Создание единого пространства развития ребенка

Лофинг Оксана Витальевна
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников

В нашем детском саду был проведен опрос родителей в форме анкеты по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания«

Результаты:

больше часа — 70%,

от 30 мин до 1 часа — 13 %,

от 15 мин до 30 мин — 12%,

от 5 мин до 15 мин — 5%.

В опросе участвовали мамы и папы.

Вывод: дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Главная задача по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Я — воспитатель старшей группы. И стараюсь активно вовлекать родителей в воспитательный процесс в нашей группе и детском саду в целом.

На ряду с традиционными формами общения с родителями, мы ежедневно применяем информационную форму общения WhatsApp. Практика показывает, что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с воспитателем.

Также привлекаем родителей к совместной деятельности при реализации различных проектов. Хочу отметить, что, когда мы только начали внедрять работу с детьми по различным проектам, многие родители равнодушно ко всему этому процессу относились и не принимали практически никакого участия в жизни нашей группы. Но со временем родители поменяли свое отношение и стали активно включаться в образовательный процесс и оказывают огромную помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей в нашей группе был создан мини-музей «Истории Томска».

В этом учебном году мы продолжаем и расширяем границы сотрудничества с родителями. В рамках программы нашего ДОУ организован «Родительский клуб». Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

С этого года мы внедряем новую форму общения родителей, детей и воспитателей. Это совместные выходы, в выходные дни, в музеи нашего города. Необходимость такой работы возникла после того, как выяснилось, что очень многие родители хотят, чтобы их дети знали, любили и ценили свою малую Родину.

Первый совместный поход родителей, детей и воспитателей — экскурсия в «музей истории Томска». С сотрудниками музея заранее был продуман маршрут и время пребывания детей в стенах музея. Родителям предварительно была дана информация в какой день, в какое время и в какое место все должны были прийти. Был составлен предварительный список желающих принять участие в экскурсии. На первую экскурсию пришли 24 человека из группы (списочный 26). Это очень радует меня как воспитателя.

После посещения музея родители не пошли сразу по домам, они продолжили гулять по территории музея на открытом воздухе. Дети играли, гуляли, а родители общались между собой и с нами (воспитателями, это также является большим плюсом для объединения и нахождения контактов между детьми-родителями-воспитателями.

Читайте также:  Педагогическая характеристика оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста

Я хочу отметить, что входе сотрудничества с родителями активность их выросла, а также выросло желание участвовать в педагогическом процессе, появилась заинтересованность, инициативность, ответственность.

Свое выступление хочу закончить словами В. А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Источник

Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья»

«Создание единого образовательного пространства

развития ребенка «Детский сад — семья».

Актуальность и новизна:

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности.

В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать.

Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.

Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи.

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд, сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

Цель:

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья».

Достижение цели решается через:

1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников, включение всх субъектов образовательного процесса, в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития, в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;

2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников, в том числе создание социально значимого продукта, — яркого события в жизни воспитанника и его окружения;

3. создание предметно-развивающей среды для развития личности ребенка.

Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада.

В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников.В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям:

анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями).

популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года,различные формы наглядной информации в уголке для родителей: буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов, «повторите с ребенком», «приготовьте ребенку», «изготовьте с ребенком» и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год.С детьми и родителями работают узкие специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.

использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников –семейные встречи: мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким», создание совместных проектов «Космос», «Бытовая техника», «Повар», «Продавец», «Домашние животные», «Компьютер», «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа», «День семьи», «Олимпиада», «Защитники Отечества», «День здоровья», «Дегустация блюд».

донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду: советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка», выставка «Сделай вместе с детьми», фотовыставка «Мир вокруг меня», Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…», «Искренне благодарим», «В кругу семьи», Уголок творчества детей, «Живем-поживаем».

индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи, включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);

привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.

С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс. Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы: в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину, в подготовительной — маркер «Корабль», «Дом», «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды.Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях.Силами и средствами родителей были отремонтированы: групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки», прихожие во 2 младшей группе «Пчелки», в средней группе «Белочки», в подготовительной группе «Медвежата». Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания, ледяных построек для развития основных движений. В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.

Читайте также:  Развитие общения ребенка дошкольника со взрослыми

Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

Источник

Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на  задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.   Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад —  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? 

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести  по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка   начать работу желательно   с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам  лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю  разработать для себя критерий, который назвать «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители — лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
   Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители — критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». 

   Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог — психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя  задачи по работе с родителями:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

   С этой целью можно  использовать  активные формы и методы работы с родителями:
— посещение семей воспитанников на дому;

Читайте также:  Скачать презентацию на тему развитие речи у ребенка

общие и групповые родительские собрания; 

— консультации; 

— занятия с участием родителей;

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

— совместные экскурсии;

— Дни общения; 

— Дни добрых дел;

— Дни открытых дверей;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— оформление фотомонтажей;

— совместное создание предметно — развивающей среды; 

— утренние приветствия; 

— работа с родительским комитетом группы; 

— беседы с детьми и родителями;

— тренинги; 

— семинар — практикум;

— мастер-класс;

— родительские гостиные; 

— телефон Доверия; 

— почта Доверия; 

— семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы»  можно провести в нетрадиционной форме.  

Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе).   Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.  К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения: 

«Родители у нас — народ прекрасный, 

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд, 

Нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой, 

За все, что сделано с душой!

«В группе папа есть у нас, 

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает, 

Во всем нам очень помогает».

«Папы, мамы — молодцы! 

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют, 

И в игры играют».

Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно — информационное направление включает в себя: 
— родительские уголки,
— папки  — передвижки  «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
«Воспитание со всех сторон»  
— библиотека — передвижка, 
— фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы — друзья природы», «В кругу семьи»,
— фотовыставки «Моя бабушка  — лучше всех», «Мама и я, счастливые   мгновения»

— «Папа, мама, я — дружная семья»,
— семейный вернисаж «Лучшая  семья моя»,  «Учись быть папой»,                     
— эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
— копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей   используйте, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали — отвечаем», «Говорят дети», «Носики — курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
— праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя», 
— развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»   
— «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком), 
— спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни», «День Взросления»  — вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
— совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,   
— выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо — чадо», 
— празднование дней рождения (ежемесячно),
— выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», » Вот так наряд «, 
— спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
— совместные походы «В мир прекрасного», 
— экскурсии «Мы — друзья природы», «Защитим свою природу» .

Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,   я предлагаю   определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: 
— выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; 
— консультации для родителей; 
— составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; 
— распределение ролей взрослых; 
— изготовление пригласительных билетов; 
— подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
— составление памятки — помощницы для родителей и для детей; 
— индивидуальные встречи и консультации; 
— изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений. 
         

Источник