Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Пальчиковые игры направленые на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
  • Массаж

Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка пмпк

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

https://www.baby.ru/lines/

Источник

для  детей 3-4 лет.

Охрименко Валентина Николаевна.

Кружок «Пальчиковые игры».

Актуальность: Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Образовательные: Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.

Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический комфорт.

Обучать детей младшей группы пальчиковым играм в разных видах деятельности.

Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм, воспитывать желание работать в коллективе.

Участники  кружка: Воспитатели группы Алимова Т. М. Охрименко В.Н.,  дети второй младшей группы – 27 человек, родители.

Время действия кружка: с сентября 2015 года по 1 июня 2016 года (четверг, 16.00-16.20).

Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.

Возраст детей: 3-4 года.

Конечный результат работы: Результатом данной работы является      развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение играть в пальчиковые игры.

Критерии мониторинга: Слаженное взаимодействие между детьми и педагогом во время игрового процесса.

Знание многих пальчиковых игр.

Могут показать и рассказать пальчиковую игру родителям, детям.

1.Подбор и изучение необходимой литературы.

2. Составление плана работы.

3.Проведение информационно-просветительной работы среди родителей дошкольников.

Основной этап.

1.Систематично проводить пальчиковые игры с детьми.

2. Проведение родительских собраний, консультаций.

 3.Беседы с родителями.

Завершающий этап.

Подведение итогов.

Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Осенние листья», см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» -стр.33

«У Лариски две редиски».

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.36

«Овощи»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 106

«Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять».

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.43

Октябрь

«Идем в гости»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 104

«Большая стирка»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 105

«Кошки-мышки»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 115

«Компот»,

см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» — стр.39

Ноябрь

«Дом»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 122

Читайте также:  Школа для развития ребенка до года г волгоград

«Как у нас семья большая»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.87-88

«Сидит белка на тележке»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.73

«Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.54-55

Декабрь

«На большом диване в ряд»

См. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» — стр.46

«Наша прогулка»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 113

«Аленка-маленка»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.48

«На ёлке»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107

Январь

«Оладушки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 109

«Снежок»

см. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.57

«Обыкновенная»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 122

«Пирог»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 103

Февраль

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.52-53

«Вот послушайте, как Тая…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 241

«Четыре братца высоки да тонки…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 229

«Есть игрушки у меня»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.83

Март

«Как мы маме помогали»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.151

«Бабушкин кисель»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 149

«Кошки-мышки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.

115-116

«Наша квартира»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 116

Апрель

«В гостях у гномиков»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.110

«Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики..»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 141

«Утро раннее настало»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107

«Шел один я…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 114

Май

«Стенка, стенка, потолок»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 110

«Наши алые цветки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107

«Летит комар»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 118

«Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.94

Источник

Пальчиковые игры – это серьезно!

Большую роль при работе с дошкольниками играют пальчиковые игры. Пальчиковыми играми, или зарядкой для пальцев, называют разнообразные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Кроме того, они позволяют лучше расслабить мелкие мышцы рук после длительных занятий: рисования, письма, лепки и т.п. Это особенно необходимо дошкольникам, чьи мелкие мышцы рук очень плохо развиты. Как правило такие упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Также можно использовать сказки, забавные истории. Пальчиковые игры также развивают творческое воображение, умение правильно ориентироваться в пространстве. Различать низ и верх, правую и левую сторону и т. п. Многое зависит от разнообразия текстов, используемых при проведении пальчиковых игр:можно использовать любое стихотворение, в котором есть перечисление, и особенно – те стишки, в которых перечисляется пять предметов(по количеству пальцев). Главное, чтобы стишок был интересным и  информативным, чтобы он чему – то учил ребенка.

Пальчиковые игры на осеннюю тематику:

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,            Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать,                  Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Листья березы, листья рябины,     Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Листья у тополя, и у осины,

Читайте также:  Центр развития ребенка их устав

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

«Пять грибов»     

Топ-топ – пять шагов,                    Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов.                 Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок,

                                                         большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

 Мухомор – он красный,                 На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по

Но этот гриб опасный,                    одному пальчику, начиная с мизинца.                      

А второй – лисичка

– рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка

 – розовое ушко,

А четвертый гриб

– сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Кушай его смело.

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,                                                Ребенок выполняет ладошками

                                                                                   плавные волнообразные движения.

Ветер листики считал:                                             Ребенок загибает по одному пальчику,

Вот – дубовый,                                                         начиная с большого.

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковые игры на зимнюю тематику:

«Раз, два, три, четыре, пять…»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Серенький зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

«Посмотри: на нашей елке»

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

«Теремок»
Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

«Туча-мельница»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

«Белый пух»

Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто  щекочет  —  пух!

«Зимой в лесу»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Литература:

1. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3.А.Е.Белая, В.И.Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.ООО Издательство «АСТ»М.2000.

Источник