Создание педагогических условий для развития словесного творчества ребенка

Елена Тихонова
Cеминар–практикум: «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

— познакомить педагогов с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления в развитии дошкольника;

— формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества.

Ход семинара — практикума: слайд1 Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек

воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.

Л. С. Выготский

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашем детском саду, сегодняшняя встреча посвящена одному из основных направлений профессиональной деятельности воспитателя ДО — Речевому развитию современных детей.

ФГОС дошкольного образования, на первое место ставит задачи развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Сегодня рассмотрим основные аспекты формирования речевых способностей у дошкольников в рамках реализации ФГОС.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):(слайд) «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что (слайд) на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:

развития диалогической речи дошкольников;

развития речевого творчества;

— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Сегодня более подробно мы остановимся на решение задач – развития (словесного) речевого творчества дошкольников.

Ребенок учится творчески мыслить, совершенствует свое мышление, учась творить. Актуальность данной темы такого, что современное общество

постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Дошкольный возраст уникален тем, что ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. Развитие речевого творчества — работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, умеют придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется внести элементы фантазии и составить творческий рассказ

Сейчас предлагаем вам посмотреть совместную деятельность педагога с детьми по развитию речевого творчества в старшей группе.

(Просмотр совместной деятельности «Храбрый тыквенок»).

Вот вы и посмотрели небольшой отрывок, той огромной работы, которую педагог проводит реализуя задачу развития словесного творчества. Почему именно мультипликационная сказка? Мы считаем, что это наиболее понимаемый жанр, он очень динамичен и эмоционально оформлен к восприятию ребенком, обогащает мир душевных переживаний, помогает ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях. Создание сказок — один из самых интересных для детей видов словесного творчества. Как вы уже поняли, развитие словесного творчества — процесс многокомплексный, многоплановый и зависит, прежде всего, от общего речевого развития детей; чем выше его уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинениях сказок и рассказов.

Какие же педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. (слайд)

1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Это- экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. особенно познавательного характера, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем.

2. Обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

(слайд) Условия

— обогащение опыта детей

— обогащение и активизация словаря

развитая связная речь

— правильное понимание детьми задания придумать

Тема, предлагаемая детям, должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку

Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия. В детском саду у нас созданы условия для развития словесного творчества дошкольников: приобретено достаточное количество методической и художественной литературы, взаимодействие с детской библиотекой, экскурсии, целевые прогулки все это обогащает опыт детей, ежедневные чтения детской литературы педагогами.

Факторы, влияющие на развитие словесного творчества (слайд)

-наблюдение за окружающей действительностью

— чтение художественной литературы

-мотивация речевой деятельности

Виды творческих рассказов (слайд)

— рассказы реалистического характера

— сочинение сказок

— описание природы.

(слайд) Словесное творчество детей выражается в различных формах:

1. Словотворчество (в узком смысле)

2. Сочинение стихотворений (задания карточка № 1,2)

Практическое задание. Столик с карточкой 1 и 2 предлагаем сочинить стихотворение используя предложенные слова.

1. Сочини стихотворение из предложенных слов:

Осень, Листопад, Дождь

2. Сочини стихотворение из предложенных слов:

Мышка, Кошка, Колосок

3. Сочинение собственных рассказов и сказок.

Практическое задание. Посмотрите задание с карточкой №3, 4, 5.

3. Сочини рассказ, используя слова:

Девочка, Грибок, Ручеек, Птичка

4. Сочинение рассказа реалистического характера «Как Миша варежку потерял».

5. Сочинение сказки «Что случилось в лесу с ежиком?»

… Он поблагодарил зайчиху, за спасение ежат.

Практическое задание. Педагоги могут использовать мнемотаблицы для того, чтобы помочь ребенку в составлении рассказа. Возьмите карточки № 6 а, б, в. Глядя на картинку составьте небольшой рассказ (реалистический или сказочный)

6. Сочинение рассказов и сказок с использованием мнемотаблиц:

Читайте также:  Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка

1- черно белые фигуры, 2- цветные фигуры, 3- цветные фигуры и музыка

Столику с карточкой № 7 предлагаю превратить кляксы в любое живое существо.

