Категории отношения родителей к ребенку имеющему отклонения в развитии

Категории отношения родителей к ребенку имеющему отклонения в развитии thumbnail

Рождения
желанного ребенка ожидает практически
каждая семья, в рождение больного
ребенка не хочет верить никто, даже
если имеются предупреждения спе­циалистов.
Поэтому такая ситуация, как правило,
при­нимает характер семейной трагедии.
При этом на психо­логическом
уровне
осознание
факта рождения ребенка с нарушением
делится на фазы[16].

Первая

состояние растерянности, страха.
Родители испытывают чувство
неполноценности, беспомощности, тревоги
за судьбу больного ребенка. В это время
заклады­ваются предпосылки для
установления социально-эмо­циональной
связи между родителями и ребенком.

Во
второй фазе
состояние
шока трансформируется в негативизм и
отрицание поставленного диагноза.
Край­няя форма — отказ от обследования
ребенка и проведе­ния какой-либо
коррекции.

Третья

состояние депрессии по мере принятия
ди­агноза и правильной оценки ситуации.

Четвертая

психическая адаптация на основе пол­ного
принятия диагноза и правильной оценки
ситуации. Лишь небольшая часть семей
достигает четвертой, от­носительно
благополучной фазы, и стрессовая
ситуация сопровождает семью ребенка
с отклонениями в течение практически
всей жизни. Особенно тревожными являются
периоды
возрастных кризов и моменты прохождения
се­мьей критических точек своего
социального развития: по­ступление
ребенка в дошкольное учреждение или
школу, переходный возраст, наступление
совершеннолетия и др. Длительность
периода обретения новых жизненных
ценностей по мере осознания и принятия
факта откло­нений в состоянии ребенка
зависит от личностных осо­бенностей
родителей, их способности принять или
не принять ребенка, а также от характера
расстройств и ано­малии развития.

Изменения
на социальном
уровне
проявляются
прежде всего в том, что семьи, имеющие
аномального ребенка, часто по этой
причине распадаются (по данным В.В.
Тка­чевой — около 30%, по другим данным
— еще чаще). Мать любит ребенка просто
за то, что он существует; отца же больше
заботит, каким вырастет ребенок. И если
перспективы неутешительны, а жена
поглощена горем и уходом
за ребенком, будущее начинает видеться
отцу бес­просветным,
и он покидает семью.

Другие
изменения на социальном уровне связаны
с необходимостью для одного из родителей
оставить рабо­ту или перейти на
другую, удобную для забот о ребенке,
что отражается на бюджете семьи, нарушает
социальные связи. При этом больной
ребенок вынуждает семью ограничить
контакты, изолироваться от друзей и
знакомых. Деформируются межличностные
отношения не только между родителями,
но и между ними и имеющимися в семье
здоровыми детьми, которые начинают
получать мень­ше
внимания и больше обязанностей, связанных
с уходом за
больным братом или сестрой. В зарубежных
исследовани­ях
установлено, что отношение к больному
ребенку его здо­ровых
братьев и сестер неоднозначно. Их
приспособление зависит от многих
факторов: пола, возраста,
социально-экономического
и образовательного уровня родителей
и др.

На
соматическом
уровне
изменения
в семьях с больным ребенком обусловливаются
тем, что стресс, связан­ный с его
рождением и воспитанием, часто превышает
уровень переносимых нагрузок и приводит
к появлению различных соматических,
астенических и вегетативных расстройств.
Чаще и острее такие расстройства
возника­ют у матерей аутичных детей,
у матерей умственно от­сталых детей
преобладают аффективные расстройства;
у матерей детей с детским церебральным
параличом — де­прессивная симптоматика.
Таким образом, практически все члены
семьи, имею­щей аномального ребенка,
испытывают в большей или меньшей степени
психологические и социальные про­блемы,
нуждаются в специальной помощи.

В
отношении родителей к такому ребенку
можно выделить несколько схем поведения
(по В.С.Соммерсу).

