Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Созревание нервной системы у ребенка и развитие thumbnail

Нервная система
объединяет и регулирует жизнедеятельность
всего организма. Высший её отдел —
головной мозг является органом сознания,
мышления.

Она состоит из
центральной
и периферической.
Центральная: головной и спинной мозг.
Периферическая: нервы.

Мозговая кора –
материальная основа психики. В ЦНС в
течение жизни происходит установление
новых нервных связей, процесс образования
условных рефлексов. Деятельность
человека во многом зависит от степени
развития, состояния и особенностей
нервной системы. Развитие речи и трудовой
деятельности человека связано с
усложнением и совершенствованием ЦНС,
в первую очередь – коры БП.

Нервная ткань
обладает свойствами возбуждения
и торможения
.
Они всегда сопутствуют одно другому,
постоянно сменяются и переходят одно
в другое, представляя собой различные
фазы единого нервного процесса.
Возбуждение и торможение находятся в
постоянном взаимодействии и являются
основой всей деятельности центральной
нервной системы. Возникновение возбуждения
и торможения зависит от воздействия на
центральную нервную систему и прежде
всего на головной мозг окружающей
человека среды и внутренних процессов,
происходящих в его организме. Изменения
внешней среды вызывают возникновение
в ЦНС новых связей на основе уже имеющихся,
торможение других условных связей,
которые при новой ситуации не полезны.
При возникновении в какой-либо части
коры больших полушарий значительного
возбуждения происходит торможение в
других её частях (отрицательная
индукция
).
Возбуждение или торможение, возникнув
в той или иной части коры больших
полушарий, передаётся далее, как бы
разливается с тем, чтобы снова
сосредоточиться в каком-либо одном
месте (иррадиация
и
концентрация
).

Процессы возбуждения
и торможения имеют существенное значение
в деле обучения и воспитания, поскольку
понимание и использование их даёт
возможность развивать и совершенствовать
новые нервные связи, новые ассоциации,
навыки, умения, знания. Но сущность
воспитания и обучения не сводится лишь
к взаимодействию этих процессов. Кора
больших полушарий человека обладает
свойствами разностороннего восприятия
явлений окружающей жизни, образования
понятий, закрепления их в сознании
(усвоение, память и др.) и сложных
психических функций (мышление).

Развитие нервной
системы, и в первую очередь головного
мозга, у детей представляет большой
интерес, поскольку НС интегрирует работу
всех органов и систем организма, служит
материальной основой психической
деятельности. К моменту рождения у
ребёнка нервная система обладаем
огромным потенциалом развития.

Вес головного
мозга новорождённого относительно
велик, он составляет 1/9 веса всего тела,
а у взрослого это отношение составляет
всего лишь 1/40. Поверхность коры
больших
полушарий

у детей в первые месяцы жизни сравнительно
гладкая. Главные борозды,
лишь намечены, но неглубоки, а борозды
второй и третьей категории ещё не
сформированы. Извилины
слабо выражены. Нервные
клети (нейроны)

в больших полушариях новорождённого
не дифференцированы, имеют веретенообразную
форму с очень небольшим количеством
нервных разветвлений, клетки имеют
аксоны,
а дендриты
только начинают оформляться.

В
созревании коры выделяют два процесса.
Первый — рост коры за счет увеличения
расстояния между нейронами и их миграции
к месту конечной локализации от места
«рождения», то есть за счет образования
волокнистого компо­нента — дендритов
и аксонов. Второй — дифференцировка
нервных элементов, созревание разных
типов нейронов.

Выработка
нейронов происходит в эмбриональном
периоде и практически завершается к
концу второго триместра бере­менности:
сформированные нейроны передвигаются
к месту своей постоянной локализации.
После занятия нейронами соответствующего
места начинается дифференциация по
функциям, которые они будут выполнять.

Скорость
роста коры
определяется
развитием отростков нейронов и
синаптических
контактов

с другими клетками. Она во всех областях
мозга наиболее высока в первые два года
жизни ребенка, но в разных зонах
наблюдаются собственные темпы роста.
К 3 годам происходит замедление и
прекращение роста коры в проекционных,
к 7 годам — в ассоциативных
отделах
.
Максимальные темпы диффреренцировки
роста клетоккоры
голов­ного мозга наблюдаются в конце
эмбрионального и в начале постнатального
периода. У трехлетних детей клетки уже
значительно дифференцированы, а у
восьмилетних — мало отличаются от
клеток взрослого человека.

В более взрослом
возрасте усложнение строения нервных
клеток с их отростками протекает медленно
но не заканчивается одновременно с
завершением развития других органов и
систем организма. Он продолжается вплоть
до 40 лет и даже позднее. Степень
развития и дифференцировки нейронов,
образования синаптических
связей

играет определенную роль в последующем
проявле­нии способностей индивидуума.

Для
выживания нейронов при формировании
синапсов важную роль играет их стимуляция.
У нейронов, которые подвергаются активной
стимуляции, появляются новые синапсы,
и они вступают во все более сложные
системы коммуникаций в коре головного
мозга. Нейроны, лишенные активной
стимуляции, погибают. Созревание любой
области мозга сопровождается гибелью
большого числа нейронов (апоптоз),
которые не ока­зались задействованными.
Переизбыток синапсов связан с тем,
что
многие из них выполняют сходные функции,
и это гарантирует приобретение необходимых
для выживания навыков. Сокращение
синапсов переводит «лишние» нейроны в
«резерв», который может быть использован
на более поздних этапах развития. К семи
годам их число уменьшается до уровня,
свойственного взрослому. Более высо­кая
синаптическая плотность в раннем
возрасте рассматривается как основа
для усвоения опыта. Избыточность синапсов
создает основу для формирования любых
видов связей, которые имели место в
видо­вом опыте. Однако сохранятся
только необходимые для развития в
конкретных условиях.

