Современные программы по развитии речи ребенка

М. В. Дружинина

В последнее время прогрессирует рост числа детей с системными речевыми нарушениями. Несформированными оказываются основные компоненты языковой системы — фонетика, фонематика, лексика, грамматика. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Раннее развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, и притом временного, эффекта. Гарантировать стойкий навык правильного произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта». Таким узловым и ключевым образованием является фонематическое восприятие.

С учетом всего вышесказанного работа по формированию предпосылок фонематических представлений у детей должна вестись в раннем, сенситивном для развития компенсаторных возможностей возрасте по следующим направлениям.

По результатам диагностики (раздел «Развитие речи») воспитателями была выявлена группа детей, имеющих низкий уровень развития по данной области.

Программа занятий по формированию фонематического восприятия построена с учетом следующих дидактических принципов.

Цель — формирование предпосылок фонематических представлений.

Работа по формированию фонематического восприятия делится на три этапа.

Ill этап — развитие ассоциативных связей и сенсомоторики.

Время действия кружка; 1 учебный год, 1 раз в неделю в 15.30.

Возраст детей — 4—5 лет.

Количество детей — 8 человек.

Место проведения: кабинет логопеда.

Критерии мониторинга: после прохождения программы кружка о достаточном уровне развития фонематического восприятия у детей будет свидетельствовать:

Практическая значимость результата кружка Развивая у детей в сенситивном периоде предпосылки к фонематическому восприятию и компенсаторные возможности, к старшему возрасту можно достичь следующих результатов: во-первых, уменьшится число детей с ФФНР, ОНР; во-вторых, дети окажутся подготовленными к элементарным формам звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Неделя

                                                                    Содержание

Октябрь

1-я неделя

Презентация «Звуки окружающего мира».

Цель: развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

Игра «Мышка».

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки».

Цель: развитие слухового внимания

2-я неделя

Игра «Угадай, чей голос»

Цель: различение голосов ближайшего окружения.

Игра «Бывает — не бывает». Игра «Покажи, не ошибись».

Цель: развитие слухового внимания

3-я неделя

Игра «Подзорная труба».

Цель: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий; организация зрительного

восприятия в заданном пространстве.

Игра «Большой — маленький».

Цель: развитие слухового внимания.

Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

Игра «Что можно есть».

Цель: развитие слухового внимания

4-я неделя

Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

Цель: закрепление ритмико-интонационной характеристики предложения на основе упражнений на координацию.

Игра «Съедобное — несъедобное».

Загадки-обманки

Ноябрь

1-я неделя

Игра «Два зайца».

Цель: знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса.

Игра «Повтори — не ошибись».

Игра «Громкий — тихий».

Цель: закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков

2-я неделя

Игра «Три медведя».

Цель: формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребенка повышать и

понижать тон голоса в доступных для него пределах.

Игра «У нас в гостях».

Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений в дифференциации слов-звукоподражаний ау, уа.

Игра «Будь внимательным»

3-я неделя

Игра «Положи спать».

Цель: формирование произвольного, ритмичного произнесения цепочек гласных звуков ([а], [у], [о], [и]).

Игра «Запомни песенки».

Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражнений в скоординированной работе речедвигательного и зрительного анализаторов

4-я неделя

Упражнение со счетными палочками.

Цель: обогащение лексического запаса новыми звукоподражаниями би, бом, бай-бай, бо-бо; развитие слухового внимания.

Игра «Кулак — ладонь»

Цель: развитие межанализаторных связей в скоординированной работе речеслухового, двигательного, зрительного

анализаторов.

Игра «Выложи дорожку»

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи

Декабрь

1-я неделя

Игра «Выложи дорожку».

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

2-я неделя

Игра «Собачка»

Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений на узнавание и различение звукоподражательных

слов ав, фу.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

3-я неделя

Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинками.

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний му, мяу.

Упражнение на развитие тактильного восприятия.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

4-я неделя

Упражнение в уточнении слуховых образов слогов.

Упражнение в фонематическом анализе.

Упражнение в слуховой дифференциации слов «му», «мяу».

Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонационной стороны речи

Неделя

Содержание

Январь

3-я неделя

Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинкой.

Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим движением.