Отношение
родителей к ребенку с отклонением в
развитии

Отношение

Реакция
на дефект

Схема
поведения

Принятие
ребенка и его
дефекта

Родитель
прини­мает
дефект своего ребенка,
объек­тивно
его воспри­нимает, адекватно
оценивает и про­являет
настоящую преданность
ре­бенку

Родители
не испытывают чув­ства вины или
неприязни к ребенку.
Главным девизом счи­тается:
«Необходимо достиг­нуть
как можно большего там, где это
возможно». В большин­стве случаев
вера в собствен­ные
силы и способности ребен­ка
дает родителям душевную силу
и поддержку

Реакция
отрицания

Отрицается,
что у ребенка имеется дефект, что
ребе­нок
аномальный, что
его дефект оказывает
эмоцио­нальное воздейст­вие
на них

Планы
относительно образова­ния
и профессии ребенка сви­детельствуют
о том, что ника­кие ограничения не
принима­ются
и не признаются. Ребенка воспитывают
в духе честолю­бия, родители
настаивают на высокой успешности его
дея­тельности

Реакция

чрезмерной

защиты,

протекции,

опеки

Родителей
пере­полняет чувство жалости
и сочув­ствия,
они защи­щают ребенка от всех
опасностей

Мать
проявляет чрезмерную любовь, родители
стараются всё сделать для ребенка и
за него; поэтому он может долго, а
ино­гда всю жизнь находиться на
инфантильном уровне. У него формируются
пассивность, неса­мостоятельность,
психическая и социальная
незрелость

Скрытое
отречение,
отвержение ребенка

Дефект
считается позором

Отрицательное
отношение и отвращение к ребенку
скры­ваются за чрезмерно заботли­вым,
предупредительным, внимательным
воспитанием. Родители педантично
стара­ются быть хорошей матерью и
отцом

Открытое
отречение,
отвержение
ребенка

Ребенок
открыто
принимается с
отвращением, и
родитель полностью
осознает свои враждебные чувства
к нему

Для
обоснования враждебных чувств и
преодоления чувства вины за них
родитель использует психологическую
защиту. Общество, врач или учителя
оказываются виноватыми во всех бедах.
Родитель чу­жой виной обосновывает
свою враждебность
и
испытывает от этого облегчение

Читайте также:  Влияние среды на психическое развитие ребенка психология

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психология Отношение родителей к ребенку с отклонением в развитии

Количество просмотров публикации Отношение родителей к ребенку с отклонением в развитии — 567

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Отношение родителей к ребенку с отклонением в развитии
Рубрика (тематическая категория) Психология
Отношение
 
 
Реакция на дефект Схема поведения
Принятие ребенка и его дефекта Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: ʼʼНеобходимо достигнуть как можно большего там, где это возможноʼʼ. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку
Реакция отрицания Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает эмоциональное воздействие на них Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки Родителœей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всœех опасностей Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются всё сделать для ребенка и за него; в связи с этим он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость
Скрытое отречение, отвержение ребенка
 
 
Дефект считается позором Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно заботливым, предупредительным,
 
внимательным воспитанием. Родители педантично стараются быть хорошей матерью и отцом
Открытое отречение, отвержение ребенка Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему Для обоснования враждебных чувств и преодоления чувства вины за них родитель использует психологическую защиту. Общество, врач или учителя оказываются виноватыми во всœех бедах. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение
    

Все семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, характеризуются следующими признаками (по Л.М. Шипицыной):

—родители испытывают нервно-психическую и физическую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка;

—поведение ребенка в какой-либо степени не отвечает ожиданиям родителœей, вызывая у них раздражение, горечь, неудовлетворение;

—внутрисемейные, в т.ч. супружеские, отношения нарушаются и искажаются;

—социальный статус семьи снижается;

—в семье возникает психологический конфликт как результат столкновения с общественным мнением, не всœегда адекватно оценивающим усилия родителœей по воспитанию и лечению ребенка.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определœение понятию социализация.

2. Какие изменения происходят в семье, имеющей аномального ребенка?

Отношение родителей к ребенку с отклонением в развитии — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Отношение родителей к ребенку с отклонением в развитии» 2017, 2018.

