Специфические закономерности при нарушении развития ребенка

Специфические закономерности при нарушении развития ребенка thumbnail

Общие
закономерности психического развития:

1.
Развитие характеризуется неравномерностью
и гетерохронностью. Неравномерность
проявляется в становлении различных
психических образований, когда каждая
психическая функция обладает особым
темпом и ритмом становления. Отдельные
из них как бы «идут» впереди остальных,
подготавливая другим почву. Гетерохронность
означает несовпадение во времени фаз
развития отдельных органов и функций.

2.
Неустойчивость развития. Развитие
проходит через неустойчивые периоды,
что наиболее ярко проявляется в кризисах
детского развития

3.
Сензетивность психического развития
— оптимальное сочетание условий для
развития психических процессов и
свойств, присущих определенному
возрастному периоду.

4.
Кумулятивность психического развития
— результат развития каждой предшествующей
стадии включается в последующую, при
этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает
качественные преобразования в психическом
развитии.

5.
Дивергентность — конвергентностъ хода
развития. Дивергентность психического
развития проявляется в многообразии
появляющихся в ходе развития признаков
и свойств, способов поведения и действий
на основе их постепенного расхождения
(дивергенция – расхождение). Конвергентность
психического развития проявляется в
сближении, сходстве свертывании, синтезе
в ходе развития психических процессов
и свойств, действий и способов поведения
(конвергенция – сближение).

Общие
закономерности отклоняющегося развития:

1.
Снижение способности к приему, переработке,
хранению и использо­ванию информации.

2.
Замедление процесса формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности.

3.
Трудность словесного опосредования.

4.
Наличие потенциальных возможностей
развития.

5.
Трудности социальной адаптации.

23. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная
детская психология основывается на
позиции детерминированности психического
развития ребенка взаимодействием
различных факторов, обстоятельств,
условий, т.е. биологических и социальных
факторов

Биологические
факторы — совокупность природных
факторов, влияют на Индивидуальное
развитие человека как биологического
организма, вызывая ее наследственные
особенности.

Социальные
факторы — совокупность факторов,
произведенных общественным развитием,
детерминирующих поведение человека
как общественного существа

Основные
концепции психического развития ребенка

Психическое
развитие является процессом необратимым,
направленных и закономерных изменений,
приводящих к возникновению количественных,
качественных и структурных преобразований
в психике и поведении человека Основные
свойства себя развития, которые отличают
его от всех других изменений, являются:

а)
необратимость — способность к накоплению
изменений,»надстройки»новых
изменений над предыдущими;

б)
направленность — подчиненность единой,
внутренне взаимосвязанной линии
развития;

в)
закономерность — способность к
воспроизведению однотипных изменений
у разных людей

Ядром
теории психического развития является
раскрытие движущих сил, выявления роли
биологических и социальных факторов
(наследственность, среда, обучения и
воспитания) в становлении личности В
дискуссии с этих вопросов выкристаллизовались
полярные взгляды представителей
биологизаторского, социологизаторського
направлений Сторонники биологизатпорського
направления (С-Г Холл, Д Селли, Ш Бюзер,
Д Мэйли и др.) выходять из признания
того, что все психические особенности
человека являются врожденными, смена
периодов развития, возникновения
различных психических процессов,
свойств, качеств личности обусловлены
наследственностью Психическое развитие
они рассматривают как постепенное
количественное развертывание, созревание
наследственных структур (способностей,
интересов, черт характера), которые
ребенок наследует так же, как строение
тела, черты лица, форму рук и т.д.

Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки — в идеях
философа XVII века Джона Локка. Он считал,
что ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска (tabula
rasa). На этой доске воспитатель может
написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет
таким, каким его хотят видеть близкие
взрослые.