Читайте также:  Заполнение таблицы индивидуального маршрута развития ребенка

Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов on, пи, пу

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

4-я неделя

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

 Игра «Выдели громкую песенку»

Цель: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) на материале звукоподражаний

Февраль

1-я неделя

Игра «Баран и козочка»

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных

слов мэ, бэ.

Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов

2-я неделя

Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов.

Упражнение на развитие слухового внимания

Упражнение на соотнесение ритмического рисунка стихов, текста с ритмом движения.

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т]

3-я неделя

Игра «Забьем гвоздь молотком»

 Игра «Дудочка».

Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы (звукообразные слова) со

звуком [д].

Упражнение на развитие чувства ритма

Упражнение на закрепление характеристики силы голоса

4-я неделя

Игра «Лошадка».

Упражнение в слуховой дифференциации слогов НО — НА.

Цель: развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц

Март

1-я неделя

Игра «Ворона, кукушка, курица»

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподражаний кар, ку-ку, ко-ко). Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

 Игра «Дождик».

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомоторных компонентов чувства ритма

2-я неделя

Игра «Гусь и лошадка»

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание

лексических единиц со звуком [г].

Упражнение на послоговое проговаривание слов из двух одинаковых слогов с ритмическими движениями рук.

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства.

Игра «Запомни слова».

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства

3-я неделя

Упражнение в послоговом проговаривании слов из двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук.

Игра «Имена»

Цель: формирование слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие фонематического

слуха.

Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма

4-я неделя

Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

 Игра «Будь внимательным!»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового

ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие

Игра «Имена».

Цель: развитие фонематического слуха

Апрель

1-я неделя

Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

Игра «Будь внимательным]»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие.

Упражнения в повторении слогового ряда.

1.        Как только услышишь, как говорит гусь, положи на полоску бумаги желтый квадрат, услышишь, как скачет конь, — синий.

Затем логопед произносит цепочку слогов (например: га—гоп—га) — ребенок накладывает квадраты соответствующих цветов на полоску бумаги.

2.        Логопед дает ребенку карточку-табличку с цветными квадратами и предлагает самостоятельно воспроизвести звукоподражания (га, гоп), ориентируясь на цвет квадратов

2-я неделя

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; мозаика; магнитофон. Порядок действий

1.        Упражнение в ритмическом повторении. Логопед показывает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и просит воспроизвести ритмический рисунок, произнося слог МЫ и соблюдая паузы.

00 00 СЮ — мы-мы мы-мы мы-мы пауза пауза

2.        Игра «Будь внимательным!» Взрослый просит ребенка:

  • положи столько мозаик (геометрических фигур, конфет), сколько раз услышишь слог БЫ: бы-бы-бы;
  • выложи из мозаики ритмический рисунок слоговой цепочки кы-кы кы-кы: 00 00

Вариант. Упражнение на закрепление понятия о схеме ритма. Логопед просит:

  • придумай свой ритмический рисунок и выложи его из деталей мозаики;
  • смотри на свой рисунок и произноси слог ТЫ, нажимая пальцем на каждую из мозаик и соблюдая паузы, а мы тебя запишем на магнитофон.

Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма. Логопед дает ребенку лист бумаги и цветные карандаши (или краски и кисточку) и просит нарисовать столько кружочков, сколько раз он хлопнул, произнося слово «ворона».

Вариант. На листе бумаги, который логопед предлагает ребенку, нарисовано несколько одинаковых фигур (квадраты, треугольники, овалы). Взрослый просит ребенка раскрасить столько фигур, сколько раз он отхлопал. 0 0 0 0 0 0

молоко

0 0 0 0 0 0

корона

3-я неделя

Игра «Угадай слово»

Цель, закрепление понятий о слоговой структуре слова с опорой на восприятие тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.

Упражнение на соотнесение количества движений нижней челюсти и количества слогов.

Взрослый просит ребенка тыльной стороной ладони прикоснуться к нижней челюсти и сказать слово, состоящее из прямых слогов («вата»), обращая его внимание на то, что количество движений нижней челюсти соответствует количеству слогов в слове. Затем спрашивает:

  • Сколько раз ты открыл широко рот?
  • Сколько частей в слове «вата»?

Примечание. Вначале это упражнение нужно проводить перед зеркалом.

