Детство как самоценный период развития личности ребенка

Детство как самоценный период развития личности ребенка thumbnail

Детство как самоценный и уникальный этап развития человека

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Эта мысль прослеживается и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, установок на воспитание ребенка, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии. Из выше сказанного можно сделать вывод: вопрос цены человеческого развития – это вопрос воспитательной позиции.

Хотелось бы подробнее остановится на ценностных основаниях педагогического взаимодействия с ребенком. Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной. Для личностного подхода главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности, приобретение индивидуальности, развитие самоценных форм его активности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы этот развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. В этом случае ребенок будет автор своей деятельности – субъект. В.А. Петровский говорил, что ценностные проявления активности и самостоятельности при устойчивой субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Вот тогда мы можем получить качества ребенка, те целевые ориентиры, прописанные как социальный заказ общества в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических процессов, его разностороннему гармоничному развитию. И вместе с тем подготавливает на переход на новую возрастную ступень. Ученые психологи создали не мало возрастных периодизаций. Наиболее известные из них периодизации Л.Кольберга, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я. Эльконина. Каждый из них хотел донести мысль, что в каждом возрастном периоде существует оптимальная возможность для формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Речь идет о возрастной сензитивности, которая хорошо раскрыта в трудах М. Монтессори, М.И. Лисиной, А.Л. Люблинской. Например, Мария Монтессори говорила об особой восприимчивости ребенка дошкольного возраста к сенсорному развитию. Лев Семёнович Выготский о всех психических процессах, быстро развивающихся именно в дошкольном возрасте, в том числе и о воображении.

На основании возрастных особенностей детей можно сделать вывод, что не надо форсировать темпы детского развития. «Больше» или «раньше» не означает лучше. Прибегать к искусственному ускорению развития детей не только не целесообразно, но и опасно.

Альтернативой акселерации А.В. Запорожец предлагал амплификацию. Педагогам и родителям необходимо «дать дорогу» тем резервам, которые содержит каждый возрастной этап. Эти резервы спрятаны в таких видах детской деятельности как: игровой, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой, познавательно-исследовательской, прослушивание художественной литературы.

В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, как было раньше, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

Педагогам необходимо убедить родителей воспитанников, чтобы не делали сильного упора на специальную подготовку к школе, ориентированную на знания, умения и навыки для изучения учебных предметов в школе. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

В детстве происходит усвоение нравственных и общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности набора нравственных качеств таких как: доброжелательность, уважение, чувство собственного достоинства и т.д. Именно в дошкольном возрасте идет становление личности.

Не будем забывать и о таком психологическом новообразовании в дошкольном возрасте как самооценка. Очень важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение собственной важности, что его любят, что он нужен, что у него все получится.

В.И. Слободчикова говорила: «Детство – это период сотворения своего «Я». Развитие личностного «Я» (образ «Я») одно из центральных звеньев становления личности на протяжение дошкольного возраста.

Большинство проблем уходят корнями в детство. Самые распространённые комплексы неуверенность в себе, неумение принимать решения, страх ответственности являются средством влияния на неокрепшую психику. Поэтому необходимо стараться оценивать именно поступок ребенка и не допускать отрицательной оценки его самого. Ведь он очень уязвим, так как у него недостаточно знаний о себе.

Очень важно также, чтобы в детстве не было нарушение самости ребенка. Речь идет о нарушении ценностно-смысловой сферы, некоторый перекос, дисбаланс приоритетов. Для ребенка необходимо защищать то, что для него важно. Он учится правилу «Если я чему-то отказываю, то делаю это ради чего-то более ценного для меня».

Таким образом, главной задачей педагога является направить свои усилия на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и научить ориентироваться в нашем не простом мире.

Источник

Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Читайте также:  Развитие и питание ребенка 1год и 1 месяц

Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Но здесь существует проблема — противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог — целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта — универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры — это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать — непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования — сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

Читайте также:  Игровые методы коррекции психологического развития ребенка

3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Источник

Самоценность дошкольного детства и самоценность младшего школьника

Ведерникова Татьяна Юрьевна, учитель нач. классов,

МБОУ СОШ № 4 г.Слюдянка

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Изучая детство, исследователи всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Проработав в школе 6 лет и начав свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас».

Самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни подчеркивал известнейший педагог и детский врач Я. Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.

Слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет», несомненно подтверждают, что игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки — матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. 

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать ребенка за игры, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. 

Из всего вышеизложенного можно ещё раз дать истинное определение. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Этот важнейший фактор отражен и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В ФГОС ДО идея самоценности дошкольного детства – впервые в подобном формате насыщена рабочим содержанием. Стандарт «оживляет», наполняет предметным смыслом дошкольное детство, а где-то и собирает в целое положения статьи 64 закона «Об образовании в РФ», а также позволяет по-настоящему запустить механизм его работы.

