Современные подходы к развитию ребенка

Современные подходы к развитию ребенка thumbnail

Анна Бондаренко
Современные подходы к реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Современные подходы к реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраcта.

Современные подходы к реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Бондаренко А. И.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности.

ФГОС ДО предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

В ходе наблюдений и диагностических обследований детей, мною были выявлены трудности воспитанников в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Поэтому я решила особое внимание уделить формированию коммуникативной компетенции у детей.

Организуя работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников, я поставила перед собой цель: создать условия для позитивной социализации детей, их всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. Цель реализую через задачи:

1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.

5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Для решения поставленных задач соблюдаю ряд условий:

использование в практике работы детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий;

реализация общеобразовательной программы;

обогащение предметно-пространственной среды.

Наша средняя группа «Ромашки»общеразвивающего вида, но в ней есть и дети с ОВЗ. Из 28 детей: 1-ребенок-даун, 1- ребенок с нарушением интеллекта, 3 — с общим недоразвитием речи. Это создало необходимость изменения подходов к работе. Передо мной стала задача — помочь детям с ОВЗ адаптироваться в среде сверстников, заложить основы социального здоровья — умения гармонично взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. Работая в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем и учителем-логопедом была выстроена система работы с детьми с ОВЗ. Ведущей идеей стала помощь таким детям адаптироваться в среде здоровых ребят, обеспечить условия для продуктивного игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, Помочь родителям в воспитании детей имеющих проблемы здоровья, показать значимость детского коллектива.

1. Кроме рабочей программы, на основании рекомендаций и ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации) городской ПМПК, нами разработаны адаптированные программы для ребенка-дауна, ребенка с нарушением интеллекта, детей с ОНР, индивидуальные образовательные маршруты. Наряду с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, используем программы: психологического –педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик», под редакцией Н. Ю. Куражовой, «Коррекция нарушений речи» под редакцией профессора Лопатиной Л. В. и Филичева Т. Б.

Читайте также:  Музыка и разностороннее развитие ребенка

Попытка обобщить и структурировать различные подходы образовательной деятельности, касающиеся социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей оказалась удачной.

Для реализации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС, использую 4 направления:

развитие игровой деятельности;

патриотическое развитие;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

трудовое воспитание.

Новизна и своеобразие опыта в том, что я использую социально-коммуникативную деятельность не только в форме организованной образовательной деятельности, дидактических, сюжетно-ролевых играх, но и в других формах работы с детьми. А именно: в проектной деятельности, активной работой над эмоциональной сферой, работой с информационными коммуникативными технологиями, вариативной организации игровых проблемных ситуаций, игр-путешествий, игр-этюдов. В числе них и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.

В своей деятельности использую такие способы и методы позитивной социализации как:

Создание условий для эмоционального благополучия детей:

каждое утро встречаю ребёнка в приёмной группы, словами «Доброе утро», в группе спокойная детская музыка, далее проводится общее приветствие всех детей группы.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого… Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка. Именно этой цели и служит «Центр настроения», созданный в группе. Совсем недавно у нас появился экран настроения, который очень заинтересовал и увлек детей. Они с удовольствием определяют свое настроение, вложив фотографию в карманчик со смайликом эмоции. Это способствует становлению в группе благоприятного микроклимата, развитию функций планирования, становление позиции субъекта деятельности.

Воспитание у детей положительного отношения к окружающим:

совместные праздники, развлечения, активное участие в них родителей и социума развивают способность к сопереживанию радостных событий, вызывают положительные эмоции, подчеркивают значимость каждого ребенка в группе. Общие занятия создают дружелюбную, комфортную атмосферу в группе. Подарки близким, сотрудникам изготовленные своими руками, приводят к осознанию ребенком значимости, для группы, семьи и лично ребёнку.

Формирование коммуникативной компетентности:

Это — проведение коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее. Проведение системы развивающих и коррекционных занятий, создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.

Совместно с музыкальным руководителем был разработан цикл занятий для дошкольников, в котором развивающие упражнения дополнены музыкальным сопровождением с целью усиления их воздействия и повышения эффективности. Реализация проекта «Весёлая карусель», который носит игровой характер с элементами (сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии, песочной терапии) уже приносит положительные результаты и очень нравится нашим детям.

Организуя предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие», в нашей группе представлены следующие Центры активности:

— Центр безопасности.

— Центр сюжетно-ролевых игр.

— Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

Центры организованы и представлены с учетом принципов ФГОС ДО, предполагающих единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобран наглядно – дидактический, игровой материал, мультимедийные презентации. Разработан паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы «Ромашки».

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, игры, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области используются и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Таким образом, постоянная, систематическая работа по социально-коммуникативному развитию детей дает положительные результаты: дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способным к взаимопониманию и сотрудничеств. Результаты мониторинга за 2016-2017 учебный год показали высокую динамику развития (с высоким уровнем– 67,5%).

Моя задача и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.

Источник

Современные подходы к развитию ребенка

ТОП 10:

Развитие — изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Читайте также:  Ребенок год и четыре месяца развитие форум

В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью – оно медленно раскрывается само для себя, — медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя». [ 25. С.285].

Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми организму, индивидуальности или личности и тем, чем располагает человек и как он может ответить на эти требования).

Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводят к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.

В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологический подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, заданных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешения различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности.

· противоречие между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;

· противоречие между целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

 Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

· «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.

· «зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.( 15,Т.2, ,с.246-247)

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка, то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Задача педагога — способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.

Что такое социализация?

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование социальных чувств: социальных симпатий и антипатий.( В.В. Зеньковский)

Читайте также:  Формы организации работы по математическому развитию ребенка

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

 Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, мы имеем в виду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеский, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. П.Н.Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый — под многосторонними влияниями друг-друга, непрестанно реагируя на эти влияния» [41.С.76].

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы. Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравиться, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравиться, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и … и не смела сильно любить… Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы, и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!» [61.С.12].

Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего только себе присущего способа социального поведения.

Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.

Критерии социализации

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор». (22 ,с.86)

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.



Источник