Мухина к проблеме социального развития ребенка

Мухина к проблеме социального развития ребенка thumbnail

Мухина к проблеме социального развития ребенка

№01 2017
Мухина С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы детей  в современном дошкольном образовании

Аннотация

В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.

Фрагмент статьи

Психомоторное развитие и проблемы современного образования

Проблема развития психомоторной сферы дошкольников сегодня актуальна, поскольку названная сфера является одним из показателей гармоничности развития личности, и ее правильное развитие обеспечивает социальное благополучие ребенка.

Сензитивным периодом психомоторного развития является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), произвольность психических функций и поведения становится основной характеристикой дошкольника на этапе его школьного старта, необходимым условием для его успешного обучения и адаптации в современном мире. Очень важно именно в этом возрасте уделять серьезное внимание развитию психомоторной сферы. Однако в программах дошкольного воспитания и развития это направление работы не прописано, поэтому ни воспитатели, ни методисты не осознают его важность.

Современные исследования показывают, что признавая игру ведущим видом деятельности дошкольника и понимая желательную необходимость построения и организации процесса воспитания и обучения детей в игровой форме, педагоги на практике, к сожалению, из-за существующей и увеличивающейся с каждым годом плотности наполнения групп, вынуждены больше использовать настольный игровой дидактический материал, чем развивающий потенциал двигательной активности детей. Интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для свободной деятельности дошкольников являются выраженными психотравмирующими факторами для них, что в сочетании со снижением уровня двигательных игровых заданий и двигательных упражнений негативно отражается на состоянии их здоровья, на физическом и психическом развитии, что ведет к их утомлению, нежеланию обучаться в дальнейшем. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2012 года подтвердили снижение доли здоровых детей. Частота встречаемости функциональных нарушений у детей в возрасте до 10 лет составляет 65–75%, у младших подростков 10–14 лет – 80–90%, с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. В результате обследований установлено, что ведущее место в структуре хронической патологии детей и подростков занимают хрониче­ские заболевания костно-мышечной системы (Руководство по диагностике и профилактике, 2012).

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Список литературы

1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Фишер К., Люкерт Х. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. – М.: Академия.– 2004. – С. 158.
2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник. – М.: Национальное образование, 2015.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
4. Дмитриев С.В. «Стартовое развитие» предметных движений ребенка (дискурс-анализ проблемы для специалистов по адаптивной педагогике) // Адаптивная физическая культура. – 2006 – №2.
5. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. – Харьков: Харьковский университет, 2002. – 146 с.
6. Мухина С.Н. Программа детского психомоторного развития «Шире круг» с методическими рекомендациями. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 68 с.
7. Мухина С.Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01.– Москва, 2009.– 168 с.
8. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (ДиаПроф НИИГД) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р., д.м.н. Храмцова П.И. – М., 2012. – 181 с.
9. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. –
М.: Академия, 2006. – 368 с.
11. Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека и ее психомоторная составляющая. – 2 вып. Ч. I «Вестник СПбУ», серия 12, 2009 (статья), СПбГУ 2009 Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. II. – СПБ.: Вестник Санкт-Петербургского университета.
12. ФГОС дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – С. 29.
13. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. – 2015. Т. 64. – № 2. – С. 68–83.
14. Aspin D.N. On human movement studies // Momentum. – 1983. – Vol. 8.-№2. – P. 2–11.
15. Blais, C. Instructions as constraints on psychomotor performance // Journal of Human Movement Studies. – 1991. – 21, 217–231.
16. Cratty B.J. A Three factor – level theory of Perceptual – motor Behavior // Quest. – 1966. – P. 3–10.
17. Crocker P.R.E., Wilberg R.B. The absence of orienting task specificity in psychomotor learning // Percept, and Mot. Skills. – 1985. – Vol. 61. – №2. – P. 399–405.
18. Crocker, P. R. E., & Dickinson, J. (1984). Incidental psychomotor learning: The effects of number of movements, practice, and rehearsal. Journal of Motor Behavior, 16, 61–75
19. Kerr R. Motor development: a possible model // Mot. Skills: Theory Pract. – 1982. – Vol. 6. – № 1. – P. 19–28.
20. https://www.caravan.kz/art/chto-takoe-psikhomotorika-94660/

Правила использованияПравообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Читайте также:  Доска для развития ребенка своими руками

Ключевые слова

психомоторное развитие, уровень психомоторного развития дошкольников, технологии психомоторного развития дошкольников

Источник

Мирошниченко Нигина Бахтиеровна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет, магистрант
2Саратовский национальный исследовательский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии

Аннотация
В статье раскрываются особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте. Анализируется содержание эмоциональных переживаний в дошкольном детстве. Прослеживается динамика эмоций и чувств у дошкольников. Исследование имеет важное значение для диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Miroshnichenko Nigina Bakhtiyerovna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Saratov State University, undergraduate
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special needs psychology

Abstract
In article features of emotional development of the child at preschool age are unveiled. Content of emotional experiences in the preschool childhood is analyzed. Dynamics of emotions and feelings at preschool children is traced. Research is important for diagnostics and correction of emotional frustration at children with limited opportunities of health.

Библиографическая ссылка на статью:
Мирошниченко Н.Б., Шипова Л.В. Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/15954 (дата обращения: 26.03.2019).

Изучение эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте имеет важное значение для диагностики и коррекции нарушений эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [1], развития внутренней позиции школьника у данной категории дошкольников [2], формирования готовности к обучению в школе [3], профилактики школьной неуспеваемости и дездаптированности [4].

Дошкольное детство – важнейший этап в формировании личности, когда интенсивно развивается самосознание. Для этого периода характерно изменение взаимоотношений с взрослыми и развитие на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.C. Выготским внутренними этическими инстанциями. Как отмечает Д.Б. Эльконин [5], в раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослым, а дошкольник способен многие свои желания и потребности удовлетворять самостоятельно. Но он хочет участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу, а это пока неосуществимо. Поэтому, ведущим видом деятельности дошкольника становится творческая ролевая игра, которую JI.C. Выготский называл «воображаемой иллюзорной реализацией нереализуемых желаний» [6]. Именно игра наиболее полно способствует овладению социальным пространством человеческих отношений, являясь тем механизмом, который переводит требования социальной среды в потребности самого ребенка [7].

Проблеме эмоционального развития дошкольника посвящены работы Л.И. Божович, Г.М. Бреслава, A.B. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Т.Д.Лоскутовой, B.C. Мухиной, Я.З. Неверович, Г.И. Степановой, Т.П.Хризман, П.М. Якобсон и др.

Исследования показывают, что эмоциональные реакции младшего дошкольника интенсивны и лабильны. Дети живо реагируют на радостные и печальные события, легко проникаются настроением окружающих. Неудержимое веселье легко может смениться обидой и гневом. Не до конца усвоив социально приемлемые способы выражения эмоций, дети бурно проявляют их в мимике, в словах, движениях.

В связи с усложнением отношений с окружающим миром, по мере изменения общего характера деятельности и ее мотивов, на протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка претерпевает существенные изменения (A.B. Запорожец, Л.И. Божович). Ослабевает интенсивность эмоций, усиливается их произвольность, выразительность, богатство экспрессии, усложняется модальная структура переживаний (К.Изард, Я. Рейковский, B.C. Мухина). Наряду с переживаниями, обусловленными удовлетворением непосредственных желаний, возникают сложные чувства, связанные с выполнением норм и правил поведения. Появляется возможность тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в соответствии с требованиями окружающих (A.B. Запорожец,   Я.З. Неверович). Чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость, усиливается их интеллектуальная регуляция (B.C. Мухина). К концу дошкольного детства ведущей функцией эмоций становится побудительная, мотивирующая (Л.И. Божович).

Особое место в психической жизни дошкольника занимают эмоции, связанные с другим человеком (Я.З. Неверович, B.C. Мухина, P.A.Смирнова, Л.П. Стрелкова). Потребность в любви и одобрении, в признании взрослого, становится жизненно важной для ребенка, но она может приобрести негативный оттенок, проявляясь в соперничестве, ревности, в аффективном поведении. Наиболее часто аффективные переживания имеют место в тех случаях, когда у детей высокие притязания сочетаются с неуверенностью в своей способности добиться успеха, а возможности саморегуляции поведения значительно ниже возрастной нормы.

Потребность в признании также обусловливает повышенную чувствительность детей младшего и среднего дошкольного возраста к той оценке, которую дают им взрослые. Как показывает М.И. Лисина [8], такая чувствительность обычно проявляется в реакции детей на похвалу, одобрение и на замечание, порицание. Похвала, свидетельствующая об удовлетворении притязания на признание, вызывает восторг, а ответом на замечание будет обида, нарушение или полное прекращение той или иной деятельности.

