Стимуляция речевого развития ребенка до года

Стимуляция речевого развития ребенка до года thumbnail

К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка минск вакансии

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

Читайте также:  Центр развития ребенка минск уручье

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Источник

nata_tursha все записи автора

Ребенок от рождения имеет все физиологические предпосылки для того чтобы заговорить. Однако для того, чтобы научиться пользоваться речевым аппаратом, а также для того, чтобы произошло развитие речи, ребенок должен пройти через несколько последовательных этапов. Как происходит развитие речи ребенка до года? Что делать взрослым, для того, чтобы стимулировать речевое развитие крохи? На что обратить пристальное внимание?

Как развивается речь ребенка в первый год жизни

Рассмотрим поэтапное развитие ребенка в так называемый доречевой период. Слов от малыша мы пока еще не слышим, зато он умеет издавать звуки. И это уже первые шаги к тому, чтобы заговорить!

Развитие речи в первые дни жизни младенца – крик, непроизвольные звуки

С самых первых дней жизни малыш упражняет твой голосовой аппарат. К таким упражнениям можно отнести крик, непроизвольные звуки (к концу первого месяца жизни они могут приобрести эмоциональные оттенки). Конечно, его первые голосовые эксперименты не являются речью, поскольку носят рефлекторный характер, однако они оказывают огромное влияние на последующее развитие речи. Они позволяют установить ассоциации между слуховым восприятием ребенка и нервными центрами речи. Позднее эти ассоциации обусловят появление подражательной речи. Другими словами, кроха произносит непроизвольные звуки, слушает их и постепенно тренируется управлять своим органом речи так, чтобы получилось произнести звук произвольно.

Что делать родителям? Помимо того, что кроха прислушивается к собственному голосу, он также слушает с удовольствием и взрослых. Поэтому так важно петь ребенку, вести с ним первые беседы, рассказывая обо всем вокруг.

Развитие речи ребенка в 1 – 3 месяца – стадия гуления

Первые звуки ребенка представляют собой нечленораздельные  сочетания, который состоят главным образом из губных и гортанных звуков: б, бг, м, мг, гх, пх и т.п. Малыш упражняется в произнесении этих звуков практически постоянно – он гулит.

Что делать родителям? Поддерживать гуление ребенка! Обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять их за ним, складывать в короткие слова. Эмоциональное реагируйте на гуление – кивайте, улыбайтесь. Всеми этими действиями Вы помогаете крохе быстрее произнести его первое слово!

Развитие речи ребенка в 4 – 5 месяцев – стадия лепета

Звуки меняют свой характер – теперь они похожи на элементы слова. Малыш старается произносить отдельные слоги и первичные корни слов: бу, на, га, ка… Поначалу они не имеют смысловой подоплеки, но к 8 – 9 месяцам они становятся все более четкими, громкими, и к 10 — 11 месяцам малыш начинает произносить первые упрощенные слова («га-га», «ав-ав», «мама», «баба»). Ребенок в этом возрасте различает ласковый и строгий тон.

Это важно: Крик, чаще всего выражает негативные эмоции. А вот гуление и лепет появляются, если малыш чувствует эмоциональный подъем, ему комфортно. Как было замечено исследователями, дети неблагополучные, страдающие от голода, холода или одиночества не гулят и не лепечут. Поэтому основным условием беспрепятственного развития речи ребенка до года является его удовлетворенное и веселое самочувствие.

Читайте также:  Развитие личности ребенка комплексный подход

Что делать родителям? Продолжаем разговаривать с малышом, поддерживаем отдельные слоги в лепете, поем песенки, заменяя слова любимыми слогами. Показываем крохе игрушки, называем их упрощенными именами («киса», «ав-ав»).

Развитие речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Малыш в семь месяцев знает свое имя, умеет находить предметы, отвечая действиями на вопрос «где?» (например, ползет или поворачивает голову в сторону куклы, если родители спрашивают: «где кукла?»). Гуление становится все более продолжительным и певучим.

Развитие речи ребенка в 8, 9, 10 и 11 месяцев

Ребенок понимает и выполняет различные простые поручения, с удовольствием повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

Что делать родителям? Поддерживайте лепет ребенка, старайтесь придать ему осмысленность. Например, постарайтесь научить кроху первым словам: «бах» (если что-то упало), «дай».

Развитие речи ребенка в 12 месяцев

Ребенок с радостью и готовностью повторяет за взрослым новые слова, а самостоятельно говорит от шести до десяти простых слов.

Что нужно делать родителям, чтобы у малыша развивалась речь? Мы собрали самые эффективные игры для первых месяцев жизни ребенка! Используйте эти игры с указанного возраста, однако не отказывайтесь от них позднее. Некоторые игры (например, пение слогов) могут быть полезным занятием на протяжении всего первого года жизни крохи! Итак, вот какую «развивающую программу» можно предложить малышу.

Упражнения для развития речи новорожденного

«Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их – исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.

 «Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша раздетым на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки – повторяйте некоторые из них за ним.

Вам пригодятся статьи: Потешки и пестушки для малыша, В чем польза колыбельных, Игры для ребенка 1 месяца жизни

Упражнения для развития речи ребенка в 2 – 3 месяца

«Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

Вам пригодятся статьи: Как играть с новорожденным, Игры с ребенком 2 месяцев, Игры с ребенком 3 месяцев

Игра для развития речи ребенка в 4 – 5 месяцев

«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.

«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.

Вам пригодятся статьи: Пальчиковые игры, Как научить ребенка говорить МАМА, Игры с ребенком 4 месяцев

Упражнения для развития речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.

Актуальны игры: «Прятки с игрушками», Ласковое общение».

Упражнения для развития речи ребенка в 8 – 9 месяцев

Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.

Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.

Подробнее об организации игры: Рисование манкой

Упражнения для развития речи ребенка 10 – 12 месяцев

«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.

«Повтори, малыш за мной!»: учим кроху новым словам, инициируем его повторять их за взрослым по нескольку раз
.

Использованы материалы  сайта 2мира.рф

Серия сообщений «от 0 до 1 года»:
Часть 1 — Занятия с ребенком от 1 месяца до года
Часть 2 — 125 игр для детей от 6 до 24 месяцев

Часть 4 — Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 1.
Часть 5 — Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 2.
Часть 6 — Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры.
Часть 7 — Черно-белые контрастные картинки для новорожденных
Часть 8 — Учим с ребёнком части тела

Часть 18 — Работа по развитию речи ребенка до года. Доречевой
Часть 19 — Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.1
Часть 20 — Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.2

Серия сообщений «Развитие Речи»:
Часть 1 — Угадай сказки.
Часть 2 — Как мы учим стихи. Родительский опыт.
Часть 3 — Речевое развитие детей 1,5-2 лет
Часть 4 — ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ.
Часть 5 — Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры.
Часть 6 — БИБЛИОТЕКА: РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 5-6 года. Анна Левина.
Часть 7 — КАК РАЗВИТЬ У РЕБЕНКА НАВЫК РАССКАЗЧИКА.

Часть 37 — Стучит в окно апрель..стихи для детей
Часть 38 — С ПРАЗДНИКОМ 1 МАЯ. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Часть 39 — ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ

Источник