Упражнение на закрепление понятий о слоговой структуре слова.

Игра «Доскажи словечко»

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка проект

4-я неделя

Упражнение на соотнесение слогов с геометрическими фигурами.

Логопед дает ребенку коробку с геометрическими фигурами и предлагает: «Клади на полоску цветного картона столько

кружков, сколько услышишь слогов».

Вначале произносятся цепочки одинаковых слогов:

ма-ма;

ма-ма-ма;

ма-ма-ма-ма;

па-па;

па-па-па;

па-па-па-па.

Затем логопед произносит цепочки слогов, различающихся гласным звуком, и предлагает ребенку класть кружок, когда он

услышит слог МА, и класть квадратик, когда прозвучит слог МУ: ма-му-ма-му — квадрат — кружок — квадрат — кружок.

Вариант. Упражнение на дифференциацию слогов.

Логопед дает задания и задает вопросы:

  • Послушай слово, которое я скажу: нога.
  • Сколько ты услышал слогов? Если они разные, клади две разные фигуры.
  • А теперь слушай внимательно слова, которые записаны на магнитофон (4—6 слов), и клади на стол фигуры.
  • Какие слова ты запомнил?

Упражнение на дифференциацию слогов.

Цель: развитие фонематического анализа на основе упражнений в соотнесении и дифференциации.

Игра «Угадай слово»        

Май

1-я неделя

«Рифмовки-перепутанки».

«Подбери картинку, которая звучит похоже».

«Назови слово, которое отличается от остальных»

2-я неделя

Игра «Пирамидки».

Игра «Бусы для куклы».

Цель: развитие навыка фонематического анализа на основе выполнения конструктивных действий.

Игра «Повтори — не ошибись».

Ком — дом — том.

Пакет — макет — букет.

Банан — диван — капкан.

Минута — монета — конфета.

Утка — дудка — будка.

Дата — вата — хата — мята.

Вагон — лимон — батон — бетон.

Отметка — пипетка — конфетка — котлетка

3-я неделя

Итоговая диагностика

4-я неделя

Источник

Миронова Ольга
Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя»

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Дошкольники много своего свободного времени проводят у экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители мало читают книги своим детям, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение развитию речи.

Программа «Учусь говорить» нацелена на развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т. д.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Дети не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Основой программы заложены принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его доступности с постепенным усложнением.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной связи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

1) Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т. е. практическое усвоение лексических средств языка.

5) Формирование грамматического стоя речи, т. е. практическое усвоение грамматических средств языка.

6) Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм).

7) Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

8) Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.

9) Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).

10) Развитие и коррекция психических процессов.

11) Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми,как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

Цель программы: воспитание у детей правильной, четкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.

Задачи:

— Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

— Обогащение и активизация словаря.

Развитие навыков связной речи.

Направленность: коррекционно–развивающая.

Срок реализации программы — 1 год

Учебно-тематический план.

№ Виды деятельности Тема занятий Количество часов

1период

Формирование лексико-грамматических представлений 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами

4. Обогащение экспрессивной речи и словами-синонимами,

сложными словами.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

Читайте также:  Жан пиаже стадии интеллектуального развития ребенка

9. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.

10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

11. Закрепление умения образовывать глаголы в разных временных формах. Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствование навыков ведения диалога.

2. Учить составлять описательные рассказы по заданному плану.

3. Учить составлять описательные рассказы по образцу.

4. Учить составлять пересказ текста.

5. Учить составлять небольшие рассказы по заданному плану.

6. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

7. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

8. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

9. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

10. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

11. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового.

2 период

Формирование лексико-грамматических представлений Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем

2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами,

4. Обогащение экспрессивной речи относительными и прилагательными;

5. Обогащение экспрессивной речи притяжательными прилагательными с противоположным значением.

6. Пополнение словаря однородными определениями.

7. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

8. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

9. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

10. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

11. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

12. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

13. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану.

5. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по картине; распространения простых предложений однородными членами

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового

3 период

Формирование лексико-грамматических представлений

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,

3. Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

8. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

9. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

10. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

11. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Развитие просодической стороны речи.

Развитие и совершенствование речевого дыхания.

— Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

— Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

— Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. 4

ИТОГО 58

Источник