7. Придумай несуществующее животное из предложенных клякс и соединись с рассказом по мнемотаблице.

Теперь предлагаю соединить это придуманное живое существо и ваш рассказ. Новый герой может появиться в начале, середине или в конце.

4. Творческие пересказы литературных текстов.

Практическое задание. Столик с карточкой № 8, 9 .

— Придумай продолжение сказки «Курочка ряба». … добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…

— Сказка «наоборот» «Три медведя». Три медведя заблудились и попали к девочке в дом. Что было дальше?.

Практическое задания. После накопления ребенком опыта по словесному творчеству можно предложить составить коллаж из сказок. Посмотрите задание в карточке № 10 и 11.

Коллаж из сказок.

— Баба-Яга встретилась в лесу с колобком, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Что было дальше?

-. Придумай сказку.

Дед Мороз и золотая рыбка.

5. Придумывание загадок и небылиц.

Практическое задание. Можно использовать мини рассказы и сказки из пословиц: посмотрите карточки № 12 и 13.

— За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Однажды охотник увидел сразу двух зайцев. Они были такие маленькие…

— Сказки из пословиц: Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка….

Практическое задание. Также с дошкольниками можно сочинять рассказы, используя фразеологизмы. Карточки № 14 и 15.

. Сказки из фразеологизмов: Крокодиловы слезы.

Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело….

— Сказки из фразеологизмов: Лакомый кусочек.

Шли два брата по тропинке. Видят лакомый кусочек – киндер сюрприз лежит возле пенька….

Вот мы и поупражнялись в словесном творчестве, используя различные формы и методы. которые можно использовать в работе с детьми. На что еще хочется обратить ваше внимание при работе над этой темой, это то, что приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие, что вы и увидели сегодня. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связанность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Более сложный прием — рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. (Педагог поставил перед детьми учебную задачу. Мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить в определенной последовательности).

Придумывание рассказа на самостоятельную выработанную тему — самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

1. Активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов

2. Осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка

3. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбирать тему, сюжет, персонажей.

Наиболее распространенным приемом является игра «Что было бы если…», где детям предлагают найти решение определенной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проблема развития детского творчества, раскрытие творческого начала каждого конкретного ребёнка, начиная с первых лет его жизни, сегодня является одной из актуальных. Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как один из наиболее сложных видов творческой деятельности. Продуктивность речетворческой деятельности обеспечивается наличием у ребенка определенного речевого опыта, сформированностью речевых умений, элементарной литературоведческой подготовленностью, общей творческой направленностью личности.

Активизация процесса развития словесного творчества способствует система речевой работы, направленная на постепенный переход ребенка от продуктивных к речетворческим действиям, которые характеризуются использование творческих методов и приемов обучения детей речевой деятельности. Все это оказывает благотворное влияние на воспитание творческой личности, которая свободно владеет родным языком, оперирует представлениями, комбинирует их, создавая новые образы, уметь выразить свое отношение к ним.

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь давайте подведем итоги нашей встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

Актуальность темы для вас.

Мне понравилось.

Новым для меня было.

В дальнейшем я буду использовать.

Мои рекомендации.

Список литературы

1. Абсалямова, А. Г. Детское творчество и народная сказка. / А. Г. Абсалямова. — М.: Русский раритет, 1998.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1991.

3. Гасанова, Р. Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. / Р. Х. Гасанова, Т. Б. Кузьмищева. — Уфа: БИРО, 2004.

4. Родари, Д. Грамматика фантазии. / Г. Родари — Алма-Ата: Мектеп, 1982.

5. Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах художественной деятельности: учебно-методическое пособие. Ч. 2 / под. ред. Ставцевой Е. А. — Орел, 2011.

