Статья на тему развитие ребенка дошкольного возраста

Статья на тему развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Развитие детей дошкольного возраста.»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ д/с №131

Сафина Гульшат Талгатовна

г.Уфа 2019г

Развитие детей дошкольного возраста.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты.

В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Умение понимать чувства окружающих и выражать свои является важным для полноценной личности. В возрасте 4-5 лет ребенок учится показывать свои эмоции при помощи жестов, взглядов. Он осваивает более сложные чувства, например, ревность.

Появление эмпатии, то есть способности сопереживать, является важной частью психического развития детей дошкольного возраста. Помочь малышу научиться понимать эмоции и управлять ими, может соблюдение следующих условий:

  • регулярное общение со сверстниками, причем важно, чтобы это были и индивидуальные, и игровые контакты;

  • чтение сказок дает возможность тренировать восприятие чужих чувств, ведь часто дети представляют себя на месте героев, переживают за персонажей, испытывают их эмоции;

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • сюжетно-ролевые игры учат учитывать положение, настроение, мнение и желание других людей;

  • обязательно нужно уделять внимание трудовой деятельности, которая позволит ребенку испытать эмоции, связанные с результатом своих усилий.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

У детей на данном этапе активно совершенствуется речь, слух, улучшается восприятие цвета и формы. Одним из основных процессов познания окружающего мира становится зрение.
Так же необходимо уделить внимание развитию словарного запаса малыша и умению выражать свои мысли. Следует учесть, что дошкольники очень хорошо запоминают не только слова, но и словосочетания, предложения. Но пока это происходит самопроизвольно и лишь благодаря ненавязчивым тренировкам и занятиям запоминание становится целенаправленным.

Для познавательного развития детей дошкольного возраста используют разные виды деятельности, но лучше отдать предпочтение игре. В ее процессе ребенок будет учиться моделировать ситуацию, планировать действия, регулировать их. Не следует забывать и о творческих занятиях таких, как лепка, рисование.

Только комплексный подход позволит воспитать гармоничную и всесторонне развитую личность.

hello_html_3d16f241.jpg

Источник

Развитие детей дошкольного возраста.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты.

В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Умение понимать чувства окружающих и выражать свои является важным для полноценной личности. В возрасте 4-5 лет ребенок учится показывать свои эмоции при помощи жестов, взглядов. Он осваивает более сложные чувства, например, ревность.

Появление эмпатии, то есть способности сопереживать, является важной частью психического развития детей дошкольного возраста. Помочь малышу научиться понимать эмоции и управлять ими, может соблюдение следующих условий:

  • регулярное общение со сверстниками, причем важно, чтобы это были и индивидуальные, и игровые контакты;

  • чтение сказок дает возможность тренировать восприятие чужих чувств, ведь часто дети представляют себя на месте героев, переживают за персонажей, испытывают их эмоции;

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • сюжетно-ролевые игры учат учитывать положение, настроение, мнение и желание других людей;

  • обязательно нужно уделять внимание трудовой деятельности, которая позволит ребенку испытать эмоции, связанные с результатом своих усилий.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

У детей на данном этапе активно совершенствуется речь, слух, улучшается восприятие цвета и формы. Одним из основных процессов познания окружающего мира становится зрение.
Так же необходимо уделить внимание развитию словарного запаса малыша и умению выражать свои мысли. Следует учесть, что дошкольники очень хорошо запоминают не только слова, но и словосочетания, предложения. Но пока это происходит самопроизвольно и лишь благодаря ненавязчивым тренировкам и занятиям запоминание становится целенаправленным.

Для познавательного развития детей дошкольного возраста используют разные виды деятельности, но лучше отдать предпочтение игре. В ее процессе ребенок будет учиться моделировать ситуацию, планировать действия, регулировать их. Не следует забывать и о творческих занятиях таких, как лепка, рисование.

Только комплексный подход позволит воспитать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Читайте также:  Образец составления индивидуального маршрута развития ребенка

Источник

                                                                                                            МБДОУ г. Астрахани №52

                                                                                                            Федорова Ольга Павловна

                                                                                                            воспитатель

                          Тема: «Развитие детей дошкольного возраста».

