Выготский психология развития ребенка сколько страниц

Выготский психология развития ребенка сколько страниц thumbnail

Автор

Лев Семенович Выготский (1896–1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Им написано более 270 работ, которые стали значимыми для различных ответвлений психологии, дефектологии, педагогики.

Сложность изложения

3 из 5.

Целевая аудитория

Психологи, вузовские преподаватели, школьные педагоги, а также все, кому интересна психология развития человека.

Зачем читать

Автором создан монументальный труд по культурно-исторической теории психического развития человека, который заложил основы построения практики образования в нашей стране, а также дал направление в исследованиях российской и мировой возрастной психологии. В книге рассказывается о закономерных изменениях жизни человека во времени, становлении его внутреннего мира и закладывании его духовных основ.

Читаем вместе

В психологии совершалась попытка научного подхода к душе, к способности овладения психики мыслью, поскольку идея научного строения о душе включает будущий путь психологии. Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Рядом с ним обязательно стоит социальный опыт, который является значимым компонентом человеческого поведения. Развивая формы активного приспособления, люди удваивают опыт, а их поведение становится системой победивших реакций. Человек ежеминутно наполняется неосуществившимися возможностями, ряд связей в организме создаются за счет опыта. Сознание выступает взаимодействием и отражением систем рефлексов, своеобразным эхом в ответ на раздражители. Мы сознаем себя, сознавая других, это является взаимообратным процессом.

Автор рассматривает окружающую среду как основу развития высших психических человеческих функций. Сначала они возникают как форма коллективного поведения ребенка, становясь впоследствии его индивидуальными функциями. Речь, как средство общения между людьми, со временем трансформируется во внутреннюю, несущую интеллектуальную нагрузку. Высшие психические функции всегда осознанны, обладают опосредованностью, произвольностью и системностью. Развитие ребенка подчинено историческим и общественным законам, поскольку силой развития человека является обучение. Оно запускает внутренние процессы развития, давая ребенку возможность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. И только потом они становятся его личным достоянием. Взрослые помогают выявить разницу между уровнем актуального развития ребенка и его возможного развития. То, что ребенок может сегодня выполнять в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно, является зоной ближайшего развития.

Сознание человека достаточно системно и структурно: сначала идет восприятие, затем память и мышление. Психическое развитие перестраивает систему сознания, обусловленную уровнем развития обобщений. Войти в него можно лишь через речь, а перейти от одной его структуры к другой — только через обобщения. Сознание, по Выготскому, является вершинной психологией, так как имеет историческую и знаковую природу. Знаки продуцирует само общество, а их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. Низшие и высшие психические функции отличаются уровнем произвольности, обеими группами можно управлять.

Ребенок с возрастом усваивает культуру поведения и определенные способы мышления. Одна линия его поведения связана с общим ростом и созреванием, вторая уже принадлежит культуре, когда совершенствуются психологические функции, вырабатываются новые способы мышления. Здесь важно говорить о возрасте человека, для которого изменяется роль среды в его развитии, для этого Выготским был выдвинут ряд законов психического развития ребенка:

1. Развитие ребенка идет в определенных темпе и ритме, меняющихся на разных возрастных ступенях.

2. Развитие предполагает качественные изменения, психика ребенка не похожа на психику взрослого человека.

3. Ребенок развивается неравномерно, у психики имеются конкретный период развития, пик проявления и стабилизация. Когда изменяется одна функция, она влечет за собой изменение других, сознание при этом остается системным образованием.

Личность всегда равна самосознанию, это нечто надприродное в человеке, являющееся результатом его культурного развития. Личность формируется в процессе перехода изнутри вовне традиций и социальных форм поведения, ведущих к личностной адаптации и саморегуляции. Аффект и интеллект личности рождаются за счет воздействия окружающей среды: ребенок на разных стадиях развития по-разному переживает эти воздействия. Это называется социальной ситуацией развития: оно либо плавное, либо кризисное, поэтому психическое развитие можно поделить на два периода — динамический и содержательный. Первый включает спокойствие или критику, второй влечет за собой вывод ребенка на новую ступень развития с новым уровнем интеллекта, индивидуальной позиции и т.д. Эти периоды делятся на кризис новорожденного, кризис одного года и еще четырех периодов взросления. Социальная среда всячески помогает созреванию индивида и его развитию, формируя тем самым усложненные формы его психической жизни.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка с рождения

Выготский связывает деятельность со знаковостью и определением психологической роли языка. Деятельность неотделима от ее первоначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. Слово, общение и деятельность выступают определенным единством:

1. Значение анализируется как психологическое понятие, а не просто как логическая, лингвистическая и семиотическая составляющая.

2. Значение обладает динамическим характером, то есть определенным путем от мысли к слову.

3. Значение предметно.

4. Сознание по строению осмысленно, то есть является результатом значения.

5. Значение имеет социальную природу.

6. Знак обозначается как равенство общения и обобщения.

7. И слово, и действие встроены в единую психологическую систему.

Лучшая цитата

«Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, — это может быть обозначено как овладение внутренним миром».

Чему учит книга

— Проблема сознания являлась ключевой для истории отечественной психологии, его обусловленность подчеркивается социальной жизнью людей и его активной ролью в их деятельности.

— Действие всегда идет впереди слова, но они тесно связаны между собой.

— Особенность развития ребенка состоит в подчинении действию социальных законов, а уже от того, насколько развит социум, зависят продолжительность детства и само содержание развития детей.

От редакции

Дать ребенку ощущение защищенности, надежности, безопасности и любви — задача родителей. Как правильно оберегать ребенка, чтобы случайно не удушить; сколько свободы ему давать, чтобы она не обернулась вседозволенностью, и от чего детей оберегать не надо, рассуждает в своей статье писатель, популярный блогер Марта Кетро: https://psy.systems/post/razumnaya-zaschita-kak-oberegat-rebenka.

Помощь ребенку должна заключаться и в том, чтобы привить ему навыки, необходимые во взрослой жизни. Один из них — умение правильно распоряжаться деньгами. Как научить своего ребенка основам финансовой грамотности, рассказывает психолог и мама троих подростков Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/kak-nauchit-rebenka-osnovam-finansovoj-gramotnosti.

Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Однако не все правила и установки, пришедшие к нам от предков, полезны и применимы сегодня. Некоторые из них становятся ограничителями. Разобраться в этом вопросе поможет статья психолога, врача-вертебролога Натальи Терещенко: https://psy.systems/post/pochemu-skrepy-meshaut-soxraneniyu-roda.

Источник

Выбрать главу

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

Л.С.ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ

СОЧИНЕНИЙ

том

ЧЕТВЕРТЫЙ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

МОСКВА

ПЕДАГОГИКА

1984

Л.С. Выготский

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

В ШЕСТИ

ТОМАХ

Главный редактор А. В. ЗАПОРОЖЕЦ

Члены редакционной коллегии:

Т. А. ВЛАСОВА Г. Л. ВЫГОДСКАЯ В. В. ДАВЫДОВ А. Н. ЛЕОНТЬЕВ А. Р. ЛУРИЯ А. В. ПЕТРОВСКИЙ

A.А. СМИРНОВ

B.С. ХЕЛЕМЕНДИК

Д. Б. ЭЛЬКОНИН

М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ

Секретарь редакционной коллегии Л. А. РАДЗИХОВСКИЙ

МОСКВА ПЕДАГОГИКА1984

Рецензент: доктор психологических наук, профессор Я. Я, Гальперин

Составители:

член-кор. АПН СССР, доктор психологических наук,

профессор Д. Б. Эльконин,

кандидат психологических наук Г. Л. Выгодская

Автор послесловия и комментариев

член-кор. АПН СССР, доктор психологических наук,

профессор Д. Б. Эльконин

ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Подготовила указатели и библиографию Г. Л. Выгодская

Выготский Л. С.

Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР).

Пер. 1 р. 80 к.

Том посвящен основным проблемам детской психологии: общим вопросам периодизации детства, переходу от одного возрастного периода к другому, характерным особенностям развития в отдельные периоды детства и др. Кроме известной по прежней публикации монографии «Педология подростка» в том включены печатающиеся впервые главы из работ «Проблемы возраста», «Младенческий возраст», а также ряд специальных статей.

Для психологов, философов, педагогов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

Избранные главы1

Глава девятая

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ В ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

1

Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

Читайте также:  Что кушать для развития мозга ребенка

Эти движущие силы нашего поведения изменяются на каждой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения. Было бы поэтому неправильно, как это часто делалось, рассматривать развитие отдельных психологических функций и процессов только с формальной стороны, в изолированном виде, безотносительно к их направленности, независимо от тех движущих сил, которыми эти психофизиологические механизмы приводятся в действие. Чисто формальное рассмотрение психологического развития по существу антигенетическое , так как оно игнорирует тот факт, что с поднятием на новую возрастную ступень изменяются и развиваются не только самые механизмы поведения, но и его движущие силы. Невниманием к этому обстоятельству и объясняется бесплодность многих психологических исследований, в частности относящихся к переходному возрасту3. Эти исследования часто тщетно пытались установить какие-нибудь существенные качественные отличия в деятельности отдельных механизмов поведения, например внимания или памяти подростка по сравнению со школьником4 и ребенком раннего возраста. Если такие особенности и устанавливались, то они обычно ограничивались чисто количественной характеристикой, которая демонстрировала рост функций, увеличение ее численного показателя, но не изменение ее внутренней структуры.

Больше того, как мы увидим ниже, некоторые исследователи с логической необходимостью, опираясь на формальное рассмотрение психического развития, приходили к выводу, что все основные элементы мышления подростка имеются уже в готовом виде у 3-летнего ребенка и что интеллектуальные процессы в переходном возрасте претерпевают только дальнейшее развитие,

6

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

дальнейший рост в том же направлении, не представляя ничего действительно нового по сравнению с наблюдающимся в раннем детстве. Ш. Бюлер5, которая делает этот вывод, проводит далее широко охватывающую параллель между подростком в период полового созревания и ребенком 3 лет, находя с формальной стороны ряд сходственных черт в психологии того и другого. Мы склонны видеть здесь проявление внутренней несостоятельности чисто формального метода в педологии, его бессилие постигнуть процесс развития во всей реальной сложности и учесть все те действительные новообразования, которые возникают при переходе ребенка от одного возраста к другому.

Ключ к возрастному пониманию психологии, как уже сказано, заложен в проблеме направленности, в проблеме движущих сил, в структуре влечений и стремлений ребенка. Те же самые навыки, те же самые психофизиологические механизмы поведения, не обнаруживая часто с формальной стороны существенного отличия на разных возрастных ступенях, в различные эпохи детства, оказываются включенными в совершенно другую систему влечений и стремлений, в совершенно иное силовое поле направленности, а отсюда возникает и глубокое своеобразие их строения, их деятельности и их изменения в данную, определенную фазу детства.

Именно из-за недоучета указанного обстоятельства детская психология многие десятилетия не умела найти ни одного существенного признака, который отличал бы восприятие ребенка от восприятия взрослого и указывал на содержание процессов развития в этой области. Поэтому серьезным переломом в истории изучения поведения ребенка явилось осознание недостаточности одного формального рассмотрения и необходимости исследовать те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация которых определяет на каждой данной ступени Структуру, внутри которой находят свое место и свое значение все механизмы поведения.

Отправной точкой научного исследования в этой области является признание того, что развиваются не только навыки и психологические функции ребенка (внимание, память, мышление и т. п.)—в основе психического развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения.

2

К осознанию этой идеи психология подошла только в последнее время. Мы не говорим уже о старой субъективной психологии, в которой интересы то отождествлялись с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление (И. Гербарт)6, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от проходящего без затруднений функционирования наших сил (В. Иеруэалем, Т. Липпс)7, то

7

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

Читайте также:  Центр развития ребенка омск омгпу

выводились из природы человеческой воли, сближались с действием и надстраивались на основе желания; но даже в объективной психологии, стремящейся построить учение об интересе на биологической основе, проблема интереса в течение долгого времени была крайне затемнена многочисленными и большей частью совершенно ложными попытками представить в надлежащем свете отношения, существующие между интересом и механизмами нашего поведения.

Э. Торндайк8 определяет интерес как стремление, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу, на заключенный в нем момент направленности. Стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению автор называет интересом к этому явлению. Чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету называется интересом, говорит Торндайк.

Уже в этой формуле вместе с более или менее отчетливо высказанным новым взглядом на интерес мы находим ряд неопределенных моментов (чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету), из совокупности которых автор пытается суммарным путем получить определение интереса.

Источник

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Его наследие огромно (более 270 работ), а идеи неисчерпаемы, оригинальны и до сих пор актуальны. Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Известный американский философ С. Тулмин назвал его Моцартом в психологии. Работая в сложных условиях, за очень короткое время ему удалось внести важный вклад в психологию искусства, общую психологию, детскую и педагогическую психологию, пато- и нейропсихологию, методологию психологии, дефектологию и педагогику.

Его работы представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России. Именно для них и была подготовлена эта книга.

Новое издание трудов Л.С. Выготского подготовлено с учетом замечаний и пожеланий коллектива преподавателей психологического факультета МГУ. Сюда включены все работы, входящие в учебные планы и необходимые в учебном процессе; все, что рекомендуют преподаватели. Настоящее издание дополнено редкими и уникальными материалами, не вошедшими даже в известное шеститомное собрание сочинений Выготского.

В этой книге объединены работы по общей психологии, во вторую войдут труды по возрастной и педагогической психологии.

Исторический смысл психологического кризиса

Проблема культурного развития ребенка

История развития высших психических функций

Лекции по психологии

Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.
Пиаже

Генетические корни мышления и речи

Экспериментальное исследование развития понятий

Исследование развития научных понятий в детском
возрасте

Опыт построения рабочей гипотезы

Орудие и знак в развитии ребенка

Знаковые операции и организация психических процессов

  1. Т.В. Дуткевич. Дитяча психологія — 2012 год
  2. А. С. Фомиченко. Причины проявления агрессии в детском возрасте — 2010 год
  3. А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. Возрастная психология — 2009 год
  4. Учебно-методическое пособие. Психология развития и возрастная психология — 2006 год
  5. Урунтаева Г.А.. Детская психология — 2006 год
  6. Венгер А.Л. (ред.). Психологический лексикон — 2005 год
  7. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей — 2004 год
  8. И.В. Носко. Психология развития и возрастная психология — 2003 год
  9. Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология — 2003 год
  10. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения — 2003 год
  11. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология — 2002 год
  12. Хухлаева О. В.. Психология развития: молодость, зрелость, старость — 2002 год
  13. О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук. Вікова та педагогічна психологія — 2001 год
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека — 2001 год
  15. Мухина В. С.. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 1999 год
  16. Кулагина И,Ю.. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) — 1999 год
  17. Абрамова Г. С.. Возрастная психология — 1999 год
  18. Абдурахманов Р.А.. Онтогенез психических процессов и личности человека — 1999 год
  19. Аверин В.А.. Психология детей и подростков — 1998 год
  20. Р. П. Ефимкина. Детская психология — 1995 год

Источник