потенциальные, не реализованные им возможности для более полного удовлетворения родительских ожиданий и педагогических запросов в шестой день недели. К потенциальным возможностям УДО в этом отношении можно отнести:

Ø работу творческих объединений, которые дают полноценный курс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки (изостудия, театр моды, клуб юных журналистов, школа техников-авиаторов и т. д.);

Ø более широкое использование индивидуально-личностного подхода к организации учебного процесса учреждения дополнительного образования (внесение в учебный план больше часов индивидуальной работы, часов для минигрупповых занятий);

Ø создание сети профильных площадок (экологической, туристической, спортивной, технической, игровой, театральной, музыкальной, для детей-сирот и для детей из малообеспеченных семей);

Ø организацию детской площадки при клубах по месту жительства, где родители младших школьников могут на несколько часов оставить детей под присмотром педагогов;

Ø открытие площадки общественно полезных дел (мелкий ремонт бытовой техники, мебели, школьных театральных костюмов и т. д.).

Таким образом, основными направлениями сотрудничества общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования в шестой день недели могут быть:

• развитие личности учащихся, создание условий для их творческой самореализации;

• гражданско-патриотическое воспитание;

• экологическое и эстетическое воспитание;

• формирование здорового образа жизни учащихся;

• нравственно-правовое воспитание учащихся, профилактика правонарушений;

• работа с семьей;

• профориентационная и научно-исследовательская работа (создание молодежных разнопрофильных научных объединений по типу «Малой академии» для работы с одаренными детьми с целью подготовки их как к поступлению в вузы, так и к участию в предметных олимпиадах);

• методическое сопровождение шестого школьного дня.

Таким образом, взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования – это организация, согла­сование их взаимообусловленных действий, направ­ленных на достижение общей цели, эффективную реа­лизацию специфических воспитательных возможностей каждого субъекта взаимодействия.

Опыт убеждает в том, что сегодня дополнительное образование благотворно влияет на развитие воспита­тельных функций общеобразовательных школ, на соз­дание и развитие их воспитательных систем.

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 9699 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.006 с)…Наверх

Источник

Библиографическое описание:

Некрасова Е. Л., Некрасова А. Е. Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 116-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9262/ (дата обращения: 19.02.2020).

Читайте также:  Задачи по интеллектуальному развитию ребенка

Становление личности в ребенке предполагает усвоение системы ценностных ориентаций, составляющих основу социализации. Формирование ценностных качеств особенно актуально сейчас, когда в обществе наблюдается нравственная дезориентация. Поэтому необходимо изучать, выявлять и учитывать социальный заказ общества, интересы ребенка, его способности, поведение, а т. ж. взаимозависимость семьи, школы, учреждений дополнительного образования и общества в котором находятся эти три составляющих компонента. Соответственно у каждого возникает масса вопросов: как в сложившихся условиях приобщить обучающихся к социальной жизни, помочь становлению индивидуальности и нравственных образцов поведения? Как найти способы и методы ненасильственного разрешения социальных конфликтов, возможностей развития личности на идеалах добра справедливости и милосердия? Нельзя и забывать о том, чтобы ребенок, покидая стены школы, был социально адаптивен и востребован в обществе. На все выше указанные вопросы очень сложно найти ответы. В своей педагогической деятельности каждый убежден, что только совместной деятельностью семьи, школы и учреждений дополнительного образования мы создадим единое педагогическое пространство и тем самым сможем добиться определенного результата.

Из опыта работы школы учреждений дополнительного образования мы определили и сформулировали несколько моделей взаимодействия.

Изначально необходимо определить понятие «модель взаимодействия» и ее цель.

Модель взаимодействия — это процесс создания условий для развития личности ребенка.

Цель модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы — дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, которые будут способствовать становлению личности.

Можно выделить несколько моделей взаимодействия:

1 модель — ознакомительно — обучающая. Данная модель включает в себя следующее: при прохождении программного материала учащиеся под руководством учителя посещают учреждения дополнительного образования (музей, библиотеку, кинотеатр). Заведомо не спрашивая желания учащихся.

В данной модели основным словом является «надо».

2 модель- модель свободного выбора.

В данной модели первое место занимает интерес ребенка, его желание и возможности родителей. (Посещение и обучение в художественной школе, музыкальной школе, танцевально-спортивной студии и т. д.) Можно считать данную модель идеальной.

3 модель-ознакомительно-заинтересованная (смешанная).

Данная модель предполагает следующее. Посещая какое-либо учреждение дополнительного образования, в процессе знакомства, появляется желание и интерес к какому-либо виду деятельности. Ребенок сам того ранее не предполагал.

Схема взаимодействия БОУ г Омска «Гимназия № 76» с учреждениями дополнительного образования (на примере 1а класса). С данной схемой можно ознакомиться.

Связь дополнительного образования и школы в развитии ребенка

Каждый год необходимо проводить мониторинг занятости учащихся в классе. Это достаточно сложно сделать: как, правило, чаще всего присутствует 3 модель взаимодействия «смешанная».

При взаимодействии школ и учреждений дополнительного образования необходимо выполнять и соблюдать некоторые условия:

                    диагностирование личности ребенка;

                    помочь организовать выбор ребенка учреждений дополнительного образования среду, нравственно благоприятную и эмоционально-насыщенную;

                    осуществлять анализ занятости учащихся в классе.

Но и все же возникает ряд проблем, когда у ребенка нет определенного желания посещать кружок или спортивную секцию, как в школе, так и в учреждении дополнительного образования. Тогда мы педагоги должны задуматься почему, ведь мы уже убедились в том, что это необходимо, но как убедить в этом ребенка? Анализируя взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования, во многом зависит от уровня организованности. Приведем примеры нескольких уровней организованности.

1 уровень: характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т. д. работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития учреждения в целом малозаметна. Но вместе с тем для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

2 уровень: характеризуется различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности.

3 уровень: характеризуется тем, что когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

4 уровень: характеризуется интеграцией основного и дополнительного образования детей. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных общих идей, тем самым обеспечивает развитие учреждения в целом.

Планируя работу дополнительного образования в школе в настоящее время необходимо учитывать все требования современного образовательного процесса.

Главным же условием взаимодействия необходимо помнить и считать, что все дети наделены разными способностями. Педагоги, классные руководители, родители должны предоставить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдет себе близкий род занятий. Соблюдая, данные условия мы можем утверждать, что ребенок будет полноправным субъектом, а не объектом взаимодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, модель взаимодействия, ребенок, уровень, становление личности, развитие учреждения, модель, интерес ребенка, дополнительное образование детей, учреждение.

Источник