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе. По-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития ребенка во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение способствует нормальному развитию, служит его источником, в процессе обучения у ребенка с помощью взрослого складываются те или иные психические качества и свойства личности, т.е. психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.

Определить с первого взгляда, отстает ребенок (и в какой именно области) или его развитие соответствует норме невозможно.

Воспитателю для этого необходимо уметь пользоваться специальными методиками сбора информации о каждом ребенке: наблюдения, беседы, несложные эксперименты, изучение результатов деятельности детей (рисунки, аппликация, постройки и т.д.)

 Собирать информацию сразу о нескольких детях не следует. Чтобы достичь хороших результатов. Необходимо на некоторое время сосредоточить внимание на одном ребенке.

Изучать ребенка следует в разных условиях: в свободной деятельности, на занятиях, на прогулке, при выполнении режимных моментов.

При необходимости следует пользоваться экспериментальными приемами: организация подвижных, сюжетных, дидактических игр, отдельные поручения ребенка и т.д.

Регулярные наблюдения за детьми и за каждым ребенком в отдельности дают возможность воспитателю заполнить индивидуальные карты развития на всех детей группы.

Индивидуальная карта включает в себя четыре раздела:

  1. развитие видов детской деятельности:
  • игра;
  • рисование;
  • аппликация;
  • конструирование.
  1. развитие двигательной сферы:
  • развитие моторики (координация движений);
  • проявление эмоциональных состояний в движении .
  1. умственное развитие и развитие речи:
  • умственное развитие;
  • развитие представлений об окружающем;
  • развитие речи.
  1. социальное развитие:
  • общение со сверстниками;
  • усвоение социальных норм и правил.

Что дает такая карта?

Она помогает выявить у ребенка продвижения в овладении способами разных умственных действий, усвоением правил и норм поведения, расширения знаний, достижении успехов в речевом развитии и т.д.

Есть два пути оценки информации, которая дает карта развития.

1 путь: результат ребенка сопоставляется с тем, что осваивает большинство его сверстников. Такое сравнение позволяет установить, отстает ли ребенок в определенном направлении, находится на среднем уровне или хорошо развит.

2 путь: сравнивать информацию с результатами, показанными ребенком в более раннем возрасте.

При этом важно ясно представлять себе возрастные особенности дошкольников, чтобы оценивать ребенка в соответствии с тем, чего следует ожидать в каждом возрасте. Особую помощь воспитателю окажет в этом плане книга: «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», в которой даны основные характеристики развития ребенка, характеристика всех видов деятельности по каждому возрасту.

Если способ, действие, умение и т.д. сформированы, в карте ставят галочку, если данные неопределенные — ?

Если были предприняты специальные меры (индивидуальная работа, иной вариант объяснения, другой способ подачи материала и т.п.), а результат оказался, ниже возрастной нормы, ставится флажок.

Флажок следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях.

Взяв за меру начальные результаты ребенка, можно определить, насколько он продвинулся.

Особое внимание хочется уделить такому разделу, как «Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний».

Сюда входит подраздел:

  • развитие моторики – дается общая характеристика, а затем конкретно по каждому возрасту.

Этому виду больше внимания уделяется детям младшего возраста, а со старшими нет. Описана работа, которую следует проводить с детьми определенного возраста.

Источник

Психическое развитие детей дошкольного возраста

2-3 года

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и нагляднодейственного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

  1. этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
  2. этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
  3. этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей.

Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.

Читайте также:  Выписка из карты развития ребенка образец

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили».

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3 лет способен различать:

5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

3-4 года

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных  источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3 — 4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

4 — 5 лет

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Читайте также:  Роль матери в развитии ребенка младенческого возраста

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4— 5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

5 — 6 лет

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи,    т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  • любопытство;
  • любознательность;
  • чувство юмора;
  • удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

  • чувство прекрасного;
  • чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;
  • чувство стыда;
  • чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

6—7 лет

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Использованная литература:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994;
  2. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов нД: Феникс, 2011.

Источник