Специфика развития ребенка младенческого возраста

Специфика развития ребенка младенческого возраста thumbnail

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

фото 1328

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Читайте также:  О развитии ребенка гленн доман

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

фото 1329

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

фото 1330

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.
Читайте также:  Выготский психология развития ребенка сколько страниц

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник

гульнара каликова
Особенности развития детей младенческого возраста

Особенности развития детей младенческого возраста

Каликова Г. А.

учитель-логопед,

Мусилович Т. А.

педагог-психолог

ГБУ «Психолого-педагогический центр»

г. о. Тольятти

Младенчество – это тот возраст, когда малыш развивается в физическом, психическом и социальном плане очень быстро. Он проходит за короткое время путь от беспомощного новорождённого до младенца, умеющего смотреть, слушать и действовать, привлекать внимание, реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом. Он учится быстро устанавливать контакт со взрослым, хватать предмет и манипулировать; следит глазами за предметами, реагирует на различные звуки, в том числе и на голос взрослого.

Особенность новорожденного проявляется в том, что зрение и слух развиваются у него быстрее, чем движения тела. Взрослый становится для ребенка главным источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для его нормального нервно-психического развития. Таким образом, у ребёнка формируются эмоционально-двигательные реакции, направленные на взрослого, называемые комплексом оживления. Он характеризуется тем, что ребенок фиксирует свой взгляд на лице другого человека, улыбается; при этом энергично двигает ручками и ножками и произносит звуки. Комплекс оживления, необходимый для полноценного развития младенца, является залогом успешного социального развития личности.

Роль общения взрослого в развитии ребёнка велика. Он удовлетворяет как органические потребности: в приеме пищи, сне, движении, так и потребность в получении ярких эмоциональных впечатлений: младенец оживляется, когда его берут на руки, увидев большое количество предметов, начинает действовать с ними. В этот период формируется положительное отношение ребенка ко взрослому, который демонстрирует удовольствие от общения с ним, что способствует преобладанию хорошего настроения.

Характерное для начала младенческого возраста общение ради общения, трансформируется в другую форму: общение по поводу предметной среды, перерастающее в совместную деятельность взрослого и ребенка. Родитель знакомит ребёнка с предметным пространством, наглядно демонстрирует разнообразные способы действия с предметами, помогая выполнить необходимые действия с игрушкой, что создает фундаментальную базу для нормального психического развития.

Отсутствие возможности удовлетворить увеличивающуюся потребность в общении со взрослым способствует необходимости формирования понимания человеческой речи, а затем и овладевания ею.

Начиная с самого рождения взрослый все время должен разговаривать с ребенком при уходе за ним. Разговор с ним необходим для его полноценного развития, так как сама по себе речь развивает его слух и способствует установлению эмоционального контакта.

Большинство детей в данном возрасте различают тембр и модуляцию голоса и по-разному реагирует. При положительных эмоциях ребенок громко смеется, повизгивает, на сердитый голос он замирает и перестает улыбаться, складывает губки и разражается безутешным плачем. До первых 3 месяцев доречевая активность осуществляется независимо от использования слуха, затем малыщ произносит звуки под контролем слуха. Между ребенком и взрослым становится возможным полноценный «разговор-диалог». В период гуления важно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, всматривался в его мимику во время произнесения звуков и пытался повторить не только звуки, но и выражение лица.

Лепет для ребенка является игрой со звуками, он вслушивается в звукосочетания и пытается их воспроизвести, развивая интонации, с помощью которых выражаются различные эмоции. В свою очередь, эмоциональное состояние повышает общую активность, при этом ребенок много и с удовольствием лепечет, произносит различные слоги, подражает слогам, произнесённым взрослым. К концу первого года в сознании ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом; это выражается в поиске предмета и обнаружении его. Таким образом, формируется начальная форма понимания речи, которая становится одним из важнейших способов использования возможностей общения ребенка со взрослым.

Источник

Ребенок
появляется на свет беспомощным, имеющим
лишь очень огранич. набор безусл.
рефлексов (сосательный, ориентировочный,
оборонительный) и некот. двигат. –
атавист. рефлексов (цеплятельный,
плавательный, отталкивания).

Процесс
познания окр. мира начинается с момента
рождения. Первым активно развиваться
начинает зрение. Месячный ребенок
способен производить след. движения
глазами, сначала в горизонт. плоскости,
затем в вертикальной, а к двум месяцам
начинают фиксироваться элемент. движения
глаз.

На
втором месяце жизни возникает зрит.
сосредоточение, однако вплоть до 2 — 4
мес. возраста зрение младенца еще
относительно слабое. Примерно со второго
месяца младенец способен различать
простые цвета, а на 3 — 4 — формы предметов.

На
втором месяце жизни ребенок начинает
проявлять эмоц. – двигат. возбуждение,
если взрослый начинает с ним общаться
(«комплекс оживления»).

