Советы родителям по развитию математических способностей ребенка

Советы родителям по развитию математических способностей ребенка thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Рекомендации для родителей

        «        Развитие математических способностей дошкольников»

                                                            Подготовила:

воспитатель

Майнова Людмила Николаевна

Нягань

«Развитие математических способностей у дошкольников дома»

       Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

       Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

          Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

          Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.)Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

       По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше- ниже, толще — тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный -короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий- низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще- тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки… Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой- маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

       Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

       Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

          Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).

         Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

          Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди — сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Читайте также:  Особенности воспитания ребенка с нарушениями в развитие

          Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

         Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

        В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

         Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике

Источник

Тамара Шокина
Рекомендации родителям по развитию математических способностей у ребенка дошкольного возраста в домашних условиях

Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала».

Развитие математических способностей, умения анализировать поставленную задачу, искать пути решения, общее развитие интеллекта у ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Почему одни детки с легкостью определяют, сколько яблок осталось у Оли, если она купила 10 и съела 3, а другие долго пыхтят над простыми примерами и все же выдают неправильный ответ?

Возможно, с ними не играли в правильные игры.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Что же отличает математически одаренного ребенка от крохи-гуманитария? Малыш с математическим складом ума способен на лету схватывать структуру материала (или учебной задачи, делать логические выводы из исходных данных.

Прежде всего следует ознакомить родителей с различными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением, что позволяет детям легче воспринимать школьную программу, побеждать на математических олимпиадах, успешно решать нестандартные задачи. Но все это потом, когда они поступят в школу. Самые маленькие учатся, играя. Воспитатель на конкретных примерах знакомит родителей с педагогическим положением о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Математические способности, как и многие другие, развиваются в дошкольном возрасте. Но объяснять трехлетке, что цифра 9 на четыре единицы больше цифры 5, бессмысленно.

А вот отправиться в увлекательное путешествие по удивительной математической стране, решая по пути сложные задачи, которые предлагают Мыслитель, Кляксич и Ластик, самое время.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели-составить фигуру, модель, дать правильный ответ, получить результат- стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей.Для этого необходимо следующее:

— Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

— Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

— Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

— Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж. Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».

— Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

Читайте также:  Мухина к проблеме социального развития ребенка

Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях.Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумать, догадаться.

Математика- наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить х с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творческих способностей (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок, блоков, фигур-силуэтов из спец. наборов «Танграм» и т. д.).

Правильные игры

Они не только развлекут кроху, но и помогут развить математический интеллект.

«Домики»

Вырежьте несколько разноцветных кружков из цветного картона. Предложите малышу выбрать кружок любимого цвета. Это будет его домик (положите кружок на стол). Ваш домик, к примеру, синего цвета. Пусть кроха поместит его правее своего домика. А папин, зеленый, левее.

Желтый, бабушкин дом, построили слева от маминого дома. Куда надо положить желтый кружок?

Спросите, чей дом находится между папиным и бабушкиным, чей дом — после бабушкиного. Обязательно хвалите, подбадривайте малыша в ходе игры.

Игра хороша для формирования пространственных представлений, развития логического мышления, внимания, памяти.

«Найди отличия»

Простейшая игра, которую очень любят дети, тоже является отличным средством развития математического интеллекта, ведь она тренирует внимание, усидчивость.

Хорошо, если картинки, которые вы предложите ребенку для этой игры, будут отличаться именно по количеству предметов. Например, в руках у девочки на одной картинке 5 цветочков, на другой — 7, на одной картинке на ветке 3 птицы, а на другой — 4. Нарисовать такие развивающие карточки легко самим.

«Считаем все подряд»

Для формирования и закрепления понятия числа полезно считать вместе с крохой все, что попадает в его поле зрения. Можно считать ступеньки на лестнице, красные машины по пути в садик, количество героев в книжке.

Предлагайте ребенку показать число, которое у него получилось, на пальчиках, а если пальчиков не хватает — на счетных палочках, пуговицах или любых других предметах. Задавайте крохе отвлеченные вопросы на сравнение количества,например: «Чего в комнате больше — полок с книгами или ящиков с игрушками? Деревянных кубиков или карандашей?»

Геометрия на ладони

Во время приготовления ужина можно познакомить малыша с геометрическими фигурами. Вам понадобятся обыкновенные спички или сухие макароны. Покажите ребенку, как можно сложить из этих «палочек» треугольник, ромб, квадрат, трапецию. Вместе посчитайте углы и стороны у этих фигур. Когда кроха достаточно натренируется в выкладывании простых фигур, усложните задачу, предлагая ему сложить треугольник со стороной в 2 спички, квадрат со стороной в 4 спички, треугольник со сторонами в 3 вермишелинки. Пусть ребенок попробует из одного и того же количества спичек сложить несколько разных фигур, например ромб и квадрат.

Загадки и логические игры

Развивать интеллект маленького математика можно не только на занятиях дома, но и, скажем, по дороге в детский сад.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, настоятельного сопоставления цели с полученным результатом.

Работу с родителями и детьми нужно вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребенка, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа и решения.

Использованные материалы:

1. Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»;

2. Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки»,

3. И. Я. Депмана «Рассказы о математике»;

4. Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»;

5. Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»;

6. А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»

а так же различные занимательные сайты:

https://pochemu4ka.ru — Почемучка

https://udivit-matem.narod.ru/str2.html — Занимательная математика

https://children.kulichki.net — Математические задачи

https://funnymath.ru/ — Занимательная математика

https://www.math-on-line.com — Математика оn-line

https://matemka.ucoz.ru/ — Занимательная математика

https://develop-kinder.com — Развивающие заданий, игры и конкрусы по математике

www.math-on-line.com — каталог развивающих программ по математике.

https://udivit-matem.narod.ru/ — удивительная математика. Большой обзор занимательных задач по математике.

https://www.turgor.ru — занимательная математика для начинающих

https://childmath.ru — интересная Математика в младшем дошкольном возрасте

https://smartkids.ru — занимательная математика

https://www.books4all.ru — книги по занимательной математике и арифметике

www.kindereducation.com — Занимательная математика и счет для дошкольников

— помогут вашим детям развить интерес к математике.

Читайте также:  Игры на развитие мышление с одним ребенком

Математика математикой, но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.

Источник

Рекомендации для родителей

«Развитие математических способностей у дошкольников»

Оhello_html_m5734a34f.pngбучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра — дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше?

hello_html_5bda52b6.png

Пhello_html_m66cb8fe9.pngо дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше — ниже, толще — тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный -короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий -низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще- тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой- маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

КГКП «Ясли – сад №10 «Бал бұлақ» гуманитарно – эстетического и оздоровительного профиля.

Подготовила: Казанцева Т.В.. воспитатель

Семей, 2015 г

Источник