6. Страунинг, А. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное воспитание. / А. Страунинг. — 1997.-№3.

7. Усова, А. П. Русское народное творчество. / А. П. Усова. — М.: Просвещение, 1946.

8. Ушакова, О. С. Развитие образной речи дошкольников// Детский сад от А до Я. / О. С. Ушакова, Л. Колунова. — 2005.- № 2.

Читайте также:  Природа ребенка и его развитие по платону

9. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина; Под. Ред. О. С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

10. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова. — М.: ТЦ» Сфера», 2002.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ МО и Науки РФ от 17 октября 2013, №1155

12. Чуковский, К. И. От двух до пяти: Книга для родителей. / К. И. Чуковский. — М.: Педагогика, 1990.

13. «Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В. В., Москва

«Просвещение»1991г.

14. Пикулаева Н. В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.

15. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.

16. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.

17. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

18. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

19. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

20. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

21. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.

22. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

23. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

24. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. Литература:

25. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006

26. Дуркина М. В. статья «Словесная мозаика»(деловая игра для воспитателей) в журнале «Логопед» №3/2012.

Источник

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

        Е.Ю.Галочкина        — воспитатель

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 187 «Солнышко», г.о. Тольятти)

Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования.  Исследования психологов.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов) и педагогов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Дыбина О.В., Танина Л.В.) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил.

В исследованиях, посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка (М.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др.). Авторы отмечают очевидность влияния отдельных элементов сказки на сочинение детей. Вместе с тем в исследованиях отмечается, что соответствие специфики народных средств сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества, Трудности детей связаны как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, а логичность содержания), так и с формальной стороной  высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств). Психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, и трудности, возникающие при построении сказочного повествования – с другой, являются проблемой, которая возникает при организации работы с детьми  по развитию словесного творчества дошкольников.

В отечественной педагогике словесное творчество рассматривается как двуединый процесс: накопление впечатлений в ходе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме (Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова).

В специальном исследовании, посвященном обучении творческому рассказыванию, выполненном Н.А.Орлановой, выделяются следующие условия обучения творческому рассказыванию:

-обогащению опыта детей;

-богатство словаря и умение им пользоваться;

-овладение умением связно рассказывать, знание структуры рассказа: начало, кульминация, конец;

-правильное понимание детьми задания «придумать».

Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:

1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);

2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);

3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами); 

4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и

преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать

действие в последовательности его развития логической связи.

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия:

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

Конечно, для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной

деятельности.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

Многочисленные исследователи народной сказки (В.А.Бахтина, Н.М.Ведерникова, Р.М.Волков, Н.В.Новиков, А.И.Никифоров, Э.В.Померанцева и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

Стиль волшебной сказки представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. Традиционные языковые формы являются предметом изучения фольклорной фразеологии. К числу типичных средств поэтики волшебной сказки относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

Еще одним стилистическим приемом сказки является использование постоянных эпитетов, служащих украшением произведения. Вероятность употребления того или иного сочетания в былинном или песенном эпосе связано с особенностями отражения внешнего мира в различных жанрах. По мнению О.А. Давыдовой, 38,7% определенных сочетаний волшебной сказки не являются собственно сказочными, то есть зафиксированы и в других фольклорных жанрах «буйная голова», «каленая стрела».

Читайте также:  Развитие форм общения у ребенка со сверстниками

К традиционным поэтическим средствам волшебной сказки также относятся: употребление синонимов «с тем и свадьбу сыграли по-хорошему, по-ладному» и парных объединений слов, выражающих одно понятие «пойдем с хлебом-солью встречать, авось замиримся», употребление антонимов «ни много, ни мало прошло времени» или усиления «волей-неволей пришлось согласиться», употребление общеязыковых пословиц и поговорок «щука востра, да не съешь ерша с хвоста», использование разнообразных сравнений «Сел Иван на волка. Волк побежал стрелою»; лексические и синтаксические повороты, образующие параллельные синтаксические конструкции «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, а леву дорогу идти – живому не бывать».