Очевидно,
что оба подхода — и биологизаторский,
и социологизаторский — страдают
односторонностью, преуменьшая или
отрицая значение одного из двух факторов
развития. Кроме того, процесс развития
лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий: в одном случае
запускаются наследственные механизмы
и развертывается то, что содержалось с
самого

начала
в задатках, в другом — под воздействием
среды приобретается все больший и
больший опыт. Развитие ребенка, не
проявляющего собственной активности,
напоминает скорее процесс роста,
количественного увеличения или
накопления.

На
современном этапе распространена теория
конвергенции биологического и социального
факторов Согласно ей психическое
развитие обусловливается взаимодействием
наследственности и среды: наследственности
отводится определенна роль, среде — роль
регулятора условий, в которых реализуется
наследственность Однако эта теория не
имеет объяснений случаев, когда в одной
семье вырастают дети с разными характерами,
имея одинаковую наследственность
(однояйцевые близнецы) Современная
наука убедительно доказывает, что ни
наследственность, ни среда, как их
понимают сторонники конвергенции двух
факторов, не определяют развитие
младенцев

Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции — продукт
культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. С другой
стороны, среда тоже всегда «участвует»
в развитии. Никогда никакой признак
детского развития, в том числе низшие
психические функции, не является чисто
наследственным.

Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и резко
уменьшается, и речь ребенка развивается
под непосредственным влиянием социального
окружения, а в развитии психосексуальности
роль наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте.

Читайте также:  Значение народных подвижных игр в физическом развитии ребенка

Таким
образом, единство наследственных и
социальных влияний — это не постоянное,
раз и навсегда данное единство, а
дифференцированное, изменяющееся в
процессе самого развития. Психическое
развитие ребенка не определяется
механическим сложением двух факторов.
На каждом этапе развития, по отношению
к каждому признаку развития необходимо
устанавливать конкретное сочетание
биологических и социальных моментов,
изучать его динамику.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Под
закономерностью понимают объективно
существующую, повторяющуюся существенную
связь между явлениями. Существуют
закономерности общие, отражающие общее
для больших групп явлений, и специфические
(или частные), действующие в какой-либо
подгруппе явлений.

Наряду
с общими тенденциями в развитии нормальных
и «особых» детей выделяют специфические
закономерности психического развития.
Описываются три уровня этих закономерностей.

·
Первый уровень — закономерности,
характерные для всех категорий детей
с нарушениямив развитии.

·
Второй уровень — закономерности,
свойственные развитию детей того или
иного типадизонтогенеза.

·
Третий уровень — закономерности,
характерные для определенного вида
нарушения.

Одна
из первых закономерностей была выведена
Л.С. Выготским, который сформулировал
положение о том, что наличие первичного
дефекта, вызванного биологическим
фактором, влечет за собой появление
вторичных нарушений, возникающих в ходе
последующего аномального развития.
Таким образом, была показана причинная
обусловленность изменения развития
аномального ребенка: наступившее в том
или ином звене нарушение закономерно
в силу действия общих законов
психологического развития влечет за
собой изменение развития аномального
ребенка, что проявляется в отклонениях,
различных по своему характеру, силе и
значимости у каждой категории аномальных
детей. Однако общим для всех случаев
является то, что возникшие изменения
оказывают влияние на весь дальнейший
ход развития ребенка.

Выявлена
зависимость количественного и
качественного своеобразия вторичных
нарушений от степени и качества первичного
дефекта: чем тяжелее первичный дефект,
тем более ярким будут проявления
вторичных нарушений, а также наличие
зависимости между степенью выраженности
возникающих нарушений и временем
воздействия на организм ребенка
патогенного фактора.

Чем
раньше возникает первичный фактор, тем
менее благоприятной будет картина
последующего развития.

Общей
закономерностью для всех аномальных
детей являются затруднения во
взаимодействии с окружающей средой и,
прежде всего, с людьми.

В.И.
Лубовский описал специфические
закономерности психического развития
первого уровня:

·
Нарушение процесса приёма, переработки,
сохранения и использования информации
детьми с проблемами в развитии.

·
Нарушение речевого опосредствования.
У детей с нарушенным слухом эта
закономерность также может иметь
преходящий характер, при адекватных
условиях обучения соотношение
непосредственного и опосредствованного
запоминания изменяется в пользу
последнего. Дети учатся пользоваться
адекватными приемами осмысленного
запоминания в отношении наглядного и
словесного материала.

·
Более длительные сроки формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности. У детей с нарушениями
слуха эта закономерность имеет свои
временные и структурные особенности
проявления. По мере овладения речью
глухой ребенок усваивает более точные
и обобщенные значения слов, приобретает
способность оперировать отвлеченными
понятиями.

·
Риск возникновения состояний
социально-психологической
дезадаптированности.

В
психическом развитии детей с дефицитарным
типом нар. выделяют закономерности,
характерные для данного вида нарушения
психического развития. И.М.Соловьев
выделяет две такие закономерности.

Первая
закономерность связана с тем, что
необходимым условием успешного
психического развития всякого ребенка
является значительное возрастание
количества, разнообразия и сложности
внешних воздействий. Из-за пораженияк
примеру слуха объем внешних воздействий
на глухого ребенка очень сужен,
взаимодействие со средой обеднено,
общение с окружающими людьми затруднено.
Вследствие этого психическая деятельность
такого ребенка упрощается, реакции на
внешние воздействия становятся менее
сложными и разнообразными. Формирующаяся
система межфункциональных взаимодействий
изменена. Поэтому компоненты психики
у ребенка с нарушенным слухом развиваются
в иных по сравнению со слышащими детьми
пропорциях. Вторая закономерность —
отличия в темпах психического развития
у детей с нарушениями слуха по сравнению
с нормально слышащими детьми: замедление
психического развития после рождения
и ускорение в последующие периоды.
Изменения в темпах психического развития
внутренне связаны с отличиями в структуре
психики.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Еще раз подчеркнем, что перечисленные выше общие законы в полной мере характерны как для нормально развивающихся детей, так и для лиц с отклонениями. Помимо общих закономерностей в условиях дизонтогенеза обнаруживаются и специфические, которых мы не встречаем в норме; но, повторим, они есть не что иное, как своеобразное проявление общих, как реакция процесса развития на разные неблагоприятные условия его протекания. Говоря о специфических закономерностях, характерных в той или иной мере для всех групп детей с отклонениями в развитии, мы можем указать следующие.

Первой, наиболее общей чертой всех форм дизонтогенеза является замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер, оно может затрагивать развитие психики в целом и отдельных ее сторон.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие отзывы

Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи.

Многие исследователи указывают на то, что при разных типах отклонений в развитии замедляется скорость приема и переработки поступающей информации. При этом не подразумеваются нарушенные сенсорные системы, так как скорость приема и переработки поступающей через них информации очевидна. Речь идет о сохранных сенсорных системах, например зрительной у глухих и слабослышащих детей.

Экспериментальные данные дают возможность предположить, что замедление скорости переработки информации в основном происходит на уровне ассоциативных зон и зон перекрытия. Вероятно, это свидетельствует о том, что при разных типах отклонений мы имеем дело со снижением уровня интегративности в функционировании мозга как специфической, весьма сложной по своему составу реакцией. Эту мысль точно выражает Ю. Л. Нуллер: «Чем сложнее саморегулирующаяся система и чем более высок уровень гомеостаза, необходимый для ее нормального существования, тем менее вероятно, что повреждение какого-либо механизма проявится однозначными признаками выпадения его функции. Наоборот, в этом случае такая система ответит каскадом последовательных компенсаторных функций, причем “па выходе” будут обнаружены типовые, достаточно неспецифические реакции УК-го порядка» [1]. К таким неспецифическим компенсаторным реакциям исследователь относит общее замедление темпа протекания психических процессов, скорости переработки информации и уменьшение притока последней.

Другим универсальным ответом системы на неблагоприятные воздействия или условия является, по мнению К). Л. Нуллера, общее снижение психической активности, что повсеместно отмечается многими исследователями в отношении самых разных групп детей с отклонениями. Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе. Однако узость опыта имеет и много других причин, например резкая ограниченность в пространственных перемещениях у лиц, страдающих последствиями детского церебрального паралича или слепотой и т.п. В данном случае снижение познавательной активности выступает как общая черта всех видов отклонений и как одна из основных причин обедненности опыта ребенка.

Отметим еще одну общую черту, присущую многим формам дизонтогенеза: диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития. Как правило, спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное. Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания. Кроме того, процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и т.д. На ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие отчетливо доминирует в сравнении с направленным. Именно поэтому исходные недостатки в его сфере в дальнейшем оказывают тормозящее влияние на темпы формирования направленного развития. Тем не менее, как уже говорилось, последнее остается более сохранным, что позволяет опираться на него в процессе коррекционной работы.

В качестве общей характеристики для многих форм дизонтогенеза отмечается также недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности. Эти нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты, или же затрагивать лишь некоторые из них. Так весьма частыми причинами нарушения деятельности могут выступать незрелость мотивационной сферы, процессов целеполагания, несовершенство отдельных операций или недостатки контроля за их протеканием. Реализация любой деятельности сопряжена с определенным нервно-психологическим напряжением и требует известных энергетических трат. Распространенной причиной данных расстройств у детей с отклонениями в развитии может быть как раз слабость энергетической составляющей, что нередко встречается при астенических состояниях.

Практически у всех групп детей с ограниченными возможностями отмечается недоразвитие моторики. Излишне повторять, что выраженность и причины моторного недоразвития различны. Недостатки могут распространяться как па крупную, так и на мелкую моторику. В свою очередь, это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Кроме того, сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.

Некоторые исследователи не без оснований полагают, что моторное недоразвитие сужает возможности взаимодействия ребенка с окружающим миром, обедняя запас знаний о нем. Редуцируется также круг эмоциональных стимулов, воздействующих на ребенка благодаря его двигательной активности. Возможно, именно двигательная недостаточность является причиной отставания в умственном развитии и прежде всего в формировании наглядно-действенного мышления.

Мы уже упоминали, что со времен Л. С. Выготского стало традицией рассматривать отклоняющееся развитие как развитие, протекающее иным способом. В процессе компенсации и коррекционного обучения формируются «обходные пути» процесса становления психики. Иначе говоря, лица с отклонениями способны достигать одинаковых результатов с нормально развивающимися, но по-другому. Мысль сколь проста, столь и справедлива, но все же нуждается в определенном комментарии.

Нормальным путь развития считается не из-за того, что результат всегда достигается определенным образом, и не на основании того, что этот способ наиболее распространен. Способ развития нормален в силу его оптимальности, т.е. нормальный способ является наиболее экономным путем достижения нужного результата. Отклоняющееся развитие — это развитие, вынужденное в силу неблагоприятных условий идти обходной дорогой, во многом утрачивая характеристики оптимальности.

Именно это позволяет говорить еще об одной специфической характеристике, типичной для большинства форм отклоняющегося развития. Эта характеристика связана с более высокой психофизиологической «ценой» достижения того или иного результата. Речь идет о том, что в условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме. Безусловно, в данном случае результат оправдывает вложенные в его получение ресурсы, но это не снимает вопроса об их характере и количестве, выражающихся в уровне нервно-психического напряжения в процессе реализации разных форм деятельности.

Читайте также:  Детский сад 117 центр развития ребенка

Самым банальным примером способность к пространственной ориентации у лиц с глубокими нарушениями зрения. Если для зрячих ориентация в пространстве относительно проста и протекает автоматически, то для слепого это сложный акт, требующий серьезных усилий. В данном случае достижение одного и того же результата связано с различным напряжением сил, тратами нервно-психической энергии и, стало быть, имеет разную «цену».

Следствием этого является увеличение нагрузки, падающее на центральную нервную систему. Неслучайно многими авторами отмечается более высокая частота проявления у лиц с отклонениями в развитии невротической симптоматики, склонность к дезадаптации и снижение фрустрационной толерантности.

По всей вероятности, этим же можно объяснить и иной характер протекания возрастных кризисов. Чаще всего кризисы наступают позже, что вполне понятно, если учитывать процесс замедления в развитии. Этим же может объясняться и то, что сами кризисные периоды более длительны по времени. Наконец, характер протекания кризисов приобретает нетипичные черты. Отмечается также, что в ряде случаев они более сглажены, чем в норме, но чаще переживаются остро и драматично, особенно в подростковом возрасте.

По разным причинам у детей с отклонениями в развитии нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Тем не менее эти расстройства можно отнести к категории специфических особенностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии.

С указанной особенностью связана и еще одна общая черта, характерная для разных типов нарушенного развития, — это недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом. Как известно, высшие психические функции в своей структуре содержат опосредующее звено, в качестве которого выступает прежде всего речевая система. Такое строение превращает психическую функцию в произвольно управляемую. Стало быть, отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Неслучайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.

Практически все типы нарушенного развития включают разнообразные затруднения в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций.

Во многих исследованиях отмечается также, что при разных вариантах дизонтогенеза может возникать определенная несогласованность в образной и вербальной сферах психики. Слова и образы словно независимы, не соотнесены друг с другом, для слова может не быть соответствующего образа, а для образа — слова и т.д.

Следует также признать в качестве одной из специфических черт для всех групп особых детей то, что при любых вариантах первично нарушается сфера актуалгенеза, а уже как следствие — онтогенеза, собственно возрастного развития. Этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется феномен асинхронии, также весьма типичный для дизонтогенеза.

Асинхрония может рассматриваться как патологическая форма гете- рохронности — естественного свойства развития, состоящего в его неравномерности: разные стороны психики, разные ее компоненты формируются не одновременно, а в разные сроки. При этом закон нормального развития с учетом гетерохронности сформулирован так: психическое развитие сочетает в себе неравномерность со своевременностью. В таком случае асинхрония представляет сочетание неравномерности с несвоевременностью.

И наконец, весьма распространенной особенностью, характеризующей многообразные варианты отклонений, является деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением. Хорошо известно, что отклонения в развитии выступают не только

следствием исходного нарушения, будь то глухота или недостатки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприятными социально-психологическими условиями, к числу которых прежде всего следует отнести дисгармоничный характер семейного воспитания особого ребенка. Неблагополучие ребенка часто провоцирует специфическое отношение к нему со стороны родителей и других окружающих его лиц. Не всегда зная возможности своего ребенка и делая акцент на слабых сторонах, родители излишне сковывают его активность, ограничивают сферы деятельности и общения. Нередки и иные варианты, в частности эмоциональное отвержение. Указанные обстоятельства сами по себе дополнительно осложняют развитие ребенка, сказываясь прежде всего на формировании эмоциональной сферы личности. Кроме того, развитие особого ребенка чаще, чем обычного сопряжено с психической травматизацией. В связи с этим подчеркнем, что для многих типов нарушенного развития характерна более высокая вероятность появления разнообразных личностных дисгармоний, прежде всего в форме акцентуаций характера.

На рис. 3.5 воспроизведена система разных характеристик единого процесса развития в их взаимосвязи.

Общие и специфические закономерности нарушенного развития

Рис. 3.5. Общие и специфические закономерности нарушенного развития

Итак, мы перечислили некоторые модально несисцифичсскис особенности, свойственные одновременно многим типам отклоняющегося развития. Мы остановились лишь на наиболее распространенных из них. В целом, процесс изучения модально неспецифических особенностей находится еще только в самом начале и имеет весьма продуктивную перспективу.

Источник