Источник

ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ларионова Татьяна Егоровна,

г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учитель индивидуального обучения

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а так же с воспитанием и обучением детей, в том числе и с нарушениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина – отец больного ребенка – обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения ребенка с нарушениями в развитии и таким образом не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно как психика матери. Приведенные характеристики, являются наиболее распространенными, но, безусловно, есть и исключения из правил.

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую ребенка с нарушением в развитии, усиленно. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать.

В результате этого у нее бессознательно могут сформироваться негативные чувства, деструктивные стратегии поведения, осложняющие отношения и с ребенком, и с другими членами семьи, и в первую очередь, с самой собой. По мнению И. В. Карпенковой, главными из них являются:

1. Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого – резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах;

Читайте также:  Карта психологического развития ребенка в детском саду

2. Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе: «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье и т.п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания;

3. Отказ от ребёнка или отстранение от него, когда родители делают вид, что ребёнок вовсе и не болен и т.п.

Эти позиции выражены в той или иной степени практически у всех родителей, и особенно у мам, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. Важно отметить, что мы имеем в виду бессознательные процессы, и поэтому бессмысленно обвинять маму с больным ребенком, что она себя как-то не так ведет. Это ее беда. Многие мамы, осознавая свои проблемы, справляются, приспосабливаются к «новой жизни», т. е. жизни с больным ребенком. Многие из женщин, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности (собой, жизнью). Это чувство также влечет за собой множество негативных последствий. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие матерей по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущения «конца жизни».

Позиция матерей, имеющих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, и их реакции на ребёнка описаны в исследовании О. Б. Чаровой и Е. А. Савиной. Результаты показывают, что аномальный ребёнок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый, обиженный, страдающий, агрессивный. Качественный анализ ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребёнку. Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребёнка является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). Нередко родители испытывают горе и страдание (15%) и тому подобное. Преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.

Исследование показывают, что матери детей с умственной недостаточностью больше подавлены, больше занимаются с детьми и в то же время испытывают трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей.

По мнению И. В. Левченко и В. В. Ткачевой особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку, на этом фоне отношения могут изменяться между родителями ребенка, матерью ребенка с нарушениями в развитии и ее родителями или родителями мужа. Иногда со стороны бабушек и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с нарушением в развитии и его матери («Ты виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» или «Ты виноват, что бабушка болеет»).

Матери находятся с детьми постоянно, так как ребенок своими биологическими особенностями предъявляет специфические требования к матери. Она, в свою очередь, осуществляя его связь с внешним миром, и должна стать своеобразным «буфером» между ребенком и средой.

Вследствие этих причин матери детей с нарушением в развитии оставляют работу по избранной специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или же переходят на низкооплачиваемую неквалифицированную работу чаще всего надомную.

Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился ребенок с нарушением, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые да матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности. По данным Р. Ф.Майрамяна, сообщение об интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению у 54% обследованных матерей различных психосоматических расстройств. Матери жалуются на колебание артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Однако родительский стресс меньше в тех семьях, в которых существуют взаимоподдерживающие отношения.

Пытаясь понять происшедшее матери констатируют причинные объяснения, эмоции, реакции. Эти объяснения могут быть расклассифицированы на три категории: неличностная причинность, личностная причинность, смешанная причинность.Более 70% матерей объясняют расстройство неличностными причинами, такими, как случай, наследственность, загрязнение атмосфере и др. На первом месте стоит, случайность или неудачливость. Далее – воля господняя, а затем – факторы, связанные с особенностями беременности, труда, загрязнение, наследственности, медицинского обслуживания, а также происшествия, физические травмы. Матери с более высоким самоконтролем считают причиной нарушений у ребенка себя и испытывают чувство вины. Матери, которые верят в способность ребенка к реабилитации, более склонны обвинять других.

Матери также различаются по степени веры в возможность позитивных изменений в ребенке. Часто родители не информированы о том, что случилось с их ребенком и почему. Открытая информация меняет отношение матери на причину детского расстройства, способствует эффективному управлению жизненной ситуацией, формирует адаптивные способности семьи.

Читайте также:  1 год ребенку развитие чем заняться

B. B. Ткачевой было также выявлено несколько преобладающих личностных тенденций, у родителей детей с нарушением интеллекта.

Первая группа родителей – это те, которые подвержены сверхконтролю. Они объясняют свою личную пассивность, некоторую отстраненность от активной жизни тем, что борьба за здоровье ребенка источила их силы.

Вторая группа объединяет пессимистичных родителей, которые любую ситуацию интерпретируют как безвыходную. Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность таких матерей. Характерной чертой родителей эмоционально-лабильной группы является выраженная демонстративность в поведении и суждениях, артистичность и желание обратить внимание, склонность к истеройдным реакциям в стрессовых ситуациях. В поведении родителей импульсивной группы чаще всего проявляется нетерпеливость и импульсивность. Они отказываются понимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую. Часто такие родители направляют свои силы на поиски лучших педагогов, учителей логопедов. Импульсивные поведенческие реакции могут проявляться в отношении к ребенку с нарушением интеллекта в виде неадекватных форм наказания или реакций на органический дефект ребенка. Ригидных родителей отличает трезвая оценка жизненных обстоятельств, выраженное чувство соперничества, лидерства, выносливость в стрессовых ситуациях. Им присуща максимальная потребность в избавлении их больных детей от недуга. Группе тревожных матерей свойственна высокая чувствительность и подвластность воздействиям среды, повышенная чуткость к опасности. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными эмоционально наполненными отношениями со своими больными детьми. Эта эмоциональная привязанность проявляется часто как форма чрезмерной родительской опеки, что может лишить ребенка самостоятельности и вредить ему. Характерной особенностью индивидуалистичной категории родителей является некоммуникабельность, эмоциональная холодность в межличностных контактах. Лица, входящие в оптимистическую группу характеризуются высоким уровнем жизнелюбия и уверенности в себе, однако в поведении таких матерей проявляются беспечность и эмоциональная незрелость. Несмотря на оптимистичность позиции, заметна тенденция к закреплению негативного опыта, их поведение трудно прогнозируемо и часто непредсказуемо.

Таким образом, мы видим: детская патология выступает существенным фактором формирования материнского отношения к ребенку, рождение ребенка с отклонениями в развитии приводит к стрессу, который проявляется в таких эмоциональных и поведенческих реакциях матерей, как горе, шок, страдание, страх, чувство вины.

Поэтому работая в МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учителем индивидуального обучения передо мной остро встал вопрос о психологической и педагогической помощи не только ребенку, но и матери. Первоочередной задачей для учителя является обучение матери. Учитель должен объяснять маме, как обучать ребенка учитывая его индивидуальные способности, используя при этом наглядность, раздаточный материал, алгоритмы, опорные схемы, дидактические игры которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Привлечь внимание мамы к эмоциональным потребностям ребенка, предоставлению самостоятельности и независимости в элементарных действиях, к успехам достигнутым на каждом уроке. Так же важным этапом в оказании помощи матерям детей с нарушениями в развитии является индивидуальная психологическая помощь. Специалист проводит их в виде бесед с мамой концентрируя свое внимание не только на проблемах связанных с обучением и воспитанием ребенка, но и на трудностях которые испытывает семья в данный момент.

Обучение и психологическая поддержка матери помогает находить способы взаимодействия с ребенком с нарушениями в развитии, приводит к смягчению негативного эмоционального опыта, уменьшению доминантности и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия ребенка в более позитивную и оптимистичную сторону.

Список литературы

1.Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. — № 1. – С. 82-86.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

3. Левченко И. Ю.Психологическая помошь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

4. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. Пособие / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2000. – 232 с.

5. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками в развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.: Владос, 1997. – 304 с.

7. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2003. – 408 с.

8. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.

9. Чарова О. Б. Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием //Дефектология. – 1999. – № 5- С.34-39.

Источник