М.М.Конина выделяет два вида детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности).

По ее мнению, «развитие детского словесного творчества идет по линии качественного нарастания под влиянием количественного накопления новых сказочных образов».

Народная сказка традиционно относится к кругу «детского чтения» и является одним из самых любимых детьми жанров. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Красочное, романтическое изображение сказочного мира, идеализация положительных героев, обязательный счастливый конец, увлекательность, сочетающаяся с поучительностью – всё это вызывает у детей яркую эстетическую реакцию, способствует развитию эстетических чувств. Волшебная сказка воплощает в себе высокие идеалы народа, его мудрость. Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставление фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность.

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О.С.Ушаковой, выделив критерии и показатели.

Критерии

1.Особенности восприятия сказки

-называние существенных признаков

-определение содержания сказки

-выделение структурных частей текста

-сохранение языковых средств выразительности

2.Особенности словесного творчества

-умение подчинить сюжетную линию общей теме

-использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

-умение использовать разные типы предложений

-способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

-использование выразительности

3.Определение развития связной речи

-умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

-умение использовать разные виды связи между предложениями

-использование разных типов предложений.

Первое задание. С целью определения особенностей восприятия сказки в единстве ее содержания и художественной формы, предлагалась сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Второе задание. На выявление уровня словесного творчества предлагалась ситуация «Продолжи сказу».

Третье задание. Определение уровня развития связной речи велось на примере сказки «Гуси-лебеди».

Для усиления мотивации высказывания использовались различные речевые ситуации («Беседа о сказке», «Сказка по телефону», «Сочини сказку»). Выбор сказочного материала определялся требованиями методики развития речи к отбору художественных произведений с принципами педагогики и эстетики.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа.

Результаты диагностики показали, что у детей с седьмого года жизни отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. В процессе обследования не было выявлено ни одного случая высокого уровня понимания содержания, требующего от ребенка наличие элементарных навыков анализа произведения. На основании результатов диагностики были выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

Необходимым условием словесного творчества дошкольников являются сформированность навыков связной речи, поэтому целью задания 2 стало определение уровня развития связной речи при воспроизведении содержания сказки.

Критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели:

  1. Понимание темы
  2. Объем и грамматика высказывания
  3. Лексика высказывания
  4. Средства связи
  5. Структурная организация каждой части
  6. Плавность и самостоятельность изложения.

Полученные данные  позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений, грамматические ошибки отсутствуют. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Детям предлагалось задание: «Представь, что ты сказочник и придумай сказку с чудесами и волшебством». Никаких указаний по выполнению заданий не давалось. Сочинения детей фиксировались и рассматривались по ряду показателей, направленных на оценку как содержания, так и художественной формы сочинения.

Вторую группу показателей составили некоторые общепринятые критерии творчества: 

Беглость – способность к порождению большего числа идей, выраженных в словесных формулировках или рисунках.

Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность – способность к выдвижению идеи.

Аутентичность – соответствие эмоциональной реакции потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, могут служить основанием для определения уровней словесного творчества старших дошкольников.

I (высокий). Подчиняют сюжетную линию общей теме. Оригинально используют в сочинении приемы раскрытия образов персонажей и особенности сюжета волшебной сказки. Обращаются к традиционным изобразительно-выразительным средствам сказки.

II (средний). Стараются придерживаться выбранной темы, неточный подбор заголовка. Используют отдельные элементы сказки в сочинениях с самостоятельным сюжетом и несложным содержанием. Затрудняются в структурном оформлении повествования (одна из частей композиции отсутствует).

III (низкий). В основном придерживаются темы, но затрудняются в ее раскрытии, название отсутствует. Схематично передают события повествования или пересказывают без изменения известную сказку.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития  словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр с включением волшебной сказки, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников.<