В ФГОС ДО понятие «самоценность детства» рассматривается как понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Так же следует отметить, что образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач ФГОС ДО, которые указаны в пункте 1.6 Стандарта.

Исходя из ФГОС ДО Программа должна быть направлена на:

— создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

— на создание развивающей образовательной среды.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Конкретное содержание выше указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности, которые соответствуют конкретному возрастному периоду.

В содержании Программы должны быть отражены следующие аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

— характер взаимодействия со взрослыми;

— характер взаимодействия с другими детьми;

— система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Читайте также:  Задержка в развитии ребенок не ест

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

Разговор об особенностях развития в младшем школьном возрасте мы начинаем с пресловутой проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником. Давайте попробуем определить, чем отличается младший школьник от дошкольника, каково психологическое содержание кризиса семи лет.

Один из известных отечественных психологов, Л.С.Выготский, описывает кризис семи лет, венчающий дошкольный период развития и начинающий младший школьный возраст, с помощью следующего примера. Мальчик с врожденным вывихом бедра, увидев в окно, как мальчишки играют в футбол, начинает проситься на улицу. Его мама напоминает, что вчера было то же самое, что он прибежал домой в слезах, что он говорил, что больше никогда не будет играть в эту противную игру с этими противными мальчишками. Однако мальчик уверяет ее, что это было вчера, что сегодня все будет по-другому.

Но не проходит и десяти минут после выхода во двор, как мальчик с громкими рыданиями возвращается домой. (Его либо не приняли в игру, либо приняли, но у него не получилось так быстро бегать и бить по мячу, как у его сверстников, и, в конечном счете, его выгоняют из игры.) «Это плохая игра, я никогда не буду в нее играть и мальчишки тоже злые и нехорошие. Сами меня попросят, но я с ними больше играть не буду», — говорит он сквозь слезы. Однако на следующий день, а иногда даже и в этот же самый, ребенок вновь просится на улицу, искренне веря в то, что на этот раз все будет по- другому.

Такую характеристику психологии дошкольного возраста дает Л.С.Выготский, объясняя, что дошкольники непосредственны, что они не управляют своими эмоциями, что у них еще нет «обобщения переживания».

Однако, продолжает свой пример Л.С.Выготский, спустя некоторое время мать замечает, что ребенок больше не просится на улицу. На ее предложение пойти погулять, ребенок отвечает, что он вообще не любит гулять и что ему гораздо интереснее и приятнее посидеть дома и почитать книгу или сделать что-то другое.

По словам Л.С.Выготского, этот ребенок прошел кризис семи лет. Он научился обобщать свои эмоции. У него возникли предвосхищающие эмоции.

Итак, младший школьник отличается от дошкольника ( в этом, кстати, и есть суть проблемы психологической готовности детей к школьному обучению) тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, как в случае с хромым мальчиком, то он научается намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.

Закономерно встает вопрос: зачем все эти приобретения младшему школьнику? Что они дают ребенку в плане его психологической готовности к школьному обучению?

Краткий ответ на этот вопрос может звучать следующим образом: «обобщение переживания» и возникающая вследствие этого «интеллектуализация аффекта» (то есть способность привнести свой смысл в эмоции) и есть та основа, на базе которой ребенок научается учиться.

Первоклассник вернулся домой из школы каким-то опечаленным. Выяснилось, что его никто не обидел, он не получил плохой отметки и он все понял из объяснения учителя. «Все хорошо, — заверил ребенок, — только учительница «странная» попалась – сама ничего не знает, все у нас спрашивает: где правая рука, где левая рука, сколько дней в неделе, что наступит вслед за осенью?»

Этот реальный случай является примером того, что ребенок-первоклассник еще не прошел кризиса семи лет и общение у него чисто непосредственное. Действительный же (по психологическому возрасту) младший школьник понимает, что учитель задает такие вопросы не потому, что чего-то не знает, а потому, что хочет понять, знает ли это ученик. И здесь он, в отличие от дошкольника, руководствуется определенным контекстом ситуации урока и особой социальной ролью учителя.

Итак, миновав кризис семи лет, ребенок психологически становится младшим школьником. При этом он уже обладает способностью по-разному видеть одну и ту же ситуацию в зависимости от того, какую «фигуру» и какой «фон» он выделяет в ней. Однако эта способность так и останется нереализованной возможностью, если ее целенаправленно не развивать. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания, а также памяти.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Детство — это сказочный мир. Мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Родители и педагоги — это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность — увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке, не дать ей пропасть и сделать всё, чтобы из искры разгорелось пламя!

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.  С. Маршак

Источник