Существует два подхода к психическому развитию ребенка

Существует два подхода к психическому развитию ребенка thumbnail

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, который сформулировал закон биологической эволюции. В дальнейшем многие психологи отталкивались от этого закона или опирались на него в своих исследованиях. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции.

Немецкий ученый Э. Геккель сформулировал биогенетический закон внутриутробного, эмбрионального развития, согласно которому онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Зародыш человека проходит в своем развитии все стадии развития животного мира — от земноводных до млекопитающих. Американский ученый Ст. Холл использовал этот закон для описания постнатального развития ребенка. Согласно его представлениям, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит все стадии развития человеческого рода. Так, раннее детство (овладение схватыванием, прямохождением) связывалось с периодом превращения обезьяны в первобытного человека, дошкольный возраст (детские рисунки, игры, сказки) соотносился с творчеством первобытных народов, первые школьные годы — с периодом античности и пр. Эти аналогии весьма примитивны и натянуты. Положения Холла вызвали естественную критику многих психологов. Однако, несмотря на наивность и ограниченность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в детской психологии важен тем, что это был поиск законов развития ребенка. В концепции Холла впервые сделана попытка показать связь индивидуального и исторического развития человека, но эта связь предопределена биологией человека и развитием его организма, поэтому данную концепцию можно отнести к теориям преформизма.

В настоящее время широкое распространение в детской психологии получил этологический подход к психическому развитию ребенка. Как известно, этология — наука о поведении животных. Этологическое направление в современной психологии связано прежде всего с именем немецкого ученого К. Лоренца. Лоренц исследовал человеческое поведение как одну из форм поведения животных вообще. Основываясь на положениях теории Дарвина о происхождении видов, он рассматривал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям, жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения. Все высшие и сугубо человеческие явления — дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. — он объяснял как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранения вида. Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным объяснительным принципом его теории.

По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рождается с фиксированными формами поведения, которые вызываются определенными воздействиями внешней среды. Некоторые формы появляются только в определенный период развития, называемый сензитивным («чуствительным»). Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылупившиеся утята с рождения подготовлены следить и следовать за первым увиденным движущимся объектом. Если этот объект мама-утка, утята будут следовать за ней. Но если в сензитивный период утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импритингом. Психическое развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.

Главным методом доказательства этой теории является «заключение по аналогии», которое состоит в сравнительном анализе поведения людей и животных. Поскольку гипотезу об общности человека и других представителей животного мира напрямую доказать невозможно, этологи пользуются методом аналогии. Обнаруживая черты сходства между поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, они делает вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной. В то же время Лоренц явно очеловечивал жизнь животных. При описании поведения птиц, рыбок или собак он использовал такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «смущение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществлялся «перенос» человеческих чувств, настроений и состояний в животный мир и допускалось, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств.

Многие психологи критиковали этот метод и предупреждали о ряде опасностей, которые он несет. Объяснение механизмов поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простейших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмерному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору инстинктивно-детерминированных моделей. Несмотря на серьезную критику большинства психологов, идеи Лоренца пользуются большим успехом, а его книги («Кольцо царя Соломона», «Так называемое зло» и др.) завоевали широкую популярность. По-видимому, это связано, во-первых, с впечатляющей простотой его теории, а во-вторых, с тем, что она снимает всякую ответственность с каждого конкретного человека, поскольку, исходя из этологических представлений, все его поступки предопределены законами эволюции и врожденными инстинктами.

В настоящее время этологический подход в детской психологии получил свое развитие в теории привязанностей, которая будет подробнее рассмотрена ниже.

Читайте также:  Консультация развитие речи ребенка третьего года жизни

Источник

Лекции.Орг

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

В теории и практике зарубежной и отечественной психологической науке существуют три основных подхода к психическому развитию детей.

Биологизаторский подход, который основывается на том, что в основе развития ребенка лежит наследственность, т.е. тот генотип, который ребенок получил от родителей по наследству. Известные зарубежные психологи: Бюлер, Ревеш, Баумгартер и другие представители данного подхода видели и видят в развитии психики человека первичные инстинкты, которые имеют врожденную природу и совсем не зависят от социальных условий.

Английский генетик Ауэрбах говорила: «Каждый человек начинает свою жизнь, имея на руках гены, как игрок начинает партию, имея на руках определенный набор карт. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний. Уровень умственного развития, особые способности, личностные качества – все это результат взаимодействия генов».

Американский психолог Торндайк писал около полувека назад, но и сейчас его мысли трактуются учеными биоголизаторского направления так же. «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».

Т.о.: биоголизаторский подход основным фактором психического развития ребенка считает наследственность, отвергая всякое влияние социальной среды в которой живет ребенок.

Вторым подходом является — социологизаторский, который базируется на том, что главным фактором развития психики ребенка выступают социальные условия. Представителями данной теории являются: Д.Роттер и другие. По их мнению, для того чтобы изучить ребенка и определить и спрогнозировать уровень его психического развития достаточно изучить и проанализировать структуру среды его обитания. Отсюда вывод: какова среда, в которой живет ребенок, такова и личность человека, механизм его поведения, пути его развития.

Но тогда остается открытым вопрос: Как в одинаковой социальной среде формируются совершенно различные личности. И даже однояицовые близнецы имеют существенные индивидуальные особенности в психическом развитии.

Основная идея данного направления заключается в процессе социализации, т.е. психика ребенка развивается под влиянием социума, при усвоении ребенком ЗУН, социальных ролей, которые навязывает им социальное общество.

Т.о.: социологизаторский подход основным фактором психического развития личности считает социальную среду, в которой живет ребенок, исключая всякое влияние наследственности на развитии психики.

Третий подход, который в отечественной психологической науке является наиболее признанным – деятельностный. Основоположником данного направления считают известного отечественного психолога Л.С.Выготского. Последователи данного подхода: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и другие отечественные психологи.

В основе данного подхода лежит «Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским», которая не отвергает влияния на развитие психической деятельности ни наследственности, ни среды, в которой живет ребенок. Она рассматривает психическое развитие в совокупности этих факторов и решающую роль отдает деятельности, в ходе которой идет обучение. Нет деятельности – нет развития и обучение должно занимать центральное место во всей системе организации жизни ребенка. Главная идея данной теории, есть то, что психическое развитие осуществляется в процессе усвоения социального опыта, через учение. Формирование личности человека идет не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции. Психическое развитие невозможно без общения, без деятельности, без усвоения тех ЗУН, которое накопило человечество за весть исторический период развития общества.

Т.о.: теория развития психических функций рассматривает развитие психики в совокупности наследственности, среды обитания и деятельности.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 3592 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:

• Биогенетическое направление.

Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

К числу ранних психологических теорий относится концепция

рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который

считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все

стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.

С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:

ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого

общества (например, игра ребенка с песком — пещерная стадия жизни

людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).

В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных

теорий.

В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет — на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.

Читайте также:  Как оригами влияет на развитие ребенка

ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.

• Социогенетическое направление.

Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.

ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.

• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном

По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).

Отечественная теория психического развития

Л. С. Выготского

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.

Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.

При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.

• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

• Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).

Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.

Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Перинатальная психология

Перинатальная психология новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».

Медики — акушеры и неонатологи — определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.

Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с зпр бланк
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ
Первый триместр — появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует.
Второй триместр — появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие).
Третий триместр — формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка)

В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.

Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».

• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.

• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, — это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.

• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.

• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению — с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.

Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.

Новорожденность.

Период новорожденности — это начало младенческого возраста. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:

«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…

«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», — скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические — рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);

Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.

Особенности развития новорожденного:

• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;

• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.



Источник