В дошкольном возрасте начинает формироваться система соподчинения мотивов, создающих единство личности, было доказано А.Н. Леонтьевым [9]. Эта система начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Развивая данную мысль, Л.И. Божович [7] подчеркивает, что во главе иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредованные по своей структуре мотивы. Причем, сам мотив может не осознаваться ребенком, но с ним связаны эмоциональные переживания. Они и являются тем звеном, через которое мотивы становятся актуальными. Дошкольники могут преодолевать другие свои желания и действовать в соответствии с нравственными нормами, но не потому, что они способны к сознательному управлению собственным поведением, а потому, что их нравственные чувства имеют большую  побудительную силу.

В дошкольном возрасте на эмоциональный мир ребенка особое влияние оказывает общение со сверстниками, с которыми он проводит большую часть времени. Дискомфорт во взаимоотношениях со сверстниками может вызвать вербальную и физическую агрессию. Но дети способны понять, что другие люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. В дошкольном возрасте у детей развивается внимательность, заботливость по отношению к другим, готовность сотрудничать с детьми и делиться с ними своими игрушками [10]. Отзывчивость на состояние другого человека является эмоцией высшего порядка, имеющей нравственное содержание. В дошкольном возрасте такие эмоции еще не могут длительное время определять общую направленность поведения. Установлено, что даже в старшем дошкольном возрасте для большинства детей характерно нестабильное и непоследовательное отношение к сверстнику. В исследовании А.М. Щетининой [11] было выявлено, что и младшие, и старшие дошкольники чаще всего дают эмоциональный отклик лишь на реакции гнева, грусти и страха. При этом дети не всегда адекватно воспринимают переживания других людей, взрослых и сверстников. Тем не менее, на протяжении дошкольного детства эмоции ребенка в значительной мере социализируются – он осваивает принятый в обществе «язык чувств», до известной степени может сдерживать их резкие, бурные проявления.

Читайте также:  Влияние игры на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Важную роль в развитии социально обусловленных эмоций играет речь. Как отмечал A.B. Запорожец [12], именно через аффективную сторону речи осуществляется эмоциональная коррекция поведения в процессе обучения и воспитания. Через слово ребенок учится понимать и обобщать эмоциональные состояния, избирательно относиться к разным сторонам действительности. Однако, по мнению А.Р. Лурия [13], до 4,5 – 5,5 лет регулирующую роль играет еще не столько система избирательных смысловых связей, стоящая за речью, сколько непосредственное импульсивное влияние речевой реакции. Поэтому в тех случаях, когда оно расходится с избирательным смысловым влиянием стоящих за словом связей, доминирующим оказывается именно импульсивное влияние речи. И лишь после 5,5 лет это неспецифическое влияние отступает на задний план.

Итак, возникновение к концу дошкольного возраста соподчинения мотивов, развитие самосознания ребенка характеризует новую ступень в развитии его личности. Аффективная импульсивность, непроизвольность, неустойчивость сменяются стабильными эмоциональными отношениями. Чувства, определяющие систему нравственных, этических и других ценностей, выступают в качестве важного компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Библиографический список

  1. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие. Саратов : ИЦ «Наука», 2015. 371 с.
  2. Шипова Л.В. Изучение внутренней позиции школьника у детей разных возрастных групп. Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 79 с.
  3. Кухарчук О.В., Суслова О.И.  Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр “Институт стратегических исследований”. 2014. С. 33-41.
  4. Шипова Л.В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. № 11. С. 288-292.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.  316 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 63
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  // Вопросы психологии. 1978.  № 4. С. 48-54.
  8. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1974. 36 с.
  9. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1948. С. 4-15 .
  10. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. Т. 1. 1980. С. 43-53.
  11. Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.
  12. Запорожец A.B. Эмоциональное развитие дошкольника / A.B.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  13. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. 495 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»

Источник

Ваш комментарий о книге

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора 4
Введение 5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11
§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149
§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации — обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

ОТ АВТОРА
Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью — зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества — истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.
Я посвящаю свой труд студенческой молодежи — будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.
Декабрь 1996г. Москва
Валерия Мухина

 В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому подходу при написании учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В первом разделе излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.
Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация—обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология

Читайте также:  Развитие ребенка ком времена года

Источник