3 —
4 месячный малыш своим поведением
демонстрирует предпочтение общению со
знакомыми ему людьми. Около восьми
месяцев ребенок беспокоится, если видит
незнак. человека или попадает в незнак.
обстановку, даже если рядом находится
мама. Это чувство боязни продолжает
прогрессировать и достигает максимума
примерно к 14-18 месяцам жизни ребенка, а
затем постепенно угасает.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста липецк

Вскоре
после рождения ребенок в состоянии
различать тембр, громкость и высоту
звуков, после 3 — 4 месяцев узнает лицо и
голос матери в любое время дня, а в 8 — 12
месяцев — предметы, причем даже по отд.
частям.

В
это время начинается акт. поиск внезапно
исчезн. из поля зрения предметов, что
говорит о способности ребенка сохранять
в памяти образ предмета. Самост.
передвижение в пространстве приводит
к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение 2ого полугодия 1ого года жизни
ребенок может восстановить образ
предмета по памяти.

Во
2ой половине 1ого полугодия ребенок
начинает выразит. движениями реагировать
на речь взрослого, что может свидетельствовать
о понимании младенцем этой речи.

В 6
— 6,5 месяцев ребенок способен связать
предмет со словом, его обозначающим. К
концу 1ого года жизни малыш понимает
приблизительно 10-20 слов. 7 — 8 месячный
ребенок выполняет простые движения в
соотв. со слов. инструкцией, а в посл.
месяцы 1ого года может устанавливать
прост. связи между предметами.

3. Утверждение,
что личн. развитие ребенка начинается
с 2 — 3 лет, не совсем верно. Это справедливо
лишь в отношении проявления вн. признаков,
однако процесс образования этих личн.
свойств начинается гораздо раньше их
вн. проявления.

Такие
выводы можно сделать, исходя из следующих
положений:

1) никакое
психолог. качество сразу же в готовом
виде не появляется;

2) многие
личн. качества проявляются лишь по
прошествии довольно длит. времени с
того момента, когда они начали
формироваться.

Таким
образом, можно предположить, что личн.
формирование ребенка начинается уже
на первом году жизни, но внешне это
проявляется позднее.

29. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «я сам»

Ранний
возраст очень значим в становлении
психики поведения, личн. развития
ребенка, так как велики те качеств.
преобразования, которые с ним происходят.

Психологи
даже склонны предположить, что 3 года —
это середина пути развития от рождения
до зрелости. Выделим осн. достижения
раннего возраста, влияющие на псих.
развитие ребенка:

1) овладение
прямой походкой

2) овладение
активной речью;

3) развитие
предм. деятельности.

В
результате самост. перемещения ребенку
становится доступным более шир. круг
предметов, с кот. он может взаимодействовать,
используя не только руки и глаза, но и
все туловище, ноги. Это не только игрушки,
но и предметы дом. обихода: посуда, обувь,
мебель и др. Движения ребенка при этом
становятся более соглас. и точными,
скоординированными, что ведет к развитию
устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию вол. качеств.

Самост.
хождения приводит к знакомству с крупными
предметами, ребенок получает возможность
узнать их с разл. сторон, усваивая таким
образом понятия величины формы учится
ориентироваться в пространстве, развивая
глазомер. Преодолевая трудности и
препятствия, встреч. у него на пути,
малыш решает задачи при помощи практ.
действий, тренируя свое мышление и вол.
сферу, получает при этом разнообр.
эмоции.

На
протяжении раннего возраста происходит
постеп. усвоение ребенком чел. форм
поведения. Малыш хочет получить от
взрослого похвалу и огорчается, если
им недовольны. Продолжает формироваться
чувство симпатии по отношению к другим
людям, что может выражаться в сочувствии,
желании поделиться игрушками. В этом
периоде происходит усвоение ребенком
своего имени. Малыш достаточно рано
отождествляет себя со своим именем,
отстаивает право на него и протестует,
если его ошибочно называют другим
именем. К концу 3-го года жизни появляется
осознание себя как отд. личности, что
свидетельствует о начале кризиса, кот.
психологи называют «Я сам». Этот
кризис имеет очень яркие внешние
проявления. Назовем самые яркие симптомы.

1.
Негативизм

ребенок не хочет что-либо делать только
потому, что это предложил взрослый.

2.
Упрямство

ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого сильно хочется, а потому, что
не хочет уступить.

3.
Строптивость

недовольство по всякому поводу.

4.
Своеволие,
своенравие

стремление ребенка к самостоятельности,
желание все делать самому.

5.
Протест
(бунт)
— поведение приобретает протест. характер,
часто возникают ссоры с родителями,
братьями, сестрами.

6.
Обесценивание

ребенок начинает употреблять руг. слова,
ломает игрушки и т. п.

7. В
семье с единств. ребенком возможно
проявление деспотизма, с несколькими
детьми — ревности по отношению к родителям.

В
период этого кризиса происходит
перестройка соц. позиции ребенка по
отношению к окр. людям, возникают мотивы,
связ. с проявлением личности ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник