Современные подходы к диагностике речевого развития ребенка

Наталья Телепнева
Современные подходы к организации ранней диагностики речевых нарушений в системе сопровождения детей группы риска

Изучение проблемы риска возникновения речевых нарушений имеет большое значение как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено тем, что возрастают биологические и социальные факторы риска, среди которых можно выделить:

ухудшение экологической обстановки;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

различные социальные причины.

Наибольшая вероятность возникновения речевых нарушений наблюдается именно у детей группы риска: ослабленных, часто болеющих; с неврологическими нарушениями, с задержкой в развитии моторной функции.

В связи с этим возрастает необходимость своевременной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников группы риска. По определению Г. Ф. Кумариной «дети риска» — это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обуславливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях [1].

Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционно-развивающей работы с детьми. Поэтому целесообразно как обязательное требование выделить следующее:

1. диагностика должна быть ранней;

2. комплексной (участие специалистов разного профиля и использование разных методов);

3. динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).

Ранний возраст выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервнопсихических функций.

Л. С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, но на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [2]. В связи с этим проблема ранней диагностики отклонений в речевом развитии у детей двух-трех лет приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения (Е. И. Винарская [3], Е. М. Мастюкова [4], Н. С. Жукова [5] и др.).

На сегодняшний день в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. А. Стребелева, Т. В. Волосовец, Л. И. Аксенова, Ю. А. Разенкова, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Авторы отмечают, что в случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала развивающей работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание – важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями в речевом развитии.

В настоящее время диагностическая задача деятельности педагога ДОУ реализуется на основе разработанных программ ранней логопедической диагностики (Г. В. Чиркина, Ю. А. Разенкова). Г. В. Чиркина [6] подчеркивает, что логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно ориентироваться на традиционную схему нормального развития детей до 3-х лет Н. М. Аксариной, Л. О. Бадалян [7] и методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста Г. В. Пантюхина, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт [8].

Как отмечают авторы, в обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

При логопедической диагностике следует использовать следующие методы обследования ребенка:

анкетирование (анкеты для родителей);

беседа с родителями;

наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях и в ходе выполнения специальных заданий;

изучение медицинской документации;

беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

Читайте также:  Роль книги в целостном развитии ребенка

ознакомление с педагогической характеристикой;

собственно логопедическое обследование ребенка.

Логопедическое обследование включает в себя: сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом развитии ребенка до момента обследования; обследование особенностей строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т. д. ; обследование артикуляционного аппарата; обследование сформированности понимания речи; отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи; отмечается уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха; отмечаются аномалии строения рук, положение пальцев кисти руки, движения пронации – супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.

Во время проведения обследования необходимо учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием ребенка раннего возраста, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения. Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, так как мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензетивном периоде становления.

Ю. А. Разенкова [9] выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один – два эпикризных срока (один – два квартала, полугодия, что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе. По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную, (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.

О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один – два эпикризных срока (один – два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста коррекции.

При задержке средней тяжести (отставание на два – четыре эпикризных срока или два – четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Проявляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять – шесть эпикризных сроков (четыре – квартала и два полугодия, и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

Таким образом, система ранней, комплексной, динамической диагностики гарантирует снизить уровень возникновения сложных речевых нарушений у детей группы риска. Эффективность данной системы зависит от раннего начала диагностической работы педагога в группах раннего возраста, целью, которой является раннее выявление отклонений в речевом развитии и последующая профилактическая работа.

Список литературы:

1. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.:Академия,2003, — 320 с.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, — 224 с.

3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987, — 159 с.

4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: ВЛАДОС, 1997, — 304 с

5. Жукова, Н. С., Мастюкова, С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993, — 112 с.

6. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. М.: Полиграфсервис, 1998, — 148 с.

7. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медецина, 1992, — 240 с.

8. Пантюхина, Г. В., Печора, К. Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: ВУНМЦ, 1996, — 76 с.

9. Разенкова, Ю. А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М.: Полиграф сервис, 1998, — 329 с.

Источник

Екатерина Дубогрызова
Детская речь: нормы и диагностика речевого развития

Дубогрызова Екатерина Борисовна,

учитель – логопед,

МАДОУ «Улыбка»,

ЯНАО, г. Лабытнанги

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ: «НОРМЫ» И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей для детей разных возрастных групп.

Читайте также:  Значение потешки в развитии ребенка

Долгие годы в дошкольных учреждениях обходились без проведения так называемой педагогической «диагностики» лингвистического развития. В соответствии с действующими программами воспитатели были нацелены на формирование у детей каждой возрастной группы определенных (единых для всех ЗУН, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей).

Педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.

Обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Не менее важно вести наблюдения за детской речью и для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов. Например, если усилия педагога значительны, а результаты оставляют желать лучшего, то, вероятнее всего, используемые формы работы не подходят и нужно искать другие, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.

Невозможно представить и обобщение опыта отдельного педагога или целого коллектива, если в материалах не будет сведений о начальных показателях речевого развития детей и их сравнения с их конечными результатами.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические игры, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др., требующую определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые (оценивающие) здания и вопросы.

Такое обследование, не нарушая, хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с педагогом игра, развлечение, интересное общение и проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.

О возрастных «нормах» развития детской речи

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

Следует учитывать, что понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?

Воспитатели, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и ошибок коллег-непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи).

Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя практики (а иногда и родители) прежде всего, замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх).

Читайте также:  Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста

Детские психологи советуют педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

1. Совсем не говорит;

2. Начал говорить со значительным опозданием;

3. Развитие речи остановилось на одном уровне;

4. Ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5. Ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

6. Ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Речевые проблемы детей шестилетнего возраста:

1. Наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: [с-ш], [з-ж], [р-л], [ч-ть], [ч-щ], [ч-ц], [сь-щ];

2. Словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;

3. Грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;

4. Связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи:

1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.

2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнений (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

5. Влияние среды общения: длительность психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1. Очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2. Стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3. Предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4. Не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5. Не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалистам, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

О целях и задачах педагогической диагностики детской речи

Нужно ли проводить в дошкольном учреждении обследование детской речи? На этот счет есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.

Обследование даст педагогу возможность:

• контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одаренными детьми;

• уточнять эффективность используемых методов и приемов;

• подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них дидактические игры, упражнения;

• своевременно корректировать планирование работы.

Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружеского сообщества «детский сад – семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка, познакомить родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию или коррекции. Воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребенка с неуспехами другого.

Следует учесть, что наиболее трудными в диагностике являются анализ, интерпретация и оценка результатов; любое оценивание – условно; главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.

Источник