Читайте также:  Вести записи о развитие ребенка

Большая часть
нервных волокон у новорожденных не
покрыта белой миелиновой
оболочкой
,
вследствие чего большие полушария,
мозжечок
и продолговатый
мозг
не
делятся резко на серое и белое вещество.

В функциональном
отношении из всех частей головного
мозга у новорождённого наименее развита
кора больших полушарий, вследствие чего
все жизненные процессы у маленьких
детей регулируются главным образом
подкорковыми
центрами
.
По мере развития коры больших полушарий
у ребёнка совершенствуются как восприятия,
так и движения, которые постепенно
становятся более дифференцированными
и сложными. Вместе с тем всё более и
более уточняются, а также усложняются
и корковые связи между восприятиями и
движениями, всё больше начинает
сказываться приобретаемый в течение
развития жизненный опыт (знания, умения,
двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно
происходит созревание коры больших
полушарий у детей в течение первых 3 лет
жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются
все основные черты развития внутрикорковых
систем, и общая картина строения головного
мозга относительно мало отличается от
головного мозга взрослого. Дальнейшее
его развитие выражается в совершенствовании
отдельных корковых полей и различных
слоев мозговой коры и увеличении общего
числа миелиновых и внутрикорковых
волокон.

Во второй половине
первого года жизни развитие условных
связей у детей происходит со всех
воспринимающих органов (глаза, уши, кожа
и др.) однако медленнее, чем в последующие
годы. С развитием коры больших полушарий
увеличивается продолжительность
периодов бодрствования, что благоприятствует
образованию новых условных связей. В
этот же период закладывается основа
будущих речевых звуков, которые
связываются с определённой стимуляцией
и являются их внешним выражением.

В течение 2-го года
жизни у детей одновременно с развитием
коры больших полушарий и усилением их
деятельности образуются всё новые и
новые условно-рефлекторные системы и
отчасти различные формы торможения.
Особенно интенсивно в функциональном
отношении развивается кора больших
полушарий в течение 3-го года жизни. В
этот период у детей значительно
развивается речь, и к концу этого года
у ребёнка запас слов в среднем достигает
500.

В последующие годы
дошкольного возраста до 6 лет включительно
у детей наблюдается дальнейшее развитие
функций коры больших полушарий. В этом
возрасте у детей значительно усложняется
как аналитическая, так и синтетическая
деятельность коры больших полушарий.
Одновременно происходит дифференциация
эмоций. В силу свойственных детям этого
возраста подражания и повторения,
содействующих образованию новых корковых
связей, у них быстро развивается речь,
которая постепенно усложняется и
совершенствуется. К концу этого периода
у детей появляются единичные абстрактные
понятия.

Продолговатый
мозг к моменту рождения вполне развит
и созрел в функциональном отношении.
Мозжечок, наоборот, у новорождённых
развит слабо, борозды его неглубоки и
размеры полушарий малы. Начиная с первого
года жизни мозжечок растёт очень быстро.
К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим
размерам приближается к мозжечку
взрослого человека, в связи с чем
развивается способность сохранения
равновесия тела и координации движений.

Что касается
спинного мозга, то он растёт не столь
быстро, как головной мозг. Однако к
моменту рождения у ребёнка достаточно
развиты проводящие
пути спинного мозга
.
Миелинизация внутричерепных
и спинномозговых нервов

у детей заканчивается к 3 месяцам, а
периферических
— только к 3
годам. Рост миелиновых влагалищ
продолжается и в последующие годы.

Развитие функций
вегетативной
нервной системы

у детей происходит одновременно с
развитием центральной нервной системы,
хотя уже с первого года жизни она в
основном оформилась в функциональном
отношении.

Высшими центрами,
объединяющими вегетативную нервную
систему и управляющими её деятельностью,
являются подкорковые узлы. Когда по тем
или иным причинам у детей расстраивается
или ослабевает контролирующая деятельность
коры больших полушарий, деятельность
подкорковых узлов, в том числе, вегетативной
нервной системы становится более ярко
выражена.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам. 

Начало 

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи — контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее). 

Читайте также:  Гаврина кутявина 30 занятий для успешного развития ребенка скачать

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа: 

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного. 

Что такое безусловные рефлексы? 

Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Безусловные рефлексы новорожденного — это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 — 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии. 

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим 

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее      движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами). 

Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности. 

Первые умения 

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки. 

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц — и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств. 

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни — насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций. 

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание. 

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач. 

Читайте также:  Основные линии развития ребенка младенческого и раннего возраста

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же — отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это — начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств. 

Первая улыбка 

Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо — малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка! 

Особенности нервной системы новорожденного 

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается. 

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов. 

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения. 

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений — его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение. 

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно — удовлетворение насущной потребности в пище. 

Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания. Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц. Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна. С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание. 

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка. 

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Источник