Статьи о природе развития ребенка

Статьи о природе развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Беседина А. Ф. Учите детей любить природу [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12663/ (дата обращения: 03.03.2020).



В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность

Мировое сообщество серьёзно озабочено состоянием окружающей среды, изменение которой происходит по вине человека. Серьёзность экологических проблем осознается и в нашей стране. Президент Путин В. В. подписал Указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии — в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, обеспечения экологической безопасности и сохранения разнообразия природы.

Однако в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) не упоминается ни экология, ни экологическое образование. Иначе обстоит дело с экологическим воспитанием, которое представляет собой формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Всё начинается со средств народной педагогики: сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых всё навеяно природой.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место при этом занимают сказки, которые придуманные самими детьми.

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума»,- говорил В. А. Сухомлинский.

Однако далеко не всё может быть понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда формируется правильное отношение к растениям и животным. Одним из основных видов обучения дошкольников, являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря им, дети учатся видеть признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней — важнейшая задача взрослых. Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с детьми.

Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. А поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задача всех взрослых людей. Дело в том, что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы Книги природы. Читать её — познавать, изучать природу не так- то просто.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Ему кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел: для него поёт скворец, что снег- это много снежинок.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат видеть, дети захотят узнать ещё больше: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых весёлых птицах и молчаливых мрачных пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незадачливой траве под ногами. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить детей с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных.

Основное средство познания природы — наблюдение. Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению и речи, развивает художественный вкус. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. Дети должны знать, что человек преобразует природу с целью ее охраны и улучшения.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение — это создание уголка «научных исследований в природе», где дети могли бы ухаживать за растениями; это организация системных наблюдений за природными явлениями и объектами; а также приобщение детей к регулярному труду в природе. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Необходимо воспитывать у детей желание любоваться несорванными цветами, иметь потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день читать онлайн

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, скворца, мяту, медуницу, животных и другие окружающие его растения, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать.

Экологическое воспитание дошкольников складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края. Взаимосвязь с окружающей средой достигается путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в разных условиях (дома, на даче и так далее). Дети- маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, так предметом их интереса становятся окружающие растения и животные.

Используя каждый свободный час, желательно идти с детьми в поле, лес, на берег пруда, к реке и т. д. И чем чаще, тем лучше. Самый неприметный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только сам взрослый человек умеет видеть их и раскрыть глаза на них ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: длина дня, характер осадков, силу и направление ветра. Целесообразно показать детям солнце, луну, звезды, закат и восход, изменение формы луны, распускание почек, опадание листьев, плодоношение, состояние относительного покоя и многое другое. Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растения надо «очеловечивать». Интересно сравнить хвою сосны и лиственницы по цвету, величине иголок и жёсткости, шишек у этих растений. Такое сравнение очень помогает детям в дальнейшем запоминании названий деревьев и легко их узнавать. Они хорошо понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что испорченное дерево или кустарник плохо растут.

Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке, лесу ничего рвать нельзя. Разумеется, экологическое развитие детей в детском саду будет эффективней, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание на образовательные учреждения. В общении с ними необходимо довести мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для ребенка авторитетом и образом для подражания.

Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, занимающиеся сбором раннецветущих растений. Массовый сбор их происходит и в первую половину лета. Законом об охране природы и специальными решениями запрещён массовый сбор первоцветов, как хохлатки, медуницы, первоцвета весеннего, прострела (сон-трава), а также ландыша и купальницы, колокольчика персиколистного и др. редких растений. Они занесены в Красную книгу. Стоит сообщить родителям, что массовый сбор цветов в букеты является браконьерством.

Для удовлетворения познавательного интереса вполне достаточно составить небольшой букет из одного-трёх цветов с добавлением какой-нибудь зелени. Но при сборе цветов необходимо охранять их подземную часть, нельзя растение вырывать из земли с корнем, сразу же показать ребёнку, как поставить цветы в вазу, чтобы цветы быстро не завяли.

Кажется, нет ничего более простого, чем собирать ягоды, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви с ягодами у шиповника, калины, черёмухи и других кустарников. В таких случаях можно детям задавать вопросы типа: «Что сейчас чувствует это растение?» или «Что они могли бы о тебе подумать?»

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но заострить внимание на внешних признаках. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом плодовое тело или выкручивают из земли, чтобы не повредить грибницу и при этом объяснить, что раскапывание грибницы запрещено. Необходимо серьёзное внимание уделять и ядовитым грибам; их нельзя собирать, топтать ногами, так как они играют свою незаменимую роль в жизни леса. Эти грибы — цепочка в питании живых организмов в природе.

Нередко детей привлекают к сбору лекарственных трав. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно. И для чего его применяют. Также целесообразно показать некоторые медоносные растения, такие, как липу, донник жёлтый и белый, гречиху, понаблюдать, как пчёлы посещают их цветки.

Читайте также:  Ребенок 5 лет развитие рост вес

Если ребёнок бывает на даче, он не должен быть пассивным наблюдателем во время работы взрослых. Он может участвовать в посеве и сборе урожая, но при этом нужно им рассказывать о растениях, как их собирать. Полезно выполнять поисково-исследовательские задания. Например, находить больные растения и помогать им, ставя табличку с зелёным крестиком — «нуждается в лечении».

В конце зимы с ребёнком можно разбить небольшой огород на окне: посадить лук, чеснок, укроп. К уходу за растениями дома ребёнок сначала привлекается эпизодически, а постепенно и самостоятельно может поливать их. Почаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей.

Взрослые должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоёму. И важно быть примером, образцом поведения в природе. С древних времён люди многое брали у неё. При этом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Исчезнувшие растения и животных теперь можно увидеть только на рисунках, иногда на фотографиях. Некоторые водоёмы превратились в сточные канавы. Вслед за вырубленными лесами пересохли совсем или остались» лужами» когда- то полноводные реки, ручьи, озёра. Немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех и отдельно каждого.

Литература:

  1. Васильева А. И. Учите детей любить природу. –Минск.: Народная Асвета, 1972
  2. Как знакомить дошкольников с природой./ Под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.
  3. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию. -СПб., 2003.
  4. Лучич М. Детям о природе. -М.,1989.
  5. Добрынина О. Неизведанное рядом. -М.,2001.
  6. СеребряковаТ. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. -М.,2008.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Похожие статьи

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Современные подходы к экологическому воспитанию

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников…

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Формирование экологической культуры дошкольников через…

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной…

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только…»

Изучение экологии в начальной школе | Статья в журнале…

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Формирование экологических представлений детей старшего…

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике…

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной… ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда

Воспитание основ экологической культуры старших…

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Источник

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей

Статьи о природе развития ребенка

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко в калининграде

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник